Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475
ИФ РИНЦ = 0,646

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ О ПУТЯХ ПЕРЕДАЧИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ

Николенко Е.С. 1 Авилов О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье ставится задача проанализировать информированность студентов-медиков о путях передачи и профилактике вирусных гепатитов. Была разработана анкета, которая включала вопросы, отражающие информацию о респонденте, информированность о путях передачи вирусного гепатита, знание эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами, осведомлённость студентов о мерах профилактики вирусного гепатита, а также о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в высшем учебном заведении. Было выяснено, в путях передачи и профилактике каких вирусных гепатитов студенты ориентируются лучше всего, а в каких имеется недостаточно знаний. В ходе проведённого исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что наиболее часто студенты затрудняются в дифференцировке и отождествляют пути передачи гепатита E и гепатита A. Кроме того, у студентов были обнаружены недостаточные знания о профилактике гепатита A. Лучше всего студенты-медики информированы о профилактике гепатита B. Таким образом, у студентов имеется хороший уровень базовых знаний по вопросам путей передачи и профилактики вирусных гепатитов, однако есть ряд вопросов, которые вводят студентов в замешательство. Полученные данные, по нашему мнению, следует учесть при преподавании курса инфекционных болезней.
вирусные гепатиты
пути передачи
профилактика
студенты
информированность
1. Всемирная организация здравоохранения. Глобальная стратегия сектора здравоохранения по вирусному гепатиту на 2016–2021 гг. ВОЗ. Женева, 2016. 56 с.
2. Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2014. 518 с.
3. Эсауленко Е.В., Перадзе Х.Д., Сухорук А.А., Яковлев А.А., Погромская М.Н., Шестакова И.В. Энтеральные гепатиты (гепатит A и гепатит E) у взрослых // Национальные клинические рекомендации. М.: Федеральная медицинская электронная библиотека, 2014. 99 с.
4. Заплотная А.А., Домашенко О.Н. Вирусный гепатит E: эволюция вопроса // Вестник неотложной и восстановительной медицины. 2012. Т. 13. № 2. С. 304–311.
5. Бердиярова Н.А., Мухаметалина У.М., Имангалеева Э.К. Вирусные гепатиты – категория наиболее опасных и распространённых инфекционных заболеваний; гепатит B // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. 2012. № 2. С. 50.
6. Танкаева Х.С., Губанова М.Н., Жибурт Е.Б. Новое в профилактике гемотрансмиссивного вирусного гепатита C // Вестник Дагестанской государственной медицинской академии. 2016. № 2 (19). С. 17–20.
7. Хрянин А.А., Немчанинова О.Б., Лыкова С.Г., Решетникова Т.Б., Позднякова О.Н., Осипенко М.Ф., Гаскина Т.К., Решетников О.В. Эпидемиология вируса гепатита C и половой путь передачи // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2017. № 9 (145). С. 35–40.
8. Иванова А.В., Михайлова Н.А., Мельникова Г.А. Эпидемическая обстановка по вирусному гепатиту A в Удмуртской области // Человек в природном, социальном и социокультурном окружении: материалы II Региональной студенческой научно-практической конференции, посвященной 25-летию Международного Восточно-Европейского университета (Ижевск, 30 марта 2018 г.). Ижевск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Европейский институт», 2018. С. 260–265.
9. Mamatkulova M.T. Study to efficiency voluntary inoculation under viral hepatitis A // Биология и интегративная медицина. 2016. № 2. С. 88–93.
10. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2011. 544 с.
11. Куприянова Э.В. Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья студентов медицинского колледжа и пути профилактики их заболеваемости: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 2008. 23 с.
12. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 2008. 23 с.
AWARENESS OF MEDICAL STUDENTS ABOUT TRANSMISSION AND PREVENTION OF VIRAL HEPATITIS

