Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Никитская Е.А. 1 Гаврилина А.А. 1
1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Сложные процессы, происходящие последнее десятилетие в нашей стране, по своему характеру не только социально-экономические, но и духовно-нравственные. Особую актуальность, в связи с этим, приобретает вопрос о функциях, выполняемых семьей как социальным институтом и влиянием семьи на воспитание подрастающих поколений. Как известно, семья является одним из важнейших социальных институтов, влияющих как формирование личности несовершеннолетнего, как просоциальной формации, так и асоциальной. В статье достаточно подробно освящены важные функции семьи как социального института общества: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, эмоциональная, коммуникативная, защитная, первичного социального контроля. Помимо функций, каждая семья имеет собственный стиль воспитания, также влияющий на формирование личности несовершеннолетнего. Авторами приведена общепринятая классификацией стилей воспитания в семье классификация по Г. Крайгу: авторитарный стиль семейного воспитания; авторитетный стиль в семейном воспитании; либеральный стиль взаимоотношений; индифферентный стиль воспитания детей в семье (гипоопекающий тип воспитания и гиперопекающий тип воспитания).
семья
воспитание
функции семьи
стиль воспитания
1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 2012. – 144 c.
2. Деев А.А., Ложкина Г.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифакторного личностного опросника (16 ФЛО) // Психологический журнал. – 1984. – № 6. с. 106 – 100.
3. Никитская Е.А., Маркова С.В. Работа школы с семьей подростка девиантного поведения // Социальная педагогика. – 2011. – №2. – С. 33–38.
4. Никитская Е.А., Маркова С.В. Родительский клуб как форма работы с семьями проблемных подростков // Народное образование. – 2011. – №1. – С. 251–255.
5. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2003. – 95 с.
6. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2002. – 928 с.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений.

Это понятие многогранное. Однако любое определение доказывает, то, что это небольшая группа, ячейка общества, в которой люди объединены между собой определёнными взаимоотношениями.

Семья играет большую роль в воспитании ребенка. Так как ребенок может не посещать детские сады и проводить много времени с родственниками, то необходимо рассматривать проблемы эмоциональных нарушений через призму семейных отношений [1].

Однако следует рассматривать не только проблемные семьи, родители в которых не следят за воспитанием ребенка, но и слишком активные семьи, которые уделяют достаточно много времени развитию ребенка.

На основе всего вышесказанного, можно сделать промежуточный вывод о том, что формирование эмоциональной сферы ребенка часто зависит не от биологических задатков, которые формируются во время онтогенеза, но от социальных факторов. Если биологические предрасположенности можно изменить, то социальные невозможно, так как они формируют окружение ребенка, и, как уже было сказано, большее влияние оказывают родители.

Функции семьи – это способы проявления её активности; жизнедеятельности целой семьи и единичных её членов.

Функции семьи обладают двумя ключевыми источниками их появления: необходимости общества и необходимости семейной организации. Равно как та, так и другая причина исторически меняются, поэтому любой период в формировании семьи сопряжен с отмиранием одних и формированием других функций, с переменой, как масштабов, так и характера её общественной работы. Но при всех отмеченных модификациях социум в каждом этапе своего формирования имеет необходимость в воспроизводстве жителей, по этой причине он постоянно заинтересован в семье как механизме этого воспроизводства.

Важными функциями семьи стоит отметить такие как: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

1. Репродуктивная функция содержит в себе воспроизводство в детях численности родителей, т. е. берет на себя участие в численном и высококачественном воспроизводстве жителей. Можно отметить, что это наиболее существенная функция. Для того чтобы через 24–30 лет жителей нашего государства имелось не меньше настоящее время, очень важно, чтобы детей в семье было 2–3 ребенка. В целом тысяча человек населения, состоящего из двухдетных семей, спустя 25–30 лет теряют третью часть своей численности и согласно статистике для воспроизводства населения Российской Федерации необходимо, чтобы приблизительно 50 % семей имели троих детей. На сегодняшний день, по причине преобладания городского образа жизни, повышения занятости представительниц слабого пола, тяжелейшего финансового положения, рождаемость падает. Безусловно, нужно выделить и взаимосвязь общего количества разводов и абортов.

