Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОО

Антонова А.Ю. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье раскрываются особенности организации процесса обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Процесс обучения строится на основе интересующих дошкольника различных видов деятельности. В методике раннего обучения английскому языку отмечается, что овладение языком должно вестись осмысленно, с учетом родного языка, а также являться средством приобщения к другой культуре, то есть развивать и углублять познавательную активность и интерес. В статье уделяется внимание современным формам работы с семьей и педагогическим коллективом, помогающие обеспечить единство требований в обучении детей английскому языку в детском саду и дома. Взаимодействие всех субъектов педагогического сопровождения обучения дошкольников английскому языку помогает ребенку актуализировать субъектный опыт как результат обучения английскому языку, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной деятельности. Автор делает вывод о том, что становление субъектного опыта ребенка возможно при организации обучения детей дошкольного возраста через игру как ведущий вид детской деятельности, интеграцию сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, создание проблемно-игровых, проблемно-поисковых ситуаций, включенных в целостный процесс обучения английскому языку.
педагогическое сопровождение
раннее обучение
деятельность
субъектный опыт
формы работы
1. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества СПб.: Питер, 1995. 129 с.
2. Вронская И.В. Английский язык в детском саду: для воспитателей детского сада и родителей. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. 400 с.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1994. 155 с.
4. Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 3–6.
5. Козина C.B. Музыкальные физкультминутки на занятиях английского языка // Педагогика ДОУ. 2006. № 2. С. 105–109.

Эффективность обучения детей дошкольного возраста английскому языку обеспечивается реализацией педагогического сопровождения как совокупности обозначенных педагогических условий.

Е.И. Казакова дает следующее определение: «сопровождение – это создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» [1, с. 54]. На основании данного определения можно заключить, сопровождение всеобъемлющий процесс, распространяющийся на различные жизненные периоды, но имеющий единую цель – развитие человека как субъекта различных видов активности. Одним видов сопровождения становится педагогическое сопровождение. Специфика педагогического сопровождения заключается в том, что его целью становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения).

Рассмотрим особенности организации процесса обучения с учетом предпочитаемых детьми видов детской деятельности.

Результативность обучения зависит от отношения ребенка к деятельности, поэтому дидактический процесс должен строиться на основе интересующих дошкольника видов деятельности. В качестве таких видов деятельности в обучении английскому языку могут быть использованы: пение, рисование, аппликация, игра [2, с. 125].

Для организации дидактического процесса на основе предпочитаемых видов детской деятельности важно разработать вариативные формы выполнения одного и того же задания. Так для повторения новых слов можно использовать дидактическую игру, исполнение песни, рисование по теме или аппликацию, отображающих изученную лексику. Принципиально важным становится изучение субъектного опыта (содержание и результат жизнедеятельности человека) освоения английского языка и предпочитаемых видов деятельности детей в организации педагогического сопровождения обучения английскому языку. Основным инструментом изучения становится педагогическая диагностика.

Диагностика субъектного опыта и учет ее результатов в обучении английскому языку подразумевает инструментарий, позволяющий педагогу получать представления об особенностях субъектного опыта освоения английского языка, видеть, как меняются интересы ребенка и его возможности в самостоятельной деятельности.

Включенность субъектов в процесс обучения рассматривается в качестве принципа организации педагогического сопровождения обучения детей дошкольного возраста английскому языку. Современные формы работы с семьей и педагогическим коллективом помогают обеспечить единство требований в обучении детей английскому языку в детском саду и дома. К таким условиям могут быть отнесены:

– активные формы работы с родителями детей, изучающих английский язык в детском саду;

– активные формы работы с родителями и детьми;

– активные формы работы с воспитателями и специалистами.

Активные формы работы с субъектами обучения детей дошкольного возраста предполагают практическое освоение ими элементарных дидактических аспектов методики раннего обучения английскому языку.

Активная работа с родителями предполагает ознакомление родителей с наиболее значимыми практическими аспектами методики обучения английскому языку. На основе полученной информации родители могут задавать вопросы, высказывать свои суждения, которые будут учитываться при разработке практических занятий для родителей и их детей. Участие дошкольников в таких занятиях является неотъемлемой составляющей педагогического сопровождения обучения, т.к. позволяет ребенку применить накопленные знания и умения в необычной ситуации – научить взрослых английскому языку. Это способствует становлению субъектного опыта дошкольников как результата обучения английскому языку.

Активные формы работы с педагогическим персоналом подразумевают совместное планирование обучения английскому языку, где иностранный язык становится содержательной частью основных организованных образовательных деятельностей (музыкальные, физкультура, изобразительная деятельность), режимных моментов (прогулка, умывание, зарядка), самостоятельной деятельности.

Для систематизации знаний и умений по английскому языку, активизации в профессиональном репертуаре различных форм совместной деятельности воспитателей необходимо организовать цикл практических семинаров. Эта форма организации взаимодействия предполагает интенсивное обогащение профессионального опыта в организации педагогического сопровождения обучения детей дошкольного возраста английскому языку. Семинары характеризуются активным включением слушателей в «проигрывание» возможных ситуаций партнерства и сотрудничества с детьми.

Рассмотрим процесс обучения-сопровождения, характеризующийся непрерывностью и взаимодополняемостью форм, методов и приемов обучения английскому языку применительно к практике. В процессе обучения-сопровождения основное внимание уделяется совместной деятельности педагога с детьми, представленной как субъект-субъектное дидактическое взаимодействие. Такой вид взаимодействия подразумевает активизацию в профессиональном репертуаре педагога следующих форм организации совместной деятельности с детьми, как:

– создание ситуаций успеха;

– создание проблемно-поисковых (игровых) ситуаций;

– сюжетно-ролевых игр;

– дидактических игр;

– подвижных игр.

