Современный урок в школе трудно представить без применения информационных технологий: электронные образовательные ресурсы, образовательные web-сервисы, онлайн-доски, различные анимированные приложения и т.д. [1]. Согласно ФГОС успешность современного учителя, в том числе и учителя информатики, фактически определяется необходимостью использовать в учебно-воспитательном процессе ИКТ, в частности образовательные web-сервисы [2]. В настоящее время однозначного определения данному термину не существует, но обобщив большинство из них можно сказать, что рассматриваемые сервисы предполагают создание приложения, функциональность которого была полностью определена автором на этапе разработки [3, 4].
Применение web-сервисов в процессе обучения информатике позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, улучшить качество и эффективность образовательного процесса, способствуют лучшему осмыслению материала учащимися и развитию у них интереса к предмету, реализовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, изменить способы обучения и усвоения учебного материала и т.д. Вышесказанное определяет актуальность данной статьи. Целью работы является рассмотрение технологии и возможности применения web-сервисов на уроках информатики в школе. В работе использовались следующие методы исследования:
- анализ методической литературы и образовательных сервисов;
- изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание обучения информатики в школе;
- анализ содержания различных дидактических материалов по информатике;
- беседы с учителями информатики и ИКТ, учащимися.
В научной литературе обучающие web-приложения рассматриваются с различных позиций: средство реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению; возможность самостоятельно или с помощью учителя освоить учебный материал; нахождение решения каких-либо поставленных задач в том или ином контексте изучаемой темы. Рассматриваемые сервисы обеспечивают для каждого из учащихся индивидуальный режим работы; активируют их самостоятельность; формируют навыки исследовательской деятельности; способствуют всестороннему познанию изучаемого объекта, позволяют эффективно решать практически весь спектр дидактических задач; усовершенствуют контроль качества знаний.
В настоящее время разработано множество электронных образовательных ресурсов по разным предметам с помощью web-сервисов, которые можно применять на различных этапах уроках, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся: на этапе актуализации знаний и изучения нового материала, на этапе закрепления и в качестве домашнего задания, при проведении практических работ и организации самостоятельной работы учащихся [5]. Не всегда готовые электронные ресрсы по предметам удовлетворяют всем требованиям учителя, а изменение их содержания требует больших временных и интеллектуальных затрат, специальных навыков в области информационно-коммуникационных технологий.
Выделим преимущества web-сервисов в сравнении с традиционными методами обучения:
- интерактивность и непрерывность – высокий уровень взаимодействия учителя и учащихся;
- быстрота создания интерактивного задания и моментальная проверка правильности его выполнения;
- возможность встраивания задания на html?страницу;
- поддержка многими шаблонами работы с картинками, звуком и видео;
- содержание большой коллекции уже созданных другими учителями упражнений;
- возможность самостоятельного или совместного создания сетевого учебного материала;
- возможность поиск и обмена упражнений по категориям (по предметам) [6].
Исходя из целей обучения информатике в школе, которые формулируются во ФГОС, в статье выделены web-сервисы, которые эффективно применяются в образовательном процессе: wiki-сервисы, карты знаний, ленты времени, контролирующие сервисы, ментальные карты и т.д. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Рассмотрим некоторые возможные варианты использования сервисов на различных этапах урока информатики в школе.
1. Сервис Symbaloo (https://www.symbaloo.com) используется для создания визуальной коллекции закладок по изучаемой теме. Данный сервис может быть использован как учителями, так и учениками при подготовке к урокам, практическим и лабораторным работам, написанию рефератов и сообщений. На любом этапе урока учащимся может быть предложена ссылка на какой-либо сайт по изучаемой теме и дается задание. Например, при изучении темы «Компьютерные сети. Интернет» (9 класс) учащиеся получают задание: на сервисе Symbaloo найдите вкладку «География» Интернета. Определение маршрута прохождения информации», выполните практическую работу.
2. Социальный фотосервис Flickr (https://www.flickr.com/) предназначен для хранения и дальнейшего использования пользователями цифровых фотографий и видеороликов. Например, сервис может применяться на этапе объяснения нового материала при изучении темы «Топологии компьютерных сетей» (рис. 1).
Рис. 1. Топологии компьютерных сетей
Рис. 2. Тест, разработанный с помощью сервиса drive.google
3. Вики сервис Letopisi (http://letopisi.org/) используется для создания коллективных стенгазет и представлен в виде путеводителя для учеников и учителей. Этот сервис поможет при коллективной работе, а также парной и индивидуальной. Например, сервис может применяться в качестве группового задания по теме «Компьютерные сети. Интернет» для повторения пройденного результата.
4. Сервис для создания опросов и тестов Google Диск (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/), включающий хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. В состав Google Диска входят Google Документы, Таблицы и Презентации. На рис. 2, представлен разработанный тест по теме «Системы счисления» на сервисе drive.google.
Сервис используется для проверки знаний учащихся, а также при подготовке и проведении контрольных и самостоятельных работ.
5. Сервис LearningApps (https://learningapps.org/) используется при подготовке и проведении контрольных и самостоятельных работ, а так же для решения нестандартных задач. На сайте есть много готовых упражнений, которые могут быть непосредственно включены в содержание обучения. Например, дидактическая игра «Найдите слова» может применяться для закрепления знаний в конце урока при изучении новой темы «Компьютерные сети. Интернет» (рис. 3).
