Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА «ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПАТРИОТИЗМ?»

Яковлева С.С. 1 Максимова А.Д. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье представлены данные социологического опроса, проведенного в г. Якутске в 2019 г. среди студентов и преподавателей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Было опрошено 120 лиц женского и 10 мужского пола в возрасте от 17 до 62 лет. Результаты опроса отразили отношение испытуемых к патриотизму, понимание, видение перспектив феномена патриотизма. Участники ответили на вопросы о том, чем является истинный патриотизм, нужно ли заниматься патриотическим воспитанием современной молодежи, причисляют ли себя к патриотам своей страны. В процессе изучения был выявлен факт того, что большинство опрошенных (72 %) считают себя патриотами, но в то же время почти половина из них (58,5 %) хотели бы жить и родиться в другой стране. 28 человек (21,5 %) не смогли назвать патриотом никого из своих знакомых. Данный факт является свидетельством необходимости создания условий для воспитания патриотизма у граждан. По мнению опрошенных в целях возрождения патриотизма необходимо усилить работу по патриотическому воспитанию в образовательных организациях, активизировать работу на местах, регионах, оказывать помощь патриотическим объединениям.
патриотизм
патриотическое воспитание
патриот
патриотические объединения
республика Саха (Якутия)
Родина
Отечество
молодежная политика
1. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 2–7.
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://fzakon.ru/ukazy-prezidenta/ukaz-prezidenta-rf-ot-07.05.2018-n-204/ (дата обращения: 07.02.2019).
3. Путин: «Патриотизм стержень генетической памяти русского народа» // РБК: сайт телеканала РБК, 4 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bdf0e2c9a7947b1fc86c735 (Дата обращения: 04.03.2019).
4. Матвеева С.В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Матвеева. Нижний Новгород, 2006. 205 с.
5. Савкин Н.С. Философия патриотизма: патриотизм мнимый, показной и подлинный // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2018. Т. 18. № 2 (42). С. 197–204.
6. Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://government.ru/mediaqqyuwwz0ws.pdf. (дата обращения: 07.02.2019).
7. Указ главы республики Саха (Якутия) от 15.12.2017 N2278 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018–2022 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://glava.sakha.gov.ru/ot-15-dekabrya-2017-g-----2278 (дата обращения: 07.02.2019).

Стратегической целью современного педагогического образования является «воспитание личности, гражданина, человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации, педагога, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего ребенка, умеющего с ним работать» [1].

В соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», приоритетным направлением государственной политики является образование. Необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации [2].

Патриотизм в самом благородном смысле этого слова должен быть основой укрепления государства, заявил президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции 20 декабря 2018 года. Президент Владимир Путин назвал чувство патриотизма «стержнем генетической памяти» русского народа и самой важной частью общенациональной культуры. Об этом он сказал на приеме по случаю Дня народного единства, сообщается на сайте Кремля.

Путин подчеркнул, что для России «имеют особую ценность» идеалы патриотизма, потому что на них «основана непобедимая сила духа» русского народа, «которая не раз удивляла и восхищала весь мир» [3].

Патриотизм – одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным качеством личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активной деятельности и самореализации личности на благо Родины патриотическое воспитание рассматривается сегодня как социальная потребность общества, где основным институтом патриотического воспитания является система образования [4].

В целях исследования личного патриотизма, анализа отношения граждан к патриотизму в феврале 2019 г. был проведен социологический опрос в г. Якутске среди студентов и преподавателей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Было опрошено 120 лиц женского и 10 мужского пола в возрасте от 17 до 62 лет.

Испытуемые отвечали на 15 вопросов анонимной анкеты. На вопрос «Чем является патриотизм?» самым популярным оказался ответ «Уважение к своей Родине, гордость за свою страну» (44,6 % (58 человек)). Ответ «Любовь к Родине» дали 33,8 % (44 человека). Мнения в ответах выражали любовь к Родине, народу, семье, прославление исторических военных побед. Однако, 4,6 % (6 человек) ответили о том, что патриотизм теряет свое значение в условиях глобализации.

По мнению большинства опрошенных истинный патриотизм проявляется в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма (12 % – 16 человек). Видят проявление патриотизма в работе с полной отдачей сил по своей специальности (12,3 % – 16 человек), в участии в деятельности патриотических организаций в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы (7,7 % – 10 человек).

Преобладающее большинство (81,5 % (106 человек)) уверены, что нужно уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи. Тем не менее, выявлен существенный объем не согласных с данной необходимостью – 18,5 % (24 человека)).

