Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»

Башарина О.В. 1 Мифтахова Л.М. 2
1 Челябинский институт развития профессионального образования
2 Златоустовский техникум технологий и экономики
Рассматривается система организации непрерывного повышения квалификации педагогов в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики». Система состоит из трех уровней: внешнего, внутреннего и самообразования. На первом уровне осуществляется взаимодействие со сторонними организациями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов по образовательным программам с выдачей соответствующих документов. Обозначена необходимость повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий и через накопительные курсы по модульной системе. Ядром второго уровня повышения квалификации педагогов является методическая работа в образовательной организации. Она включает в себя: во-первых, адаптацию и раскрытие индивидуальных педагогических способностей молодых и начинающих педагогов, на основе технологии наставничества; во-вторых, совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Для эффективной организации методической работы в техникуме создана методическая служба. Третий уровень характеризуется целенаправленной и профессионально значимой познавательной самообразовательной деятельностью, регулируемой педагогом. Рассмотрено значение самообразования педагогов для организации научно-исследовательской деятельности. Приведены примеры форм организации повышения квалификации: методические и научно-практические семинары, мастер-классы, открытые уроки, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции.
повышение квалификации педагогов
методическая работа
самообразование
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 10 февраля 2017): Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения: 21.02.2018).
2. Калькова Г.В. Совершенствование процесса повышения квалификации педагогических кадров среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2015. – 246 с.
3. Башарина О.В. Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональной образовательной организации на основе информационно-коммуникационных технологий / О.В. Башарина, И.Е. Медвецкий // Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – № 3. – С. 45–59.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 478 с.
5. Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 51–54. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8462/ (дата обращения: 20.02.2018).

Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется усилением глобальной конкуренции, волной технологических изменений и повышением роли инноваций в социально-экономическом развитии, возрастанием роли человеческого капитала. Эти долговременные системные вызовы достаточно остро вскрыли проблему дефицита квалифицированных специалистов многих необходимых в современном обществе специальностей. Для решения этой проблемы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [1].

Качественное решение этой задачи возможно только при условии непрерывного повышения квалификации педагогических работников.

Опираясь на исследование Г.В. Кальковой, мы будем понимать сущность процесса повышения квалификации как системную совокупность смоделированных на отдельных уровнях педагогических условий, формирующих у педагога способность к рефлексии своего педагогического опыта и проектированию индивидуальной траектории профессионального развития [2].

В ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» существует трехуровневая система непрерывного повышения квалификации педагогов.

1 уровень (внешний).

На этом уровне осуществляется взаимодействие со сторонними организациями, в частности с ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования».

Эти организации проводят семинары, курсы повышения квалификации с выдачей документа, подтверждающего прохождение курсов, стажировку на базовых предприятиях и в образовательных организациях.

Проведенный анализ трудовых действий, входящих в трудовую функцию, обозначенную в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», показывает необходимость активного использования современных информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, стоящих перед педагогом ПОО. Исходя из этого, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» осуществляет повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий и через накопительные курсы по модульной системе [3].

2 уровень (внутренний).

Ядром этого уровня повышения квалификации педагогов является методическая работа в образовательной организации. Она представляет собой целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников [4].

Для эффективной организации методической работы в техникуме создана методическая служба, структура которой представлена на рисунке.

Внутренняя система повышения квалификации представляет собой две ступени.

1 ступень – адаптация и раскрытие индивидуальных педагогических способностей молодых и начинающих педагогов.

На этой ступени повышение квалификации проходит в форме «Школа начинающего педагогического работника» (далее – ШНПР). Она представляет собой постоянно действующую форму повышения методической грамотности педагогов. Членами ШНПР являются начинающие педагогические работники с педагогическим стажем менее трех лет, а также педагогические работники, испытывающие затруднения в профессиональной деятельности. За каждым членом ШНПР закреплен наставник из числа преподавателей и мастеров производственного обучения с высшей и первой квалификационной категорией.

В процессе организации работы с педагогами для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей и построения личного плана профессиональной адаптации используются разнообразные формы. Под руководством заместителя директора по информационно-методической работе общие занятия ШНПР проводятся один раз в месяц в форме: теоретических семинаров и семинаров-практикумов; дискуссий; круглых столов; анкетирования; знакомства с новинками методической литературы.

