Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЬI НА СОЦИАЛЬНЬIЙ ИНТЕРЕС У ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЬI

Стойкова Ж.Д. 1
1 Фракийский университет
Статья посвящена исследованию социального интереса у лиц, находящихся в местах лишения свободы для отбывания своего наказания. Исследование базировано на концепции социального интереса в теории индивидуальной психологии Альфреда Адлера. В своей теории А. Адлер дефинирует социальный интерес, как врожденный потенциал, который в ходе индивидуальной жизни личности развивается в большей или меньшей степени в зависимости от условий среды и характера воспитания. Согласно цитированной концепции, социальный интерес формируется до пятого года жизни ребенка под влиянием семейной среды. Несмотря на названные теоретические тезисы А. Адлера, ряд исследований в педагогической практике, в том числе и его собственная практика в детских воспитательных центрах в Вене показывают, что на процесс формирования социального интереса может повлиять ряд других факторов, кроме семьи. С точки зрения этой возможности было организовано исследование социального интереса у лиц, лишенных свободы, основная цель которого была направлена на исследование влияния образовательной среды, организованной в местах отбывания наказания. Результаты исследования показали, что у тех лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые включаются в организованную образовательную и воспитательную среду в местах отбывания наказания, повышается динамика и уровень их социального интереса. С точки зрения социальной практики повышение социального интереса у лиц, находящихся в местах лишения свободы, могло бы обеспечить их более успешное социальное участие, социальное приобщение и законосообразный образ жизни.
социальный интерес
сотрудничество
соблюдение правил и принятие на себя ответственности
лица
находящиеся в местах лишения свободы
образовательная среда
места отбывания наказания
1. Wаltоn X.F., Стойкова Ж. Современные адлерианские профили. Тракийский университет. Стара Загора, Контраст, 2010. 91 с.
2. Йостен Т. Индивидуальная психология для семьи и школы. Академическое издательство «Тракийский университет». Стара Загора, 2016. 146 с.
3. Фергюсон Е.Д. Введение в теорию индивидуальной психологии. Академическое издательство «Тракийский университет». Стара Загора, 2016. 88 с.
4. Ansbаchеr H.l. &R.R. (Eds.) Thе Individuаl psychоlоgy оf Alfrеd Adlеr: A systеmаtic prеsеntаtiоn оf sеlеctiоn frоm his writings. Nеw Yоrk: Bаsis Bооks. 1964. Р. 528.
5. Crаndаll J.E. Thеоry аnd mеаsurеmеnt оf sоciаl intеrеst: Empiricаl tеsts оf Alfrеd Adlеr’s cоncеpt. Nеw Yоrk: Cоlumbiа Univеrsity Prеss, 1981. Р. 14–37.
6. Eckstеin D., Kеrn R. Psychоlоgicаl Fingеrprints. Kеndаl Hunt Publishing Cоmpаny, Dubuquе. 2009. 211 р.

Концепция социального интереса в теории индивидуальной психологии отражает глубокое убеждение А. Адлера, что люди являются социальными созданиями и если они хотят более глубоко понять себя, они должны рассматривать свои отношения с другими в социально-культурном контексте, в котором живут [1, с. 10]. Социальный интерес, по мнению А. Адлера, является общественным чувством, которое порождает у човека необходимость и желание «принадлежать» социуму. Влияние семейной среды, связанное с воспитанием, а после этого и другие, но тоже очень важные факторы, содействуют его эволюции [2].

Е. Дрейкурс-Фергюсон считает, что социальный интерес влияет на ценности, мотивацию, отношения, чувства и поведение [3, с. 17–26].

А. Адлер считает, что основа для развития социального интереса является врожденной и подобно другим врожденным наклонностям социальный интерес не возникает автоматически, а требует сознательного развития. «Все падшие в жизни люди – неуравновешенные, психопаты, преступники, пьяницы, проблемные дети, самоубийцы, перверзники и проститутки – являются такими, потому что у них нет социального чувства. Они воспринимают проблемы, связанные с работой, дружбой и любовью без уверенности, что могут их решить путем сотрудничества» [4, с. 156].

В духе вышецитированной мысли A. Адлера закононарушители и соответственно осужденные лица имеют низкий уровень социального интереса, что преимущественно выражается в несоблюдении правил и норм общественного порядка, приводящее к закононарушениям, доминированию личных интересов и пренебрежению общественных интересов, отсутствию ответственного поведения и сотрудничества.

