От системы оценки и стимулирования академической и самостоятельной деятельности студентов, зависит активность, чувство успешности и позитивного отношения к ФК [1]. В соответствии с ФГОС 3+ в результате прохождения обучения по предмету ФК и С студенты должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями в области ФК и С, а именно: уметь оценить свое состояние здоровья; оценить уровень своей физической подготовленности; проектировать, организовать и реализовать свою физкультурно-оздоровительную или спортивную деятельность [2].
Мы согласны со многими авторами, что современные студенты имеют пониженный интерес к ФК и С [3]. Особенно это выражено у студентов специальной медицинской группы (в дальнейшем СМГ). Медицинские показания, ограничивают их физическую активность, и этому способствует отсутствие привычки к занятиям ФК, т.к. со школьной скамьи данные студенты имели освобождение или ограничение от занятий ФК и С. Поэтому именно для этой категории студентов нужны новые формы организации занятий, соответствующие современным требованиям образования.
Целесообразным считается использование целостной системы специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и, тем самым, усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог [4].
В отношении студентов СМГ необходимо соблюдать повышенную осторожность, руководствуясь главным принципом не навредить. Организация и проведение массовых групповых занятий ФК в СМГ затруднены, так как вышеназванные студенты имеют различные ограничения к занятиям ФК по состоянию здоровья, а также разницу в уровне физической подготовленности, фактически требуется индивидуальный подход. С другой стороны, студенты старших курсов могут самостоятельно организовывать и реализовывать свою физическую и оздоровительную деятельность на академических и самостоятельных практических занятиях ФК.
Цель работы: проверить на практике эффективность, разработанной нами системы стимулирования, организации проектирования и реализации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов СМ (в дальнейшем Система).
Система это – разработанный фонд оценочных средств, для стимулирования студентов, направленного на оценку результатов каждой составляющей физической деятельности студентов, а именно:
1. Самостоятельное определение студентами уровня ФП и функционального состояния, с заключением о своем исходном уровне [5].
2. Постановка цели занятий ФК, на основании полученных данных и личных потребностей.
3. Самостоятельное планирование нагрузки (составление плана-графика).
4. Самостоятельное составление программ занятий.
5. Практическое выполнение программ занятий.
6. Оценка достижения запланированного результата.
Зачетные баллы начислялись за правильное построение плана графика физических нагрузок, написание поурочных программ, а также достижения цели.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Сравнить уровень теоретических знаний студентов по ФК, полученных при прохождении курса ФК по предлагаемой системе и обучающихся по единой программе.
2. Изучить влияние физической деятельности студентов, занимавшихся по разработанной системе на мотивацию студентов к занятиям ФК и С.
3. Изучить влияние применения системы на плотность занятий.
4. Сравнить результаты физической деятельности по результатам физической подготовленности.
Материалы и методы исследования
Исследования проводились на студентах НИУ МИЭТ специальной медицинской группы, 3 курса, специализации плавание. В работе использовались следующие методы: педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, опрос, хронометраж плотности занятий, тестирование, методы статистической обработки.
Программа обучения ФК в 6 семестре, состоит из 2 частей:
1. Теоретического курс по ФК: состоит из 3-х лекций «Основы методики самостоятельных занятий», «Основы спортивной тренировки», «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом» и 3-х методико-практических занятий «Самоконтроль в процессе занятий физической культурой», «Методы развития и контроля физических качеств», «Способы профилактики нервно-эмоционального и психического утомления».
2. Практический курс в количестве 32 занятий.
По каждому отдельному курсу для получения зачета студенты должны набрать более 50 баллов. За первую часть по итогам посещения теоретических занятий и оценки полученных знаний методом тестирования. В практическом курсе ФК баллы начислялись за посещение занятий и выполнение зачетных нормативов.
В эксперименте приняло участие 36 студентов, из них в контрольной группе (КГ) 19 и 17 человек в экспериментальной группе (ЭГ). Первые 12 практических занятий после длительного перерыва, связанного с сессией и каникулами проходили по программе преподавателя, и носили втягивающий характер. В это время студенты ЭГ определяли свой исходный уровень.
В ЭГ перед заполнением плана графика распределения нагрузки, студенты самостоятельно с учетом медицинских показаний, индивидуальных особенностей и пожеланий, поставили следующие цели:
1. Улучшение результатов Тест Купера – 10 человек.
2. Безостановочное плавание способом кроль на груди (1500, 2000) без учета времени – 3 человека.
3. Улучшение результата на дистанции 50 метров и 100 метров – 2 человека.
4. Совершенствование техники плавания брасс – 1 человек.
5. Освоение техники плавания баттерфляй – 1 человек.
Студентам были предложены для заполнения разработанные формы плана-графика распределения нагрузки и практических программ занятий. На 12-ом занятии студенты предоставили план график на согласование с преподавателем. План график включал в себя следующие: объем занятия (м), нагрузка (большая, средняя, малая), пульсовые зоны в процентах от общего объема тренировки. Начиная с 13-ого занятия, студенты занимались по своим программам, предварительно согласованным с преподавателем. От студентов требовалось составление программ в соответствии с методикой проведения занятий, утвержденным планом-графиком. При проведении практической части эксперимента преподаватель выступал, как консультант.
