Вирусный гепатит представляет серьезную угрозу общественному здоровью [1]. Пять вирусов гепатита сильно отличаются друг от друга, передаются разными путями, затрагивают разные группы населения и приводят к разным результатам для здоровья. Поэтому для эффективного предупреждения роста их заболеваемости принципиально важно уметь дифференцировать эти типы гепатитов [2–4]. Вирусный гепатит B и C – это инфекции, передаваемые через кровь. Заражение происходит вертикально от матери ребёнку, при небезопасном проведении инъекций и других медицинских процедур, через половые контакты [5–7]. Наиболее эффективной стратегией профилактики инфицирования вирусом гепатита B является иммунизация [5]. В РФ на данный момент существуют эффективные вакцины для профилактики вирусного гепатита A и B [8–10]. Вирусные гепатиты A и E передаются преимущественно через пищу и воду; в сообществах, где отсутствуют безопасные источники воды и сложились неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, могут возникать острые вспышки данных заболеваний [2].
Актуальность проблемы вирусных гепатитов диктует необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости. В настоящее время проблема вирусных гепатитов в РФ, особенно с парентеральным механизмом передачи возбудителей, не только остается актуальной, но и еще более обострилась [1, 2, 10]. Для решения этих проблем прежде всего необходимо качественное обучение будущих медицинских работников, а также соблюдение населением правил личной гигиены [10–12].
Цель исследования: проанализировать информированность студентов-медиков 4–6 курсов о путях передачи и профилактике вирусных гепатитов.
Материалы и методы исследования
В работе приняли участие 47 студентов ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного медицинского университета» Минздрава России 4–6 курсов. Все студенты получили необходимый объём знаний по вирусным гепатитам. Материалы исследования были получены в ходе исследования с применением анкеты. Опросник включал вопросы, отражающие: информацию о респонденте (пол, курс обучения, работа, участие во внеучебной деятельности (волонтёрство, научная работа, спорт и т.п.), академическая успеваемость); информированность о путях передачи вирусного гепатита A, B, C, D, E; знание эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами; осведомлённость студентов о мерах профилактики вирусного гепатита, а также о должностях, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в высшем учебном заведении (вузе). Анкетирование проводили на основе добровольного информированного согласия студентов с соблюдением этических норм. Достоверность различий показателей определялась с помощью t-критерия Стьюдента, статистически значимыми считались различия данных при уровне значимости p < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе полученной информации было отмечено, что большую долю опрошенных составили студенты женского пола – 91,5 %, доля обучающихся мужского пола составила 8,5 %. Все студенты, принявшие участие в исследовании и обучающиеся на 4 (27,7 %), 5 (42,6 %) и 6-м курсах (29,8 %), получили необходимый объём знаний по вирусным гепатитам. Доля работающих и неработающих студентов составила 51,1 % и 48,9 % соответственно. Помимо учебной деятельности и работы, большая часть опрошенных (53,2 %) принимает участие во внеучебной деятельности, такой как волонтёрство, научная работа, спорт и т.п. Анализ данных об академической успеваемости опрошенных показал, что в анкетировании приняли участие преимущественно студенты с хорошей успеваемостью (53,9 %). Доля отличников составила 15,7 %, доля студентов, имеющих за экзамен оценку «удовлетворительно» – 21,7 %, и только 8,7 % опрошенных не сдали экзамен по неуточнённым причинам.
При обработке полученных результатов об информированности студентов о путях передачи гепатита было выявлено, что наибольшее число опрошенных знает, как передаётся вирусный гепатит A. Так, 80,9 % студентов осведомлены о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи и фрукты, 76,6 % знают о передаче вируса гепатита A через питьевую воду, 59,6 % – через общую посуду и 55,3 % информированы о передаче вируса гепатита A при купании в грязном водоёме. При сравнении информированности студентов о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи, фрукты и при купании в грязном водоёме было выявлено, что опрошенные статистически достоверно больше знают о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи и фрукты, чем при купании в грязном водоёме (p < 0,01). Однако 23,4 % студентов ошибочно считают, что вирусный гепатит A передаётся при переливании инфицированной крови. Данные об информированности студентов о путях передачи вируса гепатита A отражены в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Информированность студентов о путях передачи вирусного гепатита A
О путях передачи вирусных гепатитов B, C и D, согласно проведённому исследованию, студенты хорошо осведомлены. Так, доминирующее число студентов знает, что при переливании инфицированной крови возможно заражение вирусным гепатитом B (95,7 % опрошенных), C (95,7 % опрошенных) и D (87,2 % опрошенных). О половом пути передачи при незащищённом сексуальном контакте вирусного гепатита B знают 91,5 % студентов, гепатита C – 85,1 % и гепатита D – 83 % опрошенных. О вертикальной передаче от беременной женщины её плоду вируса гепатита B знают 93,6 % обучающихся, гепатита C – 72,3 % и гепатита D – 68,1 % студентов. Кроме того, большая часть студентов-медиков осведомлена, что при прокалывании ушей, маникюре, нанесении татуировок, посещении стоматологии возможно заражение вирусом гепатита B (89,4 % опрошенных), вирусом гепатита C (89,4 % опрошенных) и вирусом гепатита D (74,5 % опрошенных). О возможности заражения гепатитом B при попадании инфицированного материала на повреждённые кожные покровы знают 87,2 % обучающихся, гепатитом C – 74,5 % и гепатитом D – 76,6 % студентов. 91,5 % опрошенных информированы о передаче вируса гепатита B при использовании одного шприца несколькими людьми, 89,4 % – о передаче аналогичным путём вируса гепатита C и 85,1 % – о передаче указанным путём вируса гепатита D. При этом следует отметить, что ни один из опрошенных не ответил неправильно, что гепатит B, C, D может передаваться через грязные руки или при купании в грязном водоёме, что является положительной характеристикой имеющихся знаний у студентов.