Рис. 3. Дидактическая игра «Найдите слова»
Задание «Вставь пропущенные слова» используется вначале урока, в качестве актуализации знаний, при изучении темы «Компьютерные сети. Интернет» (https://learningapps.org/display?v=pw79o5zka18).
В табл. 1 представлены разработанные в сервисе learningapps.org интерактивные задания по информатике для 7–11 классов.
Таблица 1
Интерактивные задания по информатике
Класс |
Тема урока |
Интерактивное задание |
Ссылка |
11 |
Одномерные массивы. Основные определения |
Задание «Вставьте пропущенные слова» |
http://learningapps.org/349806 |
11 |
Локальные и глобальные компьютерные сети |
Задание «Составьте слова из данных букв» |
http://learningapps.org/display?v=p3zvu7cf201 |
7 |
Текстовый редактор |
Игра «Кто хочет стать миллионером» |
http://learningapps.org/display?v=pqivwddg301 |
9 |
Коммуникационные технологии |
Задание «Разгадайте кроссворд» |
http://learningapps.org/display?v=ponp6sccj01 |
8 |
Устройства компьютера |
Задание «Найти пару» |
http://learningapps.org/display?v=pbh1z9x1k01 |
9 |
Растровые и векторные графические изображения |
Задание «Викторина с вводом текста» |
http://learningapps.org/display?v=ptqefycut01 |
8 |
Устройства ввода – вывода информации |
Задание «Подпишите части компьютера» |
http://learningapps.org/display?v=p1k33te3201 |
9 |
Измерение информации |
Задание «Расставить единицы измерения в порядке возрастания» |
http://learningapps.org/380327 |
10 |
Программное обеспечение компьютера |
Задание «В соответствии с темами закладок, выберите все программы, соответствующие данным разделам |
http://learningapps.org/279165 |
7 |
Инструменты Paint |
Задание «Вставьте пропущенные слова» |
http://learningapps.org/516050 |
6. Сервис Tiki-Toki (https://www.tiki-toki.com/) позволяет создавать интерактивные таймлайны или ленты событий, привязанных к конкретному промежутку времени. Ленты времени можно применять на уроках информатики для отображения учебного материала в четкой хронологической последовательности, а так же представление результатов исследовательской и проектной деятельности учащихся, анализа и систематизации информации. Например, на уроках информатики сервис Tiki-Toki удобно использовать при изучении тем «История развития сети Интернет», «История развития ЭВМ», «Компьютерное пиратство: история возникновения», «История появления и развития вирусных и антивирусных программ», а также при выполнении проектных заданий, таких как «Появления и развития игровых программ» или «История развития искусственного интеллекта».
В табл. 2 приведены примеры сервисов, которые могут применяться в работе учителя информатики как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности.
Таблица 2
Образовательные web-сервисы
Название сервиса и его адрес |
Назначение |
Области применения в образовательном процессе |
Wikipedia (http://www.wikipedia.org/) |
Создание справочных статей |
Оформление справочных статей по изучаемому материалу. Организация внутришкольных ресурсов на базе платформы Wiki |
Твой тест (http://www.make-test.ru/) |
Создание и прохождение тестовых заданий |
Организация тестирования учащихся с целью проверки уровня знаний или выполнения иных исследований |
Фабрика кроссвордов (http://puzzlecup.com/) |
Решение кроссвордом |
Создание и решение кроссвордов в процессе изучения и освоения учебного материала |
Diagramly (https://www.draw.io/) |
Построение диаграмм, схем, графиков и рисунков различных типов |
Оформление докладов и презентация |
Timetoast (https://www.timetoast.com/) |
Создания лент времени. Размещение событий в хронологическом порядке с привязкой ко времени и месту |
Оформление докладов и презентация |
Открытый класс (http://www.openclass.ru/node/195) |
Сервис для общения учителей, учащихся и их родителей, позволяющий обсуждать, создавать, оценивать различные образовательные ресурсы Интернета и организовывать проекты |
Организация научной конференции, проектной и исследовательской работы |
Апробация разработанных заданий проведена в МБОУ СОШ № 12 г. Пензы имени В.В. Тарасова. Не смотря на эффективность применения web-сервисов на уроках информатики, отметим некоторые сложности их применения:
1. Отсутствие или ограничение в свободном доступе Интернета в школе.
2. Низкая компетентность учителей в вопросах использования web-сервисов в образовательном процессе.
3. Недостаточно разработаны методики использования сервисов в школе.
4. Практически отсутствует понимание педагогической целесообразности интерактивного обучения.
Таким образом, проведенная работа позволила сделать вывод о том, что применение web-сервисов на уроках информатики в школе влияет не только на успешное усвоение материала, но и на отношение учащихся к предмету, способствует формированию умений самостоятельной работы с различными источниками информации и умений усваивать и анализировать новый материал.
Библиографическая ссылка
Кочеткова О.А. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ WEB-СЕРВИСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 7-11;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1826 (дата обращения: 23.11.2024).