В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Определяются они стремлением к переходу на позиции личностно-ориентированной педагогики. Это становится возможным лишь при условии реализации вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Поэтому и возникает большой интерес к данной теме, теме внедрения и применения инновационных технологий в процессе образования в современных школах и получения высоких результатов от их использования.
В словаре С.И. Ожегова приводится такое определение: «новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [8:435].
В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» «инновация» – это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [9].
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1]. А значит, инновация – это, с одной стороны, процесс реализации, а с другой – это деятельность по внедрению нового в определенную социальную деятельность.
В своем исследовании Е.Е. Кучко приводит классификацию инноваций, которые можно разделить по ряду признаков и выделить определенные подразделы в каждой из них [4:61].
Исходя из вышеприведенной классификации мы видим разнообразие инноваций, применяемых в различных отраслях науки и техники, в том числе и в образовании. Наряду с понятием «инновация» существует и понятие «инновационная технология». Рассмотрим его понятийную характеристику.
В учебном пособии, подготовленном в полном соответствии с требованиями приказа Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 697 «Об утверждении кандидатских экзаменов» к кандидатскому экзамену по философии науки и техники для технических специальностей, рассчитанному на студентов – магистров, аспирантов и соискателей, а также на широкий круг читателей: ученых, преподавателей и инженеров, дается определение «инновационных технологий». Инновационная технология – это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.
Различают следующие виды инновационных технологий: внедрение; тренинг (тренировка); консалтинг (консультирование); трансферт (передача); аудит [12].
Для соблюдения таких пропорций в достижении целей и необходимо применение инновационных технологий. Вот как трактует понятие «инновационная технология» Е.Е. Кучко: «инновационная технология – совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов» [5].
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что новое и инновация – это два разных понятия, взаимозаменять которые нельзя. Необходимо также отметить, что в научно-методической литературе и исследованиях ученых раскрываются такие понятия, как «инновационная педагогика», «педагогическая инновация», «инновационное образование», «инновационные технологии в образовании». К усвоению и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс привлекаются не один человек и даже не группа людей, занятых в одной сфере, данный процесс охватывает многие группы населения, задействованные в различных направлениях.
Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов 20 века. Именно в это время в педагогике встает проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение. Это стало предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – введение нового в педагогическую деятельность, изменения в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания, целью которых является повышение эффективности совместной деятельности учителя и учащегося [2:61].
Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития) [6].
В настоящее время большое внимание уделяется способности учеников находить необходимую информацию, обрабатывать ее и делать определенные выводы. В то же время приобретаются навыки социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей [3]. В результате изменений целей и задач, ставящихся перед школами, встает необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе.
Инновационные технологии в образовании представляются комплексом из трех элементов:
1. Содержание, которое передается ученикам. Оно направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Это содержание должно быть хорошо структурировано, наглядно представлено в форме мультимедиа и передаваться посредством современных коммуникаций.
2. Метод обучения, который должен быть направлен на активное привлечение учащихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей.
3. Средства обучения, включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.
К основным целям современных образовательных технологий можно отнести:
– формирование у учащихся фундаментальных знаний, которые позволят им в дальнейшем получать новые знание, работать и переучиваться;
– формирование креативного типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления.
Итак, становится понятным, что применение инновационных методов в образовательном процессе необходимо. Но в таком случае возникают вопросы: какими должны быть эти технологии и кто их должен воплощать?
Конечно, ответ на второй вопрос напрашивается сам собой. Людьми, внедряющими инновации в образование, должны стать учителя. Но как люди, не получившие такого образования, которое требуют современные условия, могут привнести в образовательный процесс что-то новое? Значит, необходимо первоначально проводить переобучение преподавателей. В современной школе, на наш взгляд, весь педагогический состав должен проходить переподготовку или проходить всевозможные курсы, позволяющие знакомиться с новыми веяниями. В настоящее время среди учителей проводится множество конкурсов на местном, региональном и всероссийском уровнях, стимулирующих их к внедрению инновационных методов в образование. В телекоммуникационных сетях проводятся различные семинары. В глобальной сети Интернет существует множество информации, позволяющей также внедрять новшества на уроках.
