Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Дудуляк В.В. 1 Сергеева Б.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье анализируются педагогические условия успешности процесса воспитания толерантности младших школьников к детям с образовательными особыми потребностями. Системообразующим условием исследуемого качества процесса является компетентность педагога в сфере воспитания толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями. Также описывается следующее условие «превращения» родителей в союзников педагога в процессе воспитания толерантности, что выражается в коррекции их позиции по отношению к факту совместности бытия и жизнедеятельности детей обеих категорий в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение педагогом совместного пребывания нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с особыми образовательными потребностями в одном коллективе. Рассматривается включение в воспитательный процесс системы занятий по воспитанию толерантности к людям с особыми образовательными потребностями и приобретению опыта толерантного поведения.
условия
воспитание толерантности
особые образовательные потребности
младшие школьники
1. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 1. – 221 с.
2. Григорьева Г.Ф. Дети должны учиться вместе // Национальные проекты. – 2009. – № 12. – 70 с.
3. Дудуляк В.В., Сергеева Б.В. Теоретические основы воспитания толерантности младших школьников с особыми образовательными потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 38. – С. 198–204. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771321.htm.
4. Ильина О.М. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2014. – № 1 (65). – 194 с.
5. Князева В.В. Педагогика: учебник. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
6. Михальченко К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. – 2013. – № 5. – 77 с.
7. Семина А.Б. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания // Директор школы. – 2016. – №3. – 68 с.
8. Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями во внеурочной деятельности / Н.А. Плаксина // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 252–256.
9. Плаксина Н.А. Роль семьи в воспитании толерантности младшего школьника к сверстнику с особыми образовательными потребностями / Н.А. Плаксина // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. – 2014. – № 7(34). – С. 46–49. – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1419948442.
10. Сергеева Б.В. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы. Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8, № 1–1.

Современная педагогическая наука отыскивает ответы на вопросы о том, как для общего обучения школьников с особыми образовательными потребностями и сносно развивающихся сверстников устроить действующие условия. Поиск свежих решений проиллюстрирован этими примерами как переход от особых коррекционных учреждений для лиц с особенными образовательными необходимостями к совместному обучению и интеграции этих ребят в глобальное учебное заведение. Как отмечает Н.Н. Малофеев, подлинная интеграция подразумевает создание уникальной модели образования, объединяющей, а не которая противопоставляет, две системы – глобального и особого образования [2]. В наше время обширное распространение и возникновение сего термина возможно расценивать как оригинальный ответ на вопрос о том, как следует двигаться к цели построения нового качества образования. По воззрению Л.Г. Логиновой, интеграция значит восполнение; воссоединение, процесс развития единства сквозь взаимопроникновение. Это означает согласие различных, то есть налаживание обоюдных контактов меж системами, а не растворение одного в другом, [7]. Мы предполагаем, говоря об инклюзивной среде, среду, в которой сделаны обстоятельства для комфортабельного присутствия ребенка с особенными образовательными необходимостями, при которых неплохо развивающиеся учащиеся и ученики с особенными необходимостями позитивно воздействуют обоюдно.

В собственных исследовательских работах H.H. Малофеев указывает, что к постепенному пониманию такого, что вселенная дает собой целое объединение людей, включающее и тех, кто нуждается в особенной помощи, в поддержке с их стороны, собственно совместная интеграция неплохо развивающихся ребят с ребятами с особенными образовательными необходимостями с ранних лет приводит [8].

Т.Г. Зубарева считает, собственно, что у неплохо развивающихся ребят в условиях общего изучения со сверстниками с особенными образовательными необходимостями развиваются эти свойства, как самостоятельность, толерантность и энергичность, улучшают учебную успеваемость [4].

Позитивную роль, по мнению Т.А. Батыгиной, временной формы интеграции для нравственного воспитания младших школьников [3].

М.А. Колокольцева одобряет эффективность инклюзивного образования для воспитания моральных отношений младших подростков [6]. Мы думаем, собственно, что образование толерантности считается одним из элементов нравственного воспитания.

