Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Корнилова М.Н. 1 Николаева А.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Статья посвящена изучению проблемы ранней профориентации детей, так как проблема профориентации является общественной, именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Однако в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ е? проектирования и средств реализации. Во-первых, были рассмотрены труды педагогов и психологов по данной теме и выявлены необходимые условия результативной исследовательской деятельности в процессе формирования ранних представлений у детей дошкольного возраста о профессиях. Во-вторых, разработан проект, помогающий детям в старшем дошкольном возрасте в ранней профориентации, в котором дети смогут познакомиться через проектную деятельность с миром профессий. В-третьих, описаны методики по выявлению начального уровня представления детей о труде взрослых и результаты анкетирования родителей по данной теме. Исследование показало, что родители не все понимают значения ознакомления ребенка с миром профессий, не уделяют этому должного внимания, и что большинство детей имеют низкое представление о труде взрослых. Данный факт подтвердил предположение о том, что формирование представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при комплексном использовании современных образовательных технологий.
ранняя профориентация
проектная деятельность
профессия
труд взрослых
1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 52 с.
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. М.: ООО «Центр педагогического образования», 2014. С. 32.
3. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. С. 13.
4. Алябьева Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М.: ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2017. 176 с.
5. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: Сфера, 2005. С. 28.
6. Киселева Л.С. Данилина Т.А. Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2013. С. 96.
7. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 368 с.
8. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. М.: Феникс, 2011. 576 c.
9. Гофман Е.Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры // Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков: материалы интернет-конференции. 2017. С. 25–27.
10. Андрей Домбровский. Чашка кофе... с датской королевой // На путях к новой школе. 2003. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/11/5/ (дата обращения: 12.05.2019).

На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальность, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Ранняя профориентация – это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии [1].

Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в одном из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду [2].

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [3].

По мнению А.Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольником с трудом взрослых изучали многие ученые: В.П. Кондрашов, Т.А. Шорыгина, Е.А. Алябьева, В.Т. Потапова [1, 3-5].

В.П. Кондашов отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я». Автором была составлена парциальная игровая образовательная программа дошкольной образовательной организации «Мир профессий», включающая в себя формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр [1].

Е.А. Алябьева считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Автор предлагает несколько методических пособий по ознакомлению детей 5–8 лет с профессиями [41].

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять.

Исследования Кондрашова В.П., проведенные в дошкольных образовательных учреждениях, показали, что дети старшего дошкольного возраста знают от 7 до 16 названий профессий, а имеют некоторое представление и могут объяснить упрощенно, «своим» языком, о содержании профессиональной деятельности или профессиональных действиях только 4-12 профессий [6].

Теоретический анализ исследований по проблеме ранней профориентации, а также анализ образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций показал противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ е? проектирования и средств реализации. С детьми в детских садах не проводятся необходимые мероприятия по профриентационной работе, предлагается узкий перечень профессий, знания детей о них минимальны, так как даются эпизодически.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в Центре развития ребенка-детский сад № 89 «Парус» в городе Якутске Республика Саха (Якутия) выявила начальный уровень сформированности представлений о мире профессий и труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста по методике Урунтаевой Г.А. [7, c. 48]. В процессе беседы большинство детей проявляли заинтересованность к теме разговора и с удовольствием общались. Дети не в полной мере ориентируются в профессиях, многие не понимают их назначений. Дети с затруднением называли профессии своих родителей. Почти у большинства детей большое затруднение вызвал вопрос, связанный с понятием «профессия». 23 % детей показали низкий уровень представления о труде взрослых, они не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций. Некоторые дети отвечали неуверенно, скованно, как правило, отвечали неполными предложениями или «не знаю», 42 % детей имеют средний уровень представления о труде взрослых, дети не имеют полных знаний о труде взрослых, не всегда характеризуют труд взрослых, не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы и 25 % детей имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Прослеживаются положительные эмоции в мимике, жестах, интонации.

Таким образом, дети недостаточно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.

Опрос родителей показал, что, 80 % взрослых не беседуют с ребенком о своей профессии, приводя личный пример и объясняя сущность своей работы и только 10 % родителей приводят своих детей на экскурсию на свою работу, а около 10 % читают литературные произведения, сказки, показывают ребенку мультфильмы, фильмы, информационные видео о тех профессиях, которые интересны их детям. 70 % родителей не знают, какую профессию хотят выбрать их дети, когда вырастут. Анализ результатов анкетирования родителей выявил следующее противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и отсутствием понимания у родителей важности такой работы с детьми с дошкольного возраста.

Формирование представлений дошкольников о мире профессий и труда необходимо строить с учетом современных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. [8].

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Эта деятельность объединяет педагогов, детей, родителей, открывает возможность работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы. Каждый ребенок, участвуя в проектной деятельности, может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит проявить уверенность в своих силах [9, с. 25; 10].

Разработанный нами проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса и представления о профессиях с использованием проектной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

В нашей работе созданы игротеки по видам профессий.

– безопасность (криминалист, пожарный, полицейский),

– медицина (врач, педиатр, стоматолог, хирург),

– педагогика (воспитатель, логопед, учитель, психолог),

– профессии будущего (робототехника и машиностроение),

– авиация (проектировщик интерфейсов беспилотной авиации),

– биотехнологии (сити-фермер).

Используем в работе нетрадиционные методы и приемы:

– виртуальные экскурсии, электронные игры;

– фотопутешествия, видеопутешествия;

– опыты и эксперименты;

– лэпбук – создание лэпбука «Моя будущая профессия».

Цель нашего проекта – ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в контексте непрерывного образования.

В ранней профориентации детей дошкольного возраста проектная деятельность предоставляет возможность детям быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности. Она формирует представления о мире профессий, осознание ценностного отношения к труду взрослых. Участие в проектной деятельности открывает перед детьми возможность проявления самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем благополучному профессиональному самоопределению.

Таким образом, проектная деятельность повысит уровень освоения детьми мира профессий и расширит кругозор знаний о труде взрослых.


Библиографическая ссылка

Корнилова М.Н., Николаева А.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 87-90;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2070 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674