Общество двадцать первого века переживает трансформацию, которая сопровождается кризисными явлениями не только в социально-экономической, но и духовной жизни. Именно подрастающее поколение наиболее остро ощущает последствия кризиса духовной сферы, так как является наименее защищенной частью населения. Преодолеть этот духовный кризис невозможно без возрождения общества на основе традиционных представлений о Добре, Красоте, Правде и Справедливости. Общественные проблемы находят прямое отражение в школе, которая нуждается в совершенствовании духа красоты отношений и нравственности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время педагогика стремится вернуть универсальные духовные ценности, ориентировать обучение и воспитание к личности ребенка.
Именно культура способна выразить все формы духовной жизни социума, следовательно, ей смело можно присвоить центральное место в духовном воспитании. Одним из элементов духовной культуры общества выделяют искусство, ведь оно несет в себе духовные ценности, которые представлены в художественных символах и всевозможных эмоциональных образах. Искусство способно преображать человека, очищать сознание от главного недостатка — эгоизма. Долгие годы разрабатывалась проблема комплексного воздействия искусств на личность ребенка (Ю.Б. Борев, Л.Г. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.) [6]. Различным аспектам духовно-нравственного воспитания посвящено большое количество исследований: духовно-нравственное воспитание в системе отечественного образования (С.И.Абрамов, Ю.Н. Горошко, М.Р. Илакавичус, С.В.Пашков, М.А.Хаймонов и др.); духовно-нравственное воспитание посредством культуроохранной деятельности (Е.М.Зеека, И.Ю.Кожевникова); духовно-нравственное воспитание средствами краеведения (О.А.Бахчиева и др.); духовно-нравственное воспитание в поликультурной среде (Л.Д.Абдулина и др.) и др.
Исследования духовного развития школьников средствами изобразительного искусства были проведены Т.И.Барановской, Е.Л.Кудриной, Ю.Ю.Незнаевой и др., музыкального искусства - О.А. Апрксиной, Л.А. Арчажниковой, Н.ВАрябкиной, Н.В.Барт, О.М.Кареповой, Т.Н.Павловой, Е.В.Проскуриной, Ю.Ю.Усачева др.
Проблема формирования духовной личности школьника весьма актуальна и требует новых научно-педагогических и методических решений. Особенно глобально данная проблема выражена в области начального школьного образования, ведь именно в этом возрасте закладываются духовные основы и формируются духовные потребности. Учащиеся начальной школы способны осознать свои духовные потребности и активно стремиться к их творческой реализации, а помогут им в этом произведения искусства. Формировать стремление к художественно-творческой деятельности учащихся, формируя их эстетический вкус, закладывая фундамент духовным потребностям детей, развивая творческие способности ребенка, способны педагоги на учебных занятиях.
На наш взгляд формирование духовных потребностей у младшего школьника средствами искусства будет более эффективным, если использовать занятия образовательной области искусства реализовывать в виде технологии «погружения»; использовать произведения разнообразных видов и жанров искусства, связанных собой тематически и отражающих цель и задачи образовательных занятий с младшими школьниками; которые содержат гуманистический и духовный потенциал; стимулировать у учащихся потребность в общении с миром искусства, расширять их кругозор, развивать эстетический вкус, нравственно-этические качества, интеллектуальные способности; учитывать особенности возраста учащихся, уровень их потребностей и возможностей.
Сегодня существует огромное количество подходов к изучению духовности, данный термин может означать что угодно и использоваться в совершенно разном контексте: религиозном; светском; политическом; научном и т. п. Круг размышлений философов объединяла идея формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали. Многие философы, педагоги и богословы конца ХIХ - первой половины XX в. проблему духовного развития рассматривали в рамках религиозного воспитания и основной акцент делали на развитии в детях веры, творчества, свободы, трудолюбия, интеллекта. В каждый временной период происходила переоценка взглядов на понятие духовность и соответственно на формирование ее основ. Новые педагогические технологии, главной целью ставят духовное развитие.
