Актуальность данной темы, несомненно, имеет место быть в нестоящее время. Мы живем в неэоинформационном обществе. Такое общество развивается циклично, каждый цикл сопровождается появлениями и реализацией новых открытий, изобретений, а также разработками в информационных технологиях.
Россия уже долгое время находится в состоянии системного кризиса: политического, экономического, национального и информационного. Однако первопричиной данного положения является кризис развития технологий и отраслей, который в свою очередь выражается в отсутствие лидеров.
Перед нами стоит задача: провести анализ современных технологий в цифровой экономике и ответить на вопрос «Возможно ли, а главное эффективно ли будет построить и развить свой он-лайн бизнес в интернете».
В данной статье мы применяем метод абстрагирования, то есть мысленного выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. В данном случае мы концентрировали внимание на универсальных свойствах цифровой экономики, отвлекаясь от проблем его отраслевой специфики.
Более года назад Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию обозначил ряд ключевых позиций: фундаментальная наука, исследовательская инфраструктура, IT-индустрия, собственные передовые разработки, цифровые технологии и, наконец, предложил «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения – цифровой экономики».
Все эти стратегические тренды являются очень актуальными для развития нашей страны, они полностью коррелируют с мировыми тенденциями в экономике, которые в концентрированном виде представлены в известной книге Клауса Шваба. Следует отметить, что такая направленность во многом была подготовлена Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642) [1].
Исходя из событий внешней политики и общемировых тенденций перед Россией стоит вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности, и не малую роль в решении данного вопроса играет развитие цифровой экономики в стране.
Данный документ имеет важную особенность, он в своей совокупности направлен на развитие и применение наиболее современных информационных технологий в различных отраслях промышленности, здравоохранения, науки, культуры, социальной сферы для улучшения и развития данных отраслей, что,несомненно, лежит в основе решения упомянутой немного выше проблемы нашей страны в целом.
Следовательно, возникает необходимость постановки задач и проведения взаимоувязанных фундаментальных междисциплинарных исследований в области информатики на основе математических, информационных, логических, психологических, лингвистических и биологических принципов.
Для успешного решения поставленных задач требуются опережающие фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие методов формирования высокоинтеллектуальных цифровых платформ, технологий накопления знаний и повышения уровня компетенции интеллектуальных систем, методов и технологий искусственного интеллекта, а также методов целеполагания при выборе в интеллектуальных системах новых целей поведения [2].
Под цифровой трансформацией мы будем понимать изменение различных сфер деятельности и отраслей экономики, моделей ведения бизнеса и организации производства, экономических отношений и социальных практик за счет возможностей современных цифровых технологий.
Уместно упомянуть одно очень важное и интересное высказывание Джереми Хейманса и Генри Тиммса в их книги «Новая власть: какие силы управляют миром – и как заставить их работать на вас». Автор говорит о том, что в данный момент времени существует некое разделение – новая власть и старая власть.
Старая власть выступает в виде золота, которое есть не у всех, а те, у кого оно появляется, они стремятся его сохранить и скрыть так долго насколько это будет возможно. Новая же власть – это текущая вода. Она принадлежит многим. Она открыта для многих людей и ее главная цель – не держать ее при себе, а направлять по различным каналам.
Цифровая экономика – это мы с вами, включенные в коллективное действие, которое становится возможным благодаря цифровым технологиям.
Методов и инструментов, способствующих развитию «цифровой экономики» существует много, поскольку каждый из них преследует концепцию глубокой интеграции информационных технологий с реальными процессами экономики [3]. Мы можем заметить, что цифровая экономика формируется с ориентацией на потребителя, места реализации и конкретной цены, которая должна соответствовать качеству предоставляемой услуги.
Основными драйверами цифровой трансформации является цифровизации и всеобщаяподключенность, дополненные растущей экосистемой взаимосвязанных цифровых технологий и приложений. Ключевыми компонентами этой экосистемы являются:
- искусственный интеллект
- аналитика больших данных
- блокчейн
- облачные вычисления,
- аддитивные технологии (включая 3D-печать)
- виртуальная и дополненная реальность.
Практика показывает, что мы движемся по пути проникновения цифровых технологий согласно трем основных этапов [4]:
1 волна
- ИТ: компьютеризация (в т.ч. персональная), автоматизация процессов (ERP, EDI, CRM и т.д.);
- Телекоммуникации: проводной ШПД, беспроводной ШПД.
2 волна
- Онлайновые платформы (поисковики, торговые площадки, дистанционное обучение, социальные сети);
- Облачные вычисления.
3 волна
- Предиктивная аналитика больших данных;
- Интернет вещей;
- Робототехника;
- Аддитивные технологии (включая 3Dпечать);
- Искусственный интеллект (включая машинное обучение).
Согласно практики некоторые элементы цифровой экономики уже успешно функционируют. На сегодняшний день, учитывая массовый перенос документов и коммуникаций на цифровые носители, разрешение электронной подписи, общение с государством также переходит на электронную платформу.
Можно уверенно сказать, что Российская наука обладает всеми необходимыми компонентами для рассмотрения в качестве отрасли цифровой экономики: наличие развитой инфраструктуры, организационных структур, нормативной базы, высокого уровня компетенций и высококвалифицированных научных коллективов. При этом все перечисленные компоненты становятся «цифровыми» и наука, как отрасль экономики, также становится «цифровой»[5].
Стоит отметить, что переход всего бизнеса, в том числе и сервисного, на цифровые рельсы, свидетелями и участниками которого мы являемся, диктует нам новую тенденцию, которая является среди аналитиков, и в советах директоров компаний наиболее актуальной.
Сервисный бизнес, на котором мы остановимся, в рамках нашего исследования становится цифровым «по умолчанию». Всеми известный пример компании Kodak, судьбу которого ни кто не стремиться повторить, напомним, что данная компания упустила важнейший момент перехода с пленки на «цифру» в фотографии.
Но совершенно другая сторона медали, которую нам открывает Amazon, Uber, Airbnb и другие именно данные мастодонты в своей сфере показывают своим примером, как можно воспользоваться цифровым переворотом – придумать и реализовать радикально новые схемы ведения бизнеса.
В настоящее время, нам пора позабыть, когда интернет рассматривался как дополнение к офлайн-бизнесу сначала в роли онлайн-витрины, затем в роли онлайн-магазина. Выход на сцену жизни новых поколений – молодежи, буквально живущей в сети – заставляет бизнес становиться онлайновым («цифровым»), в первую очередь, по умолчанию.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что современные тенденции развития мировой экономики во многом обусловлены и будут определяться в дальнейшем развитием глобальной электронной сети, информационно-интеллектуальными и цифровыми технологиями, более полной реализацией потенциала человеческого капитала и искусственного интеллекта. Поэтому изучение проблем цифровой экономики представляется весьма актуальным, как с точки зрения экономической науки, так и с позиций практической трансформации систем менеджмента различного уровня.
Библиографическая ссылка
Ли Е.А., Трофимова Л.А., Перова М.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. КАК ПОСТРОИТЬ И РАЗВИТЬ СВОЙ ОН-ЛАЙН БИЗНЕС В ИНТЕРНЕТЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 72-74;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1865 (дата обращения: 24.11.2024).