Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Очевидно, что на конфликт в целом, независимо от его проявления влияет множество разных условий, в том числе общественная и социально-политическая обстановка в стране.
Данная проблема имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере тремя обстоятельствами.
Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением (вследствие рассогласованности требовании социальных институтов) воспитательной работы с подрастающем поколением. Ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, повышение конфликтности, агрессивности.
Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышено-стрессовый и даже экстремальный характер. Много времени уходит на конфликты и на их разрешение.
Третье: проблема конфликтов и конфликтных отношений – это и проблема здоровья человека, здоровья и психического и физического. Стратегии разрешения конфликтов напрямую связаны с вопросами совершенствования здоворьесберегающих технологий.
Что такое конфликт? Проявление конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами, группами или странами.
Каждая из участвующих в конфликтной ситуации сторон делает все, чтобы была принята ее точка видения или цель, и создает препятствия другой стороне делать то же самое.
Конфликт как правило ассоциируется со спорами, угрозами, агрессией, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями [1, с.94–98].
Бытует мнение, что конфликт всегда имеет деструктивные последствия, что его надо как можно скорее разрешить, поскольку он негативно влияет на человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы.
В психологии под конфликтом, например, понимают столкновение несовместимых, диаметральных направлений в сознании человека, в меж-личностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых разногласий, противоборстве различных взглядов, стремлений, мотивов людей, переходящих в борьбу сторон [2, с. 23–24]. Такое определение конфликта предлагает Л. Болотина.
В словаре русского языка Т.Е. Ефремовой понятие «конфликт» понимается как серьезное разногласие, столкновение противоположенных сторон, мнении, сил [3, с. 389].
Ф.М. Бородкини, Н.М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт – это такая деятельность людей, или определенных групп, которая предполагает преследование цели.
Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия [4, с. 115].
Под межличностным же конфликтом можно понимать процесс протекания возникающих между людьми разногласий по вопросам личной или служебной жизни и, или деятельности, проходящей в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся негативным эмоциональным состояниям.
Таким образом, по моему мнению, причина конфликта – это разность взглядов по какому либо мнению противоречия по поводу какой-либо проблеме, вытекающие в жесткую конфронтацию.
В последнее время достаточно остро стоит проблема внутрисемейных конфликтов. Данный вид конфликтов – один из самых распространенных в окружающей нас жизни. Нельзя найти такую семью, где бы не присутствовали конфликты между родителями и детьми.
Даже в благополучных семьях отмечаются конфликтные ситуации (с точки зрения подростка) с обоими родителями [5, с. 356]
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, создающих конфликтные ситуации взаимоотношения людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармонично развивающейся семье устанавливается психологическое равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать возникающие противоречия.
Дисгармония семьи – это негативное проявление супружеских взаимоотношений, проявляющееся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет определенную тенденцию к нарастанию, приводя к различным деструктивным реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного психологического напряжения у детей.
Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
– разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
– противоречивость,
– непоследовательность,
– неадекватность;
– гиперопека и запреты во многих сферах деятельности детей;
– повышенные требования к детям,
– частое применение угроз, осуждений.
Очень важную роль играют возрастные кризисы детей, которые можно рассматривать как факторы их повышенной конфликтности.
Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому.
В переходные периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они регулярно вступают в конфликты с окружающими людьми, особенно с родителями.
У них возникает негативное отношение к ранее выполнявшимся обязанностям, требованиям, доходящее до упрямства.
Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младше школьного к подростковому возрасту – 12–14 лет); подростковый кризис 15–17 лет [4, с. 357 -358].
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с подростками, выделяют неспособность к изменению традиционных устоев и порядков, неразвитость креативности мышления, приверженность устаревшим правилам поведения, а также вредным привычкам (употребление алкоголя, наркотиков и т.д.), авторитарность суждений, и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций психологов, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эго-центризм, самоуверенность, леность и т.п.
Таким образом, возникающие конфликты могут быть проявлением как ошибок родителей так и детей.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
1) оптимальный тип отношений родителей и детей;
2) родители вникают в интересы детей (хотя потребностью это назвать нельзя), а дети делятся с ними своими мыслями;
3) скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
4) скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
5) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
6) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
7) родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними, т.е. противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение [5, с. 358].
Больше всего конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); «конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Основная масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место ставит непонимание родителями проблем ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказаний) [6, с. 46–48].
Таким образом, можно заключить, что детско-родительские отношения – это один из важнейших факторов, влияющих на проявление и разрешение конфликтов. Каждый человек в той или иной роли вовлечен в детско-родительские отношения.
Воспитание и детство ребенка в семье определяет дальнейшее развитие ребенка и его самостоятельную взрослую жизнь. Отношения в семье между родителями являются главным фактором развития детей и формирования личности ребенка.
Естественно, что межличностный конфликт может выступать как с конструктивной, так и деструктивной формах. Являясь, стартовой линией к саморазвитию, конфликт может приводить либо к самосовершенствованию, либо к разрушению всего того, что было создано конфликтующими сторонами до начала конфликта.
Это позволяет утверждать, что становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе, как стержневого процесса развития самосознания, определяется качественным уровнем общения и взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Психологическое консультирование и социально-психологический тренинг могут оказать благоприятное воздействие на систему эмоциональных отношений ребенка с близкими взрослыми, изменяя и преобразуя развитие эмоционального мироощущения ребенка.
Библиографическая ссылка
Сабанин Д.Л. ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 119-122;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1933 (дата обращения: 23.11.2024).