Инклюзивное воспитание раскрывает свежие способности, так М.А. Колокольцева и Л.Н. Давыдова утверждают, собственно, что для нравственного воспитания младших школьников. Еще выделяют создатели препятствующее данному процессу возражение меж недостаточной разработанностью данных условий и необходимостью сотворения одобрительных психолого-педагогических причин, а еще меж способами и содержанием становления в процессе инклюзивного образования нравственного воспитания [8].

Таким образом, в общеобразовательной школе при разработке инклюзивной среды исполняется налаживание взаимодействия меж обучающимися, сквозь действенное общение сторон коллектив обретает единство, сквозь налаживание контактов меж ребятами. Таким образом, важным и основным условием для воспитания толерантности младших школьников к ребятам с особенными образовательными потребностями считается присутствие ребят обеих категорий в одном коллективе, их совместное образование и обучение. При данном совместном присутствии младших школьников в одном коллективе и его последующее объединение надлежит быть скооперировано воспитателем. Для становления детской общности, по воззрению И.С. Парфеновой, последующего объединения детского коллектива класса нужно: принимать участие в общешкольных делах и соревнованиях; накапливать классные традиции; работать с другими коллективами [5].

Мы остановимся подробнее на личности воспитателя. Н.Л. Селиванова считает что, собственно, для получения воспитательного итога и эффекта, преподаватель (или взрослый, его заменяющий) во всякой детской общности видимо или же незримо обязан существовать буквально [2]. С.О. Брызгалова, С.В. Алехина, М.А. Колокольцева, Т.Г. Зубарева, С.А. Алейникова, М.М. Маркова, Н.Н. Соловьев, В.И. Трофимова и др. считают, собственно, что считается компетентный профессионализм воспитателей одним из ведущих критериев производительности процесса нравственного воспитания младших школьников, к которому относится и образование толерантности. Вследствие этого мы считаем системообразующим условием, содействующим действенному воспитанию толерантности профессионализм воспитателя в сфере воспитания толерантности. Речь многообразна. В различных обстановках речь выступает во всевозможных формах. Это и монолог актера, и беседа приятелей, и жаркий лозунг оратора, и ответ учащегося у доски. Речь случается внутренней и наружной. Внутренняя речь – это речь протекающая, мысленная, но на языковом материале, но без отчётливых наружных проявлений. Это как бы беседа с самим собой. Она лишена чётких грамматических форм, обрывочна.

По мнению А.В. Демчук, Г.А. Степанова, мало сформированной толерантностью знатоков, работающих с предоставленной категорией ребят, для ребят с особенными образовательными необходимостями свойственна общественная дефицитность, которая утяжеляется, [1]. Толерантность воспитателя, указывают авторы, считается многоаспектным качеством и ориентируется его радостью и возможностью к интенсивной позиции в профессиональной работе по отношению к ребятам с особенными необходимостями, создаваемой на базе преодоления общественной дистанции об инвалидности, признания их универсальных прав и ведущих свобод, а еще доктрине, способа и практики в области педагогической работы с предоставленной категорией ребят [1]. Лишь только толерантный преподаватель способен воспитать толерантность у обучающихся. Для определения толерантности воспитателя обратимся к изучению А.В. Демчук, Г.А. Степановой о толерантности будущих учителей к ребятам с ограниченными вероятностями самочувствия. В диагностике толерантности создатели воспользовались уровневой систематизацией степени сформированности сего свойства, в итоге которой было сформированно 4 значения толерантности к ребятам с ограниченными вероятностями самочувствия: невысокая степень, степень ниже среднего, средняя степень и возвышенная степень. Лишь только возвышенное и среднее значения у воспитателей говорят о положительном и большей частью положительном отношении к ребятам с ограниченными вероятностями самочувствия и необходимой профессиональной готовности к работе с предоставленной категорией ребят [1]. На наш взор, как раз подобный преподаватель способен воспитать толерантность младших подростков к ребятам с особенными образовательными потребностями. Значения невысокое и ниже среднего имеются у воспитателей со слабо сформированной педагогической радостью и малоактивным убеждением по отношению к профессиональной работе, имеющих недостаточные познания о толерантности и плохое отношение к профессиональной подготовке. Работа по воспитанию толерантности младших школьников на наш взор, к ребятам с особенными образовательными потребностями у такового воспитателя станет малоэффективной. В предоставленном случае потребуется работа с воспитателем, нацеленная на расширение его познаний о толерантности, ребятах с особенными необходимостями, закономерностях процесса воспитания толерантности и улучшение возможности воспитателя к саморазвитию [1].

