Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕБОМЕТРИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ ПОРТАЛОВ

Бородина К.В. 1 Абрамова О.Ф. 1 Рыбанов А.А. 1
1 Волжский политехнический институт филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Развитие и распространение глобальной сети Интернет диктует новые концепции формирования и оценки веб-сайтов. Вначале процент веб-порталов организаций, особенно научных и образовательных, был небольшим, и оценивать их было бессмысленно. Сейчас же, практически у каждой организации, занимающейся образовательной и научной деятельностью, есть страница в Интернет, и необходимость оценки привлекательности и эффективности таких страниц актуальна как никогда. Любая оценка должна проводиться в сравнении, поэтому существуют рейтинги веб-порталов различной тематики, например, рейтинг научных веб-сайтов, который измеряется с помощью вебометрических критериев. Согласно этому рейтингу, многие научные порталы российских научно-образовательных учреждений нуждаются в доработке и модернизации, поэтому необходимо более подробно изучить данную тему. В статье рассматриваются существующие российские и зарубежные рейтинги веб-сайтов научно-образовательных организаций, используемые критерии для формирования таких рейтингов, а так же выполнен обзор методов улучшения показателей и дальнейшего совершенствования научного портала университетов в целях повышения места в рейтинге. Цели исследования: изучить понятие вебометрического рейтинга и его индикаторов, оценить важность сбора данных при помощи рейтинга для аудитории пользователей научного портала.
вебометрический рейтинг
научный портал
индикаторы
веб-портал научно-образовательной организации
методы оценки
1. Поляк Ю. Российский и международный опыт вебометрических исследований // Информационные ресурсы России. – 2014. – № 6 – C. 6–7. 
2. Webometrics Ranking of World Universities [Электронный ресурс]. – URL: http://webometrics.info 
3. Галынский В.М. Вебометрические рейтинги: анализ последних изменений // Высшее образование в России. – 2016. – № 11 – C. 72–78.
4. Карпенко О.М. Роль веб-политики в конкурентоспособности вуза (результаты международного рейтинга университетов мира “Webometrics” – январь 2009) / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А. Вознесенская // Социология образования. – 2009 – № 9 – С. 36–56.
5. Голубев В.В. Анализ влияния списка литературы в публикации на наукометрические показатели научной деятельности [Электронный ресурс] / В.В. Голубев, О.Ф. Абрамова // NovaInfo.Ru: электрон. журнал. – 2017. – № 58, т. 4. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/10667 (дата обращения 05.12.2018).
6. Абрамова О.Ф. CASE-технологии: изучать или исключить? / О.Ф. Абрамова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 9. – C. 109–110.
7. Иванушкин И.А. Анализ осуществимости автоматизации документооборота в организации дополнительного образования детей и школьников [Электронный ресурс] / И.А. Иванушкин, О.Ф. Абрамова // Академия педагогических идей «Новация». Сер. Студенческий научный вестник: сетевой журнал. – 2018. – № 6. – АРТ 311–эл. – 11 с. – Режим доступа: http://akademnova.ru/page/875550 (дата обращения 05.12.2018).
8. Краскин П.М. Сравнительный обзор подходов к аутентификации участников мероприятий в веб-системах [Электронный ресурс] / П.М. Краскин // Академия педагогических идей «Новация». Сер. Студенческий научный вестник: сетевой журнал. – 2018. – № 5. – C. 49–59. – Режим доступа: http://akademnova.ru/page/875550 (дата обращения 05.12.2018).
9. Фофилов Н.А. Исследование и анализ внутренних коммуникаций в организации [Электронный ресурс] / Н.А. Фофилов, О.Ф. Абрамова // Академия педагогических идей «Новация». Сер. Студенческий научный вестник: сетевой журнал. – 2018. – № 6. – АРТ 320–эл. – 10 с. – Режим доступа: http://akademnova.ru/page/875550 (дата обращения 05.12.2018).
10. Кабакова Е.А. Вебометрический рейтинг как инструмент оценки деятельности вузов // Вопросы территориального развития. – 2015. – №2.