Nikolenko E.S. 1 Avilov O.V. 1
1 South-Ural State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Abstract:
The aim of article was to analyze the awareness of medical students about ways of transmission and prevention of viral hepatitis. A questionnaire, which included questions reflecting information about a respondent, awareness about the transmission of viral hepatitis, knowledge of the epidemic situation in Russia on the incidence of viral hepatitis, students’ awareness about preventive measures of viral hepatitis and about a person who is responsible for organizing the vaccine prevention in the medical organization and in the University, was developed. It was found out which students are best guided and which do not have enough knowledge about the transmission and prevention of which type of viral hepatitis. During the study, results were obtained indicating that students most often find it difficult to differentiate and identify ways of transmission of hepatitis E and hepatitis A. In addition, students were found to have insufficient knowledge about the prevention of hepatitis A. Best of all medical students are informed about the prevention of hepatitis B. Thus, students have a good level of basic knowledge about transmission and prevention of viral hepatitis, but there are questions that confuse students. The obtained data, in our opinion, should be taken into account for teaching the course of infectious diseases.

Keywords:
viral hepatitis
transmission routes
prevention
students
awareness

Вирусный гепатит представляет серьезную угрозу общественному здоровью [1]. Пять вирусов гепатита сильно отличаются друг от друга, передаются разными путями, затрагивают разные группы населения и приводят к разным результатам для здоровья. Поэтому для эффективного предупреждения роста их заболеваемости принципиально важно уметь дифференцировать эти типы гепатитов [2–4]. Вирусный гепатит B и C – это инфекции, передаваемые через кровь. Заражение происходит вертикально от матери ребёнку, при небезопасном проведении инъекций и других медицинских процедур, через половые контакты [5–7]. Наиболее эффективной стратегией профилактики инфицирования вирусом гепатита B является иммунизация [5]. В РФ на данный момент существуют эффективные вакцины для профилактики вирусного гепатита A и B [8–10]. Вирусные гепатиты A и E передаются преимущественно через пищу и воду; в сообществах, где отсутствуют безопасные источники воды и сложились неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, могут возникать острые вспышки данных заболеваний [2].

Актуальность проблемы вирусных гепатитов диктует необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости. В настоящее время проблема вирусных гепатитов в РФ, особенно с парентеральным механизмом передачи возбудителей, не только остается актуальной, но и еще более обострилась [1, 2, 10]. Для решения этих проблем прежде всего необходимо качественное обучение будущих медицинских работников, а также соблюдение населением правил личной гигиены [10–12].

Цель исследования: проанализировать информированность студентов-медиков 4–6 курсов о путях передачи и профилактике вирусных гепатитов.

Материалы и методы исследования

В работе приняли участие 47 студентов ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного медицинского университета» Минздрава России 4–6 курсов. Все студенты получили необходимый объём знаний по вирусным гепатитам. Материалы исследования были получены в ходе исследования с применением анкеты. Опросник включал вопросы, отражающие: информацию о респонденте (пол, курс обучения, работа, участие во внеучебной деятельности (волонтёрство, научная работа, спорт и т.п.), академическая успеваемость); информированность о путях передачи вирусного гепатита A, B, C, D, E; знание эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами; осведомлённость студентов о мерах профилактики вирусного гепатита, а также о должностях, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в высшем учебном заведении (вузе). Анкетирование проводили на основе добровольного информированного согласия студентов с соблюдением этических норм. Достоверность различий показателей определялась с помощью t-критерия Стьюдента, статистически значимыми считались различия данных при уровне значимости p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе полученной информации было отмечено, что большую долю опрошенных составили студенты женского пола – 91,5 %, доля обучающихся мужского пола составила 8,5 %. Все студенты, принявшие участие в исследовании и обучающиеся на 4 (27,7 %), 5 (42,6 %) и 6-м курсах (29,8 %), получили необходимый объём знаний по вирусным гепатитам. Доля работающих и неработающих студентов составила 51,1 % и 48,9 % соответственно. Помимо учебной деятельности и работы, большая часть опрошенных (53,2 %) принимает участие во внеучебной деятельности, такой как волонтёрство, научная работа, спорт и т.п. Анализ данных об академической успеваемости опрошенных показал, что в анкетировании приняли участие преимущественно студенты с хорошей успеваемостью (53,9 %). Доля отличников составила 15,7 %, доля студентов, имеющих за экзамен оценку «удовлетворительно» – 21,7 %, и только 8,7 % опрошенных не сдали экзамен по неуточнённым причинам.