О.И. Гогицаева, В.К. Кочисов считают, собственно, что улучшение личности не имеет возможность проходить само по себе, надо целенаправленное воздействие на нее, которое обеспечивается при данных психолого-педагогических обстоятельствах сквозь адекватные технологии и способов и оглавление учебных предметов. Создатели считают, собственно, что успешными имеют все шансы быть дела воспитателя и воспитуемого, собственно, что главным в формировании личности считается работа и общение, в случае если один не станет забывать о выводах ученых-педагогов и специалистов по психологии [6]. Мы в собственную очередь считаем, собственно что оказывать это воздействие способен преподаватель, который компетентен в данном вопросе. Еще считаем важным внедрение работы и общения младших школьников для воспитания толерантности. Собственно образование толерантности основывается на познании воспитателем индивидуальностей ребят, коллектива, отношений меж учениками и их проявлений в поведении, определено исследователями М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой [1].

Воспитанием толерантности младших школьников действенно заниматься, на наш взгляд, профессиональный в предоставленном вопросе, способен преподаватель, то есть владеющий, в согласовании с профессиограммой, навыком работы и профессиональными познаниями. Ключевым показателем компетентности воспитателя в сфере воспитания толерантности к ребятам с особенными образовательными необходимостями, на наш взор, считается толерантность самого воспитателя, сформированность личных свойств, свойственных толерантному человеку [1]. По воззрению И.Д. Демаковой, для заслуги взаимопонимания с воспитуемыми преподаватель обязан быть чувственно проницательным и не закрытым в общении, способным увидать вселенную очами ученика, понимающим и принимающим ребёнка в качестве равного для себя [9]. Собственно что преподаватель обязан сдерживать гуманистические значения, делать обстоятельства, где имеют все шансы проявиться наилучшие думы и ощущения воспитанника, влечение взаимопомощи, к дружбе, сочувствию, так именно считает И.Ю. Шустова. Как раз гуманизм и добросердечие воспитателя, по воззрению создателя, его актуальное неподдельное внимание к жизни ученика, пробуждают подобные ощущения у ребёнка, его желание поддержать приятеля и взять в толк [8]. На наш взор, эти утверждения иллюстрируют толерантность воспитателя. Становление у воспитателя совокупных возможностей и перевоплощение общечеловеческих ценностей в его личные значит нравственную воспитанность его личности и содействует формированию компетентности. Одной из этих общечеловеческих ценностей выступает толерантность. Профессионализм воспитателя, надобность стать собственным случаем для обучающихся имеют большой смысл в сфере воспитания толерантности. По воззрению В.В. Серикова, под профессиональной компетентностью учителя, понимается интегральная черта, проявляющаяся в принятии и возможности к заключению профессиональных задач и обычных профессиональных задач, образующихся в настоящих обстановках педагогической работы с внедрением познаний, профессионального и актуального навыка, ценностей и наклонностей [1]. Таким образом, преподаватель создает позитивную мотивацию у младших школьников для формирования толерантности к ребятам с особенными образовательными потребностями. В данном случае применим термин «воспитание толерантности, толерантного отношения». «Воспитывать означает не прививать, что больше не навязывать, а выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, собственно, что заложено в самой природе людского существа» – по воззрению В.В. Серикова [1]. Например, преподаватель инициирует задатки толерантности, имеющие место быть в любом ребенке, и может помочь им открыться. Навык толерантного поведения и дела невозможно передать при помощи изучения, потому что навык непередаваем: образование только может помочь взращивать его. Преподаватель, воспитывая толерантность в инклюзивной среде, не обязан подавать руководств, он имеет возможность только изъяснять житейский принцип, рассчитанный на его творческое использование. Но, как демонстрирует практика, учителю нередко приходится назначать перед подростками готовые цели, которые, не все, ни разу в постоянном облике не перекладываются в голову учащегося, а всякий раз «доопределяются» или же «переопределяются» ребенком, т.е. переосмысливаются им с точки зрения персонального навыка жизни. Другими словами, процесс перехода готовых целей учителя во внутренние цели учащихся случается всякий раз, но зачастую он случается стихийно, без контроля и интереса преподавателя. В базе всех поступков обучающихся обязан лежать принцип сочетания свободы с ответственностью. M. Ainscow и A. Sandill сообщают о том, собственно, что обучающиеся обязаны обучаться, следуя личной мотивации [1]. То же, на наш взор, касается овладения навыком толерантного поведения. Суть толерантности такая, собственно, что ее оглавление опровергает всякую вероятность быть навязанной, лишь только спасибо личной мотивации младший ученик имеет возможность завладеть навыком толерантного поведения, совершив «усилие над собой».