В педагогической деятельности современных школ имеется большой арсенал инновационных технологий. Возможность их использования в образовательном процессе зависит от готовности учителей воспринять изменения и, конечно, от технической обеспеченности образовательных учреждений. Во многих российских школах классы обеспечены интерактивными досками и мультимедийными установками, место учителя оборудовано персональным компьютером или ноутбуком с выходом в сеть Интернет.
Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и интерактивные формы. Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо-зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:
– уроки-экскурсии;
– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;
– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;
– просмотр фильмов и видеороликов;
– решение различных вопросов посредством игр, таких как «мозговой штурм» или «дерево решений»;
– групповые задания.
В результате этого у обучающихся формируются способности к получению нового материала, его анализу; они учатся делать выводы из прочитанного, обобщать и систематизировать полученные данные, обсуждать и дискутировать. Безусловно, применение инновационных методов в образовательном процессе уже становится необходимостью. Традиционные методы уступают место новым, ведь инновации позволяют формировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение.
Но указанный переход от традиций к инновациям должен носить не спонтанный характер. Все изменения должны быть тщательно спроектированы, причем по нескольким направлениям: психолого-педагогическому, социально-педагогическому и непосредственно педагогическому.
Таким образом, инновационные технологии находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Течение времени и изменение уклада жизни диктует необходимость внедрения новшеств. Введение любой инновации носит не спонтанный характер, это планируемый, тщательно анализируемый процесс.
Нами выше упоминалось многообразие инновационных технологий, применяемых в образовательном процессе. Рассмотрим их более конкретно.
Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:
1. Общие технологии:
– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;
– дидактические;
– здоровьесберегающие.
2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:
– личностно-ориентированные;
– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;
– мониторинг интеллектуального развития;
– воспитательные;
– технология перспективно-опережающего обучения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.
К преимуществам ИКТ относится: наглядность преподаваемого материала, творческий стиль работы, беспрепятственный доступ к любому источнику информации на различные темы, оперативность в обновлении сведений.
Ученики посредством использования ИКТ принимают участие в онлайн-олимпиадах различных уровней вплоть до международных, готовят проекты по различным предметам.
Основным положительным моментом использования на уроках ИКТ считается возможность восприятия доносимой информации посредством аудиовизуализации.
Применение данных технологий в деятельности учителя позволяет сократить время, затрачиваемое на обработку данных и подготовку к урокам.
Однако, при использовании ИКТ на уроках учитель не должен забывать, что используемые технические средства не заменяют его как педагога, а только позволяют более ярко и наглядно преподнести необходимый материал.
Информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования. Применение данной технологии позволяет проследить развитие во времени ребенка, класса, группы параллельных классов, школы в целом. Данный метод стал неотъемлемой частью процессов контроля усвоения предметов обучающимися, контроля работы отдельных учителей. Более эффективно данная технология работает совместно с применением ИКТ. Ярким примером является введение в действие электронных дневников и электронных журналов в системе «Сетевой город», где можно отследить достижения отдельного ученика и школы в целом в их динамике.
Своевременное изучение руководством школы всех получаемых таким образом данных позволяет быстро реагировать на отрицательные тенденции и, как следствие, повышать посредством грамотных управленческих решений качество образования.
К дидактическим технологиям относятся: игры; групповые задания; подготовка проектов; самостоятельная работа с учебником.
Метод игр позволяет заинтересовать учеников, завлечь. А в результате получить необходимые знания, усвоить информацию. Очень актуально его применение среди обучающихся младшей школы.
Групповые задания способствуют развитию у детей умения вести диалоги, принимать во внимание несколько вариантов решения задач, посредством дискуссии приходить к единому мнению.
