Перед нами встает много новых вопросов и задач по успешному внедрению инклюзивного образования. Если в Казахстане инклюзивное образование постепенно начинает развиваться, то зарубежная практика показывает богатый опыт в данной сфере. Инклюзивное образование – это возможность всех детей без исключения социализироваться в обществе и принимать участие во всех ее сферах. Главное отличие состоит в том, что нужно признать тот факт, что мы сможем изменить общество, дабы оно приняло и приспособилось к детям с особыми образовательными потребностями [1]. Простое, физическое включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство не является инклюзивным образованием. Внедряя инклюзивное образование, нужно помнить, что оно охватывает все общественные процессы школы, тем самым создает моральную, материальную, педагогическую среду, адаптированную к образовательным потребностям каждого ребенка [2]. Только при тесном сотрудничестве всех членов образовательного процесса, а в особенности родителей, можно создать такую благоприятную среду. Учителя должны быть готовы работать и изменяться в такой среде, чтобы помочь «особым» детям и самым обычным. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что необходимым потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является менее ограничивающей и более включающей. Чтобы запустить механизм инклюзивного образования, нужно приложить максимум усилий всем участникам образовательного процесса, ведь само по себе инклюзивное образование осуществить нельзя. Данный процесс связан с переменами на ценностном и нравственном уровне. Одна из главных проблем состоит в том, что современная школа привыкла двигаться в темпе, предусмотренном, стандартной программой. Здесь важно изменить психологическое и профессиональное сознание педагогов, для того чтобы реализовать процесс инклюзии. Если педагог не будет готов профессионально и психологически работать и вводить новые технологии и методы, то трудно социализировать детей с особыми образовательными потребностями, результата не будет. Улучшение системы современного образования в Республике Казахстан подразумевает подготовку и переподготовку педагогов образовательного учреждения. Для работы в данной области нужно обращать внимание на опыт работы учителей в данной сфере, уровню их подготовки и другим личным чертам, которые помогут им в работе. Но самое ключевое – это желание работать с такими детьми, основанное на толерантности, эмпатии, педагогическом оптимизме. Средства массовой информации все чаще говорят о детях с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент стали говорить и писать что дети с особыми образовательными потребностями имеют право на полноценнее детство, на образование в общеобразовательной школе, об интеграции и инклюзии. Термин инклюзивное образование слышим от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования. Сейчас происходит обновление системы образования, что приводит к изменению отношения общества к детям с особыми образовательными потребностями и одновременно появляется вопрос об условии организации их обучения и воспитания на последующую перспективу. Центральным вопросом остро встало совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дети должны достигнуть определенного социального статуса и утверждения своей общественной значимости. Нужно придать уверенность в собственных силах детям с особыми образовательными потребностями, мотивируя их к обучению в школе совместно с другими учениками. Инклюзивное образование даёт:
– Свободу становления личности.
– Родителям – возможность применить весь свой родительский потенциал в воспитании ребёнка.
– Школе – вероятность расширить личные образовательные услуги с целью подготовить детей с самостоятельной жизни.
– Обществу – возможность толерантного отношения ко всему происходящему.
Самая важная проблема – это то, чтобы учитель владел необходимыми педагогическими технологиями [3]. Отсюда появляются все новые задачи. Нужно осуществить подготовку кадров также передачей опыта и необходимых знаний в данной области, а это не так уже и легко сделать. Педагог, который не получал и не владеет знаниями по специальной психологии и коррекционной педагогике, который раньше не работал с детьми с особыми образовательными потребностями и не знает, какие методы нужно использовать в данной области, не понимает, как все устроено, как ему учить данного ребенка, когда в классе есть еще 30 учеников. Сразу возникает понимание, что приход к инклюзивному образованию процесс очень долгий и это не сделать в короткие сроки. Учителя, владеющие определенным опытом и знающие свое дело, должны с серьезностью подойти к данному вопросу, чтобы их школа или детский сад смогли внедрить инклюзивное образование. Еще не до конца само общество и родители нормально развивающихся детей не принимают инклюзивное образование. Это довольно сложный процесс и в нем возникает много вопросов. Нужно всем вместе преодолеть данные стереотипы, существующие в нашем обществе. Инклюзивное обучение не считается обязательным для детей с особыми образовательными потребностями а является одной из форм их обучения. Одна из главных задач инклюзии – это включить в образовательный процесс всех детей и подобрать индивидуальный подход в обучению каждого ребенка. Нужно предоставить и создать необходимые условия, чтобы все дети без исключения получили одинаковый доступ к образованию, независимо от их индивидуальных особенностей, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Педагоги, которые уже начали работать в инклюзивном образовании, отмечают, что нормально развивающиеся дети, стали с легкостью помогать своим сверстникам с особыми образовательными потребностями стать участниками жизни класса, зачастую без помощи взрослых. Если нормально развивающиеся дети начнут толерантно относиться к своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, то лично для себя получат огромный жизненный опыт на всю жизнь. Все это показывает, насколько общество приходит к осознанию необходимости внедрить инклюзивное образование. Нужно создать и изменить условия для удачной реализации инклюзивного образования. Нужно прийти к тому чтобы принять индивидуальность каждого ребенка. Для того чтобы не вызвать у детей с особыми образовательными потребностями безразличие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, важно создавать эффективные формы, модели, методы, способы, условия обучения. Важно правильно подбирать основные методы и формы обучения для развития учебной активности всех детей, а также проводить мероприятия по осмыслению и созданию условий включения учащихся в образовательный процесс. Нужно подобрать такие психолого-педагогические условия, чтобы каждый ребенок смог проявить себя и занять свою личную позицию в учебной деятельности. Новые педагогические технологии помогут педагогам в их работе, а также в принятии индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями и создавать для них условия обучения. Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:
– социальная адаптация ребёнка на всех возрастных этапах его жизни;
– использование и поиск более действенных образовательных задач, способов и методик;
– развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;
– создание безбарьерной образовательной среды.
Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, для того чтобы дети достигли определенного успеха – это и есть главная задача общеобразовательной школы. Нужно правильно организовывать свободное время детей и при этом сотрудничать с родителями. Семья должна участвовать во всех совместных мероприятиях, праздниках или же развлечениях. Нужно вовлекать родителей в данный процесс через такие мероприятия, тем самым развивать у них толерантное отношение, воспитание любви, доброты и милосердия, а также уважения к правам человека. В самих детях также важно развивать и воспитывать толерантность – это можно осуществить через создание необходимых условий и методов развития ребенка. Нужно создавать такую игровую деятельность, в которой, сохраняя свою индивидуальность, дети будут прививать себе такие черты характера, как уважение и открытость к другим людям. «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» – гласит народная мудрость. Наверное, поэтому дети с особыми образовательными потребностями смотрят на мир совершенно другими глазами. Они умудряются оставаться такими же добрыми, неунывающими и весёлыми, уметь видеть великолепное и жить полной жизнью несмотря на свою боль. Детям с особыми образовательными потребностями должны быть доступны все радости, что и нормально развивающимся детям. Только при определенных знаниях и умениях ребенок сможет приспособиться в обществе и найти в нем себя. Поэтому наша основная задача стоит в том, чтобы расширить эти границы пространства, показать ребёнку с особыми образовательными потребностями его возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его интересует. Взгляните вокруг, может, такие дети, «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они также хотят чувствовать себя такими же, как и все. Людям нужно перестать смотреть на них презрительным взглядом, ведь в какой-то степени из-за этого им тяжело достигнуть своей цели. «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить», – сказал известный канадский педагог Жан Ванье. Нужно продолжать искать наиболее подходящие и оптимальные пути, средства, методы и формы для успешной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество. Давайте делать добро, давайте менять этот мир, который придуман не нами, начиная с себя этот мир станет намного лучше ведь каждый человек достоин счастливой и полной впечатлений жизни. Об инклюзивном образовании нужно информировать население. Если привлечь внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, можно постепенно сформировать у них толерантное отношение или же формирование «духа солидарности». В этом плане могут помочь государственные органы и СМИ. Самая первая проблема, которая встает на пути – это неготовность педагогов массовой школы к работе с детьми с ООП, недостаток у них профессиональных компетенций к работе, и конечно же, психологическая неподготовленность к инклюзивному образованию [4]. Во всем мире уже давно идет расширение понятий об инклюзивном образовании, о включении всех детей в образовательный процесс независимо от их способностей, социального статуса. Все смелее инклюзивное образование входит в понимание народа. Нужно создать такие благоприятные условия в образовательных организациях, чтобы все дети смогли осуществить все задуманное, проявить себя и почувствовать свою значимость в этом обществе. Учителю нужно помочь создать обстановку равенства всех детей без исключения и понять значимость каждого ребенка. Для того чтобы плавно перейти к инклюзивному образованию, нужно чтобы все специалисты участвовали в данном процессе, а также в создании теоретических разработок по данной теме. На начальном этапе без теоретической подготовки и практических умений у педагогов возникают трудности в работе с детьми с ООП. Для того чтобы устранить данную проблему, важна особая подготовка в области коррекционной педагогики для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. «Как будет, если дети будут учиться вместе?» Чтобы ответить на вопрос, нам бы хотелось его перефразировать: «Должны ли «особые» дети обучаться в массовой школе?» Для родителей и педагога каждый ребенок «особенный», но в нашем случае речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, то есть об инклюзивном образовании. Все дети имеют право получать образование независимо от их способностей, социального статуса, национальности и других особенностей. Инклюзивное образование дает возможность детям обучаться в школе наиболее близкой к их дому. Родители имеют полное право выбирать для своего ребенка наиболее благоприятное учебное заведение. Нужно трезво понимать и оценивать инклюзивное образование. Все те, кто сегодня учится в специализированных школах, имеют полное право интегрироваться в общеобразовательные школы, а на их место в хорошие спецшколы придут те, кого считали тяжелыми необучаемыми детьми. В нашем обществе «инклюзивное образование» – это право всех детей социализироваться в среде сверстников и прожить полноценную жизнь. Дефектологи должны обратить внимание и помочь родителям и нормально развивающимся детям в важности данной темы. Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что наше государство делает все больше шагов к подготовке будущих специалистов в области инклюзивного образования. Идет набор методов и способов в работе и взаимодействии с детьми с особыми образовательными потребностями. Давайте вместе запустим данный механизм, ведь только в сотрудничестве мы сможем помочь детям с особыми образовательными потребностями.
