Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДИСКУССИИ

Копжасарова У.И. 1 Токтау М.К. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Настоящая работа освещает проблему значимости и необходимости владения иностранными языками в связи с глобализационными процессами во всех сферах жизни общества; с интенсивным ростом социальных, политических, дипломатических, экономических и культурных взаимодействий и контактов специалистов стран мирового сообщества. В статье рассмотрены вопросы развития иноязычных коммуникативных умений учащихся старших классов общеобразовательной средней школы посредством использования метода дискуссии на занятиях по иностранному языку как одного из активных средств обучения иностранным языкам. По тематике исследования авторами проделан анализ научно-теоретических, литературных источников; раскрыты сущность, содержание, структура, условия, а также особенности организации и проведения дискуссии на занятиях по английскому языку. Также представлена типология метода дискуссии в зависимости от формы проведения, характера обсуждаемого материала, цели проведения. В работе сделан акцент на специфике использования метода дискуссии, его организации и проведения с иллюстрацией примеров таких видов дискуссии, как круглый стол, дебаты и мозговой штурм по отдельным темам в соответствии с рабочей типовой программой на старшем этапе обучения в школе.
иноязычные коммуникативные умения
дискуссия
метод активного обучения
дебаты
круглый стол
мозговой штурм
1. Майра Джилкишиева. Путевка в глобальную жизнь // Казахстанская правда: республиканская газета. 08.07.2016. URL: http://www.kazpravda.kz/fresh/view/putevka-v-globalnuu-zhizn.html (дата обращения: 11.01.2018).
2. Салиева З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З.И. Салиева // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 3. – С. 63–65.
3. Интенсификация процесса формирования профессиональной компетентности педагога-психолога / Е.В. Кузнецова, О.И. Мезенцева, В.Г. Петровская, Л.Н. Степанова. – Новосибирск, 2013. – 200 с.
4. Аппатова Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка / Р.С. Аппатова // Иностранный язык в школе. – 1989. – № 5. – C. 23–26.
5. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 576 с.
6. Пряхин М.Н. Практикум по курсу «Журналистское мастерство». Тема: «Телевизионная дискуссия» / М.Н. Пряхин. – М.: УДН, 1989. – 34 с.
7. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов / И.Г. Морозова // Иностранные языки. Теория и практика. – 2010. – № 1. – С. 25–35.
8. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 352 с.
9. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2012. – 176 c.
10. Вачков И.В. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2010. – 272 с.
11. Ur Penny. A course in language teaching. Practice and theory / Penny Ur. – Cambridge University Press, 2011. – 388 p.
12. Барканова О.В. Активное социально-психологическое обучение. Часть 1. Дискуссии / О.В. Барканова. – Красноярск: Литера-принт, 2008. – 175 с.
13. Тюрина И.О. «Мозговая атака»: процедура группового креативного мышления / И.О. Тюрина // Менеджмент и менеджер. – 2011. – № 1. – С. 46–48.
14. Стариков П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие / П.А. Стариков. – Красноярск, 2011. – 92 с.
15. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и в вузе / М.В. Баклашкина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 3 – С. 8–13.

Укрепление связей между странами мирового сообщества в различных областях, интенсивный рост межкультурных контактов во всех сферах жизни делает необходимым владение иностранными языками. Знание иностранных языков является одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве, оно способствует активной коммуникации между специалистами из разных стран на различных уровнях. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает особую роль английского языка в мировом обществе и отмечает, что знание английского языка является путевкой в глобальную жизнь, принципом успешности человека [1]. Знание английского языка предполагает высокий уровень развития иноязычных речевых умений, благодаря которым человек может активно вступать в коммуникацию с носителями иной культуры и активно с ними взаимодействовать. Развитие иноязычных коммуникативных умений является целью обучения иностранным языкам учащихся средних школ. Одним из продуктивных средств совершенствования иноязычных коммуникативных умений обучающихся является обмен мыслями, идеями в ходе интерактивного речевого взаимодействия при решении различного рода задач и проблем, что, в свою очередь, является наиболее продуктивным способом стимулирования речемыслительной активности студентов. Осуществить это в учебных условиях можно только в процессе обсуждения, дискуссии, спора.