Doc2.pdf

Структура методической службы

Индивидуальная работа проводится по планам наставников в форме: постоянно действующего режима консультирования; решения проблемно-ситуационных практико-ориентированных задач; мастер-классов; взаимопосещения и поддержки.

В работе ШНПР принимают участие также: начальник методического отдела, начальник учебно-производственного отдела, руководители профильных цикловых комиссий (ПЦК), психолог.

2 ступень – совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Эта ступень повышения квалификации в техникуме предусматривает два основных направления деятельности.

Первое направление – это участие педагогов в педагогических и методических советах, семинарах, конференциях, педагогических чтениях, темы которых касаются инновационных проектов, внедряемых в образовательный процесс. Это мероприятия, на которых одни педагоги могут поделиться своим опытом, а другие перенять этот опыт и начать внедрять его в своей профессиональной деятельности.

Например, вопросы внедрения информационных технологий в образовательный процесс рассматривались на педагогическом совете «Информационно-коммуникационная среда техникума как условие формирования информационной компетентности участников образовательного процесса» и методическом совете «Взаимодействие педагогических работников и студентов в условиях единого информационного пространства техникума».

На этих мероприятиях опытом работы делились преподаватели, у которых созданы дистанционные курсы в системе управления электронным обучением ProCollege и отработаны приемы работы со студентами с использованием дистанционных образовательных технологий.

При подготовке к педагогическому совету «Современные педагогические технологии как эффективное средство обучения» было организовано посещение и взаимопосещение занятий. Всего в период подготовки было проведено 78 уроков, которые посетили 181 человек.

Для педагогических работников также проводятся регулярные обучающие семинары «Создание контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям», «Проектная деятельность обучающихся в ПОО», «Методика проведения уроков теоретического и производственного обучения», «Требования к структуре, содержанию и оформлению письменных экзаменационных работ, дипломных работ и проектов».

Для проведения научно-практических семинаров на базе техникума привлекаются ведущие специалисты Московского института открытого образования. Научно-практический семинар «Психолого-педагогические ресурсы поликоммуникативной среды современной образовательной организации» был проведен с участием доктора педагогических наук, профессора М.П. Нечаева, кандидата педагогических наук, профессора Е.И. Фадеевой, а научно-практический семинар «Управление развитием образовательной среды учебного занятия» – доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии наук педагогического образования П.И. Третьякова.

Вторым направлением обобщения и представления педагогического опыта является участие педагогических работников в профессиональных конкурсах.

Во время проведения предметных недель и недель по профессиям проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия, предметные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства. Методисты и педагоги с разных отделений активно участвуют в данных мероприятиях.

В качестве повышения квалификации рассматривается участие преподавателей и руководящих работников в работе различных семинаров и конференций областного, российского и международного уровней, онлайн семинарах, на которых работники техникума выступают не только в качестве слушателей, но и активных участников.

Ежегодно педагоги техникума представляют свои работы на Всероссийский смотр-конкурс методических разработок для преподавателей Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса России и занимают призовые места.

Педагогические работники техникума активно участвуют в дистанционных проектах, публикуют статьи в международном сетевом издании «Солнечный свет», в открытом международном каталоге «Конспект урока», на сайте «Инфоурок». Принимают участие в разработке сайтов, дистанционных олимпиад и конкурсов. Участвуют во Всероссийском профессиональном конкурсе «Педагогический олимп», во Всероссийском конкурсе «Лучший блог учителя иностранного языка», Всероссийском конкурсе преподавателей немецкого языка «Мой онлайн-урок», являются призерами этих конкурсов.

Традиционно с 2010 г. ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» принимает участие в областном конкурсе «Мастер года», 4 мастера производственного обучения вышли в финал конкурса и стали лауреатами. В 2012 г. участвовали в конкурсе «Директор года» и заняли почетное 2 место. В 2013 и 2016 гг. принимали участие в конкурсе «Профессиональный дебют».

Для педагогических работников техникума проводятся внутренние конкурсы профессионального мастерства: «Преподаватель года» и «Самый классный классный» для педагогов – классных руководителей. Представленные конкурсы – это уникальная площадка для профессионального роста педагога, это школа передового опыта. Участие в таком конкурсе педагогического мастерства – это в первую очередь серьезный шаг в карьере каждого педагога. Ведь на этом конкурсе педагоги могут показать свой профессионализм, умение демонстрировать свой стиль, раскрыть секреты своего мастерства, показать свои творческие способности.

