Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОНВОИРОВАНИЯ ФСИН РОССИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ С АВТОМАТОМ

Помогаева Н.С. 1 Янченков Ю.А. 1
1 ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России
С учетом реформирования уголовно-исправительной системы (УИС) одной из основных задач при обучении сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России к выполнению оперативно-служебных задач является совершенствование методов и средств обучения, направленное на их подготовку к несению службы в реальных условиях и умению принимать правильные решения в различных ситуациях, в том числе чрезвычайных. Актуальность работы определяется: низким уровнем физической готовности сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России, вновь принятых на службу в УИС, краткими сроками специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях ДПО ФСИН России, необходимостью совершенствования методики обучения примам рукопашного боя в краткие сроки. Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным необходимость качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно по порядку применения ими физической силы в отношении лиц, содержащихся в местах изоляции. В статье проведена оценка и степень значимости приемов и действий в обучении сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом. Проведен анализ современного опыта применения вращательно-круговой техники при подготовке к рукопашному бою с автоматом и определены наиболее оптимальные варианты выполнения приемов и действий в обучении сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом.
рукопашный бой
автомат
сотрудник подразделений конвоирования
1. Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки в уголовно-исполнительной системе / О.В. Радченко [и др.] // Культура физическая и здоровье. – 2014. – № 4 (51). – С. 35–37.
2. Батурин А.Е. Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы / А.Е. Батурин, В.В. Вольский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 9(139). – С. 10–13.
3. Индивидуализация процесса развития физических качеств у курсантов образовательных учреждений ФСИН России / К.А. Астафьев [и др.] // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2017. – № 1. – С. 208–213.
4. Кошкин Е.В. Значение приёмов рукопашного боя для сотрудников уголовно-исполнительной системы профиля охрана и конвоирование / Е.В. Кошкин // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. – 2016. – С. 115–118.
5. Батурин А.Е. Подготовка сотрудников правоохранительных органов к применению физической силы с использованием проблемно-ситуационного метода / А.Е. Батурин, Ю.А. Янченков // Антинаркотическая безопасность. – 2015. – № 1 (4). – С. 85–88.
6. Kamensky D.A., Kovalenko V.N. The increase of fire preparation and training of cadets to the firing from non-standard positions by means of pt // Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies. – 2008. – № 1. – Р. 30–36.
7. Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил / А.Е. Батурин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С. 32–37.
8. Вольский В.В. Физическая подготовка сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на этапе реформирования / В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 7. – С. 47–49.

Профессиональная деятельность сотрудников УИС сопряжена с тяжелыми и опасными для жизни и здоровья условиями, необходимостью оперативно выполнять служебно-оперативные задачи в обстановке стресса, нервно-психического и эмоционального напряжения в непосредственной близости и контакте с преступниками. Все это требует от сотрудников чрезвычайной мобилизации физических и психофизиологических резервов организма [1, с. 35]. При этом большинство вновь принятых на службу сотрудников УИС имеют изначально низкий уровень мотивации к изучению приемов и действий единоборств [2, с. 12]. Во многом это связано с влиянием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, характеризующейся психологически напряженным ритмом жизни, строгим выполнением элементов распорядка дня, обусловленным рационом питания, повышенной эмоциональной и конфликтной напряженностью в коллективе, вынужденным пропуском ряда занятий из-за болезней и несения службы в наряде [3, с. 208].

Выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками подразделений конвоирования ФСИН России происходит при постоянном ношении и возможности применения табельного оружия – автомата. Наряду с этим отмечается несоответствие составляющих компонентов программ подготовки личного состава, которые не учитывают предыдущего опыта работы сотрудников, недостаточное использование в учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою условий, моделирующих реальные условия практической деятельности [4, с. 116]. Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод об очевидной необходимости качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно: по порядку и правомочности применения ими физической силы и специальных средств в отношении лиц, содержащихся в местах изоляции [5, с. 86].

Таким образом, целью исследования явилась необходимость уточнения содержания приемов и действий с автоматом сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России.