Дискуссионные методы – это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии [2]. Эти методы применяются при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточнения и согласования позиций участников дискуссии, выработки единого подхода к исследованию определенного явления и др. Метод групповой дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других [3]. Р.С. Аппатова подчеркивает, что «групповая дискуссия является одним из наиболее продуктивных способов организации общения на уроке иностранного языка» [4].Таким образом, дискуссия является активным методом обучения, который способствует воздействию на участников через группу, их воспитанию и оценке качеств, знаний, навыков и умений.

Дискуссия (лат. diskussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса [5]. По мнению М.Н. Пряхина, дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива [6]. Дискуссия – это далеко не новое понятие. История дискуссии уходит с глубокими корнями в древние времена. Еще в Древней Греции дискуссии придавалось огромное значение; умение вести дискуссию считалось великим мастерством, которому обучались. Считалось, что дискуссия это хороший метод выяснения истины, во время спора каждый его участник мог выражать свою точку зрения и защищать свою позицию, что помогало получать знания посредством размышления, всеобщего обсуждения проблемы и нахождения правильного решения.

Основной целью дискуссии является достижение согласия, единого решения по обсуждаемой проблеме. Следовательно, итогом дискуссии должна служить одна точка зрения, наиболее приемлемая в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии. Одна из точек зрения становится решением обсуждаемой проблемы, благодаря более весомым аргументам участника дискуссии. Для осуществления успешной дискуссии необходимы следующие условия: общность исходных позиций, четко выраженная точка зрения по рассматриваемому вопросу, общая цель, желание найти истину в спорном вопросе.

Немаловажным условием для успешного ведения дискуссии является умение четко и правильно выражать свою точку зрения, умело применять термины, опорные понятия. При осуществлении дискуссии необходимо четко обозначить понятийный аппарат, разьяснить значения всех терминов. Расхождения в трактовке терминов могут повлечь за собой затруднения в поиске единого решения [7]. Участникам дискуссии необходимо терпимо относиться к противоположной точке зрения, пытаться понять своего оппонента и его позицию. С помощью дискуссии мы не только развиваем речевую культуру учащихся, но способствуем их всестороннему развитию, так как она может затрагивать вопросы из разных областей знаний, а также практические вопросы.

Дискуссию можно рассматривать как коммуникативный метод, включающий в себя речевую направленность, ситуативность, личностную ориентацию и новизну.

Согласно коммуникативному методу, речевая направленность означает обучение иностранному языку через общение. Ситуативность предполагает обучение общению на основе ситуаций, понимаемых как система взаимоотношений. Под личностной ориентацией общения понимается индивидуальная направленность речи. Новизна проявляется в разных компонентах урока, это может быть и новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения и т.д.), также и новизна использования материала. Новизна предполагает использование текстов и упражнений, содержащих для учащихся нечто новое [8].

Существуют разные подходы исследователей к типологии метода дискуссии. К примеру, по Н.Т. Оганесян, дискуссия делится на следующие виды по форме ее проведения:

1. Дискуссия в формате дебатов.

2. Дискуссия в форме круглого стола.

3. Дискуссия в форме мозгового штурма.

4. Дискуссия в форме судебного заседания [9].

По уровню организации И.В. Вачков выделяет структурированные (дискуссия с заранее запланированной темой, с определенным фиксированным временем и порядком проведения) и неструктурированные виды (спонтанные, неограниченные по времени) дискуссии [10].

Для успешного проведения дискуссии нужна ее правильная организация, так как методически грамотная организация дискуссии имеет значимое влияние на ее дальнейший ход и успешное завершение. Организация дискуссии состоит из следующих этапов:

1. Предварительное пояснение темы дискуссии, ознакомление участников с предметом обсуждения, их ролями и правилами проведения мероприятия.

