Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЗАЩИТА ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Догузова Д.А. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Статья посвящена вопросам защиты детей от кибербуллинга как составляющей части буллинга в Российской Федерации. С развитием современных информационных технологий, средств связи и с вовлечением детей и подростков в мир интернета и мобильных телефонов появился и такой вид школьного насилия, как кибербуллинг – одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов. Наиболее частыми участниками общения в Интернет-пространстве являются подростки. Это может привести к негативным последствиям, поскольку они наиболее уязвимы с психологической точки зрения. Одной из главных проблем является отсутствие четкого различия между участниками этого процесса. Поэтому нет четких правил и способов защиты от этой опасности. Киберзапугивание является опасным из-за того, что агрессор игнорирует все правила приличия и может безнаказанно совершать самые унизительные действия потерпевшего в виртуальном мире. Любая травля – это результат неравномерного распределения власти: сильные терроризируют слабых. Она, в том числе и в форме кибербуллинга, опасна для психологического здоровья жертв.
буллинг
груминг
кибербуллинг
флейминг
троллинг
клевета
гриферство
остракизм
секстинг
дети
административное правонарушение
виртуальна реальность
шантаж
1. Информационный портал Meduza: [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io (дата обращения: 23.03.2019).
2. Любовь Найденова. «Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование»: [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm (дата обращения: 22.03.2019).
3. Виктория Ивашура. «Что такое кибербуллинг? Интернет-троллинг и кибербуллинг»: [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/167695/chto-takoe-kiberbulling-internet-trolling-i-kiberbulling (дата обращения: 22.03.2019).
4. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь / сост. Н.В. Ктотова. Минск: Красико-Принт, 2015. 96 с.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018). – Собрание законодательства РФ, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Попробуйте представить современного ребенка без мобильного телефона, компьютера, ноутбука или планшета. Это уже невозможно. Они рады наличию таких гаджетов, ведь это дарит возможность общения с друзьями, родственниками, одноклассниками, играть в различные виртуальные игры. Однако наряду с этим возникают и проблемы.

С развитием современных информационных технологий, средств связи и с вовлечением детей и подростков в мир интернета и мобильных телефонов появился и такой вид школьного насилия, как кибербуллинг – одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов.

Кибербуллинг (cyberbullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull – бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения – быковать.

Старшее поколение совсем не задумываются об опасностях, которые могут настигнуть в сети интернет, в школах и на улице. Вследствие чего, происходят различные негативные ситуации: попытки совершения суицида и даже смерть. Вышеуказанные случаи зачастую происходят из-за халатности в воспитании родителями. К слову говоря, если умалчивать о проблеме, то и решение ее найдено не будет, а, следовательно, и адекватного регулирования системой законодательства и практикоприменения со стороны правоохранительных органов.

Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы. Любая травля – это результат неравномерного распределения власти: сильные терроризируют слабых. Она, в том числе и в форме кибербуллинга, опасна для психологического здоровья жертв.

В связи с вышесказанным, можно констатировать, что кибербуллингом признается нападение в целях нанесения определенного психического и психологического вреда, осуществляя свою негативную деятельность через e-mail, социальные сети, различные чаты, сайты, смс на телефон, которое имеет повторяющийся характер, характеризуется агрессивностью, физическим и моральным насилием.

В январе 2017 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила, что около 30 % детей в России сталкиваются с интернет-травлей [1].

По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в 2017 году почти половина российских подростков подвергались кибербуллингу. Так, 48 % детей в возрасте 14–17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46 % подростков стали свидетелями агрессивного онлайн-поведения, 44 % получали агрессивные сообщения. При этом только 17 % детей обращаются за помощью к родителям [2, с. 125].

Следует помнить, что закон защищает личность каждого отдельного гражданина и накладывает ответственность за неподобающее поведение не только при реальном общении, но и посредством различных средств коммуникации, включая соцсети.

На сегодня существует довольно подробная классификация разных типов кибербуллинга (флейминг, троллинг, клевета, гриферство, раскрытие секретов, выдача себя за другого, исключение/остракизм, мошенничество, киберсталкинг и секстинг), учёные также говорят о возможности прямого и косвенного буллинга. В первом случае ребёнка атакуют напрямую в сети, по телефону или СМС, а во втором в процесс травли вовлекаются посторонние люди [3. с. 95]. Например, с аккаунта жертвы могут рассылать агрессивные сообщения в адрес друзей или преподавателей.

Различия кибербуллинга от традиционного реального буллинга обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового.

Каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение [4. с. 96]. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем некорректно.

Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной? Жертвы кибербуллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, так как опасаются дополнительного наказания – лишение привилегий пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему от взрослых.

На наш взгляд, для профилактики кибербуллинга, его прекращения или преодоления его последствий родителям, прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам.

У детей и родителей различные увлечения и предпочтения и в медиа, и в интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному миру требует регулирования, введения четких правил пользования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует.

Полностью искоренить кибербуллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов – это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибербуллингом являются особенно опасными.

В российском законодательстве достаточно статей, которые можно использовать для привлечения к ответственности людей, занимающихся травлей в интернете. Просто «троллинг», «нападки» – всё это не юридические термины, и в каждом случае нужно разбираться, что конкретно было сказано. Например, можно привлечь к гражданско-правовой или административной ответственности за оскорбление – это статья 150 Гражданского кодекса и статья 5.61 КоАП, также есть отдельные статьи за оскорбление представителей власти и суда.

Оскорбление – это когда используется очень экспрессивная, жёсткая лексика не фактологического, а оценочного характера. Если речь идёт о распространении недостоверных сведений о человеке, которые порочат его честь и достоинство, о ложном обвинении в каких-то правонарушениях, недолжном поведении, обмане – всё это на юридическом языке называется диффамация. Тут можно подавать иск о защите чести и достоинства, и их подаётся много, в том числе в связи с распространением информации в интернете.

Статья 152 ГК устанавливает возможность подачи такого иска, а статья 128.1 Уголовного кодекса – это уже клевета – те же действия, но совершённые умышленно. Там довольно крупные штрафы: от одного до пяти миллионов рублей. Уголовная ответственность в виде лишения свободы здесь не предусмотрена, но она и не нужна, это было бы чрезмерным наказанием за нанесенную обиду.

Как мы видим, в России есть нормативная база по этому вопросу, проблема в том, что иногда наказание недостаточно влияет на обидчика. Он вполне может достичь своей цели, даже если будет привлечён к ответственности.

Что такое штраф в одну тысячу рублей, если на кону стоит личная месть? Вопрос в том, какими мотивами движим человек, когда он это делает. Ведь подавляющее большинство оскорблений в сети – это экспрессивные высказывания и не вполне осознанные действия.

Мы считаем, что действующих законов для защиты граждан от травли достаточно. Однако необходимо установить ответственность за оскорбление, совершённое группой лиц, дополнив пунктом 4 ст.5.61 КоАП РФ следующего содержания [5]:

«…4. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица группой лиц, – влечет на каждого гражданина в данной группе наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Кроме того, следует активно реализовывать уже принятые нормы защиты от кибербуллинга в нашей стране.

Благодаря внесению изменений в КоАП РФ и активной реализации действующих норм национального законодательства мы надеемся на более эффективную защиту человека в сети Интернет.


Библиографическая ссылка

Догузова Д.А. ЗАЩИТА ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-2. – С. 24-26;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2092 (дата обращения: 02.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674