Ежегодно в июне, по итогам учебного года в техникуме, проводятся конкурс-выставка методических материалов и смотр-конкурс творческих студенческих лабораторий.

На конкурс-выставку методических материалов представили свои методические наработки более 80% преподавателей со всех отделений. Материалы, представленные на конкурс, содержательны и полезны, хранятся в методическом отделе, и каждый желающий может воспользоваться этими разработками. На смотре-конкурсе творческих студенческих лабораторий (далее ТСЛ) их руководители представляют отчет о работе и достигнутых результатах за прошедший учебный год.

Повышение квалификации на этом уровне позволяет педагогом осуществить грамотное планирование, организацию и проведение учебных занятий на высоком профессиональном уровне, а администрации обобщить и распространить результаты инновационной деятельности педагогических работников.

3 уровень (самообразование)

Первые два уровня повышения квалификации призваны сформировать у педагога потребность и мотивацию к профессиональному росту. Однако развитие его внутренних качеств и черт личности, способствующих его творческой реализации в профессии, может быть организовано только через самообразование.

Самообразование педагога – это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью [5].

В самообразовательную деятельность включается работа каждого педагогического работника над индивидуальной методической темой, определенной в рамках общетехникумовской методической темы.

Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ.

С каждым годом в сознании педагогических работников меняется отношение к научно-исследовательской и проектной деятельности, и все больше педагогов включается в эту деятельность. В учебные планы программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих включена учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности». Итоговая работа данной учебной дисциплины заключается в подготовке и защите исследовательской работы.

Развитие собственных навыков научно-исследовательской деятельности позволяет педагогам включать в эту деятельность и студентов.

В техникуме стало традиционным проведение внутритехникумовских научно-практических конференций. III научно-практическая конференция «Механизмы формирования современного качества образования» была проведена как для обучающихся, так и для педагогических работников. Главная ее цель – обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской позиции, навыков проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Не случайно была выбрана тема конференции. Качество образования – это один из самых актуальных вопросов нашего времени. Активными субъектами образовательного процесса являются педагоги и студенты, их взгляды бывают иногда диаметрально противоположными, поэтому конференция была совместной. В конференции приняли участие 72 педагогических работника и 105 обучающихся.

В рамках недели науки и психологии познания в техникуме прошел «День науки» и IV научно-практическая конференция «Мы – будущее XXI века». С докладами на конференции выступили 22 студента, которые представили и защитили научно-исследовательские работы, подготовленные под руководством педагогов.

Научно-исследовательская деятельность в техникуме проводится в рамках работы творческих студенческих лабораторий (далее – ТСЛ), руководителями которых являются педагоги-исследователи. На базе техникума их работает 23, в которых задействовано 175 студентов. Цель создания ТСЛ – это развитие интеллектуальных, творческих и технических способностей студентов, стимулирование познавательного интереса студентов к исследовательской деятельности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» проводится целенаправленная непрерывная и систематическая работа по повышению квалификации педагогов. Данная система включает в себя:

1 уровень (внешний). На этом уровне осуществляется взаимодействие со сторонними организациями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов по образовательным программам с выдачей соответствующих документов

2 уровень (внутренний). Основой этого уровня является методическая работа в образовательной организации:

1 ступень – адаптация и раскрытие индивидуальных педагогических способностей молодых и начинающих педагогов.

2 ступень – совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

3 уровень (самообразование). Этот уровень характеризуется целенаправленной и профессионально значимой познавательной деятельностью, регулируемой самим педагогом.

Такая система организации непрерывного повышения квалификации позволяет ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» накапливать, обобщать и внедрять в учебный процесс передовой педагогический опыт, совершенствовать методику преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, уделять внимание целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя. Благодаря этому в техникуме успешно функционирует единая система организации учебно-методического процесса и управления им, ведется кропотливая работа педагогического коллектива над учебно-методическим обеспечением основных профессиональных образовательных программ.


Библиографическая ссылка

Башарина О.В., Мифтахова Л.М. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 5-10;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1745 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674