Значительный вклад в исследование проблематики эконмического развития внес Н.Д. Кондратьев, основоположник теории больших циклов (50-60 лет) и основатель модели конъюнктурных циклов. Именно им доказано существование условий массового внедрения накопившихся финансово-кредитных ресурсов и привязан скачек к новому циклу с техническим прогрессом, вызывающим значительные изменения в условиях в жизне-хозяйственной деятельности страны. Ведущую роль в экономических изменениях Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.
Отечественные и зарубежные авторы, такие как З.Г. Антонова [1], И.В. Прицепа, Л.А. Никифорова [2], О.И. Леско, И.В. Прицепа [3], Д. Михман [4], И. Науменко [5], Р. Кучуков [6], Д. Сорокин [7] и др., понятие «экономическое развитие» отождествляют с результатом инновационного роста и интерпретируют его как превращение потенциального социально-экономического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. «В.В. Кавецкий определяет развитие с позиции инновации как процесс, в котором изобретение или идея приобретает социально-экономическое содержание» [2].
Предлагаемый государством стратегический курс, нацеленный на социально-экономическое, социально-демографическое, эколого-территориальное развитие и т.п. – концептуализация программ устойчивого развития, целевые интересы, которых сосредоточены вокруг проблематики упразднения сырьевой направленности экономики страны и импорто-замешения с дальнейшем развитием и модернизации экономики страны.
Под концептуализацией следовало бы понять обобщающий комплекс современных институциональных идейных взглядов, которые дают общее представление о предполагаемом устойчивом развитии экономики в целом. Как экономический агент, государство несёт ответственность за воплощение в жизни выбранной стратегии, и в которой закладываются доктрины различных научно-практических, социально-политических, общественно-академических кругов для устойчивого экономического роста на долгосрочную перспективу.
«Реализация указанной концепции развития должна быть системно баз риска провала, Россия – весьма богатая страна, которая требует адекватного подхода к эффективному управлению и использованию всех имеющихся полезных ископаемых. Именно это позволяет нам сказать, что на современном этапе, достижение задачи устойчивого роста возможно только при качественном институциональном регулировании, направленном на повышение экономической (деловой, инвестиционной, инновационной и т. п.) активности» [2].
Необходимо преодолеть сырьевую направленность и деиндустриализацию экономики страны, направить ее на русло формирования наукоемких производств с высокой прибавочной стоимостью, путь по которой шли многие государства, развивая реальный сектор экономики, создавая инновационные условия для радикальной модернизацией производственно-технологической базы экономики. Как отмечает З.Г. Антонова «…для России, именно этот пусть является одним из приоритетных к числу других направлений: освоение производства пятого технологического уклада» [6].
Сказанное выше традиционно упоминается в посланиях Президента России и в утверждаемых ежегодно правительством «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на перспективный на период до 2025 и 2030 годов, главной целью, которой является «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния России и ее граждан, социально-экономической безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом и геополитическом пространстве» [8].
Сейчас финансовая политика России, реализуемая через финансовую систему страны, не соответствует мировым стандартам, и она не в состоянии обеспечить финансовую автономию и самостоятельность правительственных институтов различных уровней. Именно это является основной фактором, препятствующим эффективному развитию экономики России и ее регионов. Российская экономика сейчас переживают трудные времена и ее состояние характеризуется как весьма критическое для преодоления, которого уже был принят ряд необдуманных и неоправданных реформ. «Как неотъемлемая часть ведущих стран мировой экономики Россия ориентируется на действующую в ведущих странах модель социально-экономического развития» [7].
Вообще отношения России с мировым сообществом были начаты с развала Советского Союза. Тогда впервые и прозвучал призыв к интенсивному сотрудничеству с ведущими экономиками Европы, Америки и Азии, к поддержанию с этими государствами открытого диалога и открытых социально-экономических отношений.
Современная позиция России относительно к странам европейского союза и США была сформирована противоречиями, возникшими в результате Украинских событий 2014 года, Начиная с этого момента Россия начала обдумывать и формировать антисанкционную политику, отвечающую внутренние и внешние интересы и ожидания страны [5].
За последние годы Российское общество существенно изменилось, в частности изменения произошли в духовных, культурных и политических ценностях, которые явно эволюционировали. В то же время все более актуальным становится вопрос противостояния последствия санкционного давления западных стран [6], что вызывает пересмотр пониманию демократических европейских ценностей от реалий Российского общества.