При этом немаловажно, чтобы дети были физически и психически сильными и в дальнейшем обладали способностями к учебе и социализации в обществе.

2. Хозяйственно-потребительская функция семьи включает разнообразные аспекты домашних взаимоотношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, вопрос женского труда.

3. Воспитательная функция обладает колоссальным влиянием, как на растущее, так и на старшее поколение.

Можно выделить 3 аспекта, определяющих эту функцию:

– Воспитание личности ребенка. Основное, что отец с матерью могут передать собственным детям – это любовь. Совместно с ней детьми стремительно впитывается накопленный социальный опыт, формируются способности и круг интересов, свойственные именно для данного ребенка.

– Развитие личности каждого члена семьи в течение всей его жизни.

– Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с непрерывным воздействием ребенка на их жизнь.

4. Восстановительная функция заключается в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и развлечений, семья становится оздоровительной средой, где каждой член семьи имеет право рассчитывать на внимательное отношение близких и родных.

Также можно упомянуть следующие немаловажные функции семьи:

– Коммуникативная функция. Семья является посредником в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством. Воздействие семьи на разнообразные взаимосвязи своих членов с находящейся вокруг природной средой и на характер её восприятия. Создание внутрисемейного общения, досуга и развлечений, связанного с общением. Обоюдное культурное и внутреннее обогащение.

– Эмоциональная функция. Функция психологического удовлетворения. Недостаток тепла и взаимопонимания, любви способен являться фактором психологических и поведенческих проблем. Эмоциональная функция семьи – это удовлетворенность её членами нужд в симпатии, уважении, признании, психологической помощи, эмоциональной защите.

– Функция первичного социального контроля. Семья – небольшая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в рамках с имеющимися социальными нормами. Моральное регулирование поведения членов семьи в разных областях жизнедеятельности, а кроме того, регулирование ответственности и обязанностей в взаимоотношении между супругами, родителями и ребенком, представителями старшего и среднего поколений.

– Защитная функция. Во всех без исключения обществах семья реализует различного уровня физическую, финансовую и эмоциональную защиту собственных членов.

Помимо функций, каждая семья имеет собственный стиль воспитания.

Общепринятой классификацией стилей воспитания в семье является, классификация по Г. Крайгу:

1. Авторитарный стиль семейного воспитания. Некоторые родители удерживают своих детей в строгости, используют строгие методы и формы обучения. Они предоставляют собственным чадам инструкции и ожидают их исполнения. В подобных семьях функционируют строгие принципы и условия. При проступках и неправильном поведении, капризах, родители наказывают своего ребенка, не принимая во внимание его мнения, не требуя предоставления каких-нибудь разъяснений. В данной модели очень урезана независимость ребенка. Родители, держащиеся этого манеры воспитания, считают, что их ребенок вырастет покорным, исполнительным, ответственным и серьезным. Но конечный результат в действительности абсолютно расходится с целью родителей. Энергичные и сильные, согласно нраву, ребята начинают выражать себя, как правило, в подростковом возрасте. Они восстают, выражают враждебность, ругаются с отцом и матерью, хотят независимости, самостоятельности и непосредственно по этой причине нередко уходят из родительского дома. Робкие дети подчиняются отцу с матерью, ощущают боязнь пред ними, опасаются санкций. В перспективе такие люди становятся несамостоятельными, пугливыми, закрытыми и хмурыми. Некоторые ребята, вырастая, принимают образец отца с матерью – формируют семьи, схожие с теми, в которых росли сами, держат детей в строгости.