Л.В. Байбородова, М.И. Рожков и М.А. Ковальчук отмечают, собственно что эффективность воспитания толерантности находится в зависимости от такого, как в работе воспитателей реализуются основы организации воспитательноо процесса [7]. Таким образом, ещё одним показателем компетентности воспитателя в сфере воспитания толерантности считается умение применить основы организации воспитательно-образовательного процесса, что, по нашему воззрению, имеет возможность характеризоваться выполнением надлежащих педагогических поступков. Соблюдая принцип адекватности, преподаватель отбирает способы в соответствии с этим истории воспитания, разбирая положение межличностных отношений в коллективе. Преподаватель, применяя в собственной работе принцип оригинальности, создает задачки, которые отвечают уровню сформированности толерантности у обучающегося и его личным особенностям. Внедрение принципа рефлексивной позиции подразумевает составление у обучающихся устойчивой системы отношений к важному для него появлению, проявляющемуся в соответственном поведении и действиях. В нашем случае данным станет считаться образование толерантности к ребятам с особенными образовательными потребностями и исключение неблагоприятных и брутальных действий по отношению к ним. В процессе реализации принципа сотрудничества и ненасилия толерантность станет рассматриваться воспитателем как задача процесса воспитания или же как средство заслуги установленных воспитательных задач [1].

Л.В. Байбородова, М.И. Рожков и М.А. Ковальчук считают, что эффективность воспитания толерантности находится в зависимости от того, как в работы воспитателей реализуются основы организации воспитательно-образовательного процесса [7]. Таким образом, ещё одним показателем компетентности воспитателя в сфере воспитания толерантности считается умение применить основы организации воспитательно-образовательного процесса, что, по нашему воззрению, имеет возможность характеризоваться выполнением надлежащих педагогических поступков. Соблюдая принцип адекватности, преподаватель отбирает способы в соответствии с этим истории воспитания, разбирая положение межличностных отношений в коллективе. Преподаватель, применяя в собственной работе принцип оригинальности, создает задачки, которые отвечают уровню сформированности толерантности у обучающегося и его личным особенностям. Внедрение принципа рефлексивной позиции подразумевает составление у обучающихся устойчивой системы отношений к важному для него появлению, проявляющемуся в соответственном поведении и действиях. В нашем случае данным станет считаться образование толерантности к ребятам с особенными образовательными потребностями и исключение неблагоприятных и брутальных действий по отношению к ним. В процессе реализации принципа сотрудничества и ненасилия толерантность станет рассматриваться воспитателем как задача процесса воспитания или же как средство заслуги установленных воспитательных задач [1].