При обработке полученных результатов об информированности студентов о путях передачи гепатита было выявлено, что наибольшее число опрошенных знает, как передаётся вирусный гепатит A. Так, 80,9 % студентов осведомлены о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи и фрукты, 76,6 % знают о передаче вируса гепатита A через питьевую воду, 59,6 % – через общую посуду и 55,3 % информированы о передаче вируса гепатита A при купании в грязном водоёме. При сравнении информированности студентов о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи, фрукты и при купании в грязном водоёме было выявлено, что опрошенные статистически достоверно больше знают о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи и фрукты, чем при купании в грязном водоёме (p < 0,01). Однако 23,4 % студентов ошибочно считают, что вирусный гепатит A передаётся при переливании инфицированной крови. Данные об информированности студентов о путях передачи вируса гепатита A отражены в диаграмме (рис. 1).

nik1.tif

Рис. 1. Информированность студентов о путях передачи вирусного гепатита A

О путях передачи вирусных гепатитов B, C и D, согласно проведённому исследованию, студенты хорошо осведомлены. Так, доминирующее число студентов знает, что при переливании инфицированной крови возможно заражение вирусным гепатитом B (95,7 % опрошенных), C (95,7 % опрошенных) и D (87,2 % опрошенных). О половом пути передачи при незащищённом сексуальном контакте вирусного гепатита B знают 91,5 % студентов, гепатита C – 85,1 % и гепатита D – 83 % опрошенных. О вертикальной передаче от беременной женщины её плоду вируса гепатита B знают 93,6 % обучающихся, гепатита C – 72,3 % и гепатита D – 68,1 % студентов. Кроме того, большая часть студентов-медиков осведомлена, что при прокалывании ушей, маникюре, нанесении татуировок, посещении стоматологии возможно заражение вирусом гепатита B (89,4 % опрошенных), вирусом гепатита C (89,4 % опрошенных) и вирусом гепатита D (74,5 % опрошенных). О возможности заражения гепатитом B при попадании инфицированного материала на повреждённые кожные покровы знают 87,2 % обучающихся, гепатитом C – 74,5 % и гепатитом D – 76,6 % студентов. 91,5 % опрошенных информированы о передаче вируса гепатита B при использовании одного шприца несколькими людьми, 89,4 % – о передаче аналогичным путём вируса гепатита C и 85,1 % – о передаче указанным путём вируса гепатита D. При этом следует отметить, что ни один из опрошенных не ответил неправильно, что гепатит B, C, D может передаваться через грязные руки или при купании в грязном водоёме, что является положительной характеристикой имеющихся знаний у студентов.

При анализе информированности студентов о путях передачи вирусного гепатита E было выявлено, что наибольшее число обучающихся (61,7 %) осведомлено о передаче вируса гепатита E через питьевую воду. При этом около половины опрошенных знают о передаче гепатита E через грязные руки (53,2 % опрошенных) и при употреблении в пищу сырых моллюсков (51,1 % опрошенных). Однако лишь небольшая часть студентов знает о возможности передачи вируса гепатита E вертикально от беременной женщины её плоду (29,8 % опрошенных), при переливании инфицированной крови (29,8 % опрошенных), при употреблении в пищу недостаточно подвергнутого термической обработке мяса свинины, оленя, свиной печени (34 % опрошенных). При сравнении осведомлённости студентов о возможности передачи гепатита E через питьевую воду и при переливании инфицированной крови или от беременной её плоду было выяснено, что опрошенные статистически достоверно больше информированы о передаче вируса гепатита E через питьевую воду, чем при переливании инфицированной крови или от беременной женщины её плоду (p < 0,01). В дополнение к указанному было выявлено, что 23,4 % студентов ошибочно полагают, что гепатит E может передаваться половым путём при незащищённом сексуальном контакте.