2. Авторитетный стиль в семейном воспитании. Данную форму эксперты в отдельных источниках обозначают терминами «демократичный стиль воспитания», «сотрудничество», таким образом, она считается более благоприятной для развития гармоничной личности. Этот образ воспитания базируется на теплых отношениях и достаточно значительном степени контроля. Отец с матерью постоянно открыты для общения, стараются дискуссировать и улаживать совместно с собственными детьми все без исключения образующиеся трудности. Матери и отцы поощряют независимость сыновей и дочерей, но в отдельных случаях могут указать на то, что необходимо делать. Ребята прислушиваются к старшим, понимают термин «необходимо». Вследствие авторитетной манеры воспитания ребята станут социально приспособленными. Они никак не опасаются контактировать с другими людьми, могут находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания дает возможность вырастить независимых и решительных личностей, обладающих большой самооценкой и способных к самоконтролю. Можно сказать, что, авторитетный стиль является безупречной формой воспитания. Но сильная склонность к нему все же нежелательна. Для детей в раннем возрасте нужен и может быть полезен авторитаризм, исходящий от отца с матерью. Например, родители обязаны указывать малышу на неверное поведение и предъявлять требования к соблюдению тех или иной социальных норм и законов [2, 6].

3. Либеральный стиль взаимоотношений. Свободный (попустительский) образ воспитания прослеживается в тех семьях, где отец с матерью считаются весьма толерантными. Они контактируют с собственными чадами, полностью, все без исключения позволяют им, не вводят практически никаких запретов, стараются показать абсолютную любовь к собственным сыновьям и дочкам.

Ребята, воспитывающиеся в семьях с свободной моделью взаимоотношений, обладают следующими особенности:

– являются нередко враждебными, нервными;

– стараются ни в чем не отказывать себе;

– предпочитают хвастаться;

– не имеют пристрастия к физической и интеллектуальной деятельности;

– показывают самонадеянность, близкую с хамством;

– конфликтуют с иными людьми, которые не потакают им. Зачастую неумение отца с матерью осуществлять контроль собственных детей приводит к тому, что они попадает в асоциальные группы.

4. Индифферентный стиль воспитания детей в семье. В данной модели идет акцент на равнодушных родителях и обозленных ребят. Матери и отцы никак не концентрируют внимание на собственных сыновей и дочерей, имеют прохладное отношение к ним, никак не выражают заботы, ласки и любви, заняты только лишь собственными трудностями. Дети ничем не ограничены. Они не понимают практически никаких запретов. Им не привиты подобные принципы, как «добро», «сочувствие», по этой причине ребята никак не выражают сострадание ни к животным, ни к остальным людям. Ребята в данных семьях ощущают себя ненужными. У них прослеживается отклоняющееся поведение с разрушительными импульсами.

Причинами эмоциональных нарушений являются дисгармоничные семейные отношения, особенности которых необходимо знать родителям [2]. Выделяют два типа воспитания, которые обладают отрицательными чертами [3].

• Гипоопекающий тип воспитания;

• Гиперопекающий тип воспитания.

Согласно гипоопекающему типу воспитания взаимоотношения между ребенком и родителями в семье складываются по принципу эмоционального неприятия ребенка в семье, то есть ребенок не получает должного внимания и заботы в семье, он не чувствует привязанности к своим родителям, не хочет делиться с ними своими переживаниями. Тем самым, можно сказать о том, что ребенок не проявляет доверие и теплоту к родителям.

Гиперопекающий тип полностью противоположен гипоопеке. Такой тип воспитания предполагает, что родители, наоборот, слишком сильно заботятся о ребенке, причем они сами стремятся адаптировать его к окружающей жизни согласно собственным представлениям. Часто такие родители ориентированы на достаточно высокие достижения ребенка, однако не учитывают возрастные, личностные и психолого-педагогические особенности ребенка [4]. Так как ребенок убежден, что родители будут его любить только в том случае, если он будет соответствовать их представлениям, то он старается всячески выполнить их поручения. Следовательно, у ребенка существует хроническая боязнь неудачи, неуверенность в собственных способностях.

Из вышесказанного объективно следует необходимость серьезного осмысления проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Семья, являясь одним из важнейших социальных институтов, влияет как на усвоение просоциальных ценностей, так и на формирование различного рода отклонений в поведении детей и подростков.[5] В связи с этим, работа по коррекции этих отклонений, как правило, проводится целостно и комплексно как с самим ребенком, так и с его родителями, поскольку в каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание функций семьи, целей воспитания и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Работа с родителями – это необходимое для коррекции отклоняющегося от нормы поведения несовершеннолетних направление деятельности всех субъектов профилактики.


Библиографическая ссылка

Никитская Е.А., Гаврилина А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 101-104;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1929 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674