При подготовке проектов формируется огромная база навыков и умений, которые необходимо будет принимать и во внешкольной жизни. Для создания работы учащимся необходимо найти источники информации, изучить их, систематизировать полученные данные и реализовать в сжатой форме. При этом подготовка проекта требует и творческого подхода. Выполненная работа сопровождается фото- или видеоматериалами, созданными непосредственно учеником.
В настоящее время большое значение придается здоровьесберегающим технологиям в образовании. Это системный подход к процессу обучения, направленный на поддержание благоприятного психологического климата и пропаганду здорового образа жизни.
Одним из важнейших аспектов эффективного образования является комфортная, благожелательная обстановка во время занятий. К психологически устойчивому функционированию стремятся абсолютно все педагоги. Ведь это помогает снизить барьер между учителем и учеником, а значит, и раскрыть творческие способности каждого учащегося. Уместный юмор, небольшие отступления, тактичное исправление ошибок, стимулирование к мыслительной деятельности – вот приемы, использование которых позволит учителю достичь комфортной психологической обстановки в классе.
Охрана здоровья детей включает в себя несколько направлений. Во-первых, это создание необходимых гигиенических и психологических аспектов. Во-вторых, это пропаганда здорового образа жизни. И в-третьих, профилактика различных заболевай.
Личностно-ориентированные технологии. В самом их названии уже заложен смысл. Эти технологии направлены конкретно на определенного ученика, развитие его способностей. При таком обучении учащийся рассматривается как отдельный субъект и его цели и потребности выдвигаются на первый план.
При применении данных инноваций педагогом используются методы разноуровневого, модульного обучения, «коллективного взаимообучения».
Применение личностно-ориентированных технологий обучения затруднено в общеобразовательных школах в связи с большим количеством учеников в одном классе. Очень распространено использование данных технологий в специальных коррекционных учреждениях, что связано с малым числом учащихся в классах. Кроме того, зачастую у детей такого вида образовательных учреждений встречается не одно отклонение, что влечет за собой крайнюю необходимость применения личностно-ориентированного подхода к обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий. Данный принцип подразумевает научно-педагогическое обоснование внедрения в образовательный процесс тех или иных инноваций. Введение их в действие сначала обсуждается на педагогических советах. Помимо этого, можно консультироваться со специалистами в этой области и работниками, уже использующими такие инновации, изучать зарубежный опыт их применения.
Мониторинг интеллектуального развития. Введение данной технологии позволяет анализировать и диагностировать степень усвоения учебного материала каждым учащимся при помощи тестирования. По их результатам строится график динамики успеваемости. Это наглядное представление помогает учителю выявить проблемные темы для каждого ученика, а затем применить к каждому личностно-ориентированные технологии.
Новые образовательные стандарты (далее – стандарты) ввели новую систему оценочной деятельности. Объясняется это тем, что все личные достижения как учеников, так и учителей должны быть где-то отображены. Введение такой оценочной системы позволяет мотивировать к саморазвитию, постановке и достижению целей, развивать самооценку и ответственность.
В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе [11:11]. Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.
Никакой образовательный процесс не отделим от применения воспитательных технологий. Это ключевой механизм формирования ученика. Воспитание является основополагающим фактором в современных условиях образования. Реализуется за счет вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности. Это может быть проведение культурно-массовых мероприятий: организация и проведение праздников, встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев и театров. Реализовать себя, получить отличное от школьного образование и воспитание учащиеся также могут в различных центрах дополнительного образования. Работа в кружках и секциях позволяет раскрыть талант и способности, творческое начало у ребенка. Необходимо только дать ему свободу выбора и возможность заменить одно занятие другим, если это будет необходимо.
Воспитательные моменты носят и занятия на уроках. Каждый предмет в той или иной степени формирует личность учащегося, дисциплинирует его, делает лучше. Деятельность современных школ направлена на развитие чувства патриотизма у учеников. Большое внимание этому вопросу уделяется в особенности на классных часах.
Основными положениями технологии перспективно-опережающего обучения является межличностный подход, нацеленность на успех как главный фактор личности ученика, предупреждение ошибок, а не работа над допущенными, доступность заданий для всех, передача знаний от знающего незнающему.
