Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

Федорук Н.А. 1 Кирпичев И.А. 1
1 ГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна»
В работе рассмотрены основные стадии становления Российского экологического законодательства до начала XX века. Данный этап разбит на 3 временных промежутка – начальный (конец XIX – начало XX века), середина XX – 80-е гг. XX века и третий, с середины 80-х гг. по настоящее время. Необходимость государственного регулирования использования окружающей природной среды обусловлена, зачастую, варварским отношением человека к её благам и ресурсам. Такое отношение формировалось на протяжении многих лет. Согласно историческим документам, государственные органы начали регулирование отношений между окружающей природной средой и человеком уже в IX веке, что говорит об актуальности данной проблемы во все периоды существования человеческого общества. Значение природоохранного законодательства трудно переоценить, ведь всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов страны. Данные 3 этапа положили основу для создания современной системы экологического права и законодательства. Это привело к тому, что на данный момент охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, является главной целью государства, а нормативные документы Российской Федерации обязуют сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
законодательство
экология
история
XX век
1. Воронина А.Б. Проблемы охраны окружающей природной среды // Международный аграрный научный журнал «Молодежь и наука». 2016. № 1. С. 75–80.
2. Булгаков, М.Б. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 136–146.
3. Каковы основные этапы развития экологического законодательства? // Экологическое право, вопросы и ответы. URL: http://bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-4/4.htm (дата обращения: 26.03.2019).
4. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9-ти т. Т. 5. М., 1994. 352 с.
5. Голиченков А.К. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы. //Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. № 1. 1991. С. 50–57.
6. Насонова А.В. Становление и развитие заповедного дела в России в дореволюционный период // Вестник Московского ун-та МВД России. 2008. № 2. С. 199–203.
7. Насонова А.В. Становление и развитие правовой охраны животного мира со времен «Русской Правды» до начала XX века // Закон и право. 2010. № 2. С. 110–113.
8. История охраны природы в России // Единый центр дистанционного образования. URL: http://www.voronovaon.ru/prirodopolzovanie/flora/Hustoruoxranaflora/Hustory/index.html (дата обращения: 26.03.2019).
9. Память о Фальц Фейне и его деле // История науки. URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200201409 (дата обращения: 26.03.2019).
10. Насонова А.В. Эволюция лесного законодательства в дореволюционной России // Юридическая мысль. 2011. № 2. С. 53–56.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство [1]. Многие из этих аспектов уже долгие годы регулируются экологическим законодательством. Поэтому для повышения эффективности решения данных проблем, необходимо знать историю развития природоохранной деятельности нашей страны.

Большинство исследователей выделяют 3 этапа развития российского экологического законодательства.

Первый этап (начальный), который можно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создавать заповедники, (Баргузинский и Астраханский), заказники, национальные парки. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью [2].

Второй этап – от середины XX века до восьмидесятых годов XX века – характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под которой в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. В данный период (1957–1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты [3].

Третий этап – примерно с начала восьмидесятых годов XX века и по настоящее время – характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических [3].

Перед тем как разобрать начальный этап, рассмотрим историю развития экологических взглядов на Руси. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства.

Например, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственность князя.

С XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте [2].

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения, например, за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью палками, во второй раз – кнутом, а в третий раз – отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь.

Для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц [4].

Требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке [5]. По указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профилактики возникновения в Москве заболеваний, предписывалось, чтобы мертвый скот и других животных вывозили за черту города.

В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота [5].

В 1833 г. были изданы Правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе [4].

Перейдем к начальному этапу. В период конца Х1Х – начало ХХ в. законодатель преследовал две экологических цели: во-первых, установить запреты на отдельные виды природопользования (лесопользование, охоту и т.д.), и, во-вторых, изъять из хозяйственного использования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны (заповедники) [6, 7].

В уголовном законодательстве России был установлен ряд запретов в рассматриваемой области отношений. Предусматривалась ответственность за излишнее истребление диких животных и рыбы, самовольное создание рыбных заводов, незаконный улов, самовольную рубку деревьев в казенных и частных лесах, строительство признанных по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрик или заводов, сброс в водоемы ядовитых или сильнодействующих веществ с намерением лишить кого-либо жизни и др.

В 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов, запрещавшее сплошные рубки и установившее категории защитных лесов. Однако положение применялось формально и не препятствовало выборочным рубкам по всей площади лесных дач и последующему сельскохозяйственному освоению. В 1913 г. переруб расчетной лесосеки в Европейской части России достигал 47 %, в том числе в Центральном Черноземье до 60 %, а на Юго-Востоке – 35 % [8].

В целях охраны ценных природных ландшафтов из сельскохозяйственного оборота, оборота лесного хозяйства выводились некоторые земли, предназначенные для организации на них заповедников, парковых зон. К примеру, барон Ф.Э. Фальц-Фейн на базе созданного в 1874 г. на юге Украины зоопарка в 1898 г. организовал первый частный степной заповедник «Аскания-Нова», для которого выделил 500 десятин земли [9]. Были также созданы частные заповедники в имениях князя Карамзина (заповедано 600 га девственной степи в Бугурусланском уезде), графа Шереметьева («Лес на Ворскле»), а также на Кавказе (реликтовые рощи Пицунды, Лагодехи и др.).

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: «В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству». Но уже в 1915 – 1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы [9].

В этот период принимаются многочисленные законы об охране и использовании лесов (1883-1913 гг.), недр (1864-1893 гг.), земель (1893 г.), об охоте (1892 г.), заповедниках (1916 г.) и т.д. [7]. Таким образом, к окончанию пореформенного и предреволюционного периода сформировались основные отрасли российского права окружающей среды, их нормативно-правовая база. Наметилась тенденция кодификации природоохранительного законодательства.

В силу того, что лес составлял и составляет одну из экономических основ нашего государства, наиболее ярко природоохранная функция государства проявилась именно в отношении лесных богатств [6]. Основная масса природоохранных актов данного периода была посвящена охране, сбережению и восстановлению лесных ресурсов.

В целом можно говорить о рациональной и продуманной государственной политике в отношении лесного фонда уже на дореволюционном этапе развития Российского государства. Об этом свидетельствует комплексный подход в применении мер, касающихся лесопользования, охраны лесных ресурсов и лесовосстановительных мер в различных категориях лесов [6, 10]. Значение природоохранного законодательства данного периода трудно переоценить. Всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов и в первую очередь лесного богатства страны.

В настоящее время существуют разные точки зрения на состояние экологического законодательства. Принятие новой Конституции закрепило государственную собственность на природные ресурсы, как и на частную землю, что способствовало созданию новых заповедников, например, Шайтан-Тау, Утриш, Васюганский и др. Впервые охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, названа как главная цель государства, а граждане России обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.


Библиографическая ссылка

Федорук Н.А., Кирпичев И.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-3. – С. 19-21;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2110 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674