Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННЫМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ НАРОДА САХА

Тарабукина В.В. 1 Яковлева С.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Приобщение к национальным духовно-нравственным ценностям является приоритетной задачей образовательной системы нашей страны. Традиционные ценности этноса начинают усваиваться ребенком в дошкольном детстве при взаимодействии с близкими людьми в семье и в дошкольном образовательном учреждении. В статье раскрывается содержание работы дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к традиционным духовно-нравственным ценностям народа саха. Авторы анализируют труды современных исследователей, посвященные традиционным ценностям якутов, уделяя внимание семейным ценностям – превозношению духа природы, почитанию старших, культу ребенка, любви и уважению в семье, готовности прийти на помощь близкому человеку. Авторами описывается опыт работы с детьми по приобщению к семейным ценностям в дошкольной образовательной организации: проведение в детском саду дней якутской культуры, национального праздника, виртуальных экскурсий, изучение народного эпоса. Перспективы исследования авторы видят в дальнейшем обогащении методического сопровождения практической деятельности детского сада.
духовно-нравственные ценности
семейные ценности народа саха
традиции народа саха
олонхо
якутские настольные игры
родной край
хабылык
хаамыска
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 102 с.
2. Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. М.: Национальное образование, 2016. 696 с.
3. Горбунова О.Ф., Цветкова Е.П. Опыт исследования приобщения к семейным ценностям в контексте патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. 2016. № 3 (10). С. 28–30.
4. Сукнева С.А., Барашкова А.С. Семья и дети в системе жизненных ценностей населения Якутии // Регион: экономика и социология. 2016. № 3 (91). С. 98–117.
5. Брагина Д.Г. Семья у якутов: от традиции к современности // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2015. № 4 (13). С. 48–53.
6. Барахсанова Е.А. и др. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. М.: Академия, 2003. 144 с.
7. Алгыс [Электронный ресурс] / Академия духовности Республики Саха (Якутия), сайт. 17 августа 2018 г. Режим доступа: http://akademiyadukhovnosti.ru/2018/08/17/?%D0?%B0?%D0?%BB?%D0?%B31 (дата обращения: 21.05.2019).
8. Борисова Г.В., Андреева Л.Д. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с персонажами олонхо // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4–8. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/viewid=17648 (дата обращения: 21.05.2019).

В современный период российской истории и образования происходит переосмысление ценностных ориентиров. Это связано с происходящими в России и в мире социально-политическими событиями. Изменяется отношение людей друг к другу, обществу, государству.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [1].

Актуальность приобщения молодежи к традиционным ценностям обусловлена в настоящее время социальными и экономическими переменами в обществе. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается значимость воспитания детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей родного края [2].

Именно семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребенок выходит в мир. Опыт, который приобретает ребенок в семье, бесценен, если система семейных взаимоотношений поддерживает ребенка. Именно в семье происходит приобщение детей к семейным ценностям. Под приобщением к семейным ценностям мы подразумеваем процесс усвоения детьми духовного содержания жизни семьи. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей [3].

Современные представления северян о ценности семьи в целом позитивны, что подтверждают материалы анкетирования населения, проведенного в рамках выполнения проекта «Форсайт Республики Саха (Якутия)». Жизненные ориентации фиксировались по ответу на вопрос: «Что такое жизненное благополучие?». Предложенные варианты ответов включали 15 ценностей, из которых респондент мог выбрать до пяти. Распределение мнений респондентов показало приоритеты ценностей семейного образа жизни. Так, вариант ответа «наличие семьи, детей» выбрали 71,6 % принявших участие в опросе. Сохранение крепкого здоровья, рассматриваемое нами как одно из условий жизнеобеспечения семьи, отмечено каждым вторым участником опроса (49,9 % ответов). Богатство, деньги, обеспечивающие материальное благополучие семьи, важны для 48,6 % респондентов. Уважение окружающих (47,6 %), воспитание детей достойными гражданами (47,3 %) также явились весьма значимыми признаками жизненного благополучия. Интересная работа (41,4 %) заняла шестое место в рейтинге жизненных ценностей участников опроса в независимости от их национальной принадлежности [4].

Особенности истории и культуры якутов были исследованы учеными историками, этнографами, религиозными деятелями и педагогами: А.Е. Кулаковским, А.Е. Мординовым, В.Л. Серошевским, И.А. Худяковым, Э.К. Пекарским и др.

Для якутских верований характерно обращение к природе как к матери, любовь и уважение к ней. При этом есть в отношениях с окружающей средой, и некая «несемейная» отстраненность: природу воспринимают как потустороннюю силу, с которой нельзя полностью совладать. У всего сущего по мнению саха есть душа и силы. А обряды якутов призваны наладить отношения между многочисленными духами и человечеством.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и так далее. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

У якутов считается, что «тот, кто не знал любви и ласки в детстве, становится грубым и злым». Наши родители проявляют к нам, своим детям, любовь и ласку, заботу и поддержку. Мы с малых лет привязаны к своим родным и привыкли к тому, что родители нас утешат, когда нам больно или обидно, и поддержат и морально, и материально, если нужно. А также, мы имеем и некоторые запреты, которые воспитывают соблюдение правил поведения в обществе, традиций и обычаев предков.

В особый культ возводится отношение к старшим в семье – родителям, братьям и сестрам, а также предкам. Это выражается, прежде всего в истории семьи и рода. Все это способствует формированию в сознании ребенка образа родового древа, представления своей роли в цепи истории рода и семьи, формирует ценностные отношения к семье, родителям, родному дому.

