Отличительной особенностью современной экономики является внедрение практически во все сферы практической и научной деятельности цифровых технологий, способствующих сокращению времени обработки больших массивов данных, повышению эффективности управления, оперативному мониторингу процесса производства и деятельности организации и в целом повышению эффективности бизнеса. Проблемам внедрения цифровых технологий в практическую деятельность организаций и субъектов России всех уровней посвящен ряд научных публикаций [1–5].
Особую актуальность приобретают вопросы оценки эффективности бизнеса на различных этапах его проектирования и реализации. Топ-менеджер стремится оценить эффективность деятельности своей компании, что позволяет сделать вывод, насколько бизнес-компания следует стратегии развития, после чего определяются тактические цели, оперативные ориентиры и пути их достижения. Эффективность бизнеса отражает успешность компании, соответствие её качественных и количественных показателей намеченным ориентирам на конкретных этапах деятельности.
Благодаря оценке эффективности бизнеса можно получить данные о том, как происходит развитие компании, как осуществляется реализация разработанного бизнес-плана, насколько успешным является система управления и мониторинга бизнес-процессами. При получении результатов бизнеса, не соответствующих стратегии развития бизнес-организации, необходимо пересмотреть либо бизнес-план, либо намеченные ориентиры, либо в совокупности всю систему организации бизнес-процессов [6].
Ключевые показатели эффективности бизнеса (Key Performance Indicator, аббр. KPI) – инструменты, позволяющие провести анализ эффективности любого вида бизнеса, определить процент достижения поставленных целей.
В качестве основных показателей, оценивающих эффективность бизнеса компании можно принять: оборот бизнеса; чистая стоимость активов; совокупная доля рынка; доходы до вычетов; чистая прибыль; чистая приведенная стоимость бизнеса; индекс потенциала развития бизнеса; долговая нагрузка бизнеса; эффективность в расчете на одного работника [7].
В качестве показателей, оценивающих как эффективность бизнеса в целом, так и эффективность отдельного бизнес-процесса, принимаются следующие качественные и количественные показатели [8,9]:
– расширение доли рынка. Данный показатель дает характеристику положения бизнес-компании на рынке по сравнению с конкурентами. Количественный маркер доли рынка определяют % соотношением показателей объема продаж, к общему объему продажи товаров аналогичной категории на рынке;
– расширение/обновление/пополнение ассортимента товара/услуг. В финансовом плане компании следует предусмотреть траты на заказ/закупку новой продукции, которая была бы интересна потребителю;
– увеличение показателей лояльности клиентов. Более 30 % постоянных покупателей – свидетельство успешной работы компании;
– уровень результативности менеджмента. Благодаря налаженной работе менеджмента, уровень дохода может за год увеличиться в разы, превысив расходы.
Данные показатели оценивают эффективность бизнеса компании как в целом, так и могут предоставлять информацию о конкретном бизнес-процессе. Каждое предприятие самостоятельно выбирает параметры оценки эффективности бизнеса.
В основном, эффективность бизнеса оценивают исходя из бухгалтерской отчетности. Документация позволяет определить финансовое положение компании и ключевые показатели его деятельности. Используя эти данные, осуществляется корректировка моделей бизнес-процессов и тактических решений в повышении результативности бизнеса.
Современные экономические условия и усиление конкурентной борьбы стимулируют предпринимателей на сокращение расходов, упрощение бизнес-процессов, увеличение доходности и повышение эффективности бизнеса.
Управление эффективностью бизнеса является комплексными интегрированным решением, включающим методологическую базу, показатели, информационные системы и процессы, которые обеспечивают контроль и управление деятельностью компании. Главные сферы управления: финансы, организационная структура бизнеса, продукты, клиенты, метод целевого управления.
Для повышения эффективности бизнеса рекомендуется использование следующих инструментов:
– поиск привлекательной ниши. Чтобы сэкономить бюджет, не тратя усилия на «раскрутку» товара, необходимо найти перспективную нишу (рынок сбыта), которая будет пользоваться популярностью у клиентов;
– планирование стратегии в долгосрочной перспективе;
– анализ стратегических игроков своей отрасли для понимания того, что может повлиять на выбор клиента;
– создание уникального торгового предложения, которое будет выгодно отличаться от других предложений на рынке;
– использование инструментов маркетинга и продаж для продвижения товара на рынке;
– анализ цепочки покупателей – добавление в круг постоянных покупателей неохваченные сегменты клиентской базы;
– анализ эмоциональной и функциональной привлекательности товара/услуг для клиентов;
– эффективная работа с постоянными клиентами.