2. Краткое предварительное обсуждение вопроса в малых группах.

3. Введение темы через заранее поставленное перед участниками задание.

4. Краткий предварительный опрос по теме.

5. Распределение ролей.

6. Представление позиций, коллективное обсуждение.

7. Подведение итогов.

Чтобы обосновать необходимость использования данного метода обучения, остановимся на его преимуществах:

1. Обеспечение активного и глубокого усвоения, понимания материала.

2. Активное взаимодействие между учащимися, в ходе дискуссии учащиеся могут проверить и сравнить свои точки зрения.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Совершенствование интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся.

5. Решение познавательных задач в поисках получения новых знаний.

6. Стимулирование речевой активности обучающихся.

Однако, помимо преимуществ, могут возникать и некоторые трудности, с которыми педагог может столкнуться при проведении и организации дискуссии в учебном процессе. Эти трудности наблюдаются при обучении говорению на английском языке:

– Психологический дискомфорт. Студенты, как правило, по причине боязни сделать ошибки и критики со стороны преподавателя, стесняются говорить на английском языке, так как говорение в отличие от других речевых навыков требует раскрепощенности и смелости перед аудиторией.

– «Нечего сказать». Иногда у студентов возникает проблема – отсутствие мыслей, они не могут сконцентрироваться и выразить мысли на английском языке.

– Использование родного языка. Студенты иногда прибегают к использованию родного языка, по причине отсутствия достаточного запаса слов на иностранном языке и естественной среды общения.

– Неравный уровень участия студентов. Некоторые студенты говорят достаточно хорошо и превалируют в группе; для некоторых, чтобы быть услышанным, требуется много времени, и они говорят очень мало или совсем ничего не говорят. Поэтому работа в больших группах затрудняет процесс обучения навыку говорения [11]. Учитель, как координатор деятельности и ведущий дискуссию, должен:

1. Сформулировать тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, показать актуальность проблемы.

2. Создать благоприятную атмосферу.

3. Ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии.

4. Поддерживать активность учащихся.

5. Направлять обучающихся, подводить промежуточные итоги.

Наиболее распространенными видами учебной дискуссии являются «круглый стол», «мозговой штурм» и дебаты. Дебаты используются с целью обучить школьников отстаивать свою точку зрения, защитить свою позицию аргументами, выступать публично и т.д. «Мозговой штурм» и «круглый стол» используются в основном для сплочения участников, развития умения работать в группе. Рассмотрим особенности проведения перечисленных видов дискуссии на занятии.

Круглый стол – один из видов дискуссии, целью которого является сплочение группы, развитие эмпатии, создание теплой дружеской атмосферы в коллективе, обмен информацией и создание работоспособного коллектива или группы [12]. Главной отличительной чертой этого вида деятельности является то, что, согласно самому названию, участники рассаживаются вокруг круглого стола. Оптимальным количеством участников является 6–12 человек, так как меньшее количество делает атмосферу напряженней, а большее может привести к невовлеченности всех участников [12, с. 150]. В отличие от дебатов, этот вид дискуссии не должен содержать противоречия. Рассмотрим особенности проведения круглого стола на примере темы «Travelling». Рассадив учеников вокруг стола, ведущий может задать следующие вопросы группе: «What country would you like to visit and why?», «Have you ever been to foreign countries?», «What surprised you?», «What do you think: what country is perfect for rest?», «What new amazing things did you discover while travelling?», «What are the differences between our country and the country you have been visited?», «Which country is your favorite?», «What is the most interesting city in your country to visit?» В ходе круглого стола, учащиеся смогут поделиться своим опытом, воспоминаниями и мнениями. У данного вида дискуссии не существует строгих правил проведения и регламента.