Результаты исследования и их обсуждение
На составления и согласования с преподавателем план графиков распределения нагрузки студентам потребовалось от двух до четырех консультаций. Составление программ практических занятий вызывало затруднения у большинства студентов из-за недостатка теоретических знаний и практических навыков в течение всего эксперимента. Особые сложности вызывали планирование нагрузки и подбор упражнений. Обсуждение план графиков и программ занятий студентов проходило не только в общении с преподавателем, но и коллективно внутри группы,что относится к интерактивным формам занятий.
Средняя посещаемость практических занятий в ЭГ за время эксперимента составила 16,64 (83 %), а в ГК 12,78 (63 %) за счет уменьшения пропусков без уважительных причин. Все студенты ЭГ набрали необходимое количество баллов и получили зачеты по ФК. В КГ во время не сдали зачет по теоретическому курсу 4 студента, по практическому 5.
Хронометраж плотности занятий в количестве 8-ми раз (1 раз в неделю) показал, что студенты ЭГ эффективнее использовали время занятий общая плотность 94 %, моторная – 87 %, в то время как в КГ было 86 % и 72 % соответственно. К концу эксперимента студенты ЭГ выработали привычку контролировать нагрузку по пульсу и самочувствию, овладели большим арсеналом упражнений. Были более дисциплинированными и самостоятельными: меньше опаздывали на занятия, готовили необходимый инвентарь.
По окончании эксперимента студенты обеих групп, для проверки полученных теоретических знаний, прошли тестирование, оценка производилась по 10 бальной шкале. Результаты тестирования представлены в таблице. Анализ результатов тестирования показал, что в ЭГ результаты теста выше, чем в КГ. Проверка различий уровня знаний в ЭГ и КГ проводилась по критерию Фишера. Эмпирические значения критериев Фишера для трех тестов по материалам двух лекций и одного методико-практического занятия составили 2,68, 4,61, 5,86, что больше критического значения критерия Фишера 2,26 для данных выборок при уровне значимости α = 0,05.
Результаты проверки знаний
№ п/п |
Темы лекций и МП занятий (средний балл) |
ЭГ Ср. балл |
КГ Ср. балл |
1 |
Основы методики самостоятельных занятий |
8.6 |
5.4 |
2 |
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом |
8.9 |
6.0 |
3 |
Основы спортивной тренировки |
7.9 |
6.5 |
4 |
Самоконтроль в процессе занятий физической культурой |
8.2 |
6.8 |
5 |
Методы развития и контроля физических качеств |
8.2 |
6,1 |
6 |
Способы профилактики нервно-эмоционального и психического утомления» |
7.4 |
7.2 |
Физическая подготовленность оценивалась по тесту Купера, в ЭГ среднее улучшение результата составило 36,7 м при исходном уровне (результате предыдущего семестра) – 494,5 м, в КГ – 9,5 м при исходном уровне 497,9 м. Значимость различий в приросте данного показателя была проверена парным t-критерием Стьюдента, эмпирическое значение критерия 9,499, больше критического значения 2,306 при данном числе степеней свободы и уровне значимости α = 0,05. При этом улучшение результата показали все студенты ЭГ, в отличие от КГ, в которой улучшили свой результат 9 человек из 19. Все студенты ЭГ выполнили намеченные личные цели.
В конце эксперимента изучались мотивы студентов к занятиям ФК по 6 группам [6]. Студенты указывали мотивы в порядке приоритетности. Полученные результаты приведены в гистограмме рисунке. В ЭГ преобладание мотивов занятий ФК с целью сохранения здоровья и потребности двигательной активности, а в КГ основным мотивом занятий ФК является получение зачета.
Распределение мотивов к занятиям ФК среди студентов ЭГ и КГ
Выводы
1. Благодаря регулярному практическому применению полученных знаний, их уровень в ЭГ на конец семестра, статистически достоверно выше.
2. Самостоятельное определение цели деятельности и возможность ее практической реализации, стимулирует студентов к творческому и ответственному отношению к занятиям ФК. Это отражается на посещаемости, плотности занятий, а в конечном итоге на результатах физической подготовленности, которые у студентов ЭГ статистически достоверно выше.
3. Оценка и стимулирование личных достижений, формирует мотивацию студентов в отношении ФК и С в сторону двигательных, оздоровительных и эстетических мотивов, это видно по результатам опроса ЭГ, в то время, как в КГ преобладают административные мотивы, целью которых является получение зачета по ФК,
4. Самостоятельная работа по планированию и организации своей физкультурной деятельности, позволяет сделать процесс обучения ФК индивидуальным, учитывающим медицинские показания и интересы студентов.
5. Активность студентов ЭГ и направленность на достижение цели, проявляется в более высокой дисциплине на занятиях ФК, что повышает качество проведения занятий.
6. Студенты 3 курса достаточно зрелые и компетентные, чтобы адекватно планировать свою физкультурно-спортивную деятельность, но для ее реализации требуется больше практических навыков, которые они могут приобрести в общении с обладающими большим опытом и знаниями, преподавателями – специалистами по ФК.
7. Разработанная система, позволяет студентам творчески применять полученные знания в организации своей двигательной активности, отвечает требованиям развития компетенции и может применяться, как форма проведения занятий не только в СМГ, но и для групп основного отделения.
Библиографическая ссылка
Сироткин С.А., Сироткина О.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 17-20;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1828 (дата обращения: 04.10.2024).