Педагог-новатор С.Н. Лысенкова открыла такой феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторого материала, надо опережать его введение в учебную программу [7:74]. При применении данной технологии сложные вопросы начинают затрагиваться заранее во взаимосвязи с изучаемой темой. Перспективная тема дается в небольших объемах, медленно раскрывается со всеми необходимыми логическими переходами.
Итак, общие инновационные технологии включают в себя целый арсенал методов. В большинстве своем они основываются на применении достижений науки и техники. В основе их использования лежат принципы технологизации и информатизации процесса обучения. Неотъемлемой целью является развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса и вариативности мышления.
Инновационные педагогические технологии зачастую несут в себе личностный подход. Обосновывается это тем, что к современной системе образования предъявляются новые требования, перед школами стоит задача воспитать индивидуума. Поэтому любая технология ориентирована на развитие личности, ее творческого потенциала. Для применения таких технологий педагог должен быть высоквалифицированным. Важными задачами края и региона являются: подготовка квалифицированных кадров, способных к творческой и инновационной деятельности [13]. Каждый учитель в современной школе должен быть в душе небольшим, но психологом, чтобы уметь общаться с каждым учеником в отдельности, находить индивидуальный подход к каждому. В помощь педагогам с этой целью создается большое количество литературы, которая ориентирует их, помогает справляться со сложными ситуациями.
И конечно, проанализировав все многообразие инновационных технологий в образовательном процессе, можно утверждать, что внедрение одной технологии влечет за собой появление и освоение множества других. При практическом применении необходимо совмещать несколько методов, тогда обучение будет более ярким, насыщенным и легко воспринимаемым.
Введение в действие образовательных стандартов повлекло за собой колоссальные изменения в образовании. Названия предметов были изменены, подверглись корректировке цели и задачи обучения. И как следствие, стало необходимостью внедрение инновационных технологий в процесс образования. Ярким примером всех произошедших изменений стал предмет «Окружающий мир» в начальной школе.
Рассмотрим его преподавание на примере школ Красноярского края и рабочей программы по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой. Целями данного курса ставятся [10:202]: формирование у ребенка целостной картины мира и положения в нем человека; духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося в условиях многокультурной и многоконфессиональной страны.
Спецификой предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. При его изучении закладываются первоначальные знания об истории, о природе и мире. Именно здесь и применяется подход к образованию, изученный С.Н. Лысенковой. Интеграция естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний в рамках одного предмета позволяет успешно решить несколько задач одновременно: дать экологическое образование и воспитание; сформировать у детей систему позитивных национальных ценностей, взаимное уважение, патриотизм, опирающийся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
При изучении предмета «Окружающий мир» закрепляются навыки, полученные детьми на других уроках, таких как чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, музыка, технология. Что в конечном итоге способствует развитию у детей рационально-научного мышления.
Программа носит культурологический уклон, что позволяет говорить о воспитательном характере изучаемого предмета.
В соответствии с материалом по «Окружающему миру» выстраивается внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей, в группах. Поэтому в конце каждого раздела предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой.
Учебный материал структурирован так, что позволяет год от года выявлять отдельные аспекты в каждой из тем, составляющих содержание курса. Так постепенно с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляются и расширяются получаемые ранее знания. И это опять возвращает нас к применению технологии перспективно-опережающего обучения.
Содержание курса направлено на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Сама структура учебников и рабочих тетрадей предполагает использование инновационных технологий в образовании.
В учебных пособиях 1–4 классов системно созданы ситуации, когда необходимо применение иных источников информации. Без их использования дальнейшее изучение и освоение предмета будет невозможно. Реализуется данный подход несколькими способами:
1. В учебнике непосредственно указываются словари, хрестоматии, произведения или энциклопедии, в которых содержится необходимая информация.
2. Задание предполагает поиск ответа с использованием ресурсов Интернет.
Тексты учебников построены с учетом возможности оценки достижений. Они содержат задания на самопроверку и взаимопроверку, которая предполагает работу в парах; завуалированы требования к внимательному прочтению текста.