Мозговой штурм (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, средство получения большого количества идей от участников за короткий промежуток времени [13]. Оптимальным количеством участников является 8–12 человек. При мозговом штурме выдвигаются и записываются все сумасшедшие, нелепые идеи, все, что приходит участникам в голову, не существует регламента, спора и критики. При проведении «мозгового штурма» по теме «Environment» предлагаются следующие вопросы для обсуждения: «How we can save the environment?». Идеи могут быть следующими: grow trees more, use other fuels, which don’t polute the air, begin recycling garbage и так далее, ответы могут быть так же разнообразны. По теме «Food and diet» можно предложить вопрос для обсуждения «What we can do to lose weight?»: eat less, run more, go in for sport, drink much water, keep a diet, do not eat sweets, dance и тому подобное. Далее учащиеся высказывают все свои идеи в рамках данных вопросов, в свою очередь, ведущий все это записывает на доске. Как считает социолог П.А. Стариков, преимуществом данного метода является создание синергетического эффекта – «качественного умножения знания», при котором осуществляется совместная деятельность специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видением ближайшего будущего [14].

Дебаты – это особый вид дискуссии, предполагающий столкновение полярных точек зрения на одну и ту же проблему. Для проведения дебатов в первую очередь выбирается тема, содержащая противоречие, которое может вызвать несколько спорных позиций. Также необходимо выбрать ведущего, эксперта и две команды участников. Команды располагаются друг напротив друга, а в центре зала устанавливается трибуна для выступления. Перед началом игры по методу жеребьевки выбираются команда правительства, команда, выступающая «за», и команда оппозиции, выступающая «против». Для подготовки и построения аргументов командам дается время. Эксперт оценивает ход игры, аргументы соперников и точки зрения участников; ведущий устанавливает временной регламент. Участники внимательно выслушивают друг друга, делают записи, заметки и выдвигают контраргументы. По окончании дебатов, ведущий подводит итоги и благодарит участников. Рассмотрим проведение дебатов по теме «Money rules the world», включенной в школьную программу 9 класса. Тема предполагает две противоположные позиции, одна команда может противоречить теме, аргументируя это тем, что «Money doesn’t rule the world», «There are a lot of things, that money can’t buy и т.д.», тогда как вторая команда может высказать свою позицию как: «We live in the 21st century, in which money can solve all of our problems…». Также данный вид дискуссии можно использовать при обсуждении темы «Internet: it’s advantages and disadvantages» на примере вопроса: «Does Internet do more harm than good?». Как отмечалось выше, в предлагаемых дебатах представлены команды правительства и оппозиции. Команда правительства может выдвинуть свои аргументы следующим образом: «Internet makes good more than harm, because, thanks to the Internet, we have free and unlimited access to information and different books; we can read the news, communicate with each other, send important documents in a short time, learn languages, watch the movies, learn and even work distantly; now it’s impossible to imagine our life without it, because the Internet gives us everything. Контраргументы от команды оппозиции: «The Internet replaced everything: real life communication, people usually prefer to write messages in social networks than meet each other. It wastes our time, men become addicted to Internet. We don’t agree with the given statement». Преимуществом данного вида дискуссии является:

1. Совершенствование в искусстве убеждения и красноречия.

2. Совершенствование отстаивания собственной позиции.

3. Научение использованию приемов влияния на партнера и противостояния влиянию.

В заключение, отмечаем немаловажную роль дискуссии в развитии личности обучащихся. Учащийся получает необходимую перспективу для самореализации и раскрытия своего творческого потенциала при помощи иностранного языка. Данный метод воспитывает не только речевую культуру учащихся, но и создает необходимые условия для поиска самостоятельных решений обсуждаемых проблем, что, в свою очередь, является движущей силой познания [15].Использование метода дискуссии при обучении иностранному языку, помимо совершенствования иноязычных коммуникативных умений учащихся, развивает у них критическое мышление, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.


Библиографическая ссылка

Копжасарова У.И., Токтау М.К. РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДИСКУССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 19-23;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1755 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674