Тема генезиса отклоняющегося от социальных норм поведения особенно важна для создания более эффективной системы мер социальной адаптации и приобщения лиц, отбывших наказание «лишение свободы» и по этой причине волнует исследователей данной тематики. Несмотря на важность психологической категории «социальный интерес» и ее связи с криминальным поведением, эмпирически она является на практике неисследованной территорией. Данное обстоятельство является одним из основных мотивов для изучения социального интереса у лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Практическая ориентация исследования связана с ожиданием того, что уровень социального интереса может быть предиктором социальной приобщенности и будущего социального участия у лиц, совершивших преступление.

Цель исследования: установление того, насколько фактор «образовательной среды» в местах отбывания наказания в виде лишения свободы влияет на развитие социального интереса у этих людей, а основные задачи связаны с анализом их оценки и самооценки социального интереса, как и с анализом уровня социального интереса у закононарушителей, которые повышают свое образование в местах лишения свободы и у таких, которые не желают учиться.

Главная гипотеза сформулирована в направлении, допускающем то, что образовательный подход в коррекционно-воспитательной работе, прилагаемый в условиях мест отбывания наказания «лишение свободы», может привести к повышению уровня социального интереса у закононарушителей и гарантировать процесс успешного социального участия.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовало 489 лиц, которые были распределены в следующие группы: 420 лиц, отбывающих наказание, из которых 90 женщин и 330 мужчин; 47 лиц, занимающихся оценкой социального интереса у заключенных, из которых 35 учителей и 12 инспекторов по специальности «Социальная деятельность и воспитательная работа» и 10 экспертов – педагогов и психологов.

Исследование было проведено среди мужчин, отбывающих свое наказание в тюрьмах г. Стара Загора, с. Черна гора и г. Пазарджик и осужденных женщин, находящихся в тюрьме г. Сливен, в Республике Болгарии, в период 2015–2016 и 2016–2017 учебные года.

В исследовании использовался следующий инструментариум:

А) Шкала для измерения социального интереса Дж. Кренделла (Sоciаl Intеrеst Scаlе- SIS)[5].

Б) Для целей исследования были созданы специально 2 типа «Вопросников для измерения социального интереса» – один для самооценки и один для оценки. Они были составлены на базе параметров, релятивных критериям для оценки социального интереса таких авторов, как Р. Керн, У. Кюрлетт и М. Уилер (R. Kеrn, W. Curlеttе, M. Whееlеr), для тестов оценки основных адлерианских шкал междуличностного успеха (BASIS-А)[6]. Вопросники включают в себя 14 вопросов, которые соответствуют 11 критериям социального интереса, таким как: чувство принадлежности, сотрудничество, соблюдение правил, компромисс, принятие ответственности, потребность признания, предосторожность, оказание помощи, щедрость, участие, уважение. Валидность и объективность вопросников были предварительно доказаны.

При математической и статистической обработке информации была использована статистическая программа IBM SPSS-Stаtistics Triаl Sоftwаrе. Были приложены методы Z-теста при вероятности ошибки α = 0,05, Т-критерий и U-тест.

Результаты исследования и их обсуждение

А) Результаты, полученные среди осужденных мужчин.

При проверке разницы между средними величинами Оценок учащихся и тех, кто не учился, путем использования U-теста, был получен результат U = 8,57 > 1,64, который выше критической величины. Он показывает, что имеется статистически существенная разница между средними показателями Оценок учащихся мужчин, предоставленные их учителями, и средними показателями Оценок неучащихся мужчин, которые были предоставлены инспекторами по Шкале социального интереса Кренделла.

Полученные результаты иллюстрируют сравнение Оценок социального интереса Учащихся и Неучащихся осужденных мужчин, исследованных с помощью специально созданного для целей исследования «Вопросника для измерения социального интереса». Они показывают, что существует статистически существенная разница в Оценках социального интереса у двух групп лиц по всем критериям социального интереса, с частичным исключением критерия «принятие на себя ответственности» (рис. 1).

stojk1.wmf

Рис. 1. Показатели по оси Z показывают разницу в Оценках по критериям социального интереса у Учащихся и Неучащихся осужденных мужчин

stojk2.wmf

Рис. 2 Показатели по оси Z показывают разницу в Самооценке и Оценке по критериям социального интереса у Учащихся осужденных мужчин

На показанном графике, как и на всех последующих графиках, величины, обозначенные звездочкой, являются статистически значимыми.