Рабочие тетради изобилуют количеством творческих заданий, носящих в основном художественную направленность. Что уже говорит о личностно-ориентированном подходе к обучению. Посредством выполнения таких упражнений учитель получает возможность выделить детей, склонных к рисованию. Обязательным условием в этом случае является самостоятельное выполнение работ ребенком.
Структура учебной программы «Окружающий мир» предполагает применение игровых технологий на уроках, где ученик выступает не только в качестве обучающегося, но и в качестве обучающего или организатора учебной деятельности. В образовательном процессе используются такие методы, как наблюдения, практические работы, в том числе и исследовательского характера, творческие занятия, диалоги и дискуссии.
При изучении определенных тем проводятся различные экскурсии: в парк, по городу, в библиотеку, в краеведческий музей. Каждая экскурсия носит свой информативный характер. В парке делается упор на изучение разнообразия живой природы, видов деревьев и кустарников, птиц и насекомых. В библиотеке усваиваются нормы поведения в публичных местах. В краеведческом музее ребята знакомятся с историей своего региона и города, его культурным наследием.
Проектные работы тоже имеют место быть. Они могут выполняться как индивидуально, так и группой учеников. Презентация и защита проходит на уроках с использованием ИКТ. Современное оснащение классов позволяет осуществлять демонстрацию материалов работы, находящихся на электронных носителях.
Многие темы курса «Окружающий мир» носят здоровьесберегающий характер. Они мотивируют учеников к созданию расписания дня, обязательным физическим упражнениям, пропагандируют здоровый образ жизни, носят рекомендательный характер в области профилактики различных заболеваний.
Учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир» имеет в своем составе диски. Использование их на уроках позволяет в более доступной и наглядной форме преподнести изучаемый материал. После изучения каждой темы проводится проверочная работа в виде тестов, целью которой является выявление уровня и качества усвоенных знаний.
Изучив работу учителя и учеников на уроках «Окружающий мир» в начальных классах, можно с уверенностью говорить о заметном прогрессе в деятельности педагогов с точки зрения применения различных инновационных технологий. Сама программа предмета построена так, что участники образовательного процесса ощущают необходимость в применении новых форм и методов преподавания. На рассмотренных уроках преподавателем применяются следующие инновационные технологии: личностно-ориентированный подход; воспитательная; здоровьесберегающие; технология перспективно-опережающего развития; дидактические (игры, работа в группах, подготовка проектов); мониторинг интеллектуального развития; применение ИКТ.
Таблица 1
Классификация инноваций по Е.Е. Кучко
Критерий |
Типы инноваций |
По степени новизны |
– радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; – улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; – модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства |
По объекту применения |
– продуктовые. Они ориентированы на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; – технологические нацелены на создание и применение новой технологии; – процессные ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на внешнем уровне; – комплексные представляют собой различные сочетание вышеперечисленных инноваций |
По масштабам применения |
– отраслевые; – межотраслевые; – региональные; – в рамках организации |
По причинам возникновения |
– реактивные (адаптивные) инновации являются реакцией организации на резко изменяющиеся внешние условия, они носят спонтанный характер; – стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит запланированный характер (направлены на повышение конкурентоспособности товаров или услуг) |
По области применения |
экономическая; социальная; экологическая; технологическая; организационно-управленческая; информационная; маркетинговая |
По уровню воздействия на экономику |
– базовые основываются на научных открытиях, изобретении новых техник и технологий; – улучшающие; – псевдоинновации (данный вид наиболее распространен, к сожалению. При внедрении таковых происходит наиболее эффективное применение двух вышеуказанных инноваций, при этом расширяется рынок сбыта и сфера применения инноваций. Но как таковые они на самом деле отсутствуют) |
По уровню воздействия на процесс производства |
– замещающие предназначены для применения взамен других инноваций; – расширяющие предполагают применение инноваций, хорошо зарекомендовавших себя в одной сфере деятельности, в других сферах; – улучшающие служат для повышения качества выполняемых работ, услуг |
По характеру удовлетворяемых потребностей |
– инновации, создающие новые потребности; – инновации, удовлетворяющие существующие потребности новым способом; – инновации, более эффективно удовлетворяющие существующие потребности |
Таблица 2
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной моделей обучения
Критерий |
Традиционная форма обучения |
Инновационная форма обучения |
Цель |
Усвоение установленного программой материала |
Научить учиться (поиск, обработка и анализ данных) |
Место учителя |
Учитель – источник знаний |
Учитель – консультант |
Формы предоставления знаний |
Готовая информация с преобладанием вербальных и текстовых форм |
Самостоятельная работа, игровые формы, наглядное представление |
Использование знаний |
Типовые задания |
Применение полученных знаний в реальных условиях |
Преобладающая форма учебной деятельности |
Фронтальная и индивидуальная |
Коллективная или/и групповая учебная работа |
На примере анализа работы образовательных организаций мы видим колоссальную разницу между привычной (традиционной) и инновационной технологиями обучения (табл. 2).
