Общие требования к высшему образованию не зависят от профиля подготовки специалиста и заключаются в том, чтобы выпускники получили полное представление о современной картине мира и фундаментальное профессиональное образование. А одно из обязательных условий образовательной деятельности – способствовать творческому развитию личности каждого выпускника, которое связано с «умением чётко, логично, правильно выражать свои мысли» [1]. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём выступлении «О стратегии развития России до 2020 года» сказал, что «развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России во многом зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Современному обществу нужны компетентные и конкурентоспособные специалисты, которые умеют анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, способны активно включаться в процессы общественного развития, эффективно и оперативно принимать и реализовывать нестандартные решения, активно познающие профессиональную сферу и определяющие своё место в ней» [3].
В связи с этим в настоящее время большое значение имеет формирование субъектной позиции личности. Первостепенное значение отводится развитию таких качеств, как индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность и инициативность. Современное образование должно развивать и воспитывать человека как личность, которая будет способен взаимодействовать с другими людьми в межкультурном пространстве. Личность с выработанной субъектной позицией всегда активно действует, познаёт что-то новое и неизведанное; она способна самосовершенствоваться и определять перспективы собственной профессиональной деятельности.
Процесс обучения в образовательной организации, в том числе и в военизированной, необходимо организовать таким образом, чтобы становление субъектной позиции курсанта было целенаправленным и эффективным процессом. Безусловно, узкая специализация негативно влияет не только на процесс формирования человека, как личности, но и на его профессиональную деятельность. Это увеличивает пропасть между областями знаний и людьми разных профессий [2].
Математическая подготовка обладает большим потенциалом в становлении субъектной позиции курсанта военизированного образовательного учреждения. Курсанты учатся анализировать свои возможности и проявлять инициативу, креативно мыслить и принимать оптимальные решения в повседневной жизни и в нестандартных ситуациях.
В Восточно-Сибирском институте МВД России математической подготовке курсантов уделяется немного времени: по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» изучается одна тема дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (6 часов), а также дисциплина «Правовая статистика» (30 часов), по специальности «Судебная экспертиза» – дисциплина «Математика и информатика» (раздел «Математика» – 64 часа). Целями математической подготовки курсантов юридических факультетов нашего института являются:
1) интеллектуальное развитие, развитие основных приёмов мышления, формирование познавательных способностей и исследовательских умений;
2) математическое мышление в приобретении алгоритмического, оптимизационного и других видов современных навыков;
3) формирование математической культуры.
Последнее предполагает ясное понимание курсантами необходимости изучения математики в общей подготовке будущих специалистов юридического профиля, выработку чёткого представления о роли и месте математики на современном этапе развития цивилизации. На занятиях курсанты оперируют абстрактными объектами, используют математические понятия и символы для правовых взаимоотношений, что, несомненно, развивает умение логически мыслить.
Но преподавание некоторых разделов математики на гуманитарных специальностях – особая специфическая работа. Преподавание необходимо вести на абстрактном языке математики, поэтому здесь возникает немало серьёзных проблем и трудностей.
Одной из основных проблем является не всегда чёткое представление преподавателей математики психолого-педагогических особенностей курсантов-гуманитариев. У курсантов часто возникают трудности при работе с математическими понятиями и формулировками. Известно, что в силу образности и живости своего мышления они эмоционально относятся к событиям. Поэтому преподавателю следует отказаться от традиционного изложения материала, когда сначала излагаются теоретические основы, а после этого решаются задачи. Необходимо использовать другой метод. Преподаватель должен показать, как с помощью элементарных рассуждений можно решать реальные задачи. Затем нужно объяснить, как с помощью математики можно преодолеть возникающие трудности при переходе к более сложным задачам.
Другая проблема – это отрицательное отношение к математике. Первокурсники заранее охвачены страхом поражения и антимотивированы к обучению математике. Никакие разговоры о роли и месте математики не способны разбудить их интерес. Обучение курсантов, находящихся в условиях ожидания неуспеха и психологического напряжения, малоэффективно, поэтому первая задача преподавателя – снять это напряжение. Чтобы преодолеть его, необходимо создавать ситуацию успеха и положительный эмоциональный фон взаимодействия преподавателя и курсанта. От уровня заинтересованности часто зависит характер внимания курсанта на занятии, степень его утомляемости и возбуждённости, активность и творческий подъём. Необходимо заинтересовать курсантов математической наукой и показать, что здесь важным является не механическое выполнение расчётов, а процесс доказательства, т.е. умение составить цепочку логических утверждений.
Существенную часть первоначального этапа математической подготовки курсантов необходимо потратить на накопление у них некоторой математической интуиции, демонстрацию «вездесущности» математики. Здесь мы говорим ещё об одной проблеме – многие курсанты юридического профиля считают, что математика совершенно не пригодится им в будущей профессиональной деятельности. И всё-таки современному юристу и следователю не обойтись без математики.