Социально-экономическая модернизация России является стратегической целью, ведь это лучший способ реализации системы интересов – построения экономически развитого институционально-либерального и социально-ориентированного государства, укрепление позиций в мировой системе международных отношений.
Анализ конкурентных позиций России свидетельствует достаточно низкий ее рейтинг в мировой экономической среде, не соответствует имеющимся ресурсам и потенциальным конкурентным возможностям страны. В России отсутствует четко сформирована стратегия повышения конкурентоспособности, не созданы экономическую среду, которое бы способствовало эффективной конкуренции и позволяло экономическим агентам достичь успеха при равных условиях [2].
Разработка и реализация на федеральном уровне стратегии повышения конкурентоспособности отечественного производства требует коренных исследований, разработки и внедрения практических мероприятий. Прежде всего нужны изменения во видении проблем конкуренции государством, то есть создание такой системной политики независимого государства, соответствующей условиям рынка, требованиям интеграции в мировую экономическую систему, реализовывала российские интересы.
Целью такой политики на данном этапе должно стать повышение конкурентных преимуществ России. В условиях финансовой глобализации в сейчас крайне необходимо создать в России финансовый рынок, который должен стать основным механизмом преобразования инвестиционных накоплений, перераспределения капитала и обеспечения прозрачности финансовых потоков. Для этого необходимо значительно повысить эффективность государственной финансовой политики по развитию финансово-инвестиционного рынка, товарного рынка, рынка инновационных активов, надзора и контроля над системой льготирования и субсидирования различных социальных программ [2].
Международное рейтинговое агентство Fitch отмечает сохранение рисков для Российской экономики, несмотря на отдельные улучшения рейтинга отдельных размещенных в европейские финансовые учреждения активов. Хотя некоторые стабилизационные сигналы имеются, уходя под влиянием политики МВФ.
Это было возможным осуществлением, российским правительством, ряда принципиальных мероприятий, среди которых:
– антикоррупционная реформа и реформа институционного сектора;
– дерегуляция и реформа администрирования налогов для того, чтобы улучшить бизнес-климат и стимулирования внутренних инвестиций;
– реформа государственного сектора, включая реструктуризацию стратегических секторов экономики России.
В некоторых отраслях экономики взяла на себя следующие обязательства [6]:
– повысить тарифы на энергоносители. При этом в рамках правительственной программы должно быть повышено тарифы на все виды коммунальных услуг. Однако, программа предусматривает субсидирование разных секторов экономики, сельского хозяйства, авиаперевозок и т.д. Для населения предусмотрено жилищное субсидирование, для малообеспеченных слоев населения от изменения цен и тарифов.
– правительство создает условие подержание уровень инфляции около 4-6 %, отмечает, что центральный банк должен продолжить политику укрепления банковской системы и доверия населения к ней. Банки должны вернуться к уровню, когда они могли осуществлять кредитования, которое поддерживало бы экономическую активность;
– в России будут индексирован размер социальных выплат.
Эффективная финансовая политика основывается на налогово-бюджетных институтах и фондово-страховых учреждениях и др., развитие которых должно не только снизить риски, минимизировать транзакционные издержки и способствовать оптимальному распределению ресурсов, но и обеспечивать формирование адекватной современным условиям институциональной структуры всей финансово-экономической системы России и ее регионов.
Поэтому для повышения эффективности правительственных институтов всех уровней и недопущения институциональных разрывов необходимо умело пользоваться этими институтами и управлять процессом их адаптации к современным требованиям [7].
Таким образом, по разным прогнозам, Россия к 2025 г., по социально-экономическим параметрам, войдет в число наилучших государств мира. Системное сотрудничество с европейскими странами является путем улучшения и модернизации экономики, привлечения инновационных активов, повышения конкурентоспособности отечественной производства, перемежения факторов производства, что будет способствовать приближению России к высоким стандартам повышения уровня благосостояния населения [4].
Развитие отношений с другими странами в долгосрочной перспективе должно оставаться одним из приоритетов внешнеэкономической политики России. Усилия должны быть нацелены на геологическое завоевание позиций страны в общемировое экономическое пространство путем расширения доступа российских товаров на мировые рынка, ликвидации экономических барьеров и углубление импортозамещения, гармонизации экономического законодательства в соответствии со объективными стандартами, создание экономических и правовых предпосылок для создания зоны взаимодоверия со странами западного сообщества.