При анализе информированности студентов о путях передачи вирусного гепатита E было выявлено, что наибольшее число обучающихся (61,7 %) осведомлено о передаче вируса гепатита E через питьевую воду. При этом около половины опрошенных знают о передаче гепатита E через грязные руки (53,2 % опрошенных) и при употреблении в пищу сырых моллюсков (51,1 % опрошенных). Однако лишь небольшая часть студентов знает о возможности передачи вируса гепатита E вертикально от беременной женщины её плоду (29,8 % опрошенных), при переливании инфицированной крови (29,8 % опрошенных), при употреблении в пищу недостаточно подвергнутого термической обработке мяса свинины, оленя, свиной печени (34 % опрошенных). При сравнении осведомлённости студентов о возможности передачи гепатита E через питьевую воду и при переливании инфицированной крови или от беременной её плоду было выяснено, что опрошенные статистически достоверно больше информированы о передаче вируса гепатита E через питьевую воду, чем при переливании инфицированной крови или от беременной женщины её плоду (p < 0,01). В дополнение к указанному было выявлено, что 23,4 % студентов ошибочно полагают, что гепатит E может передаваться половым путём при незащищённом сексуальном контакте.
Также в ходе исследования на основании полученных данных была проанализирована степень информированности студентов-медиков 4–6 курсов об эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами. В результате было выявлено, что 57,4 % опрошенных правильно считают, что одним из самых неблагоприятных регионов по заболеваемости гепатитом A является Удмуртия. 44,7 % студентов также верно относят к неблагоприятным регионам по заболеваемости гепатитом A Пермский край. Однако лишь 14,9 % учащихся знают, что в Пензенской области заболеваемость гепатитом A также остаётся на высоком уровне. При сравнении информированности обучающихся об эпидемической ситуации в Удмуртии и в Пензенской области по заболеваемости вирусным гепатитом A было выявлено, что статистически достоверно больше студентов знают о высоком уровне заболеваемости гепатитом A в Удмуртии, чем в Пензенской области (p < 0,001). И, наоборот, целых 34 % опрошенных ошибочно относят Свердловскую область к региону с высокой заболеваемостью вирусным гепатитом A.
Что касается осведомлённости студентов о распространённости вирусного гепатита E, то здесь, напротив, только 19,1 % опрошенных знают, что в административном центре Свердловской области регистрируется самая высокая частота выявления антител к вирусному гепатиту E. В то же время 36,2 % опрошенных студентов ошибочно полагают, что вирусный гепатит E чаще встречается в Магадане.
На вопрос «Уровень заболеваемости каким вирусным гепатитом регистрируется как высокий в Челябинской области?» только 38,3 % опрошенных ответили верно: гепатитом C. В то же время превалирующая часть (53,2 % опрошенных) ошибочно считают, что в нашей области регистрируется высокая заболеваемость вирусным гепатитом B. Учитывая полученные данные, это в очередной раз наводит на мысль, что студенты находятся в замешательстве при дифференцировке разных типов вирусного гепатита, имеющих схожие пути передачи.
Помимо этого, в ходе исследования была проанализирована осведомлённость студентов о профилактике вирусных гепатитов. При проверке информированности респондентов о существующих вакцинах в РФ против вирусных гепатитов, большинство респондентов (93,6 %) знают о наличии вакцинопрофилактики против вирусного гепатита B, однако лишь половина опрошенных (51,1 %) осведомлена о наличии специфической профилактики вирусного гепатита A, что статистически достоверно меньше по сравнению с осведомлённостью о вакцине против гепатита B (p < 0,001). Часть опрошенных ошибочно убеждена в наличии вакцин для профилактики гепатита C, D, E. Данные об информированности студентов о вакцинопрофилактике гепатитов отражены в диаграмме (рис. 2).
Рис. 2. Данные об информированности студентов о вакцинопрофилактике против вирусных гепатитов в РФ
При анализе информированности студентов о мерах профилактики вирусных гепатитов было выяснено, что лучше всего студенты ориентируются в профилактике гепатита B: 91,5 % опрошенных знают о наличии вакцины против гепатита B. 91,5 % студентов понимают, что для предупреждения заболеваемости гепатитом B необходимо предохраняться при половых контактах, 93,6 % знают, что нужно избегать контакта с биологическими жидкостями, в том числе с кровью. 97,9 % обучающихся верно считают необходимым стерилизовать медицинские приборы, в том числе для пирсинга, тату, маникюра.