За последнее десятилетие в отечественной психологии в работах Б.С Братуся, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и других, предпринимается попытка заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.
В ходе исследования, для оценки результатов, мы исходили их разработанных общепедагогических критериев: эмоционально-ценностный; познавательный; поведенческий.
К эмоционально-ценностному мы относим: сопереживание прекрасному в природе и искусстве; стремление к духовной близости с другими людьми, проявление сочувствия, внимания и т.д.; чуткость к другим людям; отсутствие материальных привязанностей; уважение окружающих; оптимистический взгляд на окружающий мир; одухотворение окружающего; возвышенные требования к жизни и высокие притязания; наличие чувства юмора; умение здраво и логично мыслить; терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; искренность; переживание романтических эмоций; удовлетворение потребности в телесном и душевном комфорте; наличие хороших и верных друзей.
К познавательным критериям относятся: зрелость суждений и здравый смысл согласно возрасту; разносторонние интересы, наличие хобби; стремление расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития; увеличение широты знаний, высокая общая культура; умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; потребность в получении любой новой информации.
К поведенческим критериям относятся: максимально полное использование или готовность использовать свои возможности, силы и способности; работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование; приятное, необременительное времяпровождение; самостоятельность, независимость в суждениях и поступках; возможность творческой деятельности; умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; хорошие манеры; дисциплинированность; умение держать свое слово; умение настоять на своем, не отступать перед трудностями; трудолюбие, продуктивность в работе; помощь другим людям.
На основе данных критериев нами была разработана таблица, для выявления уровня сформированности духовных потребностей у детей младшего школьного возраста (таб.1)
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базах школ Красноярского края. В эксперименте приняли участие младшие школьники со 2 по 4 классы, общая выборка составила 232 человека. Цель констатирующего среза заключалась в определении актуального уровня сформированности духовных потребностей у детей младшего школьного возраста.
Программа направлена на формирование духовных потребностей у учащихся начальных классов. В теоретической главе исследования нами было установлено, что для формирования духовных потребностей необходимо с раннего возраста приобщать детей к искусству. Ведь искусство, подобно опытному педагогу, моделирует вторую реальность, воздействует на личность незаметно, как сама жизнь, без навязывания необходимых выводов, но целенаправленно, подводя к желаемому результату. Искусство — сильнейшее средство воспитания.
Разработанные нами занятия были проведены с использованием технологии «концентрированное обучение» или «погружение». Концентрированное обучение — особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.
Таблица 1.
Критерии и уровни проявление духовных потребностей
Критерии |
Уровни |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Эмоционально-ценностный |
Ребенок проявляет высокую активность в изучении новой информации, получает от этого удовольствие, стремится к постоянному саморазвитию. Посещает театры, выставки; проявляет интерес к живописи, музыке, увлекается чтением. Имеет ценностное отношение к собственной жизни и жизни других людей, к искусству, природе, любви, дружбе. |
Ребенок осознает необходимость удовлетворения своих потребностей в искусстве, но не всегда готов действовать. Желание узнать что-то новое носит неустойчивый характер. |
У ребенка наблюдается отсутствие интереса к предлагаемой информации, отсутствие желания: вникнуть в содержание нового, приобщиться к новому, получать удовольствие от новой информации. |
Познавательный |
Ребенок обладает широким кругозором в области культуры и искусства, большой потребностью в получении новой полезной информации. Стремится заниматься любимым делом. |
Ребенок обладает необходимым, но ограниченным уровнем знаний в области культуры и искусства, не выходящие за рамки требования взрослого. |
Ребенок не проявляет интереса к получению новых знаний, в том числе в области искусства. |
Поведенческий |
Ребенок имеет конкретные представления о нормах поведения. Поступки ребенка соответствует имеющимся у него знаниям и внутренним потребностям. Постоянно работает над собой и в полной мере использует свои возможности. Ребенок реализует свои потребности посредством творчества. |
Несмотря на готовность действовать на основании имеющихся знаний, у ребенка отсутствует потребность в самостоятельной деятельности, в том числе творческой. |
Ребенка отличает отсутствие желания использовать предоставляемые возможности для включения в активную, продуктивную деятельность. |
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого воспитания.