Таким образом, изучив роль семьи в воспитании толерантности младших школьников к ребятам с особенными образовательными потребостями, мы доказали действенные обстоятельства реализации толерантного воспитания в семье и школе и пришли к выводу, собственно, что в воспитательный процесс нужно подключать события по помощи семей. В качестве этих событий, мы надеемся, направленные на определенную тематику родительские собрания, приуроченные к совместному обучению неплохо развивающихся ребят и ребят с особенными образовательными необходимостями «Учиться вместе»; личное консультирование опекунов по задачам, связанным с воспитанием толерантности в семье; тренинги; общие события для опекунов и ребят с использованием дидактических игр и проблемных обстановок. Главным средством, использующимся на событиях и тренингах для заслуги итога, на наш взор, выступает не информационно-просветительская работа, а деятельный разговор с опекунами, равноправное роль в обсуждении задач воспитания толерантности к ребятам с особенными образовательными потребностями всех субъектов воспитательного процесса [1]. Нужно припоминать, собственно, что весомую роль в воспитании толерантности играет не только лишь семейство, но и исходное учебное заведение, в котором ученик проводит огромную долю собственного времени. Учебное заведение считается развивающей образовательной средой, где возможно воплотить в жизнь общественные обстоятельства становления толерантности, подключить образование предоставленного свойства в образовательный процесс. Начинать работу в данном направленности нужно с такого этапа, когда начинают закладываться ценностные почвы миропонимания, то есть в младшем школьном возрасте. Начало работы по воспитанию толерантности с младших классов учебного заведения тем более принципиально, вследствие того как свежий школьный коллектив делается первым пространством, где учащиеся осмысленно считаются членами размеренного коллектива сверстников. Как раз на данном рубеже у ребят складывается толерантное или же интолерантное миропонимание, которое довольно сложно поменять.

Воспитание личных свойств младших школьников, включая толерантность, случается в семье, в формируемых обществах и коллективах, с привлечением всевозможных общественных объектов и средств глобальной информации. Но одним из более ценных сообществ выступает школьный коллектив, в котором образование толерантности имеет возможность происходить системно и поочередно. Младший школьный возраст более восприимчив для духовно-нравственного становления и формирования духовных ценностей, одной из коих считается толерантность. Пережитое и усвоенное в этап младшего школьного возраста считается осмысленным, выделяется большей психологической стабильностью. Дефект получения познаний о толерантности в этап младшего школьного возраста непросто восполнить в будущем. Общеобразовательное учебное заведение развивает и воспитывает лицо, действуя в тандеме с семьей и сотрудничая с социальными организациями. Большой смысл для воспитания толерантности и гуманности у ребят принадлежит общей работе. Совместная работа, как в собственном исследовании Н.Р. Соловьева, подразумевает настоящее сотрудничество с ребенком в начале со зрелым человеком, а вслед за тем со сверстником [4]. Вслед за создателем мы считаем, собственно, что образование толерантных межличностных отношений младших школьников вполне вероятно только в процессе работы, в количестве внеурочной работы. Совместная работа может помочь сделать совместные чувственные треволнения, создает у ребят человечное отношение к иным. Действенным условием для сотворения необходимости в толерантном поведении и гуманизации общественных отношений, считается организация внеурочной работы. Организация внеурочной работы подразумевает расширение вероятностей для воспитания толерантности в школьном коллективе.

Реальность говорит, собственно, что работа по формированию толерантной позиции младшего школьника к ребятам с особенными образовательными потребностями как оказалось малоэффективной, когда она основываются лишь только на передаче учащимся информации о том, как надобно верно работать что или же другой истории. Наилучшим заключением по формированию толерантной позиции неплохо развивающегося ребёнка к сверстнику с особенными образовательными необходимостями, по воззрению И.В. Вачкова, считается принципная перемена нрава отношений к предоставленной категории [1]. Мы считаем, собственно что данное заявление верно для младших школьников, обучающихся в инклюзивной среде, в связи с чем бывает замечена надобность розыска средств и устройств переустройства мотивационно-потребностной сферы обучающегося, имеющихся установок и целей в практическом содействии с ребятами с особенными образовательными необходимостями и выработки готовности к осознанию со стороны детского коллектива, а в последующем – к сообразному поведению.


Библиографическая ссылка

Дудуляк В.В., Сергеева Б.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 218-223;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1718 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674