Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РЕНОВАЦИЯ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Лисина Т.C. 1 Гнутова И.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»
Статья посвящена проблеме реновации объектов промышленной архитектуры и их адаптации к структуре современного города. Утратившие свою первоначальную функцию, заброшенные промышленные здания и сооружения 19-20 веков оказались фактически исключены из современной городской среды, при этом занимая значительные территории в центре города и негативным образом влияя на его облик. Архитектурная и историческая ценность многих объектов индустриального наследия диктует необходимость их сохранения и дальнейшего использования, что возможно путем реновации и, таким образом, придания данным промышленным объектам новых функций и обновленного облика, гармонично вписывающегося в архитектурную композицию города. В данной статье проблема реновации промышленных объектов рассматривается на примере практики европейских стран, приводится периодизация процесса реновации в Европе, типология промышленных объектов и примеры наиболее интересных архитектурных решений, излагаются основные принципы успешной реновации, а также рассматриваются примеры наиболее интересных проектов, осуществленных в России. Накопленный за последние десятилетия европейский опыт может быть успешно применен в нашей стране, где процесс реновации богатого промышленного наследия только набирает силу.
реновация
индустриальное наследие
1. Асаул А.Н., Казаков Ю.Н., Ипанов В.И. Реконструкция и реставрация объектов недвижимости: учебник [Электронный ресурс]. СПб.: Гуманистика, 2005. 288 с. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m495/2_1_1.htm (дата обращения: 05.02.2019).
2. Названы главные русские слова 2017 года [Электронный ресурс] // Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ». Режим доступа: https://godliteratury.ru/events/renovaciya-bitkoin-i-khayp (дата обращения: 05.02.2019).
3. Real E. Reconversions. L’architecture industrielle r?invent?e [Электронный ресурс] // In Situ. 2015. № 26. Режим доступа: https://journals.openedition.org/insitu/11745 (дата обращения: 24.01.2019).
4. Revitalization [Электронный ресурс] // Manufaktura. Режим доступа: https://en.manufaktura.com/site/520/history/revitalization (дата обращения: 06.02.2019).
5. Квартал [Электронный ресурс] // Loft-квартал «Даниловская мануфактура». Режим доступа: https://dm1867.ru/quarter.php (дата обращения: 06.02.2019)
6. История [Электронный ресурс] // Новая Голландия. Режим доступа: http://www.newhollandsp.ru/history/recent-history/ (дата обращения: 07.02.2019).

Термин «реновация», как и обозначаемый им «инновационный процесс в сфере основного капитала, при котором изменяется функциональное назначение объектов реконструкции» [1, с. 20] сравнительно недавно вошел в нашу жизнь. Сегодня он является одним из самых популярных – в 2017 году слово «реновация» возглавило рейтинг десяти главных русских слов, составленный Экспертным советом при Центре творческого развития русского языка [2]. Реновация объектов промышленного наследия является одной из самых актуальных проблем современности, поскольку диктуется комплексом социальных, экономических, экологических, исторических и эстетических факторов. Тем не менее, в России этот процесс носит пока еще очаговый характер, и сконцентрирован в основном в крупных городах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, а в большинстве остальных городов РФ, в отсутствие комплексного подхода и цельной политики в данной области, судьба объектов индустриального прошлого пока остается неопределенной. В то же время в Западной Европе уже в начале текущего столетия доля обновленных объектов составляла более 50 % рынка недвижимости [3, с. 66].

Начало эры реновации в Европе принято датировать 70-ми годами 20 века, когда европейскими странами был подхвачен стихийно начавшийся в Соединенных Штатах процесс преобразования промышленных объектов в арт-пространства. В качестве первых европейских примеров подобных преобразований можно привести культурные объекты Ди Фабрик в Гамбурге и Холл-Шербек в Брюсселе, созданные в 1971-1972 годах.