Материалы и методы исследования

Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся опрос сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Анкетируемым был предложен специально разработанный лист оценки, с помощью которого они оценивали степень значимости приемов и действий в обучении рукопашному бою с автоматом сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Для оценивания были предложены приемы боя с автоматом в соответствии с приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» (НФП-2001) и других руководящих документов. С целью оценки приемов и действий предлагалось выбрать один из трех уровней значимости: «наиболее значимые», «значимые» и «менее значимые». Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценки значимости приемов и действий в рукопашном бою с автоматом подразделений конвоирования ФСИН России

п/п

Наименование приема

степень значимости

наиболее значимые (кол/ %)

значимые (кол/ %)

мало значимые (кол/ %)

1

Элементы страховки и акробатики с автоматом (падение на спину, правый (левый) бок, перекаты лежа и сидя, кувырок вперед (назад)

51/81

12/19

2

Тычок стволом с выпадом

49/78

14/22

3

Тычок стволом без выпада

13/21

42/67

8/12

4

Удар прикладом: сбоку снизу затыльником приклада

48/76

4/6

23/37

15/24

21/33

36/57

38/61

4/6

5

Защита подставкой автомата от ударов противника (слева, справа, сверху, снизу)

9/14

44/70

10/16

6

Отбивы автоматом (вправо, влево, вниз направо)

44/70

13/21

6/9

7

Освобождение от захвата автомата противником

8/12

31/50

24/38

Нас интересовали приемы и действия, получившие выбор «наиболее значимые» и «значимые», то есть составляющие актуальное содержание рукопашного боя с автоматом для сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Согласно данным табл. 1 к таким приемам и действиям было отнесено преимущественное большинство, за исключением удара прикладом снизу и при ударе затыльником приклада, оцененных как «мало значимые».

Как «наиболее значимые» были оценены отбивы автоматом. Можно сказать, что это приемы, лежащие в основе содержания всех известных методик обучения рукопашному бою с автоматом.

В то же время достаточно высокая значимость отмечается у приемов и действий, которые не включены в содержание обучения сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом, а также отсутствуют и в НФП-2001. К ним относятся:

– элементы страховки и акробатики с автоматом;

– обезоруживание противника при уколе штыком с помощью автомата;

– обезоруживание противника с помощью автомата при ударе прикладом сбоку;

– удары ногами в сочетании с приемами боя автоматом.

Полученные в результате оценивания данные были подтверждены результатами 10 бесед с сотрудниками подразделений конвоирования ФСИН России. Проведенные после анкетного опроса и беседы, в ходе которых приходилось применять приемы рукопашного боя с автоматом, подтвердили данные табл. 1 о значимости приведенных в ней приемов и действий.

Таким образом, было установлено содержание приемов и действий рукопашного боя с автоматом для обучения сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России.

Однако, как мы установили выше, для повышения эффективности подготовки сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом необходимо совершенствовать технику рассматриваемых приемов и действий на основе вращательно-кругового принципа.

Анализ современного опыта применения вращательно-круговой техники в прикладных целях подготовки к рукопашному бою с автоматом, показывает что эффективной системой такой подготовки является одно из направлений в русском боевом искусстве (РОСС). Основные принципы построения техники движений в РОСС (использование силы и инерции движения противника, работа в трех плоскостях с акцентом на слабое звено в биомеханической цепи, минимальное мышечное напряжение и др.) нисколько не противоречат данным исследований о трехфазном построении унифицированных защитно-ответных действий и эффективности вращательно-круговой техники и, можно сказать, практически подтверждают и развивают основные положения исследования.

Для того чтобы обосновать применение вращательно-круговой техники в выделенных приемах и действиях с автоматом, был проведен анализ видеозаписи трех практических семинаров по изучению приемов рукопашного боя с карабином (автоматом) РОСС, а также в ходе одного из семинаров проводилось педагогическое наблюдение [6, с. 32]. После чего были отобраны 2–3 варианта выполнения каждого из интересующих нас приемов и действий, за исключением элементов самостраховки и акробатики, защиты подставкой автомата от ударов противника, техника выполнения которых с использованием вращательно-кругового принципа менее вариативна. Также одной из задач специальной физической тренировки является совершенствование психических качеств, особенно формирование общей психологической устойчивости, позволяющей действовать уверенно в напряженной обстановке за счет воспитания уверенности в своих силах [7, с. 35].

Таким образом, были определены наиболее оптимальные варианты выполнения интересующих нас приемов и действий.