При проверке разницы между средними показателями Самооценки учащихся и неучащихся мужчин путем использования U-теста был получен результат U = 1,55 < 1,64, который ниже критической величины, но находится достаточно близко к ее значению. Этот результат показывает, что не наблюдается статистически существенной разницы между средними показателями Самооценки Учащихся и Неучащихся мужчин по шкале социального интереса Кренделла, но существует тенденция к наличию различий, которые хорошо выражены в полученных результатах по «Вопроснику для измерения социального интереса».Результаты, полученные при использовании этого Вопросника, показывают разницу в Самооценке Учащихся и Неучащихся мужчин, а именно:

? Существует статистически существенная разница в Самооценке Учащихся и Неучащихся мужчин по отношению следующих критериев социального интереса: «сотрудничество», «соблюдение правил», «компромисс», «оказание помощи», « щедрость», « участие».

? Учащиеся осужденные мужчины имеют более высокую Самооценку в сравнении с группой Неучащихся по отношению следующих критериев социального интереса «Сотрудничество» и »Участие», что вероятно объясняется их участием и сотрудничеством в образовательном процессе.

? Неучащиеся мужчины имеют более высокую Самооценку по сравнению с группой Учащихся по отношению следующих критериев социального интереса: «Компромисс», «Щедрость» и »Соблюдение правил» (рис. 2).

Б) Результаты, полученные среди группы осужденных женщин.

При использовании теста T-критерий для проверки разницы между средними показателями Оценок Учащихся и Неучащихся осужденных женщин по Шкале Кренделла был получен результат T = 8,57 > 1,68 (крит.), который больше критической величины. Это показывает, что имеется статистически существенная разница между средними показателями Оценок Учащихся женщин, предоставленных их учителями и средними показателями Оценок Неучащихся женщин, предоставленных инспекторами. Учащиеся осужденные женщины получают статистически существенно более высокие Оценки по Шкале социального интереса Кренделла в сравнении с Неучащимися.

При использовании «Вопросника для измерения социального интереса» полученные результаты показывают, что при сравнении Оценок социального интереса у Учащихся и Неучащихся осужденных женщин существует статистически существенная разница по критерию «принятие ответственности». Это доказывает, что фактор «обучения в образовательной среде в местах отбывания наказания» влияет на критерий «принятие на себя ответственности». При остальных критериях социального интереса не наблюдается статистически существенной разницы у исследуемых осужденных женщин (рис. 3).

stojk3.wmf

Рис. 3. Показатели по Z показывают разницу в Оценках критериев социального интереса у Учащихся и Неучащихся осужденных женщин

stojk4.wmf

Рис. 4. Показатели по Z показывают разницу в Самооценке по критериям социального интереса у Учащихся и Неучащихся осужденных женщин

Статистические сравнения Самооценки у Учащихся и Неучащихся женщин показывают следующее:

При использовании T-критерия для проверки разницы между средними показателями Самоценки у Учащихся и Неучащхся осужденных женщин по Шкале Кренделла был получен результат Т = 3,08 > 1,68, который выше критического. Этот результат показывает, что имеется статистически существенная разница между средними показателями Самооценки у Учащихся женщин и Самооценки у Неучащихся женщин по Шкале социального интереса Кренделла, при этом группа Неучащихся осужденных женщин имеет нереально завышенную Самооценку.

Эти результаты подтверждают данные, полученные при использовании «Вопросника для измерения социального интереса». Они показывают, что существует статистически существенная разница в Самооценке Учащихся и Неучащихся осужденных женщин по отношению следующих критериев социального интереса: «сотрудничество» (частично на вопрос № 13), «компромисс», «оказание помощи», «щедрость», «принятие ответственности» (частично на вопрос № 6). Результаты доказывает, что фактор «обучение в образовательной среде в местах отбывания наказания» влияет на уровень Самооценки социального интереса по этим критериям (рис. 4).

Выводы

Выводы на основании полученных результатов доказали, что фактор «обучение в образовательной среде в местах лишения свободы» влияет на уровень социального интереса, повышая его. Это предполагает возможность более активного социального участия и законосообразного образа жизни у закононарушителей. Кроме этого, была доказана разница по отношению пола исследуемых лиц, влияющая на развитие социального интереса в образовательной среде в местах для отбывания наказания в виде лишения свободы.


Библиографическая ссылка

Стойкова Ж.Д. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЬI НА СОЦИАЛЬНЬIЙ ИНТЕРЕС У ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЬI // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 26-30;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1830 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674