Вебометрический рейтинг – это система рейтинга университетов, основанная на интегральном показателе, учитывающем объем веб-содержимого и его публикаций, а также влияние и позицию в интернет-пространстве университета в целом. В России необходимость иметь официальные сайты для образовательных учреждений следует из ст. 32 закона РФ № 3266–1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г., и к настоящему времени у подавляющего большинства российских научно-образовательных учреждений имеются научные порталы [1], поэтому оценка таких веб-сайтов и определение места в вебометрическом рейтинге актуальна и востребована.

Можно выделить четыре наиболее известных мировых рейтинга: «Academic Ranking of World Universities (ARWU)» (Шанхайский рейтинг лучших университетов мира), «The Times» (The Times Higher Education World University Rankings), QS World University Rankings (Quacquarelli Symonds), «Webometrics» [1]. В ряду международных рейтингов особое место занимает Webometrics Ranking of World Universities, в котором оценка образовательных и научно-исследовательских достижений университетов мира выполняется на основе анализа представления вузов в интернет-пространстве через сравнение их веб-сайтов. Рейтинг проводит с 2004 года исследовательская группа лаборатории киберметрии Высшего совета по научным исследованиям Министерства науки и инноваций Испании Laboratorio de Internet, изучающая образовательную и научную деятельность в сети Интернет. Результаты публикуются дважды в год, в январе и июле [2]. В отличие от других известных рейтингов (британского, шанхайского, тайваньского и др.), уделяющих большое внимание характеристикам научной элиты, проект Webometrics направлен на измерение всех сторон деятельности университетов. Интерес вузов к этому рейтингу также обусловлен широким охватом университетов мира: в нем представлены более 22 тысяч вузов, что в десятки раз больше, чем в других, упомянутых ранее, рейтингах.

Помимо зарубежных, существуют и российские исследования в этой области, используемые для повышения достоверности результатов оценки отечественных веб-порталов научно-образовательных организаций. В России вебометрические исследования проводятся только с 2005 года, но уже имеются реальные выводы и методы, с помощью которых можно оценивать научные порталы университетов. Среди пионеров этого направления следует назвать исследователей из Карельского научного центра РАН, изучавших вузы Северо-Запада России, а также университеты Финляндии. Сейчас они работают над проектом «Вебометрический рейтинг научных учреждений России». Институт вычислительных технологий Сибирского отделения РАН с 2008 года публикует рейтинг сайтов научных организаций СО РАН, который разрабатывается по инициативе директора института академика Ю.И. Шокина [1]. За основу взят рейтинг Webometrics, но веса показателей считаются одинаковыми.

Что же представляет собой оценка веб-сайта научно-образовательной организации определение его места в вебометрическом рейтинге? Целью анализа научного портала является не оценка их дизайна или удобства и простоты использования, а оценка с помощью вебометрических индикаторов [3] информационного наполнения сайта. Рассмотрим эти индикаторы подробнее.

При составлении рейтинга учитываются четыре индикатора (рисунок). Известность: влияние и качество портала оцениваются посредством анализа количества внешних источников, создающих обратные ссылки на сайт университета. Эти ссылки говорят о признании престижа университета, научной эффективности, значимости информации и полезности сервисов, представленных на страницах. Присутствие: данный индикатор оценивает общее число страниц, размещенных на основном домене университета. Прозрачность: индикатор оценивается путем подсчета файлов (pdf, doc, docx, ppt), которые хранятся на сайтах университета в открытом доступе. Превосходство: для расчета данного показателя учитываются научные статьи, опубликованные в международных журналах.

borod-4.tif

Индикаторы вебометрического рейтинга

Т.е., можно резюмировать, что индикаторы вебометрического рейтинга основываются не на числе визитов и дизайне страниц, как обычно оцениваются сайты, например, бизнес-организаций или развлекательные порталы, а на полноте представления информации о вузе в сети. В отличие от показателей академических рейтингов, отражающих отдельные аспекты образовательной деятельности и результаты научных исследований, веб-индикаторы дают более полное представление о сетевой активности вуза, о присутствии в интернете преподавателей, сотрудников и студентов [4].

