Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Мишина В.В. 1 Никитская Е.А. 1
1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Данная статья посвящена исследованию проблемы детской безнадзорности как социального явления, выделены основные причины и условия ее возникновения, рассмотрены общественно опасные последствия. К условиям, которые порождают детскую безнадзорность авторы относят следующие: проблемы в семье; педагогическая несостоятельность родителей; недостаточное предоставление помощи детям по защите их прав и свобод. Выявлена и обоснована необходимость работы с социальным институтом семьи. В статье указывается необходимый комплексный подход, позволяющий противодействовать данному негативному явлению. Дана характеристика безнадзорным детям. Также при исследовании данного явления выявлено, что деструктивными последствиями безнадзорности является нарушение эмоционально-ценностной составляющей личности, приобретение негативных интегративных качеств (повышенная агрессивность, тревожность, конфликтность и др.), отсутствие положительного жизненного опыта, навыков асертивной модели поведения, склонность к зависимому поведению, субъективное самоопределение. Рассмотрев причины, условия и причины появления детской безнадзорности авторами предложены профилактические меры по предупреждению детской безнадзорности.
детская безнадзорность
профилактика
семья
социальные проблемы
бродяжничество
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 14.01.2019).
2. Зисс В.Э., Расчетина С.А. Преобразование нравственной позиции педагогически запущенных подростков в деятельности, основанной на нравственном выборе. – Новосибирск: НОИУУ, 2015. – 60 с.
3. Иванова Н. П. Современные проблемы безнадзорности: Проблемы социальной работы в России // Материалы Первой Национальной конференции. – М., 2015 – С. 115-126.
4. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №1. – С. 124–130.
5. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 14.01.2019).
6. Макаренко А.С. О воспитании в семье. – М.: Учпедгиз, 1955. – 1988. – 486 с.

Социальное положение молодежи является показателем социального успеха общества и прежде всего, зависит от возможностей реализации потенциала молодого поколения, удовлетворения их потребностей в различных сферах жизни.

Детская безнадзорность – это ослабление или отсутствие надзора за поведением, развитием, самочувствием ... [1].

Безнадзорность несовершеннолетних – это явление достаточно острое и не новое для нашего государства. Оно сопровождает любое общество. Это негативное социальное явление, вызванное отсутствием контроля взрослых, в частности родителей, за поведением детей. Безнадзорные дети, имеющие контакт с семьей, но по разным причинам (бедность, перенаселенность в квартире, эксплуатация детей, равнодушие, непонимание с родителями, друзьями, учителями и т.д.) вынуждены большую часть дня, а иногда и ночи проводить на улице. Это явление приобрело масштабы государственного кризиса. Безнадзорные дети являются группой особого риска как распространители социально опасных болезней и как лица, склонные к правонарушениям и преступлениям.

Нельзя забывать, что безнадзорные и беспризорные «дети улицы» – благодатная почва для правонарушений. Поэтому эта проблема является одной из главных для государства, а для ее решения необходимо, прежде всего, выявить причины возникновения данного негативного явления.

Под понятием «причина» понимают, во-первых, явление, которое обусловливает или порождает другое явление; во-вторых, основание, повод для каких-либо действий, поступков (побуждения, мысли, мотивы, которыми вызываются какие-либо поступки), в-третьих, непредвиденный случай, трудные обстоятельства [2, c. 24].

Расслоение общества по положению, увеличение доли населения, существует за чертой бедности, больно отражается на детях. Дети из малообеспеченных семей пытаются искать лучше жизни на улице, для достижения материального благополучия они, как правило, более склонны к использованию противоправных мер.

Среди условий и причин возникновения и распространения безнадзорности детей можно выделить такие факторы как:

– социальные и экономические аспекты положения русского общества, обусловливающие распространение безнадзорности детей;

– функциональная неадекватность семьи как фактор усиления явления безнадзорности и беспризорности детей;

– отчуждение детей от школьной среды как предпосылка безнадзорности детей;

– недостатки и ограниченность возможностей социализации ребенка в интернатных заведениях как одна из причин беспризорности;

– проблемы организации досуга как фактор распространения безнадзорности детей;

– влияние средств массовой информации на проявления негативного поведения детей. Кроме социальных причин, есть немало психологических «сбоев», что приводят к ситуации, когда ребенок систематически уходит из дома, путешествует в течение довольно длительного времени, или просто «гуляет» улицам. Пик желание к перемене мест приходится на возраст от 7 до 15 лет, причем с мальчиками это случается значительно чаще, чем с девочками [3].

