Профессиональная деятельность сотрудников УИС сопряжена с тяжелыми и опасными для жизни и здоровья условиями, необходимостью оперативно выполнять служебно-оперативные задачи в обстановке стресса, нервно-психического и эмоционального напряжения в непосредственной близости и контакте с преступниками. Все это требует от сотрудников чрезвычайной мобилизации физических и психофизиологических резервов организма [1, с. 35]. При этом большинство вновь принятых на службу сотрудников УИС имеют изначально низкий уровень мотивации к изучению приемов и действий единоборств [2, с. 12]. Во многом это связано с влиянием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, характеризующейся психологически напряженным ритмом жизни, строгим выполнением элементов распорядка дня, обусловленным рационом питания, повышенной эмоциональной и конфликтной напряженностью в коллективе, вынужденным пропуском ряда занятий из-за болезней и несения службы в наряде [3, с. 208].
Выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками подразделений конвоирования ФСИН России происходит при постоянном ношении и возможности применения табельного оружия – автомата. Наряду с этим отмечается несоответствие составляющих компонентов программ подготовки личного состава, которые не учитывают предыдущего опыта работы сотрудников, недостаточное использование в учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою условий, моделирующих реальные условия практической деятельности [4, с. 116]. Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод об очевидной необходимости качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно: по порядку и правомочности применения ими физической силы и специальных средств в отношении лиц, содержащихся в местах изоляции [5, с. 86].
Таким образом, целью исследования явилась необходимость уточнения содержания приемов и действий с автоматом сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России.
Материалы и методы исследования
Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся опрос сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Анкетируемым был предложен специально разработанный лист оценки, с помощью которого они оценивали степень значимости приемов и действий в обучении рукопашному бою с автоматом сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Для оценивания были предложены приемы боя с автоматом в соответствии с приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» (НФП-2001) и других руководящих документов. С целью оценки приемов и действий предлагалось выбрать один из трех уровней значимости: «наиболее значимые», «значимые» и «менее значимые». Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оценки значимости приемов и действий в рукопашном бою с автоматом подразделений конвоирования ФСИН России
№ п/п |
Наименование приема |
степень значимости |
||
наиболее значимые (кол/ %) |
значимые (кол/ %) |
мало значимые (кол/ %) |
||
1 |
Элементы страховки и акробатики с автоматом (падение на спину, правый (левый) бок, перекаты лежа и сидя, кувырок вперед (назад) |
– |
51/81 |
12/19 |
2 |
Тычок стволом с выпадом |
49/78 |
14/22 |
– |
3 |
Тычок стволом без выпада |
13/21 |
42/67 |
8/12 |
4 |
Удар прикладом: сбоку снизу затыльником приклада |
48/76 4/6 23/37 |
15/24 21/33 36/57 |
– 38/61 4/6 |
5 |
Защита подставкой автомата от ударов противника (слева, справа, сверху, снизу) |
9/14 |
44/70 |
10/16 |
6 |
Отбивы автоматом (вправо, влево, вниз направо) |
44/70 |
13/21 |
6/9 |
7 |
Освобождение от захвата автомата противником |
8/12 |
31/50 |
24/38 |
Нас интересовали приемы и действия, получившие выбор «наиболее значимые» и «значимые», то есть составляющие актуальное содержание рукопашного боя с автоматом для сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Согласно данным табл. 1 к таким приемам и действиям было отнесено преимущественное большинство, за исключением удара прикладом снизу и при ударе затыльником приклада, оцененных как «мало значимые».
Как «наиболее значимые» были оценены отбивы автоматом. Можно сказать, что это приемы, лежащие в основе содержания всех известных методик обучения рукопашному бою с автоматом.
В то же время достаточно высокая значимость отмечается у приемов и действий, которые не включены в содержание обучения сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом, а также отсутствуют и в НФП-2001. К ним относятся:
– элементы страховки и акробатики с автоматом;
– обезоруживание противника при уколе штыком с помощью автомата;
– обезоруживание противника с помощью автомата при ударе прикладом сбоку;
– удары ногами в сочетании с приемами боя автоматом.
Полученные в результате оценивания данные были подтверждены результатами 10 бесед с сотрудниками подразделений конвоирования ФСИН России. Проведенные после анкетного опроса и беседы, в ходе которых приходилось применять приемы рукопашного боя с автоматом, подтвердили данные табл. 1 о значимости приведенных в ней приемов и действий.
Таким образом, было установлено содержание приемов и действий рукопашного боя с автоматом для обучения сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России.
Однако, как мы установили выше, для повышения эффективности подготовки сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом необходимо совершенствовать технику рассматриваемых приемов и действий на основе вращательно-кругового принципа.
Анализ современного опыта применения вращательно-круговой техники в прикладных целях подготовки к рукопашному бою с автоматом, показывает что эффективной системой такой подготовки является одно из направлений в русском боевом искусстве (РОСС). Основные принципы построения техники движений в РОСС (использование силы и инерции движения противника, работа в трех плоскостях с акцентом на слабое звено в биомеханической цепи, минимальное мышечное напряжение и др.) нисколько не противоречат данным исследований о трехфазном построении унифицированных защитно-ответных действий и эффективности вращательно-круговой техники и, можно сказать, практически подтверждают и развивают основные положения исследования.