Из анализа данных таблицы видно, что все основные характеристики образовательного процесса при применении инновационного подхода к процессу обучения претерпели изменения. В настоящее время акценты сместились с личности учителя на личности обучающихся, а главной целью образовательного процесса является воспитание разнонаправленной личности, способной адаптироваться к изменениям внешнего мира.
Ознакомившись с методами преподавания в школах Красноярского края, можно говорить о том, что время не стоит на месте, в том числе и процесс образования. Новое время диктует новые правила, новые образовательные программы способствуют внедрению инновационных технологий в школьную жизнь. Современное образование не стоит на месте, оно движется вперед и должно шагать в ногу со временем, чтобы в полной мере удовлетворять возникающие потребности человечества.
Процесс обучения кардинально меняется и переносит свои приоритеты: теперь перед педагогом стоит задача не научить, а создать такую среду для учащихся, в которой будет осуществлена возможность самостоятельного изучения предметов, раскрытия творческого потенциала. Информационно-коммуникационные технологии уже стали неотъемлемой частью каждого урока, а учитель – это высоквалифицированный работник, применяющий в своей деятельности достижения современной науки и техники.
В ходе данной работы мы рассмотрели и проанализировали понятие «инновация», которое рассматривается не только как предмет, что-то новое, но и процесс. Процесс внедрения в жизнь, а в нашем случае в образовательный процесс, чего-то нового.
Инновационные образовательные технологии разнообразны и многочисленны. Мы постарались охарактеризовать в данной работе наиболее часто используемые. Среди них: применение ИКТ, игровые техники, метод портфолио, личностно-ориентированные, информационное сопровождение процесса обучения, воспитательные и здоровьесберегающие технологии и другие. На что хотелось бы обратить особое внимание: разработка многих методов обучения начата уже давно (в основном в 90-х годах ХХ века), но только сейчас они находят широкое применение. К таковым можно отнести, например, технологию перспективно-опережающего обучения.
Основной целью образования в настоящее время является формирование личности, быстро ориентирующейся и подстраивающейся под изменения окружающего мира. При решении одной из задач нами был представлен педагогический опыт применения инновационных образовательных технологий на примере предмета «Окружающий мир». Существующий опыт учителей в применении инновационных технологий в образовательном процессе показывает, что этого невозможно достичь, применяя лишь традиционные методы обучения в школах. Использование на уроках новых форм преподавания позволяет решить ряд проблем: формировать у учеников активную гражданскую позицию; изменить характер взаимодействия субъектов образовательного процесса (ученик и учитель рассматриваются как сотрудники); повысить мотивационную составляющую учащихся.
Необходимость инновационных технологий бесспорна. Уроки с их применением становятся более интересными и яркими. Учащиеся заинтересованы в достижении определенных результатов обучения, что в итоге позволяет повышать качество образования.
Библиографическая ссылка
Колесникова Т.А., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 261-269;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1722 (дата обращения: 21.11.2024).