– работа с продуктовой линейкой – пополнение и обновление ассортимента, продвижение, расширение бизнеса в смежные отрасли;
– создание службы контроля за качеством;
– поиск надежных поставщиков и партнеров;
– поиск и обучение квалифицированных сотрудников;
– установка объективной цены на продукцию, которая принесет максимальную прибыль, а не убыток;
– ведение прозрачной бухгалтерии.
Повысив эффективность бизнеса, реально увеличить его финансовую отдачу. Наиболее действенный способ – уменьшение расходов и увеличение доходов, используя разнообразные инструменты повышения эффективности бизнеса. Чтобы улучшить управление бизнес-процессами, необходимо соблюдать стандарты стратегического управления, состоящие из следующих уровней:
– динамик-хаос – когда бизнес-процесс ещё не имеет качественной и количественной оценки;
– контроль – повторяемость и управляемость основных бизнес-процессов, с налаженным учетом и контролем, но без оптимизации и точных нормативов;
– оптимизация – поиск и упрощение ключевых бизнес-процессов, снижение уровня производственных издержек. Бизнес-процесс стандартизированы, подтверждены документально;
– адаптация – бизнес-процессы умеют приспосабливаться к внешним факторам. Компания формирует внутренние стандарты качества, создаются стратегические и оперативные планы, налаживается обратная связь;
– мировой класс – предприятие может формировать рынок. Компания умело управляет всеми бизнес-процессами (производством, сбытом, обслуживанием, контролем).
Для оценки эффективности малого бизнеса возможно использование традиционных экономических показателей. В качестве примера можно привести показатели производимой продукции: прибыль; рентабельность; трудоемкость изделия; материалоемкость; энергоемкость; другие показатели – стоимость аренды помещения, транспорт и логистика и т.д. Указанные показатели помогают оценить эффективность малого бизнеса и сравнить её с показателями конкурентов.
В научных публикациях ранее отмечено, что: «руководители фирм, финансовые менеджеры, аналитики должны не только владеть современными методиками оценки бизнеса и количественного анализа бизнес-процессов, но и грамотно их применять в своей практической деятельности» [10].
Вероятностно-статистические методы оценки бизнеса используются в том случае, когда эффективность принимаемых решений зависит от большого количества факторов, имеющих случайный характер и проявляющихся эпизодически. При построении математической модели, характеризующей подобные зависимости, невозможно учесть влияние всего множества случайных факторов, поэтому в уравнение вероятностно-статистической модели вводится стохастический элемент.
Любой объект бизнеса может развиваться по различным траекториям, в результате чего на выходе могут быть получены те или иные результаты и показатели, характеризующих эффективность бизнеса, подлежащие оценке с использованием вероятностно-статистических характеристик.
На практике вероятностно-статистические методы применяются в том случае, когда для оценки результатов бизнеса используются большие массивы статистической информации, формируемые путем применения выборочного метода, и, следовательно, подчиняющиеся законам теории вероятностей.
Применение вероятностно-статистических методов в оценке эффективности принятия бизнес-решений состоит из следующих этапов:
– постановка целей и задач исследования;
– проектирование концептуальной модели исследуемого объекта (процесса);
– построение на основе содержательного (экономического) анализа функционирования объекта исследования абстрактной математико-статистической модели, базирующейся на реальных статистических данных;
– параметризация вероятностной модели, т.е. численная оценка весовых коэффициентов математической модели, используя вероятностно-статистический инструментарий;
– проверка качества вероятностно-статистической модели на ее соответствие реальным закономерностям функционирования объекта исследования;
– использование результатов математического моделирования для исследования тенденций и перспектив развития явления (процесса, объекта).
В заключение можно отметить, что ключевыми факторами успеха бизнеса являются внедрение во все звенья проектирования, организации и реализации бизнеса современных технологий, методов и приемов с использованием инновационных достижений цифровой экономики.
Библиографическая ссылка
Царьков А.О., Гусарова О.М. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 148-151;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1883 (дата обращения: 24.11.2024).