О том, какие методы продвижения патриотизма среди граждан считаются самыми действенными нам рассказали сами граждане – это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, личный пример родителей, чтение литературы патриотической направленности.

Самым непопулярным способом развития патриотизма по мнению опрошенных является деятельность патриотических клубов, военно-спортивные игры.

Предлагалось ответить о случаях участия в патриотических мероприятиях. В результате выяснилось, что 40 % (52 человека) очень редко, 23,1 % (30 человек) – никогда, 26,2 % (34 человека) – неоднократно и 10,8 % (14 человек) – довольно часто выступают участниками организованных патриотических мероприятий.

Одинаковое количество респондентов заявили о том, что половину и большинство россиян можно назвать патриотами. 72,3 % (94 человека) не считают себя патриотами, остальные 27,7 % (36 человек) – нет.

Мы выявили мнения о том, чем можно гордиться в России:

– Победой в Великой Отечественной войне, 76,9 % (100 человек),

– историей страны, 50,8 % (66 человек),

– культурным наследием, 47,7 % (62 человека),

– принадлежностью к своей национальности, 41,5 % (54 человека),

– природными богатствами страны, 46,2 % (60 человек),

– положением России в мировом сообществе, 24,6 % (32 человека).

– «гордиться нечем», 7,7 % (20 человек).

В процессе изучения был выявлен факт того, что большинство опрошенных (72,3 %) считают себя патриотами, но в то же время почти половина из них (58,5 %) хотели бы жить и родиться в другой стране. 28 человек (21,5 %) не смогли назвать патриотом никого из своих знакомых. Данный факт является свидетельством необходимости создания условий для воспитания патриотизма у граждан, показателем недовольства граждан условиями проживания в стране.

«Отечество как данная политическая, экономическая, культурная и социальная среда, устройство государственной власти, определяющее отношения между классами и нациями, отношения собственности и т.д. представляется как общенациональное единство без архибогатых и бедных, капиталистов и наемных рабочих, как будто в обществе нет таких, которые получают по миллиону рублей в день, и таких, которые живут на 15 тыс. рублей в месяц и меньше. Эти интеллигентствующие, философствующие политологи, историки, социологи, идеологи, популярные деятели культуры, перебивая друг друга, доказывают, что если ты патриот и гражданин, должен претерпеть все тяготы и лишения кризиса для защиты единого для всех Отечества. А чтобы никто не сомневался, что у нас единая Россия, одна страна, одно Отечество, нас убеждают: все будет хорошо… Без мощной промышленной высокотехнологичной базы, без высококачественных рабочих мест невозможно развитие науки. Нарушение этой обязательной сбалансированной взаимосвязи приводит к невостребованности наших научных результатов экономикой и обществом. Соблюдение сбалансированности создает условия, при которых талант, желание двигаться дальше, трудолюбие гарантируют профессиональный рост молодых людей на Родине. Патриотизм подлинный – это защита прежде всего национально-государственных интересов России в сочетании и единстве с интересами основных масс населения – созидателей, трудящихся, людей труда, ученых, учителей, врачей» [5].

Идея патриотического воспитания объединила усилия государственных и общественных организаций, что нашло отражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [6].

Согласно программе предусмотрены следующие формы и методы работы по патриотическому воспитанию:

– содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

– активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

– углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;

– повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам;

– развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;

– повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;

– популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны и др.

Эти цели реализуются в республике Саха (Якутия) в соответствии с Указом главы республики о государственной программе Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 – 2022 годы» от 15 декабря 2017 года N 2278 [7].

Одним из направлений программы является воспитание патриотизма у граждан, оно осуществляется в рамках подпрограммы «Воспитание патриотизма у граждан – национальная идея государства». Ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия). Целью подпрограммы является: создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Согласно плану подпрограммы количество мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание и допризывную подготовку граждан в Республике Саха (Якутия) должно возрасти к 2022 до 116.

Ожидаемыми результатами реализации Программы является увеличение доли граждан, у которых основной жизненной ценностью являются любовь к Родине и семье, на 10 %.

Таким образом, сравнение результатов опроса и существующей государственной политики, показало, что в подавляющем большинстве, люди считают патриотизм необходимым нравственным ориентиром, готовы содействовать его развитию, но существует некое разочарование в существующей действительности.


Библиографическая ссылка

Яковлева С.С., Максимова А.Д. О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА «ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПАТРИОТИЗМ?» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 146-149;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2086 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674