В настоящее время всеми странами уделяется большое внимание воспитанию всесторонне развитого поколения в духе верности родине, уважения к национальным ценностям и традициям, созданию всех условий для получения молодежью глубоких знаний и освоения профессий, чтобы они могли стать высококвалифицированными специалистами, которые возьмут на себя ответственность за будущее страны.
В этой связи особую остроту приобретает вопрос приобщения молодого поколения к современным знаниям, информационным и коммуникационным технологиям, в том числе к ресурсам всемирной сети Интернет, материалам постоянно действующих форумов, а также современной литературе.
Теоретический материал, осваиваемый студентами с помощью лектора в высших учебных заведениях, не всегда охватывает все аспекты нововведений науки и техники, поскольку информация имеет «свойство стареть». Быстрое «старение информации» является следствием современных рыночных условий, где быстро заменяются устаревшие технологии новыми. Затем следует обновление научно-технической базы, сопровождающей данную технологию [1].
Своевременное реагирование на изменения внешней среды мирового рынка товаров услуг, ноу-хау, появление экспериментальных технологий могущих принципиальным образом изменить существующего порядка учебно-производственного плана требует некоторого времени, в среднесрочной перспективе – от одного года и более. А написание учебников, отвечающих новым современным требованиям, займет еще несколько лет. Для разрешения данной проблемы следует кооперировать деятельность преподавателя и студента по поиску нужной – актуальной информации. Здесь необходимо акцентировать внимание на самостоятельной работе студента, поскольку он в перспективе неизбежно столкнется со всеми отмеченными выше вопросами.
Отслеживание появления современной литературы, информации во всемирной сети Интернет, материалов научных и практических конференций, посещение выставок организованных общепризнанными мировыми производителями, с оформлением соответствующего документа и ознакомление его содержание с соответствующей аудиторией поможет несколько снизить остроту данного вопроса.
Наряду с этим наличие своевременно написанного и надлежащим образом написанного документа поможет не только оперативно реагировать на появление некоторого рода информации, но и ее зафиксировать, создавать базу данных, пополнять информационных ресурсов. А главное, принять необходимые меры по ликвидации отставании, как в теоретическом, так и в практическом плане, в том числе написание современных учебников, изменение учебной программы, составление хозяйственных договоров с производственно-хозяйственными структурами страны и т.д.
Кроме того, данный подход подтолкнет преподавателя и студента к поиску «современной информации». Заставит их постоянно обращаться к всемирной сети Интернет, что означает доступ к огромному ресурсу информации, включая патентную и научно-техническую и другую.
При решении задач, поставленных перед студентами, с применением нового технологического оборудования и перспективных технологий, целесообразно использовать все возможные источники, которые бы позволили собрать наиболее полезную информацию по вопросам решаемых задач. Следовательно, данное обстоятельство поставить перед необходимостью преподавателя постоянно повышать свою квалификацию, обновлять теоретической базы, отслеживая появление новой информации по изучаемой сфере.
Кроме того, преподаватель, после сбора и анализа собранной информации, совместно со студентами сможет сформировать перечень актуальных вопросов для совместной работы.
В настоящее время таким документом представляется реферативная форма раскрытия выбранной темы, которую и в последующем можно использовать по необходимости.
В настоящее время самым простым и дешевым способом решения отмеченного выше вопроса представляется реферативная форма исследования проблемной ситуации.
Следует отметить, что реферированную информацию можно использовать для написания книги, создания базы данных и т.д. Поскольку реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения, научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада, написанный по определённым источникам.
Самостоятельный поиск «свежей информации» для освещения выбранной темы поможет развивать у преподавателя и студента навыки: анализа проблемной ситуации; осознание проблемной ситуации; видение путей преодоления проблемной ситуации; сформирование необходимых условий разрешения проблемной ситуации; принятия правильного решения.
Выступления студентов с докладами и рефератами приучают их к четкой формулировке мыслей, повышают творческий уровень занятий и конференций, помогают закрепить и углубить знания по определенным аспектам [2].
Кроме всего прочего, данный процесс является творческой работой и преподавателя и студента и всех заинтересованных лиц в определенной сфере, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное, независимое исследование и своевременное освещение определенной проблемы.
Другим важным аспектом получения современной информации является широкое применение литературы и информационных источников на различных мировых языках, в том числе на английском языке [3].
В подавляющем большинстве высших образовательных учреждений широко применяются литература и информационные источники на различных мировых языках, в том числе на английском языке.
Однако действующая система организации преподавания английского языка требует совершенства по мировым стандартам, и следовательно, учебные программы и учебники также требуют их доводки до упомянутого выше уровня, особенно в части использования передовых информационных и медиатехнологий.
Дальнейшее совершенствование организации непрерывности изучения английского языка, а также работа по повышению квалификации преподавателей и их обеспечения современными учебно-методическими материалами позволит ознакомить преподавателей с циркулирующими в мировой информационной среде ресурсами. Тем самым приобщая их к самым «современным информационным каналам» [4].
Один из путей разрешения данной проблемы является приобщение и преподавателя и студента к изучению английского языка. Знание иностранного языка позволит им своевременно получать нужную информацию, отслеживать появление современной литературы, использовать в полной мере информационные ресурсы сети Интернет.
Кроме того, материалы научных и практических конференций, выставок организованные общепризнанными мировыми производителями, являющимися лидерами в вопросах внедрения достижений современной науки и техники, также в основном издаются на английском языке.
Знание английского языка поможет не только оперативно реагировать на появление «актуальной» информации, но и ее зафиксировать, создавать базу данных, пополнять информационные ресурсы. А главное, своевременно принять необходимые меры по ликвидации отставания как в теоретическом, так и в практическом плане, в том числе в вопросах создания современных учебников, изменения учебной программы и т.д.
Наряду с этим, английский язык позволит самостоятельно без участия переводчика и дополнительной литературы – словарей, справочников своевременно обработать полученную информации. А своевременно полученная информация позволить экономить значительные финансовые ресурсы. Поскольку она в определенной мере снижает появление проблемной ситуации и помогает принять правильное решение [5].
В целом объединение в одну систему вышеизложенной формы оформления документа и знание английского языка позволит сэкономить значительные ресурсы, ликвидировать информационный голод, гибко реагировать к изменению внешней среды, а также постоянно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава и развивать навыков самостоятельной работы заинтересованных сторон.
Кроме того данная система позволит совершенствовать систему высшего образования. Привлечение в учебный процесс специалистов, свободно владеющих английским языком, наряду с внедрением современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, создаст условия и возможности для широкого доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам.
Библиографическая ссылка
Нарзуллаев К.С. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ГИБКОЙ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 307-309;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1728 (дата обращения: 21.11.2024).