В предисловии к учебнику «Элементы высшей математики для юристов» авторы раскрывают необходимость изучения математики. Объём нормативно-правовой, криминологической, уголовно-статистической и иной информации в юридической науке увеличивается с каждым годом. Несомненно, что иногда разнообразные правовые явления и процессы становятся просто невозможными без использования математических средств и методов исследования. В настоящее время математическая подготовка всё в большей степени сопровождает юридическую науку. К сожалению, часто забывают, что юридическим наукам просто необходимо широкое применение математических средств и методов. Во-первых, юристы считают, что нормативно-правовые акты и связанные с ними явления и процессы очень сложные и носят социальный характер. Во-вторых, в своей ежедневной работе они сталкиваются не только с объективными, но и субъективными отношениями к происходящему, которые не всегда можно облечь в математическую форму положений и аксиом высшей и прикладной математики. В-третьих, не все явления правовой реальности можно систематизировать с помощью математики. Однако при всех достоинствах использования математических знаний в юридической науке нельзя преувеличивать её возможности. В настоящее время в содержание «математической юриспруденции» включаются разнообразные понятия и методы математики, некоторые понятия дифференциального и интегрального исчисления, теория множеств, теория вероятностей и математическая статистика, теория информации, теория игр, моделирование причин преступности, сетевые методы управления в сфере правопорядка и т.д. Другими словами, математика в области юридических наук – это наука о количественных и пространственных моделях, а также о теоретических информационных моделях в правовой действительности [4].
Математика развивает в человеке логическое мышление, а это необходимо юристу и следователю, так как юристы в своей работе постоянно используют специальные логические приёмы и методы – определения и классификации, аргументации и опровержения. Эти методы помогают юристам вести следствие в правильном направлении, чётко планировать оперативные действия и расследовать совершённое преступление. Главный показатель уровня логической культуры юриста – это умение использовать эти приёмы и другие логические средства, в том числе индуктивный и дедуктивный методы. Для того чтобы научить курсанта креативно мыслить, строить цепочки логичных рассуждений и доказательств, следует больше внимания уделять математической логике. Такие умения весьма важны для профессии юриста и следователя.
В своей практической деятельности и юрист, и следователь часто имеет дело с разнообразными ситуациями. Каждый профессионал должен уметь не только проанализировать сложившуюся обстановку, но и адекватно её оценить и сделать правильные выводы. При изучении разнообразных социальных явлений и процессов юристы давно эффективно используют такие области математики, как теория вероятностей, математическая статистика, математическая логика, теория информации, исследование операций, теория графов, теория игр, линейное и динамическое программирование.
Профессиональная направленность при обучении математике реализуется в использовании теоретических вопросов и практических задач, которые носят профессиональный характер. Это закладывается в текст задачи или выражается с помощью рисунка, чертежа, схемы и т.п. Задачи следует составлять на основе математических знаний и умений, связанных с профессиональными знаниями и умениями курсантов. Это всегда заинтересовывает курсантов и помогает убедить их в применении математических знаний в будущей профессиональной деятельности. Составляя ориентированные на связь с профессией задачи, следует уделять особое внимание формулировкам, так как условие задачи стимулирует познавательную деятельность курсантов. Профессионально направленные задачи формируют у курсантов умение отыскать в профессиональной ситуации математическое понятие и использовать его в новой ситуации. Поэтому задачи с профессиональной направленностью следует составлять таким образом, чтобы курсанты могли применить усвоенные теоретические положения к решению практических задач. Они должны быть направлены на развитие пространственного воображения, вычислительных навыков и графических умений курсантов. Решение таких задач на занятиях расширяет профессиональный кругозор курсантов, формирует умения и навыки при работе с измерительными приборами, таблицами и справочной литературой.
Преподавателю следует тщательно анализировать учебный материал занятия и определить, что нового курсант узнает, что следует ему повторить и чему научиться. При подготовке к занятию необходимо определить основные понятия и теоретические положения, которые раскрывают содержание темы занятия, а также объём материала, его связь с ранее изученным материалом, воспитательный потенциал и профессиональную значимость. Важно приводить примеры, касающиеся будущей профессии, давать подробные объяснения математических понятий, методов исследования, принципов построения математических моделей, которые помогут курсанту в дальнейшей работе. Если изучаемый материал профессионально значим, то следует установить его характер (обязательный или информативный) и вид связи с содержанием специальных предметов (предшествующий, сопутствующий или перспективный). Затем нужно подобрать соответствующие целям занятия задачи, определить их место в структуре занятия, установить время и разработать приёмы работы с ними. Решение задач профессионального характера на занятиях представляет прикладной характер математики. Это не только формирует интерес к математике как к науке, но и делает её профессионально значимой дисциплиной. Курсанты понимают, что математическая подготовка необходима для профессионального становления [2].
Все вышеперечисленные проблемы и трудности требуют от преподавателя использования креативной образовательной технологии. Также стоит максимально учитывать психолого-возрастные особенности курсантов, их гуманитарный склад ума и недостаточный уровень математической подготовки. Не следует навязывать им формально-логическое изложение материала, заменять классические доказательства рассуждениями наглядного или описательного характера.
Таким образом, потенциал математической подготовки в становлении субъектной позиции курсанта трудно переоценить. Поэтому важной составляющей фундаментальной подготовки курсанта образовательной организации МВД России может и должно стать математическое образование. Ведь математика – это часть современной культуры, основа научно-технического прогресса и немаловажный элемент формирования личности с субъектной позицией.
Библиографическая ссылка
Ровина Е.Е. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИЕЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 1. – С. 52-55;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1740 (дата обращения: 22.11.2024).