Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ОЗВОНЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ткаченко А.Е. 1 Моругина В.В. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает правильным произношением. В ходе развития речи постепенно формируется взаимосвязь деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов, что позволяет ребенку овладеть артикуляторной базой звуков и умением образовывать слоги, то есть произносительной стороной речевой деятельности. Недостаточная сформированность произносительной стороны речи может затруднять взаимодействие с окружающими ребенка людьми, а также послужить поводом для появления других дефектов речи. Одним из возможных речевых нарушений, которые могут появляться в дошкольном развитии ребенка, является дефект озвончения. Дефект озвончения – произношение всех звонких звуков, независимо от их способа и места образования, от твердости и мягкости, в виде соответствующих парных глухих звуков. Коррекционную работу по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста логопеду необходимо проводить своевременно. При этом очень важной составляющей коррекции оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков. Этим обосновывается необходимость нескольких направлений коррекционной работы. В статье представлены основные направления и задачи коррекционной работы по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста.
дефект озвончения
речевое нарушение
коррекция
1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак.пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
2. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
4. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 349 с.
5. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. – М., 1973. – 272 с.
6. Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. – С. 271–337.

Речевое взаимодействие в наше время занимает одно из первых мест в жизни людей. Своевременное выявление трудностей в формировании правильного звукопроизношения и их преодоление способствует его нормальному развитию в дальнейшем. Чаще всего при нарушении произносительной стороны речи встречается дефект фонематического оформления речи. Самым распространенным из них, среди дошкольников, выступает дефект озвончения.

Неправильному произношению звонких и глухих согласных звуков способствует выраженная недостаточность скоординированности работы голосового и артикуляционного аппарата, тугоухость, несформированность фонематического слуха, а именно способность человека к анализу и синтезу звуков речи.

У дошкольников чаще встречается оглушение звонких согласных, то есть дефект звонкости. Чаще всего дефекты звонкости и глухости можно наблюдать при произнесении парных звуков.

Оглушение звонких согласных звуков связано с глухим произнесением, то есть произнесением без голоса следующих звуков: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], вследствие чего произносятся такие звуки как [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] соответственно.

Такие недостатки часто можно увидеть у детей, у которых речь развилась позднее норы, а так же у детей с тугоухость [1–3]. Важно уметь отличать их от тех детей, у которых нарушается звукопроизношение вследствие болезни горла или сильного испуга, но такие случаи в практике встречаются достаточно редко.

Озвончение глухих согласных звуков [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] связано с произношением этих звуков с участием голосовых связок и звучат как звуки [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З]. Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков.

Анализ литературы показывает, что дефект озвончения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, т.к. при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.

Выделяют три вида нарушения озвончения:

а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню – Бабушка пошла в баню);

б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло – У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор – Голуби залетели на двор; детушка – дедушка и т. п.);

в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда-В волосах завязана бантом лента).

Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Стоить отметить, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Представляется возможным сделать следующие выводы, что одним из часто встречающихся нарушений звукопроизношения является дефект озвончения. Озвончение глухих согласных звуков связано с произношением глухих звуков с участием голосовых связок. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары.

Самым важным при исправлении дефектов озвончения оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков, но ни в одном из этих случаев не стоит забывать о проверки достаточной автоматизации смешиваемых звуков.

При исправлении дефектов озвончения, первоначально нужно обратить внимание на последовательность коррекционной работы.

На первом этапе исправления звукопроизношения согласных лучше начинать с щелевых звуков, а именно с наиболее простого по артикуляции звука [в]. На следующем этапа следует перейти к более сложным – звукам [з] и [ж]. В последнюю очередь занимаются устранением дефекта при произнесении звуков [б], [д], [г], в соответствии с данной последовательностью.

Перед началом коррекционной работы следует провести ряд подготовительных упражнений, таких как поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе; сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Их следует проводить при контроле вибрации гортани.

На основном этапе работы следует использовать общие приёмы для постановки звонких звуков.

При произнесении логопедом звонкого звука, ребенок своей рукой касается гортани произносящего и ощущает дрожание в этой области. Для наиболее лучшего восприятия вибраций голосовых складок лучше приложить к гортани тыльную сторону кисти. Затем ребенок сам произносит звук, но одну свою руку он прижимает к своей гортани, а другую – к гортани логопеда, если вибрация голосовых связок слабая, то можно легкими движениями пальцев потряхивать гортань.

Для постановки согласных звуков вначале произносятся протяжно гласные звуки, затем – громко. После этого можно перейти к такому же произнесению нужного согласного.

Нужно обратить внимание, что артикуляции гласных и согласных должны быть идентичны: [и] – [с], [о] – [ш], [у] – [в], [а] – [к].

Для озвончения взрывных согласных звуки необходимо на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом – а – а – а – а... громко – а – а – а – а...

Для более легкого озвончения щелевых звуков можно произносить согласный сначала шепотом, а после, не прерывая, подать голос.