Ребенок является высшей ценностью семьи, рода, он всегда был и остается желанным. Рождение ребенка превращается в культ семьи и сопровождается комплексом ритуалов и обрядов, а также словами– благопожеланиями. С особым ликованием встречается рождение мальчика, который является продолжателем рода, хранителем семейных традиций. Кроме того, мальчиков нарекали именами реально живущих людей из числа родственников и знакомых.

Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

Народная этика считала неприличным и непозволительным детям громко разговаривать, вмешиваться в разговор, спорить, пререкаться со старшими, а в присутствии гостей дети вели себя тихо и старались не показываться им на глаза. Ныне эти моменты в воспитании детей не всегда наблюдаются. В сельской местности, как и ранее, к труду детей приучают с самого раннего детства, и уже девочка приучается к тем работам, которые выполняет мать, а мальчик приучается к мужским занятиям [5]

Приобщение детей дошкольного возраста традициям народа саха в МБДОУ детского сада имени М.Ф. Алексеева Нюрбинского улуса с. Хатын-Сысы начинается с младших групп. В календарный план воспитателя каждой возрастной группы обязательно включаются различные формы работы, которые мы приводим ниже.

Саха кyнэ (якутский день). Все работники и дети в этот день надевают национальные костюмы. На завтрак, обед и ужин подаются национальные блюда. Проводятся развлекательные досуги, включающие национальные игры, чтение литературы, песни, танцы, изобразительная деятельность, театрализованные представления по национальным мотивам. В этот день дошкольники погружаются в мир национальной культуры, впитывают неповторимую ауру этнической специфики, благодаря чему происходит интенсивное усвоение традиционных ценностей родного края.

Настольные игры: хабылык, хаамыска, сонор, тырыынка, тэлээрик, тыксаан. Народная настольная игра – понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности [6].

Проводятся регулярные экскурсии по памятным местам, музеям, паркам. Для детей старшего дошкольного возраста воспитатели используют виртуальные экскурсии в Национальный художественный музей в г. Якутск. Экскурсия проводится воспитателем в конце учебного года. Для демонстрации картин используется ноутбук и проектор. Воспитатель включает детей в деятельность, приглашая на экскурсию. Вспоминает с детьми о том, что такое живопись, галерея. Рассказывает о том, что художник может передавать через свои творения свои чувства, оживлять образы, рассказывает передаваемыми образами не только то, что он увидел, но и то, что чувствовал. Далее воспитатель приглашает детей в виртуальный музей – Национальный художественный музей РС (Я). Говорит о том, Попов Иван Васильевич – первый народный профессиональный художник Якутии. Картина «Теленок» – яркая, интересна своим простым содержанием. На ней изображен милый теленок. Дошкольникам предстает лето в его сочных красках. Воспитатель вспоминает с детьми анималистический жанр живописи; дает характеристику теленка – где он может бегать, какой он живой и юркий, как он ищет свою маму; спрашивает у детей, кто видел живого теленка, вспоминает о роли домашних животных в жизни народов Якутии и пр.

Ознакомление с произведениями искусства, иллюстрирующими быт, природу, историю этноса несомненно являются катализаторами усвоения детьми традиционных ценностей родного края.

Каждый год летом проводят национальный праздник ысыах для детей. Традиционно он начинается с обряда алгыс. Алгыс – это якутский обряд благословения. В традициях у якутов принято встречать алгысом каждого гостя, приехавшего издалека. Весь ритуал алгыса, сочетает поклонение духу огня, духу местности, круговой танец осуохай. Это связано с чувством единения человека с окружающим миром. Воспитатели проводят якутские национальные игры для детей, такие, как «Дьоhегей оонньуута» (бег на лошадках), «Мас тардыhыы» (перетягивание палки), «Куобах – кылыы» (эстафета – прыжки) и другие. Народные игры передают национальный дух, устои, образ жизни якутов и являются эффективным средством формирования устойчивого заинтересованного уважительного отношения к культуре родного края у дошкольников [7].

Ознакомление с Олонхо. Эпос включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. В детских садах республики Саха (Якутия) накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо. Олонхо – это очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с народным эпосом нужно учитывать возраст детей. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды [8].

Ознакомление с литературными произведениями: якутские сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихи: «Жеребенок», (Б. Хабырыыс), «Белка», «Жук», «Куропатка» (С.П. Данилов), «Синичка» (П.Н. Тобуруоков), рассказы: «Лепешка бурундука» автор Н.Г. Якутский (Н.Г. Золотарев) и др.

В произведениях литературы легко прочувствовать превозношение духа природы, почитание старших, культ ребенка, любовь и уважение в семье, готовность прийти на помощь близкому человеку, сопереживание – традиционные ценности народа саха.

Таким образом, приобщение дошкольников к традиционным ценностям народа саха выполняет важную роль в формировании личности ребенка, его сознания, самосознания, нравственных и других его характеристик. Традиционные ценности представляют собой отражение культуры и неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Дошкольная образовательная организация непосредственно способствует усвоению детьми духовно-нравственных ценностей народа саха. Воспитателями создается специальная образовательная среда, обеспечивающая приобщение детей к семейным ценностям формирующая ценностное отношение к истории и культуре родного края.


Библиографическая ссылка

Тарабукина В.В., Яковлева С.С. ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННЫМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ НАРОДА САХА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 122-125;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2080 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674