Два основных показателя могут оценить, насколько педагоги готовы работать в инклюзивном образовании: профессиональная готовность и психологическая готовность. Если говорить о профессиональной готовности, то сюда входит:
– готовность педагога к работе с детьми с ООП;
– владение основными педагогическими технологиями;
– знать основы психологии и коррекционной специальной педагогики;
– знание индивидуальных особенностей детей с ООП;
– профессиональное взаимодействие и обучение.
Что же касается психологической готовности, то отсюда следуют следующие пункты:
– принятие – отторжение
– включение – изоляция
– удовлетворенность собственной деятельностью
Педагог должен обладать профессиональной гибкостью, уметь следовать за учеником, учитывая его возможности и способности к обучению, а также следить за учебным процессом. Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в помощи, особенно работая в инклюзивном образовании. Инклюзия во многом изменит педагогов. Важным этапом будет создание материально-технических и педагогических условий, необходимых для работы инклюзивных школ. Чтобы реализовать модель инклюзивного образования, нужно, чтобы педагог стремился к личностному росту. Традиционные формы повышения квалификации это хорошо, однако следует находить новые пути, например посещать экспериментальные площадки, где уже внедряется инклюзивное образование. Например, у нас в городе Караганде КГУ ОСШ № 27 постепенно внедряет политику инклюзивного образования, там вместе с детьми с ООП обучаются обычные здоровые дети. Нужно проводить тематические семинары, где будут выноситься на обзор важные вопросы, касающиеся инклюзивного образования, что поможет в дальнейшем избежать некоторых проблем. Конечно, существует ряд проблем, которые сразу не решить, однако нужно поставить на реализацию следующие вопросы: переподготовка учителей, разработка специальных методов и программ. Инклюзивное образование сейчас стоит на начальном этапе и сопровождается рядом трудностей. Важно подготовить весь персонал школы, правильно его подобрать. Нужно сломать стереотип настороженности или же негативного отношения. Президент РК Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана сказал о положении людей с особыми образовательными потребностями: «...надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом». Наше государство пытается создать все условия для лиц с ООП. Гарантии прав детей с особыми образовательными потребностями на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах» [5]. Это не означает, что если будет внедрено инклюзивное образование, то закроются специальные школы. В то же время многие из педагогов-дефектологов отмечают, что довольно большое количество детей с особыми образовательными потребностями уже сидят в «обычных» школах, не получая при этом соответствующей учебной и коррекционной поддержки. Право на образование – это право любого человека. А образование детей – это одна из важнейших задач. Нам нужны такие педагоги, которые захотят и смогут работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Нам уже давно нужны новые методы преподавания урока, а также составления новых методик и плана. На уроке должна быть такая атмосфера, чтобы детям с особыми образовательными потребностями было спокойно и комфортно работать. Педагог должен следить за эмоциональным и психологическим состоянием детей, чтобы ни в коем случае не допустить негативных, стрессовых ситуаций. В такие моменты следует обратить и переключить внимание ребенка на другой вид деятельности, дабы его отвлечь и успокоить. Нужно проводить как можно больше бесед о толерантности, об уважении к друг другу, о взаимопомощи. Все это можно проводить к примеру на внеклассных занятиях, можно использовать игровую форму донесения материала [6]. Также важно постоянно следить за здоровьем учеников и придерживаться медицинских рекомендаций специалистов. Подводя все итоги и выводы, хотелось бы сказать: если каждый пропустит через себя понятие «инклюзивное образование», он начнет глубже думать о жизни, об отношениях с окружающими людьми, о своих слабостях, о системе образования и о своем личном предназначении в этом обществе. Чем больше людей поймет, для чего нужно вводить инклюзивное образование, тем быстрее наступит тот момент, когда инклюзия станет реальностью нашего общества. Успех придет в том случае, когда не только школа будет готова, но и все участники будут готовы к осуществлению данного процесса.
Библиографическая ссылка
Аринова К.Н., Алшынбекова Г.К. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 10-14;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1753 (дата обращения: 24.11.2024).