В соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года администрирование таможенных и иных платежей и совершенствование реализации фискальной функции являются важным путем совершенствования и развития деятельности ФТС России [1].
Совершенствование фискальной функции основывается на эффективном осуществлении контроля за соблюдением норм права Евразийского экономического союза (ЕАЭС), законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, а также за безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами.
Важную роль в ее исполнении закона играет совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.
С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под руководством Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.
Следует признать, что вопросы организации системы межведомственного взаимодействия в целях реализации единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, постоянно находятся в центре внимания отечественных ученых и специалистов – практиков и остаются актуальными.
Единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанный на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, создается в целях:
– повышения эффективности проведения таможенного и налогового контроля;
– создания условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, вывода из «тени» товарных и финансовых потоков, в том числе с использованием механизмов гражданского контроля;
– обеспечения полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе планируется создание следующих систем:
– электронного досье, в котором содержится наиболее полная информация не только о субъектах, являющихся налогоплательщиками, осуществляющими ВЭД, но и о контрагентах данных лиц;
– реализации субъектно-ориентированной модели управления рисками, основанной на распределении организаций по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного и налогового законодательства, для осуществления выбора объектов таможенного контроля;
– прослеживаемости товаров, единообразной для всех государств – членов ЕАЭС и основанной на идентификации товаров в соответствии с его кодом по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), номером декларации на товары и порядковым номером товара.
Работа ведется в нескольких направлениях:
Первое – это углубление межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий.
Второе – определены основные векторы по созданию единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования.
В дальнейшем модули налоговых и таможенных рисков будут интегрированы в автоматизированную систему контроля (АСК) НДС-2. Это позволит контролировать реальную таможенную стоимость товара и уплату налогов и таможенных платежей от момента импорта до розничной реализации (переработки).
Третье направление – это выстраивание системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Уже введены элементы системы прослеживаемости товаров:
1. Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. (ЕГАИС) заработала в рамках реализации алкогольной продукции.
2. Система маркировки (меховые изделия и др.).
В 2016 году был запущен пилотный проект по маркировке меховых изделий, который направлен на противодействие нелегальному ввозу товаров, производству контрафакта и увеличение поступлений налогов в бюджет [2].
С начала пилотного проекта 20 % участников мехового рынка системы маркировки легализовались – ранее эти участники системы не были зарегистрированы как налогоплательщики или не сдавали налоговую отчетность либо сдавали нулевую.
Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой Евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.
Следующим этапом устранения теневого сектора экономики рынка импортных товаров будет создание системы документальной прослеживаемости импортных товаров на территории государств – членов ЕАЭС.
Сроки реализации механизма прослеживаемости:
– внедрение системы определено Распоряжением Евразийского межправительственного совета: реализация пилотного проекта началась с 1 февраля 2018 года.
– полноценное внедрение системы прослеживаемости – в течение 2018 года.
Система обеспечивает контроль за легальностью ввоза и дальнейшим оборотом импортного товара на внутреннем рынке до его розничной продажи или переработки.
Система прослеживаемости товаров должна быть тесно интегрирована в системы налогового и таможенного администрирования на национальном и наднациональном уровнях в рамках информационного обмена.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 34, которая с 1 января 2017 года регламентирует администрирование страховых взносов.
Новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков.
Во-первых, реализован принцип «одного окна»: ранее существовавшие 4 основные формы по страховым взносам были объединены в единую форму. В состав расчета включаются и персонифицированные данные по физическим лицам, которые затем будут оперативно передаваться в Пенсионный фонд для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц.
Во-вторых, ФНС России создала единый порядок и единые методологические правила при администрировании страховых взносов вместо Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонды) [3].
Таким образом, с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками. При этом налогоплательщики не почувствовали смену в сфере государственного регулирования: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются [4].
Федеральная налоговая служба может более эффективно обеспечивать мобилизацию страховых взносов за счет:
– имеющейся практики администрирования НДФЛ, поскольку налоговая база по НДФЛ и страховым взносам практически идентична;
– возможности комплексного подхода к контрольным проверкам, которые будут охватывать не отдельные налоги, а в целом хозяйствующий субъект, включая взаимозависимые или аффилированные организации [5].
Кроме того, информация по администрированию страховых взносов интегрирована в Личные кабинеты налогоплательщика.
Налоговые и таможенные органы продолжают совместно работать над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.
Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.
Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации начального проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.
Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.
ФТС и ФНС России должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия ведомств ФТС и ФНС России для законопослушного бизнеса [6].
Библиографическая ссылка
Олькова В.Г., Белоусова Т.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ И ФНС РОССИИ ПРИ СОЗДАНИИ ЕДИНОГО МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 82-85;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1868 (дата обращения: 24.11.2024).