В дошкольных образовательных организациях в логопедических группах основной контингент составляют дети с общим недоразвитием речи, у которых разные виды речевой патологии. Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) у детей при нормальном слухе и интеллекте, следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) [1, с. 34]. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также при дизартрии и ринолалии. Этиологией (причина) общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
В настоящее время в логопедических группах детей с ОНР (III уровень) становится гораздо больше. В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития. Филичева выделила 4-ый уровень общего недоразвития речи. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов.
Детей с III уровнем речевого развития можно характеризовать таким образом: номинативный и предикативный словарь доминирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неспособность употребления способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов. Часто они заменяют нужное слово другим, близким по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков, поэтому у них наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. В своей речи дети часто пропускают предлоги или их вообще не употребляют. Почти у всех детей с III уровнем речевого развития наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные. У детей с третьим уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков словообразования. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. Поэтому, типичным для данного уровня является применение простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
В связи с непрерывным увеличением количества детей с общим недоразвитием речи становится проблемой, именно при развитии у них лексико–грамматического строя речи, который занимает важный роль в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных на данный момент.
В работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи объем словарного запаса бедный, также у них недостаточно развита речевая функциональная система, что характеризуется недостаточной развитостью номинативной, предикативной и атрибутивной лексики [2, с. 84]. Мы будем рассматривать предикативный словарь, т.е. это те слова, которые обозначают действие или состояние предмета, так как детьми глаголы понимаются лучше и в речи используют чаще.
У старших дошкольников с ОНР в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками наблюдаются отличия в развитии предикативного словаря, а именно в недостаточном употреблении словоизменений в глаголах, трудности в понимании и употреблении слов с лексико – грамматическим сходством, трудности усвоения антонимии и синонимии глаголов, ограниченность и однообразие слов, обозначающих действие. В развитии предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР эти отличия мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему речевому развитию ребенка [3, с. 69].
В результате развитие лексики (словарного запаса) нарушается из-за незнания многих слов, невозможности их распознать и интерпретировать (в одном случае ребенок употребляет данное слово в широком смысле, а в другом – в узком смысле). Иногда дошкольники используют слово только в некоторых случаях, но в активной речи этот предикат не вводится. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи слово носит ситуативный характер.
Вопросами развития словаря у детей с речевым развитием III уровня, в том числе предикативного словаря, занимались такие ученые как: Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова [4, с. 39]. На сегодняшний день мало методик по развитию предикативного словаря у детей с ОНР, а также недостаточное количество комплексных методик по его исследованию. Вследствие этого для его обследования отводится абсолютно небольшой объем заданий, который не дает возможность выявить полноту усвоения предикативного словаря, понять механизмы ее формирования. Сложно подбирать нужный наглядный материал для обследования и развития предикативного словаря.
Так как ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста выступает игра, то играя можно развивать у него словарь, в том числе и предикативного. В нашем исследовании одним из эффективных средств развития предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР является игра, включая дидактическую. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Используя дидактические игры, повышаем у детей интерес к речи, развиваем сосредоточенность, обеспечиваем лучшее усвоение речевого материала.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа, где каждый этап имел свои цели и задачи: констатирующий, формирующий, контрольный. Первый этап – констатирующий, который позволяет выявить уровень развития предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР. Второй этап – формирующий, включающий в себя работу с дошкольниками экспериментальной группы с использованием подбора комплекса игр и упражнений, направленного на развитие предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР. И третий этап – контрольный, в процессе которого проводилась повторное обследование, для выявления эффективности использования предложенного нами системой логопедической работы по развитию предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР, посещающие МБДОУ «ЦРР – Детский сад №89 «Парус» ГО «Город Якутск».
С целью выявления уровня развития предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР мы использовали методики Н.С. Жуковой, Т.Б [5, с. 346], Филичевой, Г.В. Чиркиной [6, с. 32], Е.Ф. Архиповой. Материалом для исследования служили предметные и сюжетные картинки из альбома Иншаковой О.Б, Нищевой [7, с. 246].