Педагогическое сопровождение в обучении дошкольников реализуется преимущественно с помощью игровых методов, т.к. игра является для ребенка естественной деятельностью, и именно в ней он в большей степени проявляет себя как субъект. Игровые методы можно представить широким спектром сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

Многие исследователи в разное время (К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Т.И. Чиркова и др.) подчеркивали влияние дидактического потенциала игры на обучение в нескольких аспектах: игра создает эмоциональный фон, который обеспечивает эффективность усвоения детьми материала; влияет на интеллектуальную активность ребенка; делает ребенка свободным, раскрепощенным в поисках оригинальных, творческих решений и т.д. A.B. Запорожец называл игру эмоциональной деятельностью. Именно за счет эмоциональности, считают многие авторы, идет повышение эффективности обучения в игровых ситуациях. Эмоциональный компонент, привносимый игрой в обучение, гораздо значимее для развития как учебной, так и самой игровой деятельности. Эмоциональная сфера – это тот мост, через который эти два вида деятельности ребенка взаимообогащают друг друга.

Как подчеркивают Н.Я Михайленко и H.A. Короткова, свободная сюжетная игра – одна из самых привлекательных для детей старшего дошкольного возраста деятельность [3, с. 13]. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный внутренний комфорт.

Формирование коммуникативной компетентности в рамках обучения детей дошкольного возраста английскому языку является одной из основных задач обучения. Необходимо сформировать у детей навыки диалогической речи, т.е. научить общаться со взрослыми, друг с другом на иностранном языке. Каждый раз меняя роли в игре, воспитатель или педагог английского языка развертывает новый диалог со своим основным собеседником (разговаривает с врачом как медсестра, как пациент, как коллега по работе). При этом поочередная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком-«врачом» являются моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей.

Кроме того, в сюжетно-ролевой игре формируются лексико-грамматические умения и навыки в непосредственной свободной для ребенка деятельности (в играх по различным темам повторяются названия продуктов, игрушек, предметов, животных и т.д.).

В содержании игр на английском языке также могут и должны быть включены все разделы работы, что и на родном языке: эмоционально-нравственное воспитание – вежливые слова, слова, выражающие эмоциональное состояние и т.д.; трудовое воспитание – знакомство с трудом взрослых и особенностями профессий в стране изучаемого языка; экологическое воспитание – природные и погодные явления могут широко использоваться детьми в играх на свежем воздухе; формирование элементарных математических представлений – совершенствование навыков счета, знание названий дней недели, месяцев в году.

Итак, можно сделать вывод, что, выполняя функцию средства обучения, сюжетно-ролевая игра может служить составной частью организованной образовательной деятельности или полностью заменять его. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование сюжетно-ролевой игры как средства обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Сюжетно-ролевая игра помогает обобщать знания, полученные детьми в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательный интерес.

Создание проблемных ситуаций в обучении английскому языку стимулирует становление субъектного опыта ребенка. Поскольку в процессе поиска решения ребенок вступает во взаимодействие с педагогом, основанное на партнерских отношениях. Постепенно партнерство со стороны воспитателя переходит в позицию советчика и заинтересованного наблюдателя, а самостоятельность и активность дошкольника возрастает [4, с. 3].

В качестве эффективного метода обучения детей дошкольного возраста выделяется и дидактическая игра. Игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она рассматривается как средство, как прием, как форма обучения, как самостоятельная деятельность детей.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элемента занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. Опираясь на непроизвольное внимание детей, педагог активизирует их познавательную деятельность, вызывает интерес к окружающим предметам, совершенствует сенсорный опыт, формирует навыки и умения.

Важной задачей педагогического руководства дидактическими играми является создание таких условий, при которых дети могут играть самостоятельно. Для этого воспитатель и специалист по английскому языку, систематически проводя организованные дидактические игры и принимая в них участие в качестве ведущего и равноправного участника, формирует у детей умения включаться в игровые взаимоотношения, соблюдать правила игры, решать дидактические задачи в процессе разнообразных игровых действий. Опыт участия в таких играх дети переносят на самостоятельные игры. Вместе с тем, педагог помогает детям организовывать и проводить самостоятельные игры: знакомит с новыми настольно-печатными играми, наблюдает за играющими и в случае необходимости напоминает правила. Воспитателю и педагогу по английскому языку необходимо руководить и выбором игр. Они повседневно наблюдают за играющими детьми и, учитывая их интересы и желания, намечают, какие игры следует рекомендовать в тот или иной период работы той или иной группе детей.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Отсюда очевидно то огромное значение, которое дидактическая игра имеет в обучении детей дошкольного возраста, в активизации субъектного опыта освоения английского языка ребенком.

При организации педагогического сопровождения обучения необходимо уделить должное внимание подвижным играм и физкультминуткам на английском языке [5, с. 107]. Так как внимание детей дошкольного возраста неустойчиво, они умеют сосредоточиться на несколько минут, то смена видов деятельности не может в полной мере решить проблему утомления детей во время занятий. Поэтому для восстановления сил необходимо обеспечить дошкольникам активный отдых в подвижных играх. Игры различной степени могут быть организованы в группе и на улице, в ходе реализации различных режимных моментов.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что становление субъектного опыта ребенка возможно при организации обучения через игру как ведущий вид детской деятельности, интеграцию сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, создание проблемно-игровых, проблемно-поисковых ситуаций, органично включенных в целостный процесс обучения английскому языку.


Библиографическая ссылка

Антонова А.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОО // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 36-39;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2056 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674