Также в ходе исследования на основании полученных данных была проанализирована степень информированности студентов-медиков 4–6 курсов об эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами. В результате было выявлено, что 57,4 % опрошенных правильно считают, что одним из самых неблагоприятных регионов по заболеваемости гепатитом A является Удмуртия. 44,7 % студентов также верно относят к неблагоприятным регионам по заболеваемости гепатитом A Пермский край. Однако лишь 14,9 % учащихся знают, что в Пензенской области заболеваемость гепатитом A также остаётся на высоком уровне. При сравнении информированности обучающихся об эпидемической ситуации в Удмуртии и в Пензенской области по заболеваемости вирусным гепатитом A было выявлено, что статистически достоверно больше студентов знают о высоком уровне заболеваемости гепатитом A в Удмуртии, чем в Пензенской области (p < 0,001). И, наоборот, целых 34 % опрошенных ошибочно относят Свердловскую область к региону с высокой заболеваемостью вирусным гепатитом A.

Что касается осведомлённости студентов о распространённости вирусного гепатита E, то здесь, напротив, только 19,1 % опрошенных знают, что в административном центре Свердловской области регистрируется самая высокая частота выявления антител к вирусному гепатиту E. В то же время 36,2 % опрошенных студентов ошибочно полагают, что вирусный гепатит E чаще встречается в Магадане.

На вопрос «Уровень заболеваемости каким вирусным гепатитом регистрируется как высокий в Челябинской области?» только 38,3 % опрошенных ответили верно: гепатитом C. В то же время превалирующая часть (53,2 % опрошенных) ошибочно считают, что в нашей области регистрируется высокая заболеваемость вирусным гепатитом B. Учитывая полученные данные, это в очередной раз наводит на мысль, что студенты находятся в замешательстве при дифференцировке разных типов вирусного гепатита, имеющих схожие пути передачи.

Помимо этого, в ходе исследования была проанализирована осведомлённость студентов о профилактике вирусных гепатитов. При проверке информированности респондентов о существующих вакцинах в РФ против вирусных гепатитов, большинство респондентов (93,6 %) знают о наличии вакцинопрофилактики против вирусного гепатита B, однако лишь половина опрошенных (51,1 %) осведомлена о наличии специфической профилактики вирусного гепатита A, что статистически достоверно меньше по сравнению с осведомлённостью о вакцине против гепатита B (p < 0,001). Часть опрошенных ошибочно убеждена в наличии вакцин для профилактики гепатита C, D, E. Данные об информированности студентов о вакцинопрофилактике гепатитов отражены в диаграмме (рис. 2).

nik2.tif

Рис. 2. Данные об информированности студентов о вакцинопрофилактике против вирусных гепатитов в РФ

При анализе информированности студентов о мерах профилактики вирусных гепатитов было выяснено, что лучше всего студенты ориентируются в профилактике гепатита B: 91,5 % опрошенных знают о наличии вакцины против гепатита B. 91,5 % студентов понимают, что для предупреждения заболеваемости гепатитом B необходимо предохраняться при половых контактах, 93,6 % знают, что нужно избегать контакта с биологическими жидкостями, в том числе с кровью. 97,9 % обучающихся верно считают необходимым стерилизовать медицинские приборы, в том числе для пирсинга, тату, маникюра.

Как известно, профилактика гепатитов B, C и D в целом схожа. Единственное отличие – в наличии вакцины против вирусного гепатита B. Поэтому в отношении профилактики гепатита C и D были получены относительно схожие результаты. Однако часть студентов (19,1 %) ошибочно убеждена в наличии несуществующей вакцины против гепатита C и D.

В отношении профилактики гепатита E более 70 % опрошенных знают, что она в себя включает: соблюдение личной гигиены, тщательное мытьё рук (72,3 % студентов), питьё только кипячёной или бутилированной воды (70,2 %), проведение достаточной термической обработки продуктов питания (70,2 %). Однако 21,3 % опрошенных ошибочно ответили, что для профилактики заболеваемости гепатитом E необходимо предохраняться при половых контактах. Такой же неоднозначный результат опроса был получен касательно гепатита A: доминирующая часть респондентов знает, что необходимо соблюдать личную гигиену, тщательно мыть руки (95,7 %), употреблять в пищу хорошо вымытые фрукты и овощи (89,4 %), пить только кипячёную или бутилированную воду (80,9 %). Был выявлен «пробел знаний» в отношении вакцинопрофилактики: больше половины опрошенных (55,3 %) не знают о наличии вакцины против гепатита A. При сравнении информированности студентов о необходимости соблюдать личную гигиену, тщательно мыть руки для профилактики гепатита A и о наличии вакцины против данного типа гепатита было выявлено, что обучающиеся статистически достоверно больше знают о необходимости соблюдать личную гигиену для профилактики гепатита A, чем о существующей вакцине (p < 0,001).