Чтобы выявить уровень развития предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР, задания были направлены на: выявление пассивного и активного глагольного словаря, на понимание значение приставочных глаголов, на образование слов с противоположным значением. Каждый правильный ответ оценивался по баллам. Например, мы возьмем методику Н.С.Жукова, с помощью которого мы выявили уровень дифференциации глаголов, образованных префиксальным способом. Понимает ли ребенок значение приставочных глаголов и умеет ли их использовать в речи, предлагали им сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов). В нашем случае, на картинке девочка развесила белье и по инструкции: «Посмотри на картинку. Послушай два слова: «развесила» — «обвесила». Одно из них подходит к картинке. Какое слово подходит к этой картинке? Назови слово. Произнеси все предложение». При правильном выборе глагола очень часто дети не могли правильно его употребить в речи, т.е. заменяли другим, близким по смыслу глаголом.
В ходе исследования мы отметили, что у детей из экспериментальной группы пассивный глагольный словарь преобладает над активным глагольным словарем. Это свидетельствует о том, что эмпрессивная сторона речи менее развита у детей с речевым развитием III уровня. Например, часто допускались ошибки при подборе антонима к слову «поднимать» – дети в основном называли следующие слова: «не поднимать», «ложить» и т.д., вместо слова «опускать». Как оказалось, детям задание при подборе антонимов было затруднительным.
Дети из контрольной группы тоже показали низкий уровень развития предикативного словаря. Результаты показывают, что активный и пассивный глагольный словарь у детей в двух группах недостаточно развит. У большинства детей у старших дошкольников недостаточно развит предикативный словарь, т.е. преобладают слова, обозначающие обиходные и бытовые действия, которые они выполняют каждый день, не владеют близкими по смыслу глаголами. Это говорит, что дети для успешного обучения и воспитания нуждаются в коррекционно-педагогической помощи по развитию предикативного словаря.
По результатам исследования констатирующего этапа в экспериментальной и контрольной группах у большинства детей номинативный словарь приближен к норме, предикативный словарь в основном имеет низкий уровень (экспериментальная – 70 %, контрольная 60 %), остальные дети показали средний уровень развития (экспериментальная – 30 %, контрольная – 40 %).
С целью развития предикативного словаря у детей экспериментальной группы, мы разработали систему логопедической работы, в которой использовался комплекс дидактических игр и упражнений. Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования для развития синонимии и антонимии глаголов, мы подобрали такие игры как: «Все наоборот», «Я начну, а ты закончи», «Скажи похоже», «Вредный щенок», «Измени предложение», «Надо сказать по-другому», «Играем с мячом». Чтобы расширить объем словаря глаголов параллельно с расширением представления об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности, детям предлагали такие игры: «Кто больше действий назовет», «Что происходит», «Угадай что?», «Кто может совершать эти движения». Также, с помощью таких игр, как: «Кто как кричит?», «Кто как передвигается», «Кто как голос подает?», «Сочиним стихотворение», «Кто чем занимается», «Подскажи словечко» мы обогащали и активизировали глагольный словарь у детей старших дошкольников с ОНР (III уровень). Например, в игре «Надо сказать по-другому» мы читали стихотворение, затем задавали вопросы. На вопрос: «А какая была Снегурочка, провожая зиму?» – дети ответили: «Печальная». Следующий вопрос: «К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу», и дети начали подбирать слова: грустная, невеселая и.т.д. В ходе игры дети были активными, заинтересованными, научились подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Для проведения вышепредложенных игр, которые направлены на развитие предикативного словаря, использовали разные дидактические пособия, это предметные картинки, игрушки, платок, мяч и т.д. В экспериментальной группе игры проводились в индивидуальной, так и фронтальной форме. В ходе игры каждому ребенку подходили с учетом их индивидуальных особенностей, так как некоторые были стеснительными, тихими, беспокойными, некоторые наоборот гиперактивные, не терпеливые. В итоге дети научились находить к глаголам антонимы; соотносить предметы с действием; называть действия, которые выполняет человек определенной профессии; согласовывать в числе глагол с существительным, изменяя их окончания и т.д.
После проделанной работы по развитию предикативного словаря у детей экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: высокий уровень показали 10 % детей, средний уровень – 80 % и низкий уровень – 10 %. У детей контрольной группы высокий уровень не выявлен, средний уровень показали 70 % детей, низкий – 30 %.
Положительная динамика развития предикативного словаря убедительно доказало эффективность использования предложенной нами системы логопедической работы по развитию предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр, которая включает синонимии и антонимии глаголов, увеличение объема словаря глаголов параллельно с расширением представления об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Герасимова С.П., Архипова С.Н. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 51-54;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2060 (дата обращения: 22.11.2024).