В современных условиях и на данном этапе развития нынешнего образования в теоретическом и практическом плане сформирован определенный опыт решения проблемы воспитания личности средствами музыки.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно – эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования личности.
В ряду сегодняшних проблем современной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении учащихся становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыке, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных переживаний и впечатлений, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Изучив и проанализировав научную литературу, можно выявить труды, которые затрагивают решение проблемы воспитания личности средствами музыки.
Все они сходятся во мнении, что музыка оказывает большое и непосредственное влияние на развитие личности.
«Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» [1, с. 304].
Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он [2].
Результат музыкального воспитания – музыкальная культура. Опираясь на исследования ученых в области воспитания (Е.В. Бондаревская [3], Г.Я. Гревцева [4–6], Н.М. Борытко [7], М.В. Циулина [8] и др.), музыкальное воспитание мы трактуем как целенаправленное педагогическое воздействие на индивида, оно рассматривается как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетических чувств, идеалов, музыкального вкуса и потребностей.
В нынешних условиях проблема эмоционального воспитания выдвигается на первый план.
Воспитание – сложный, многогранный процесс. Цель воспитания – сформировать ценностное сознание человека, развить духовно-творческое становление личности.
Осуществляя воспитание средствами музыки, необходимо «иметь представление о механизмах личностного и духовно-нравственного становления ребенка, понимать его потребности и интересы, его уникальную индивидуальность» [9, c. 35].
Музыкально-эстетическое воспитание остается одной из главных задач в воспитании и становлении личности, вносящее большой вклад в формирование мировоззрения молодого поколения.
Музыкально-эстетическая культура представляет собой комплекс качеств личности, включающий способность воспринимать музыку эмоционально как живое творчество, понимать ее образное содержание, оценивать, как художественно-эстетическое явление и свободно оперировать музыкальными представлениями в сознании и деятельности.
В формировании эстетической культуры неоценима роль музыкального воспитания, основной целью которого является передача опыта музыкальной деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа музыкального произведения) новому поколению. В музыкальном воспитании происходит процесс взаимодействия педагога и учащихся, содействующего гармоничному развитию личности, формированию нравственно-эстетических чувств, идеалов, потребностей, музыкального вкуса. Музыкальное воспитание детей осуществляется посредством целенаправленного обучения, способствующего приобретению знаний, умений и навыков, овладению сложным и тонким языком музыки, развитию музыкальных способностей [10, С. 604].
В процессе воспитания через музыку прослеживаются следующие преобразования:
– идет чувственное обогащение духовного мира личности, непосредственное эмоциональное восприятие искусства развивает чувственную сферу личности, уравновешивая однобокость обучения и воспитания, связанную с приоритетом умственного развития.
– культура чувств сопряжена с культурой мышления, т.е. в процессе восприятия музыкального произведения слушатель стремится познать внутренний смысл произведения, соотнеси содержание с формой, оценить и сопоставить отдельные музыкальные образы и т.п. Искусство не только «активизирует чувственную сферу человека, но и стимулирует мыслительную деятельность, способствует появлению новых идей и проектов, увеличивает творческий потенциал сознания, его производительную отдачу»
– формируется новый уровень духовности, предполагающий более высокие нравственные цели и установки на основе творческого переосмысления достигнутого уровня.
Многие дети имеют возможность прикоснуться к прекрасному, настоящему музыкальному искусству лишь на уроках музыки в школе.
Очень немногие дети могут позволить себе музыкальную школу или индивидуальные занятия с музыкальным педагогом.
Музыкальная культура учащихся в системе среднего профессионального образования (с техническим уклоном) находится в крайне запущенном состоянии.
В системе среднего профессионального образования нет целенаправленного и систематического развития музыкальной культуры подрастающего поколения. Музыка как отдельный предмет не введен в учебную программу. Среднее профессиональное образование все больше делает упор на изучение специальных дисциплин. Учащиеся приобщаются к музыкальной культуре только во внеклассное время в кружках, для которых отводится очень мало времени.
Для примера рассмотрим учебно-воспитательный процесс Саранского техникума сферы услуг и промышленных технологий.
