Статья посвящена проблеме преемственности идей о ценностях материнского воспитания в российской педагогике второй половины XIX - начала XX в. и современных гендерных исследований. Дан анализ развития ценностей материнского воспитания с позиций исследователей, писателей и общественных деятелей в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX в. о положении и роли женщины в обществе, предназначении ее как матери, которое происходило на основе противоборствующих взглядов в русле традиционной (консервативной), радикальной и демократической тенденций. Рассматриваются основные идеи, в русле которых осуществляется развитие современных гендерных исследований: с природно-биологических позиций (эссенциализма), социокультурного детерминизма (акцидентализма) и с точки зрения целостного подхода. Обосновывается, что работы ученых о ценностях материнского воспитания в российской педагогике второй половины XIX - начала XX в. являются богатейшим отечественным психолого-педагогическим наследием, требующим изучения и дальнейшего осмысления, поскольку по своей теоретико-методологической основе их можно считать предтечей современных гендерных исследований с учетом социокультурных и экономических трансформаций, происходящих сегодня в обществе и системе образования.
Библиографическая ссылка
Иванова Т.М. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ О ЦЕННОСТЯХ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX В. И СОВРЕМЕННЫХ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 130-130;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=176 (дата обращения: 31.07.2025).