Исследование осведомлённости студентов о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе, помогло выявить, что большая часть респондентов (76,6 %) знают, что ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации несёт главный врач больницы. Однако студенты плохо информированы о должности лица, несущего ответственность за организацию вакцинопрофилактики в вузе. Так, верно ответили, что ответственность несёт ректор вуза лишь 25,5 % опрошенных. В то время как большая часть опрошенных (40,4 %) убеждена, что за вакцинопрофилактику в вузе ответственен главный врач студенческой больницы, к которой студенты прикреплены. При сравнении информированности обучающихся о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе, было выявлено, что статистически достоверно больше студентов осведомлены о должности лица, несущего ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации, чем в вузе (p < 0,001). Вероятно, опрошенные не видят разницы между организацией вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе.

Выводы

Таким образом, в ходе исследования были получены данные об информированности студентов-медиков 4–6 курсов о путях передачи и мерах профилактики вирусных гепатитов. Указанные данные свидетельствуют в целом о хорошей осведомлённости студентов о вирусных гепатитах. Однако существуют некоторые «пробелы знаний» обучающихся, на которые рекомендуется обратить внимание при составлении учебного плана:

1. У студентов имеется недостаточный уровень знаний о путях передачи гепатита E. Большая часть студентов указывает лишь фекально-оральный механизм передачи вируса, тем самым отождествляя гепатит E с гепатитом A, и не знает о возможных парентеральном и вертикальном путях передачи. При этом, напротив, студенты ошибочно указывают парентеральный и вертикальный пути передачи гепатита A. Это свидетельствует о том, что у студентов недостаточно имеющихся знаний о путях передачи гепатита A и E, студенты затрудняются в их дифференцировке.

2. В отношении осведомлённости студентов об эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами в очередной раз отмечается, что опрошенные путают заболеваемость гепатитом A и E; гепатитом B и C, т.е. гепатитами, имеющими схожие пути передачи.

3. У студентов обнаруживаются «пробелы» знаний о мерах профилактики гепатита A: большая часть студентов не знает о наличии вакцинопрофилактики данного типа гепатита. В отношении гепатита E результаты неоднозначные: большая часть студентов знает об основных мерах профилактики, однако 1/5 опрошенных ошибочно считает, что предохранение при половых контактах способствует профилактики гепатита E и что в РФ существует вакцинопрофилактика этого типа гепатита. Лучше всего студенты знают о мерах профилактики гепатита B. О том, как проводить профилактику гепатитов C и D, студенты так же хорошо осведомлены, однако 1/5 респондентов ошибочно считают, что разработана вакцина против данных типов гепатита.

4. Студенты плохо информированы о должности лица, ответственного за организацию вакцинопрофилактики в вузе. Вероятно, студенты не видят разницы между организацией вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе.

Приведенные данные свидетельствуют, что у студентов имеется хороший уровень базовых знаний по вопросам путей передачи и профилактики вирусных гепатитов, однако трудно сказать, что студенты в полном объёме владеют информацией по вирусным гепатитам: есть ряд вопросов, которые вводят студентов в замешательство. Часть студентов нуждается в продолжении работы по формированию знаний об эпидемиологическом процессе и профилактике вирусных гепатитов. Полученные данные, по нашему мнению, следует учесть при преподавании курса инфекционных болезней.


Библиографическая ссылка

Николенко Е.С., Авилов О.В. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ О ПУТЯХ ПЕРЕДАЧИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 6. – С. 25-30;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1783 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252