Сущность концентрированного обучения состоит в организации непрерывного процесса познания и его целостности; единовременной продолжительности изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращении числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентации учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативности и комплексности применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничестве всех участников образовательного процесса [3].
Концентрированное обучение опирается на ряд принципов, которые выделил А.А. Остапенко (рис. 1.)
Рис. 1. Принципы концентрированного обучения по А.А. Остапенко
В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) можно выделит несколько моделей «погружения». Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе [3].
Модель 1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия. Подробное описание данной модели мы находим у Р.М. Грановской. Под «погружением» она понимает активный метод обучения с некоторыми элементами игры и внушения. Внушение или суггестия – это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием предмета.
Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты: при ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося; обучение непременно сопровождается эффектом или по крайней мере отсутствием усталости; суггестопедический урок всегда представляет собой приятное переживание; суггестопедическое обучение оказывает положительное воспитательное воздействие.
Модель 2. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами. Данную модель предложил М.П. Щетинин, который под «погружением» понимал длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, сами «погружения» повторяются через определенный промежуток времени.
Модель 3. «Погружение» в предмет или однопредметное «погружение». П.П. Блонский предложил половину учебного времени отводить на изучение наук, четверть – на искусство, четверть – на спорт. Поскольку такое чередование уроков позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в течение всего учебного дня, это дает возможность отказаться от обязательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся.
Модель 4. Двухпредметная система «погружения». Г. Ибрагимов так описывает двухпредметную систему: «Учебный день состоит из двух учебных блоков с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока – 120 минут (4 урока по 30 минут), перемены между уроками внутри блока – по 10 минут».
Модель 5. «Погружение» в культуру. Под данным понятием разные авторы подразумевают содержательно различные виды учебной деятельности. А.В. Хуторской под «погружением» в культуру понимает «погружение», предметом которого является изучение той или иной культурной эпохи (например, Древней Греции). Это постепенное «вживание» в эпоху и ее культуру.
Принципиальным является то, что в «погружение» в культуру вовлекается большое количество участников: и учителей, и школьников. Создается своеобразная ситуация «погружения» в образовательную среду. Такая форма концентрированного обучения требует тщательной подготовки и слаженного ансамбля педагогов, умеющих преодолеть свой «педагогический эгоизм». Следует добавить, что «погружение» в культуру должно быть хорошо обеспечено методически.
Подобных моделей большое количество. К сожалению, в условиях общеобразовательной школы применить ту или иную модель за короткий промежуток времени невозможно. Поэтому за основы мы взяли модель, предложенную М.П. Щетининым, но с внесением некоторых изменений.
Концепция нашей программы строится на том, что формирование духовных потребностей в младшем школьном возрасте помогает человеку найти смысл жизни, целью которой в конечном итоге являются самоусовершенствование и самореализация личности. Духовное воспитание предполагает осознание ребенком единства, которое лежит в основе разнообразия окружающего мира; оно включает в себя приобщение к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности.
Цель программы: организовать погружение при помощи различных видов искусства, таким образом, чтобы это стимулировало формирование духовных потребностей у детей младшего школьного возраста. Задачи: сформулировать понятие об общечеловеческих ценностях, через знакомство с литературными, музыкальными, художественными произведениями искусства; способствовать пониманию и оцениванию себя и окружающего мира, через развитие различных органов чувств, повышающие чувствительность на уровне физических и психологических ощущений и развитие их на основе «духовного зрения»; научить детей жить в гармонии с самим собой и другими людьми путем возвращения к истокам Любви, Добра, Красоты — тем духовным основам, без которых не может состояться Человек, через технологию «погружение» в мир искусства.
Путем обучения ребенка вдумчивости, наблюдательности, внимательности ко всему окружающему миру, а особенно природе — источнику мудрости жизни, приобщить детей к творческой деятельности для расширения представлений о смысле жизни, о жизни и гармонии с самим собой и окружающей действительностью.