Понятие безнадзорность достаточно часто связано с понятием бродяжничество. В своих трудах В.С. Мухина определяет несколько причин склонности к бродяжничеству:

– тяга к новым впечатлениям, потребность в путешествиях, в получении новой информации. Ученые называют такое состояние –дромомания.

– нередко дети уходят из дома из – за неблагоприятного микроклимата в семье. Ссоры родителей, развод и дальнейшие семейные конфликты приводят к тому, что ребенок «уходит из дома ища понимания на улице»

– дети могут покидать дом из- за жестокого обращения с ним.

Как отмечает В.М. Оржевская: кризис современной семьи – одна из главных причин безнадзорности. Разрушаются традиционные моральные нормы, снижается авторитет и воспитательный потенциал семьи, увеличивается количество детей, пострадавших от жестокости взрослых, физического, психического и сексуального насилия.

В большинстве безнадзорных детей и подростков возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем (инфекционные заболевания, неврозы, сниженный интеллект и другие патологии развития организма).

Среди безнадзорных детей распространяются проявления девиантного поведения: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Растет детская преступность, имеет место торговля несовершеннолетними, эксплуатация детей, вовлечение подростков в криминальный бизнес, попрошайничество, проституцию.

Семья – это главное условие для успешного становления личности и психического развития ребенка. Отсутствие опыта семейной социализации приводит к искажениям личностного и психического развития ребенка, связанного с фрустрацией базовых потребностей, обусловленной условиями жизни на улице [4].

Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена еще в Женевской декларации прав ребенка в 1924 году. Права ребенка – это определенные возможности, предоставляемые детям для того, чтобы жить и взрослеть [5].

А.С. Макаренко отмечал: «Воспитание детей – важнейшая отрасль нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной». [6, c. 82] Родители должны осознавать, что они выполняют важную социальную роль – воспитывать будущих граждан, и каждая полноценная семья является фундаментом здорового общества.

Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, попрошайничеству, дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети очень чутко реагируют на изменения в государстве, и именно их положение в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны. Деструктивными последствиями безнадзорности является нарушение эмоционально-ценностной составляющей личности, приобретение негативных интегративных качеств (повышенная агрессивность, тревожность, конфликтность и др.), отсутствие положительного жизненного опыта, навыков асертивной модели поведения, склонность к зависимому поведению, субъективное самоопределение.

Безнадзорность как социальное явление влияет на возникновение виктимного поведения у подростков. Вынужденное пребывание подростков, лишенных родительской опеки в группе социального риска, приводит к появлению виктимных проявлений в их поведении.

Рассмотрев причины, условия появления, проблемы детской безнадзорности выделим следующие профилактические меры по предупреждению детской безнадзорности:

– оказание помощи семье на ранней стадии кризиса, до того, как она будет являться находящейся в социально – опасном положении;

– работа с семьей при имеющихся фактах или при риске жестокого обращения родителей с ребенком, психического или психологического насилия в семье;

– своевременная реабилитация семьи и ребенка, в том числе с использованием специализированных центров помощи семье и детям;

– межведомственное взаимодействие при работе с каждым случаем нарушения прав ребенка;

– информирование родителей о методах воспитания и способах налаживания детско-родительских отношений;

– использование СМК (средств массовой коммуникации) для детального освящения проблемы детской безнадзорности и пропаганде семейных ценностей.

Программа профилактики детской безнадзорности построена на принципах единства диагностики и коррекции, системности, комплексности и деятельностного принципа коррекции и состоят из диагностического, формировочно-восстановительного, контрольного блоков, содержащих мероприятия внутриличностной, межличностной и микросоциальной направленности с применением активных форм и методов помощи.

Социальная политика государства в области детства призвана всячески способствовать смягчению воздействия на детей негативных последствий социальных процессов, которые происходят сейчас в обществе, а также создавать условия для видоизменений, действующих и появления новых социальных институтов, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребности и интересы детей.


Библиографическая ссылка

Мишина В.В., Никитская Е.А. ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 91-93;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1926 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674