Для того чтобы обосновать применение вращательно-круговой техники в выделенных приемах и действиях с автоматом, был проведен анализ видеозаписи трех практических семинаров по изучению приемов рукопашного боя с карабином (автоматом) РОСС, а также в ходе одного из семинаров проводилось педагогическое наблюдение [6, с. 32]. После чего были отобраны 2–3 варианта выполнения каждого из интересующих нас приемов и действий, за исключением элементов самостраховки и акробатики, защиты подставкой автомата от ударов противника, техника выполнения которых с использованием вращательно-кругового принципа менее вариативна. Также одной из задач специальной физической тренировки является совершенствование психических качеств, особенно формирование общей психологической устойчивости, позволяющей действовать уверенно в напряженной обстановке за счет воспитания уверенности в своих силах [7, с. 35].
Таким образом, были определены наиболее оптимальные варианты выполнения интересующих нас приемов и действий.
Для обоснования экономичности рассматриваемых приемов и действий с автоматом по сравнению с традиционными был проведен лабораторный эксперимент. Для проведения эксперимента были отобраны две группы испытуемых: контрольная – 14 человек и экспериментальная – 15 человек, не имеющих существенных различий в физической подготовленности (табл. 2). Проверка уровня физической подготовленности в соответствии с программой обучения по служебной подготовке предусматривает выполнение следующих упражнений: подтягивание на перекладине, челночный бег 10х10 м, бег 1000 м [8, с. 48].
Таблица 2
Результаты проверки физической подготовленности контрольной и экспериментальных групп
№ п/п |
Контрольные упражнения |
КГ |
ЭГ |
1 |
Подтягивание на перекладине (количество раз) |
14,1 + 0,48 |
14,4 + 0,61 |
2 |
Челночный бег 10х10 м (с) |
25,9 + 0,11 |
26,1 + 0,13 |
3 |
Бег 1000 м (мин) |
3,50 + 0,62 |
3,45 ± 0,55 |
Для получения соответствующей нагрузки каждый испытуемый экспериментальной группы должен был выполнить по два раза в максимальном темпе пять разных приемов, построенных на вращательно-круговой технике выполнения:
1. Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево.
2. Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо.
3. Освобождение от захвата автомата противником.
4. Обезоруживание противника при уколе штыком с помощью автомата.
5. Обезоруживание противника при ударе прикладом сбоку с помощью автомата.
Испытуемые контрольной группы должны были выполнить те же приемы, в тех же условиях, только построенные на линейной технике выполнения, за исключением обезоруживания при уколе штыком с помощью автомата и обезоруживания противника при уколе штыком с помощью автомата, так как эти приемы отсутствуют в фактическом содержании обучения рукопашному бою с автоматом. Вместо них выполнялись обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево и освобождение от захвата автомата противником.
Результаты исследования и их обсуждение
Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что до нагрузки (в покое) показатели сердечно-сосудистой системы в контрольной и экспериментальной группах практически не отличались.
Таблица 3
Показатели работы сердечно-сосудистой системы при нагрузке (в покое) в контрольной и экспериментальной группах
№ п/п |
Показатели |
КГ (х+m) |
Прирост % |
ЭГ (х+m) |
Прирост % |
||
до нагрузки |
после нагрузки |
до нагрузки |
после нагрузки |
||||
1 |
ЧСС, мин |
72 + 6,1 |
139,7 + 8,4 |
93 |
75,2 + 5,2 |
101,6 + 7,3 |
35 |
2 |
АД сист., мм рт. ст. |
123,2 + 4,3 |
168,8 + 7,1 |
37,2 |
125,6 + 5,3 |
155,4 + 5,8 |
24,9 |
3 |
АД диаст., мм рт. ст. |
81,5 + 6,4 |
90,2 + 5,1 |
10,7 |
80,8 + 7,1 |
91,1 + 6,8 |
12,7 |
4 |
ЧД, мин |
13,8 + 2,4 |
26,2 + 2,1 |
89,2 |
14,1 + 2,7 |
22,1 + 2,2 |
56,7 |
5 |
МОД, л |
6,8 + 1,2 |
26,6 + 2,4 |
286,8 |
7,1 + 1,4 |
20,3 + 2, 8 |
186 |
6 |
УО % |
3,1 + 0,2 |
4,3 + 0,3 |
38,7 |
3,0 + 0,1 |
3,8 + 0,2 |
26,7 |
7 |
ЭТ ккал/мин |
1,08 |
5,7 + 0,49 |
427 |
1,11 + 0,19 |
4,12 + 0,57 |
271 |
После выполнения специальной нагрузки в контрольной группе хронотропная реакция сердца (ЧСС) увеличилась на 93 % (139,7), в экспериментальной на 35 % (101,6). Систолическое артериальное давление (АД сист.) возросло соответственно на 37,2 % и 24,9 %. Разницы в изменении диастолического давления (АД диаст.) между контрольной и экспериментальной группами практически не наблюдалось.
В результате специальной нагрузки частота дыхания (ЧД) в контрольной группе увеличилась на 89,2 % и значительно меньше в экспериментальной группе, на 56,7 %. Также значительно большее увеличение показателей минутного объема дыхания (МОД) наблюдалось в контрольной группе по сравнению с экспериментальной.
Заключение
Проведенное исследование позволило решить задачу по оптимизации содержания рукопашного боя с автоматом для личного состава подразделений конвоирования ФСИН России.
Библиографическая ссылка
Помогаева Н.С., Янченков Ю.А. ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОНВОИРОВАНИЯ ФСИН РОССИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ С АВТОМАТОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 54-57;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1760 (дата обращения: 24.11.2024).