В развитии процесса реновации в Европе можно выделить несколько этапов:

– 1970-1980 годы, когда первые опыты реновации касаются в основном переоборудования текстильных фабрик в социальное жилье, с незначительной долей коммерческих и деловых функций;

– 1980 годы, во время которых были осуществлены крупные проекты, на базе бывших промышленных территорий созданы крупные культурные пространства;

– начало текущего столетия, когда явление реновации достигает пика, а обновленные объекты наделяются целым рядом самых разнообразных функций: используются как элитное жилье, гостиницы, образовательные учреждения, спортивные центры, выставочные, театральные, торговые пространства, штаб-квартиры компаний и т.д. [3, с. 61].

Систематизация европейского опыта в области реновации промышленного наследия показывает, что для определенных типологических групп промышленных сооружений подходят определенные типы новых функций. Такой типологический подход обоснован тем, что в реновации в отличие от проектирования нового объекта, не назначение будущего объекта обусловливают его форму, а наоборот, новое назначение и новая функция воссоздаваемого здания во многом зависят от особенностей изначального объекта. Рассмотрим вышесказанное на конкретных примерах.

Во многих европейских странах эра реновации началась с реконструкции ткацких фабрик, представляющих собой прочные многоэтажные здания надежной конструкции с просторными, светлыми помещениями с высокими потолками, застекленными фасадами. Эти здания как нельзя лучше подходили для переоборудования в жилые комплексы (лофты), что к тому же отвечало требованиям времени. Так, во Франции первым серьезным опытом в сфере реновации промышленного наследия стала переоборудование ткацкой фабрики Ле Блан в Лилле в 1979 г. в многофункциональный комплекс, включающий социальное жилье, а также офисные и коммерческие помещения.

Со временем жилая функция все больше стала сочетаться с деловой, коммерческой, развлекательной, реновации подвергались целые промышленные кварталы, превращенные в многофункциональные комплексы. Масштабным примером преображения фабричного пространства может служить комплекс бумажных мануфактур И.К. Познанского в польском городе Лодзь, который, в результате проведенной реконструкции, превратился в крупнейший культурно-развлекательный центр Manufaktura. На площади 28 гектаров сосредоточено несколько музеев, выставочных и спортивных площадок, магазины, рестораны и многое другое. Тщательно сохраненный внешний облик мануфактуры, наличие музея фабрики и музея города обуславливают гармоничное сочетание в проекте истории и современности [4].

Зарубежная практика переоборудования старых фабричных кварталов в лофт-пространство с успехом нашла применение у нас в стране. Одним из самых ярких подобных примеров стала реновация Даниловской мануфактуры в Москве. Основанная в 19 столетии, фабрика прекратила выпуск продукции в 1990-х годах, и в начале текущего века представляла собой промзону, на территории которой функционировали несколько рынков. Проект реновации предполагал наряду с изменением внутреннего наполнения здания в соответствии с его новым назначением тщательное восстановление исторического внешнего облика, сохранения оригинальной архитектурной стилистики и исторической памяти места (корпуса квартала были названы по фамилиям предпринимателей, основавших Даниловскую мануфактуру и по видам выпускавшихся на ней тканей). В результате фабрика превратилась в современный лофтовый квартал, включающий комплекс апартаментов с подземными паркингами, гостиницу, деловой центр, в котором разместились штаб-квартиры ведущих телекоммуникационных компаний, а также спортивные и социальные объекты [5]. Удачное сочетание современных функций с сохранением исторической ценности делают этот проект одним из самых успешных проектов реновации в Москве за последнее время.

Начавшись с текстильных фабрик, процесс реновации постепенно охватил объекты различных отраслей промышленности, являя примеры неожиданных перевоплощений: зданий мельниц в первоклассный отель (отель Хилтон в Венеции) и учреждение образования (университет Париж Дидро); электростанции в центр искусств (галерея Тейт Модерн в Лондоне); насосной станции в модный ресторан, декорированный фотографиями начала 20 века, а также тщательно сохраненным дизельным двигателем, осветительной арматурой и другими элементами интерьера бывшей станции (ресторан Het Pomphuis, Антверпен).