Данная программа предполагает сочетание как классных, так и внеклассных занятий (выход на природу, посещение музеев, выставок, театров и т.д.).
«Погружение» у каждого класса проходило один раз в неделю по определённой тематике. На одну тему отводилось по три урока, продолжительностью 35 минут. После каждого урока детям давалась возможность отдохнуть, поиграть, обсудить полученную информацию. На первом занятии дети получали теоретическую информацию, причем не в готовом виде, а при помощи обсуждений и дискуссии. На втором занятии, они применяли полученную информацию для анализа какого-либо произведения. И последнее занятие отводилось для закрепления темы, где дети могли реализовать себя творчески с учетом новых знаний. После «погружения» организовывалась прогулка, либо занятия по интересам. Всего нами было разработано и проведено десять «погружений».
Занятия имеют следующую примерную структуру: Приветствие. Вводное слово учителя. Постановка цели.Организация погружений по этапам (актуализация опорных знаний; введение новых знаний, формирование и закрепление умений и навыков; контроль и оценка знаний, умений и навыков). Рефлексия. Домашнее задание.
Представим в таблице 2 тематический план занятий для учащихся начальной школы.
Таблица 2
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Цель занятия |
Ценностный компонент |
Используемый материал |
1 |
«Мы в ответе за тех, кого приручили...» |
Обогатить представления детей о поднятии «дружба» |
Дружба |
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», песня «Настоящий друг» Б. Савельева и М. Пляцковского, притча о дружбе, сказка В. Сухомлинского «Девочка и ромашка» |
2 |
«Дорога добра» |
Раскрыть детям представление о добре, а так же подчеркнуть силу созидающих чувств |
Доброта |
Отрывок из оперы Э. Грига Пер Гюнт - «Шествие гномов», песня «Улыбка» М. Пляцковский, В. Шаинский, музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук», китайская легенда «Мост матери и сына» |
3 |
«Правда в душе» |
Дать детям возможность прочувствовать состояние правдивости, лживости на опыте их личных переживаний, подвести к ощущению гармонии внутреннего и внешнего состояния правдивости, проанализировать причины лживости, дать ее нравственную характеристику. |
Честность |
Ю. Чичков «Песня о волшебном цветке», рассказ Л.Н. Толстого «Косточка», «Вальс» А. Грибоедова, сказка «Приключения Буратино», музыку «Сайта Лючия» Т. Коттрау, мультфильм «Честное крокодильское» |
4 |
Дядюшка Этикет |
Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи поступков, понимать логику их действия. |
Поступок |
«Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», стихотворение С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер...», мультфильма «Винни Пух идет в гости» |
5 |
В поисках прекрасного |
Научить детей видеть прекрасное во всем окружающем. |
Красота |
Видео-экскурсия, сказка В. Сухомлинского «Мальчик и Колокольчики ландышей», Ш. Гуно «Аве Мария», репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Н. Рериха, и других известных художников |
6 |
Палитра года |
Показать прелесть и значимость каждого времени года. |
Красота природы |
Репродукции картин И. Левитан, А. Куинджи, А. Саврасов, М. Сарьян, Б. Кустодиев, А. Вивальди «Шторм», А. Майков «Весна», Ф. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет», М. Пришвин «Начало осени», С. Аксаков «Падение снега», сказка Г. Скребицкого «Четыре художника» |
7 |
Загадки природы |
Сформировать у детей культуру эстетических переживаний, а так же сосредоточить внимание школьников на их собственном отклике при общении с произведениями, отражающими красоту природных явлений. |
Красота природных явлений |
стихотворение В. Лукша «Живой барометр», документальный фильм «BBC: Величайшие явления природы», рассказ М. Пришвина «Осенние Листики», музыка П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», «Зимние грезы», репродукции картин Ж. Дюпре «Осенний пейзаж», А. Куинджи «Осень», М. Гермашев «Снег выпал», Ю.Ю. Клевер «Зимний пейзаж с избушкой» |
8 |
Рыцари нерыцарских времен |
Воспитать вежливое и уважительное отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации. |
Красота поступка |
Музыкальные произведения «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Турецкий марш» В. Моцарта, рассказ «Рыцари нерыцарских времен» В. Драгунского, видео-экскурсия по героическим местам в городе, медиативная сказка А. Лопатина «Нужно ли спасать врагов» |
9 |
Милая мама |
Воспитание любви к матери, укреплять семейные отношения через совместную творческую деятельность. |
Любовь к матери |
«К Элизе» Л. Бетховена, сказки «Я - птица» Л. Сидорова, песня «Мама, будь всегда со мною рядом…» А. Чешегорова. Звучит «К Элизе» Л. Бетховена (гимн Любви) |
10 |
«Кто хочет стать искусствоведом?» |
Способствовать сплочению коллектива. |
Взаимопомощь |
Все ранее используемые произведения |
Для организации погружений в искусство мы учитывали педагогические принципы, методы и приемы организации работы с младшими школьниками, по формированию духовных потребностей средствами искусства [6].