Вебометрические рейтинги – как мировой, так и национальные – предоставляют большой объем сопоставительной информации и объективно способствуют улучшению качества веб-сайтов, влияют на государственную политику в сфере науки и образования и на финансирование. Однако, согласно современным исследованиям, многие сайты российских научно-образовательных учреждений нуждаются в доработке. Большинство научных порталов мало информативны, что приводит к низким значениям всех вебометрических показателей. Некоторые учреждения ограничиваются страницами с общей информацией. Для таких случаев корректный подсчет показателей произвести невозможно. Большое количество учреждений вообще не имеют сайтов (в основном это негосударственные вузы или военные учебные заведения). По мнению ряда исследователей, рейтинги учебных заведений в качестве метода оценивания, сравнения и управления, эффективны и уже сейчас оказывают значительное влияние на образовательную систему. Необходима постоянная работа по совершенствованию самих рейтингов.

Участники любого рейтинга, естественно, стремятся к улучшению своих позиций. Российские вузы имеют немалый потенциал для продвижения в проекте Webometrics. Необходимо, чтобы вузы наладили обмен информацией между собой. Далее, вуз должен иметь единый домен для использования всеми сайтами университета. Сейчас у некоторых университетов реализовано по несколько порталов, что ухудшает их рейтинги и запутывает студентов и абитуриентов. Однако еще важнее создание значимого контента, что требует объединения усилий большого коллектива преподавателей, исследователей и студентов. Всем участникам формирования информационного наполнения научно-образовательного портала предстоит, не много, не мало, изменить собственный менталитет и откорректировать отношение к публикации своих работ в открытом доступе [1]. Учитывая доступность и популярность глобальной сети, которая с годами только увеличивается, можно говорить о высокой степени актуальности использования научных порталов. Поэтому нужно обратить внимание на совершенствование именно этой сферы университета. Необходимо регулярно обновлять научный портал и следить за актуальностью информационного наполнения, а также проводить комплекс мероприятий, направленных на улучшение и укрепление позиций в вебометрических рейтингах отечественных, а так же и международных [5, 6].

Основываясь на результатах анализа многолетнего зарубежного опыта в этой сфере, можно сформулировать обобщенный алгоритм совершенствования научного портала университета по результатам вебометрического рейтинга, в основе которого лежат следующие этапы:

• комплексный анализ результатов рейтинга – выявление сильных и слабых сторон портала [7, 8];

• реализация мер по укреплению сильных позиций и ликвидации слабых сторон [4, 9];

• анализ эффективности мероприятий на основе результатов актуального рейтинга [3].

Исследование показало, что изменяя свою веб-политику путем анализа позиций по каждому индикатору с учетом критериев рейтинга, практически любой вуз может продвинуться в рейтинге университетов. Изучив важность научных порталов можно заметить, что роль рейтинга будет расти. Это связано, во-первых, с вступлением вузов в Болонский процесс и с внедрением западной системы стандартизированных показателей деятельности учебных заведений, во-вторых, с привязкой к рейтингам объемов финансирования, и, в-третьих, с тем, что только постоянное совершенствование систем оценок и мониторинг качества образования смогут позволить поддерживать системы образования на должном уровне [10].

Одной из целей развития российской системы образования является «вхождение к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих университетов мира по мировому рейтингу университетов». Поэтому целью исследования в этой области является снижение трудоемкости оценки научного портала с помощью вебометрического рейтинга, что обладает достаточной актуальностью и новизной на современном рынке научно-образовательных организаций.


Библиографическая ссылка

Бородина К.В., Абрамова О.Ф., Рыбанов А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕБОМЕТРИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ ПОРТАЛОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-3. – С. 19-22;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2000 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674