Как известно, профилактика гепатитов B, C и D в целом схожа. Единственное отличие – в наличии вакцины против вирусного гепатита B. Поэтому в отношении профилактики гепатита C и D были получены относительно схожие результаты. Однако часть студентов (19,1 %) ошибочно убеждена в наличии несуществующей вакцины против гепатита C и D.
В отношении профилактики гепатита E более 70 % опрошенных знают, что она в себя включает: соблюдение личной гигиены, тщательное мытьё рук (72,3 % студентов), питьё только кипячёной или бутилированной воды (70,2 %), проведение достаточной термической обработки продуктов питания (70,2 %). Однако 21,3 % опрошенных ошибочно ответили, что для профилактики заболеваемости гепатитом E необходимо предохраняться при половых контактах. Такой же неоднозначный результат опроса был получен касательно гепатита A: доминирующая часть респондентов знает, что необходимо соблюдать личную гигиену, тщательно мыть руки (95,7 %), употреблять в пищу хорошо вымытые фрукты и овощи (89,4 %), пить только кипячёную или бутилированную воду (80,9 %). Был выявлен «пробел знаний» в отношении вакцинопрофилактики: больше половины опрошенных (55,3 %) не знают о наличии вакцины против гепатита A. При сравнении информированности студентов о необходимости соблюдать личную гигиену, тщательно мыть руки для профилактики гепатита A и о наличии вакцины против данного типа гепатита было выявлено, что обучающиеся статистически достоверно больше знают о необходимости соблюдать личную гигиену для профилактики гепатита A, чем о существующей вакцине (p < 0,001).
Исследование осведомлённости студентов о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе, помогло выявить, что большая часть респондентов (76,6 %) знают, что ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации несёт главный врач больницы. Однако студенты плохо информированы о должности лица, несущего ответственность за организацию вакцинопрофилактики в вузе. Так, верно ответили, что ответственность несёт ректор вуза лишь 25,5 % опрошенных. В то время как большая часть опрошенных (40,4 %) убеждена, что за вакцинопрофилактику в вузе ответственен главный врач студенческой больницы, к которой студенты прикреплены. При сравнении информированности обучающихся о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе, было выявлено, что статистически достоверно больше студентов осведомлены о должности лица, несущего ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации, чем в вузе (p < 0,001). Вероятно, опрошенные не видят разницы между организацией вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе.
Выводы
Таким образом, в ходе исследования были получены данные об информированности студентов-медиков 4–6 курсов о путях передачи и мерах профилактики вирусных гепатитов. Указанные данные свидетельствуют в целом о хорошей осведомлённости студентов о вирусных гепатитах. Однако существуют некоторые «пробелы знаний» обучающихся, на которые рекомендуется обратить внимание при составлении учебного плана:
1. У студентов имеется недостаточный уровень знаний о путях передачи гепатита E. Большая часть студентов указывает лишь фекально-оральный механизм передачи вируса, тем самым отождествляя гепатит E с гепатитом A, и не знает о возможных парентеральном и вертикальном путях передачи. При этом, напротив, студенты ошибочно указывают парентеральный и вертикальный пути передачи гепатита A. Это свидетельствует о том, что у студентов недостаточно имеющихся знаний о путях передачи гепатита A и E, студенты затрудняются в их дифференцировке.
2. В отношении осведомлённости студентов об эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами в очередной раз отмечается, что опрошенные путают заболеваемость гепатитом A и E; гепатитом B и C, т.е. гепатитами, имеющими схожие пути передачи.
3. У студентов обнаруживаются «пробелы» знаний о мерах профилактики гепатита A: большая часть студентов не знает о наличии вакцинопрофилактики данного типа гепатита. В отношении гепатита E результаты неоднозначные: большая часть студентов знает об основных мерах профилактики, однако 1/5 опрошенных ошибочно считает, что предохранение при половых контактах способствует профилактики гепатита E и что в РФ существует вакцинопрофилактика этого типа гепатита. Лучше всего студенты знают о мерах профилактики гепатита B. О том, как проводить профилактику гепатитов C и D, студенты так же хорошо осведомлены, однако 1/5 респондентов ошибочно считают, что разработана вакцина против данных типов гепатита.
4. Студенты плохо информированы о должности лица, ответственного за организацию вакцинопрофилактики в вузе. Вероятно, студенты не видят разницы между организацией вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе.
Приведенные данные свидетельствуют, что у студентов имеется хороший уровень базовых знаний по вопросам путей передачи и профилактики вирусных гепатитов, однако трудно сказать, что студенты в полном объёме владеют информацией по вирусным гепатитам: есть ряд вопросов, которые вводят студентов в замешательство. Часть студентов нуждается в продолжении работы по формированию знаний об эпидемиологическом процессе и профилактике вирусных гепатитов. Полученные данные, по нашему мнению, следует учесть при преподавании курса инфекционных болезней.
Библиографическая ссылка
Николенко Е.С., Авилов О.В. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ О ПУТЯХ ПЕРЕДАЧИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 6. – С. 25-30;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1783 (дата обращения: 22.11.2024).