Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Назарова А.Г. 1
1 ФГОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье показана роль развития эмпатии в жизни дошкольников, становлении нравственной сферы личности, раскрыты три компонента психологической структуры эмпатии: когнитивный (понимание состояний другого человека без изменения своего состояния); эмоциональный (сопереживание и сочувствие); поведенческий (активная поддержка другого и оказание помощи), процессы психолого-педагогического моделирования, влияние сюжетно – ролевой игры на развитие эмпатии. Термин эмпатия в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение; особый вид внимания к другому человеку. Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.
эмпатия
нравственная сфера
дошкольник
дошкольное детство
сюжетно – ролевая игра
1. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография. М.: Издательство «Перо», 2014. 185 с.
2. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. 234 с.
3. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40–48.
4. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. 253 c.
5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // Biosocial characteristics of the modern human psychology / Social and political aspects of the post-industrial life activity of states: Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor Pavlov V.V. London, 2013. Р. 33–34.

Одним из ведущих приоритетов образования является нравственное воспитание детей.

Развитие эмпатии – не только процесс развития эмоций, но и процесс формирования нравственных мотивов в пользу другого человека.

Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. В связи с этим проблема эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию становится актуальной в контексте социально-психологической проблемы нашего времени [1].

Дошкольное детство представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной мере проявляют свое действие. Дошкольное детство – период жизни человека, в котором социальное развитие имеет важную роль: именно в этом возрасте происходит интенсивное «впитывание» ребенком, «приращение» окружающей действительности, «запечатление» в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей, становление субъектного и социокультурного опыта. Именно в данном возрасте интенсивно начинает формироваться личность ребенка воспитание таких качеств, как нравственность, духовность, самостоятельность, социальная активность, инициатива, самопознание, поэтому данный возраст ответственен за дальнейшую жизнедеятельность человека [2].

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности. Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процессусвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–экстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс формирования нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта [3].

Изучение природы эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении. Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение. Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии [4].

Термин эмпатия в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение; особый вид внимания к другому человеку. Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего [4].

Составляющими эмпатии являются:

1) когнитивный компонент в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния;

2) эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия;

3) поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи.

Психолог Карл Роджерс определял эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь» [5].

Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка [5].

Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, «благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми» [5]. Именно в игровой деятельности формируется и развивается социальный феномен, который характеризуется интенсивным присвоением ребенком человеческого опыта во всех сферах жизни. В игре формируется воображение, речь, простейшие формы логического мышления, ориентация на общечеловеческие отношения и действия, что позволяет дошкольнику осознать себя как личность. В игре происходит присвоение знаний, и это возможно, когда ребенок при этом выполняет определенную социальную роль.

Игра заставляет детей по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используемым в игре.

Те действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивает их усвоение детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

Кроме того, участвуя в играх, старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом и в то же время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

Таким образом, можно предположить, что развитие эмпатии у старших дошкольников успешно формируется благодаря сюжетно – ролевой игре. Развитие эмпатии у дошкольника так же связаны с успешностью процессов психологопедагогического развития психических свойств дошкольников.

А эти процессы в свою очередь зависят от того насколько адекватно осуществлено соответствующее моделирование и его последующая реализация в специально организованной психологически безопасной образовательной среде[3].

Модель психолого-педагогического развития эмпатии у дошкольников может быть представлена следующими структурными компонентами: целевой (определение целей и задач), диагностический (проведение диагностических процедур по проблеме исследования), формирующий (проведение программы развития эмпатии у дошкольников), аналитический (оценка эффективности программы развития эмпатии у дошкольников).

1. Формирующий компонент.

Цель: провести программу по развитию эмпатии по средствам сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников.

2. Аналитический компонент.

Цель: проверить эффективность программы по психолого-педагогическому развитию эмпатии по средствам сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников.

Вывод: Игровая деятельность, а именно сюжетно-ролевая игра, служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка, как существо высшее, социальное. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Построение программы в соответствии с предложенным моделированием должно обеспечивать развитие эмпатии, нравственной сферы личности дошкольника и социализацию ребенка.


Библиографическая ссылка

Назарова А.Г. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 95-97;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2072 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674