Еще один из приемов озвончения звуков представлен тем, что к звуку можно переходить от сонорных [м], [н], [л], [р]. Звучит это примерно так [мммба], [нннба]. Так же озвончение возможно при сочетании звонкого звука, который необходимо вызвать перед сонаром, между гласными. Например, [адма], [адна] и т.д.

Если с помощью данных приемов положительного результата не оказалось, то для постановки каждого звука необходимо использовать специфический прием.

В качестве исходного звука для постановки щелевых [з] и [ж] можно использовать звук [в]. В произнесении этого звука проблем нет, он произносится правильно и звонко.

Но бывают случаи, когда звук [в] все-таки отсутствует, то тогда его можно попробовать поставить от звука [ф] включением голоса (ф —» в). Если и этот прием результатов не дал, то ребенку можно предложить держать губы не полностью сомкнутыми на озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении такого упражнения периодически нужно широко открывать рот, в результате чего должны получаться звуки [ва-ва-ва]. После такого приема артикуляцию звука [в] необходимо уточнить перед зеркалом.

Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]. Если этот прием не дает результатов, то стоит попробовать ставить звук [з] от опорного щелевого [в] с механической помощью. Чтобы такого достичь, необходимо при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получаются звуки [вззззз]. В скором времени звук [в] должен получаться без механических вмешательств.

При непрерывном звучании гласных звуков [э] ([ы]) и органах речи в артикуляционном укладе для звука [с] на длительном выдохе многократно выдвинув кончик языка вперед, краями немного касаясь верхних и нижних резцов, так чтобы воздух проходил через межзубное пространство, можно получить отчетливый звук [з].

Звук [ж] можно получить при длительном произнесении звука [ш] и включении голосовых связок. Возможен вариант постановки звука [ж] от звонкого [з]. Для того, чтобы приблизить артикуляционный уклад звука [з] к звуку [ж] необходимо при произнесении звука [з], медленно, не теряя дрожания, поднять язык вверх. Для поднятия языка можно использовать механическую помощь. Артикуляционный уклад звука будет близок к звуку [ж] и в этом положении следует закрепляется его в последующих упражнениях.

Таким образом, прежде чем приступать к исправлению дефектов озвончения, необходимо научить ребенка дифференцировать звонкие и глухие звуки. Начинать исправление звукопроизношения стоит с щелевых звуков, затем звуки [з] и [ж]. Всех труднее коррекции поддаются звуки [б], [д], [г], и к их исправлению стоит приступать в последнюю очередь. Коррекция производится на основе ранее поставленных звуков.

Главная цель коррекционной работы при озвончении – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Данная проблема актуальна для детей дошкольного возраста, в связи с тем, что ребенок в этом возрасте начинает усваивать правильные артикуляционные уклады звуков речи, воспринимать их на слух и пытается воспроизвести самостоятельно. Поэтому, необходимо следить за речью окружающих, а так же за речью самого ребенка.

Работа по преодолению данных дефектов строилась с учетом структуры речевого дефекта, произносительных возможностей ребенка, а именно с учетом правильного произнесения звуков в разных языковых структурах – в слогах, словах и предложениях. Целью работы было составить комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста. Апробация данного комплекса проводилась в трех направлениях [4–6]. Рассмотрим каждое из них.

Первое направление – развитие артикуляционной моторики: выполнение статических и динамических упражнений на разные мышцы артикуляционного аппарата; длительное выполнение упражнений.

В процессе работы по этому направлению следует начинать со статических упражнений, с постепенным увеличением количества повторений, а затем добавление динамических упражнений и также увеличения количества повторений.

На данном этапе можно использовать следующие упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Горка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Почистим зубки», «Лошадка», «Барабанщик» [5, 6].

Следующее направление работы – развитие фонематического восприятия. На этом этапе работы необходимо научиться: слышать отдельные звуки в цепочке; слышать слоги с конкретными звуками; слышать слова с нужным звуком; повторять заданные цепочки из отдельных звуков, слогов и слов.

В рамках данного направления, можно использовать следующие игры и упражнения: «Поймай нужный звук хлопком», «Определить место звука в слове», «Четвертый лишний», повторение цепочек звуков, слогов и слов, отхлопывание количества звуков в словах.

Следующим этапом коррекционной работы было развитие правильного звукопроизношения. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары. На данном этапе необходимо автоматизировать звук: изолированно; в слогах; в словах и словосочетаниях; в скороговорках; в стихах и рассказах; в разговорной речи.

С учетом указанных задач, были использованы следующие упражнения и игры: «Звуковая дорожка», «Рыбалов», «Спаси звук», «Договаривание по картинкам», повтор чистоговорок и скороговорок.

Таким образом, составленный комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста достаточно эффективен. Данный комплекс способствует устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией, и его можно использовать в дальнейшей работе.


Библиографическая ссылка

Ткаченко А.Е., Моругина В.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ОЗВОНЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 127-130;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1935 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674