Помимо вышесказанного, решение упомянутых проблем состоит в трансформации экономики России и ее регионов из экспортно-сырьевого типа к инновационно-модернизованному, что позволит существенно расширить конкурентное преимущество ее отраслей экономики за счет инновационных источников экономического роста.
Из проведенного исследования, становится явным, что перспективы дальнейшего устойчивого экономического развития состоят в тех указанных выше положений. Перспективы систематического экономического роста зависит во многом от решения ряда экономических проблем в том числе и стратегический выбор, который открывает новые перспективы нового внутреннего и внешнего социально-экономического порядка сотрудничества с развитыми странами мира, что предоставит возможности экономического развития, укрепления позиций России в мировой системе МЭО.
По нашему мнению, достижение скатанного предполагает ликвидация всех источников подавления движущих сил реализации стратегии развития России с систематическим становлением и развитым институтов гражданского общества.
«Программа перспективного развития России – это комплексные программы, основные стратегические аспекты (положения) которых определены в Правительственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 г.» [1]. Эту стратегию развития можно представить, как оптимальную модель перехода России к постиндустриальному обществу с экономикой пятого поколения, целевой функцией в которой будет являться высокотехнологическая модернизация всех отраслей экономики с основным акцентом, направленным на внедрение высокотехничных инновационных составляющих звеньев системы национального хозяйство и достижение высоких социальных стандартов. Для этого экономика России требует определенных коренных изменений.
В долгосрочной перспективе как государство, так и рыночные экономические агенты должны больше внимания уделять обновлению основных фондов, модернизации производства, повышению научно-технологического потенциала и укреплению конкурентного преимущества производства России. Для этого государству нужно ввести ряд системных реформ в области налогообложения, которые обеспечат стимулирования режима энергосбережения и внедрения инноваций, а субъектам хозяйства, в свою очередь, нужно вводить систему эффективного менеджмента и хеджирования.
Социально-экономическая политика России в целом и ее регионов должна быть направлена на экономический рост, увеличение доходов населения и роста качества жизни в целом путем трансформации системы оплаты труда, диверсификация экономики на основе создания привлекательного инвестиционного климата, оптимизации налоговой системы и т.п.
К числу факторов, достижения перспективного роста на масштаб и характер вышеупомянутых государственных вызовов, стоит отметить волатильность на сырьевых рынках; девальвацию курса рубля по отношению доллару евровалюты и США. Экономика России характеризуется чувствительностью к мировым тенденциям развития и колебаний конъюнктуры внешних рынко, отсутствие системных механизмов поддержания устойчивости национальной экономики приводит к тому, что российская экономика испытывает заметного негативного деформирующего воздействия глобальных вызовов и является неспособной заблаговременно реагировать на изменения в мировой экономике.
Перспективами дальнейших исследований данной тематики является обоснование механизмов обеспечения устойчивости экономики России как на федеральном, так и на региональном уровне.
Все изложенное предполагает формирование и реализацию долгосрочной экономической политики, направленной на существенное улучшение социально-экономических показателей, стимулирование динамизма экономического роста на федеральном, региональном и глобальном уровнях.
Избрание эффективной стратегии развития особенно важно для России, которая находятся на серьезном переломе своей экономической истории. В первую очередь, эта система функционирует за счет тех элементов региональных стратегий, которые непосредственно связаны с экономическими отношениями: это политика в области внешней торговли, валютно-кредитных отношений, международного обмена технологиями и т.п.
В современных условиях предлагается обеспечить опережающее устойчивое развитие в тех сферах экономики России, которые определяют ее отраслевую специализацию, что в свою очередь обусловливает необходимость реализации одновременно четырех стратегий:
– использование глобальных конкурентных отраслевых преимуществ;
– формирование мощного инновационного комплекса, обеспечивающего позиционирование России на высокотехнологичных рынках;
– структурная диверсификация экономической системы России;
– развитие современных форм институционализации социально-экономических отношений и системы обеспечения экономической безопасности.
Библиографическая ссылка
Дененберг Ю.М. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 42-46;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1858 (дата обращения: 24.11.2024).