Одним из самых необычных с точки зрения возможностей адаптации типом промышленных сооружений являются газгольдеры, представляющие собой огромные резервуары для хранения газа. В качестве самого яркого, и ставшего уже классическим примера трансформации газгольдеров можно привести Венские газометры, переоборудованные группой известных архитекторов в современный жилой комплекс. Авторам проекта удалось вдохнуть жизнь в газгольдеры: сохранить исторический облик зданий, умело использовать обширные внутренние пространства и наполнить их новыми интерьерами. Оформление каждого из четырех газгольдеров носит индивидуальный характер, между собой они соединены переходами, и покрыты стеклянными куполами. В качестве примера самого необычного использования газгольдеров можно привести газометр в немецком Дуйсбурге, переоборудованный в центр подводного плавания. В России наибольшее число газгольдеров сохранилось в Санкт-Петербурге: некоторые из них уже получили вторую жизнь, другим только еще предстоит это сделать. В 2017 году в одном из газгольдеров, расположенном на территории бывшего газового завода Общества столичного освещения на Обводном канале открылся самый большой в мире планетарий с куполом диаметром 37 метров. Обновленное здание включает в себя, кроме собственно планетария, выставочную галерею на высоте шесть метров, смотровую площадку под куполом, демонстрационные залы и зону технологий виртуальной реальности.

Отдельно стоит выделить реновацию прибрежных и портовых территорий с присущими им специфическими сооружениями (верфями, доками, портовыми складами). Процесс переоборудования портовых территорий стартовал в Европе в начале 1980 годов с модернизации квартала Доклендс в Лондоне, представляющего собой зону старых доков по обеим сторонам Темзы. Огромная территория заброшенных портовых сооружений была превращена в современный жилой и коммерческий квартал. Несмотря на то, что большую часть складов пришлось снести, некоторые из зданий все же были сохранены, а в доках сейчас швартуются дорогие яхты. Далее были проведены работы по реновации портовых территорий Ливерпуля, Амстердама, Бордо, Марселя и других европейских коммерческих портов, превративших их в кварталы делового, культурного, коммерческого, жилищного назначения с сохранением исторического внешнего облика. Одним из самых масштабных современных проектов является реконструкция портовой территории в Гамбурге, в ходе которой планируется максимально сохранить морской характер бывшего порта и ландшафт территории. Параллельно со строительством района Хафен-Сити в Гамбурге идет масштабная реновация острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Рукотворный остров в дельте Невы, созданный во времена Петра I, представлял собой огромный складской комплекс для нужд судостроителей. Сегодня это благоустроенное общественное и культурное пространство с большой парковой зоной, на острове ведется реконструкция исторических зданий, и не предполагается строительство новых сооружений [6].

В заключение хочется затронуть проблему реконструкции монопрофильных населенных пунктов, для которых вопрос реновации бездействующих промышленных территорий, оснащения их новыми функциями является вопросом выживания. В европейской практике не так много удачных примеров реконверсии целых населенных пунктов. Два из них – фабричный поселок-музей Нью-Ланарк в Шотландии и поселок Салтэа в предместье английского Брэдфорда, инфраструктура которого подверглась полному обновлению, занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Приведенные выше примеры реновации объектов промышленного наследия являются наиболее успешными как в плане архитектурных решений, так и с точки зрения их адаптации к современной городской среде. По мнению Эммануель Реал, сотрудницы департамента изучения и сохранения исторического наследия французского региона Нормандия, успешный с архитектурной и социальной точки зрения проект реновации должен удовлетворять следующим принципам: новое функциональное использование должно быть обусловлено техническими и историко-культурными особенностями объекта; необходима расстановка акцентов как на оригинальных элементах структуры, материалах, так и на привносимых улучшениях, с соблюдением равновесия между старым и новым, а также уважение к исторической памяти, атмосфере места; проект должен быть творческим и предусматривать возможность последующих функциональных изменений [3, с. 9-11].

Накопленный за последние десятилетия опыт промышленной реновации сегодня позволяет реализовывать самые сложные и самые смелые проекты, а также подтверждает, что реновация является оптимальным способом адаптации объектов индустриального наследия к требованиям современной жизни. Изучение, систематизация и эффективное применение этого опыта являются залогом успешного сохранения промышленного наследия и улучшения современной городской среды, повышения качества жизни.


Библиографическая ссылка

Лисина Т.C., Гнутова И.И. РЕНОВАЦИЯ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-4. – С. 59-62;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2037 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674