Концепция воспитательной деятельности реализуется по основным направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, нравственно-эстетическое, профессиональное и т. д.
Задачи воспитания обучающихся и студентов в техникуме решаются через организацию внеурочной деятельности под руководством заместителя директора по воспитательной работе совместно с педагогом дополнительного образования, а также педагогическим коллективом.
Воспитательная деятельность осуществляется согласно ежегодного комплексного перспективного плана учебно-воспитательной работы техникума.
В течение года проводится планомерная работа по привлечению студентов к активной внеклассной деятельности.
На данный момент, появилось множество подходов различной направленности к разработке содержания воспитания личности. Исходя из этого педагоги и организаторы воспитательного процесса, включили социально-педагогическую деятельность в планирование воспитательной работы через музыку и искусство.
В данном техникуме создан кружок «Вокал», для приобщения студентов к музыке и музыкальной культуре.
Задачи воспитания через музыку:
1. формировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего поколения;
2. расширять кругозор учащихся, удовлетворять их любознательность в познании окружающего мира через приобщение к музыке, к занятиям вокального пения;
3. через слушание произведений различных композиторов и фольклорных произведений воспитывать и прививать любовь и уважения к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Сегодняшний мир музыки, который вызывает интерес у учащихся очень разнообразен. В наше время музыка доступна повсюду: по радио, по телевидению, в интернете, в транспорте, в магазине и т.д. Наряду с качественной музыкой, порой звучит музыка, которую нельзя допускать в эфир радиостанций и на телевидение. Учащиеся слышат ее невольно, из этого следует, что она формирует их вкусы на уровне подсознания. Со стороны техникума, семьи и в целом общества должен осуществляться контроль над музыкальной продукцией, которая предлагается слушателю. От этого зависит их музыкальный вкус и эстетическое воспитание.
Одной из главных задач воспитательного процесса через музыку является: развивать знания ребят о классическом, народном, джазовом и других стилях в музыке. Знакомить их с известными композиторами. Расширять их кругозор.
Нередко учащиеся выбирают песни, которые им нравятся, поют и инсценируют на концертах, танцуют под современную поп музыку. В техникуме этот процесс контролируется: в кружке, во внеклассной работе педагог может позволить себе деликатно вмешаться в музыкальную жизнь учащихся и по возможности направлять ее.
Большое воспитательное и развивающее значение имеет использование различных форм подведения итогов. Это концерты, мероприятия, смотры, тематические праздники, проводимые в техникуме, выступления перед педагогами и родителями. Эти мероприятия способствуют развитию сценической культуры, эстетического вкуса, воспитывают чувство ответственности за свой коллектив. Подобные формы анализа результатов деятельности учащихся, воспитывают в них коммуникабельность, позволяют избавиться от многих комплексов, формируют личность.
К сожалению, не всегда на концертах исполняется высокая и качественная музыка, ведь очень часто концерты делаются «на показ», которые радуют педагогов и самих учащихся.
Также, в учреждениях среднего профессионального образования, часто, нет технической оснащенности помещений, предназначенных для проведения музыкальных занятий. Дети занимаются в актовых залах, где нет ни инструмента, ни материально технической базы для занятий.
Музыка оказывает большое влияние и значение на жизнь учащегося, поэтому очень важно использовать ее как эффективный воспитательный инструмент. Ведь именно учебные учреждения вместе с родителями закладывают основу мировоззрения, жизненных ориентиров, музыкальных вкусов, развивают творческие способности ребенка, его музыкальную культуру.
Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль.
Процесс формирования музыкальной культуры учащихся можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей учащихся. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.
Можно отметить, что музыкальное воспитание учащегося, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому и музыкальному образованию или способ приобщения его к ценностям культуры, но и очень эффективный способ для самореализации его как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.
Таким образом, среди многочисленных воспитательных средств воздействия на молодежь важное место принадлежит музыке. В процессе воспитания музыкой личность осваивает музыкальные ценности, развивается духовно, приобщается к искусству.
Библиографическая ссылка
Беляева И.А., Кобозева И.С. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕХНИЧЕСКИМ УКЛОНОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 53-56;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1917 (дата обращения: 23.11.2024).