Для обоснования экономичности рассматриваемых приемов и действий с автоматом по сравнению с традиционными был проведен лабораторный эксперимент. Для проведения эксперимента были отобраны две группы испытуемых: контрольная – 14 человек и экспериментальная – 15 человек, не имеющих существенных различий в физической подготовленности (табл. 2). Проверка уровня физической подготовленности в соответствии с программой обучения по служебной подготовке предусматривает выполнение следующих упражнений: подтягивание на перекладине, челночный бег 10х10 м, бег 1000 м [8, с. 48].

Таблица 2

Результаты проверки физической подготовленности контрольной и экспериментальных групп

№ п/п

Контрольные упражнения

КГ

ЭГ

1

Подтягивание на перекладине (количество раз)

14,1 + 0,48

14,4 + 0,61

2

Челночный бег 10х10 м (с)

25,9 + 0,11

26,1 + 0,13

3

Бег 1000 м (мин)

3,50 + 0,62

3,45 ± 0,55

Для получения соответствующей нагрузки каждый испытуемый экспериментальной группы должен был выполнить по два раза в максимальном темпе пять разных приемов, построенных на вращательно-круговой технике выполнения:

1. Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево.

2. Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо.

3. Освобождение от захвата автомата противником.

4. Обезоруживание противника при уколе штыком с помощью автомата.

5. Обезоруживание противника при ударе прикладом сбоку с помощью автомата.

Испытуемые контрольной группы должны были выполнить те же приемы, в тех же условиях, только построенные на линейной технике выполнения, за исключением обезоруживания при уколе штыком с помощью автомата и обезоруживания противника при уколе штыком с помощью автомата, так как эти приемы отсутствуют в фактическом содержании обучения рукопашному бою с автоматом. Вместо них выполнялись обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево и освобождение от захвата автомата противником.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что до нагрузки (в покое) показатели сердечно-сосудистой системы в контрольной и экспериментальной группах практически не отличались.

Таблица 3

Показатели работы сердечно-сосудистой системы при нагрузке (в покое) в контрольной и экспериментальной группах

п/п

Показатели

КГ (х+m)

Прирост

%

ЭГ (х+m)

Прирост

%

до нагрузки

после нагрузки

 

до нагрузки

после нагрузки

1

ЧСС, мин

72 + 6,1

139,7 + 8,4

93

75,2 + 5,2

101,6 + 7,3

35

2

АД сист., мм рт. ст.

123,2 + 4,3

168,8 + 7,1

37,2

125,6 + 5,3

155,4 + 5,8

24,9

3

АД диаст., мм рт. ст.

81,5 + 6,4

90,2 + 5,1

10,7

80,8 + 7,1

91,1 + 6,8

12,7

4

ЧД, мин

13,8 + 2,4

26,2 + 2,1

89,2

14,1 + 2,7

22,1 + 2,2

56,7

5

МОД, л

6,8 + 1,2

26,6 + 2,4

286,8

7,1 + 1,4

20,3 + 2, 8

186

6

УО %

3,1 + 0,2

4,3 + 0,3

38,7

3,0 + 0,1

3,8 + 0,2

26,7

7

ЭТ ккал/мин

1,08

5,7 + 0,49

427

1,11 + 0,19

4,12 + 0,57

271

После выполнения специальной нагрузки в контрольной группе хронотропная реакция сердца (ЧСС) увеличилась на 93 % (139,7), в экспериментальной на 35 % (101,6). Систолическое артериальное давление (АД сист.) возросло соответственно на 37,2 % и 24,9 %. Разницы в изменении диастолического давления (АД диаст.) между контрольной и экспериментальной группами практически не наблюдалось.

В результате специальной нагрузки частота дыхания (ЧД) в контрольной группе увеличилась на 89,2 % и значительно меньше в экспериментальной группе, на 56,7 %. Также значительно большее увеличение показателей минутного объема дыхания (МОД) наблюдалось в контрольной группе по сравнению с экспериментальной.

Заключение

Проведенное исследование позволило решить задачу по оптимизации содержания рукопашного боя с автоматом для личного состава подразделений конвоирования ФСИН России.


Библиографическая ссылка

Помогаева Н.С., Янченков Ю.А. ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОНВОИРОВАНИЯ ФСИН РОССИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ С АВТОМАТОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 54-57;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1760 (дата обращения: 30.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674