– Принцип отбора произведений искусства для программы формирующего эксперимента, в связи с учетом духовного смысла содержания отобранных к изучению произведений. Данный принцип находит свое отражение в обоснованных Д. Б. Кабалевским критериях отбора музыкального материала в Концепции. Он пишет, что произведения для изучения детьми должны быть отобраны с точки зрения их это художественной ценности, воспитательной значимости и педагогический целесообразности. Так, художественная ценность представляет собой эмоциональное, чувственно-психологическое, идейное содержание произведения как систему образов, совокупность заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов.
– Принцип научности определяет развитие у обучающихся креативного мышления, творчества, знакомство со способами научной организации учебного труда.
– Принцип сознательной и творческой активности: на занятиях используются игры и задания, основная цель которых — научить детей общению, умению слышать другого человека, без стеснений рассказать о себе. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.
– Принцип наглядности Я.А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно данному принципу в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Для полноценного общения необходимы наблюдательность и внимание, именно поэтому мы используем виртуальные экскурсии в парки, музеи, театры.
– Принцип единства группового индивидуального обучения, выражается в том, что основой занятий является внимательное отношение к индивидуальным особенностям каждого ребенка, воодушевление и поощрение детей, уважительное отношение к ним, сочетание теоретических и практических занятий. Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе, и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. В этой связи в учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности.
Описание хода занятия на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили...»
Цель: обогатить представление детей о понятии «дружба».
Ценностный компонент: дружба.
Используемый материал: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», песня «Настоящий друг» Б. Савельева и М. Пляцковского, притча о дружбе, сказка В. Сухомлинского «Девочка и ромашка».
1. На первом этапе проводится театрализованная игра. Учитель знакомит класс с куклой – Маленьким Принцем и рассказывает историю, написанную А. де Сент-Экзюпери.
Вопросы: Ребята, как вы думаете, кем стал лисенок для Маленького принца? Как вы понимаете слово «друг»? Так с чем же нам сегодня предстоит разобраться?
Сегодня мы с вами будем строителями. В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе всё здание. Давайте заложим фундамент. Для этого мы поиграем в игру, которая называется «Слово рассыпалось» (дети собирают слово «дружба»).
Вопросы: Как вы думаете, что такое дружба? Для чего нужны такие отношения? Я надеюсь, что фундамент нашего дома будет крепким, прочным, так как он основан на дружбе, но это ещё не весь дом. Чего нам не хватает? Давайте построим стены, которые будут у нас из брёвен. А бревна у нас не простые, а с секретом (на брёвнах написаны пословицы о дружбе, необходимо найти их продолжение).
Нет друга – ищи, … (а нашёл – береги)
Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей)
Один за всех и … (все за одного)
Человек без друзей, … (что дерево без корней)
Старый друг лучше … (новых двух)
Друг познаётся … (в беде)
Один в поле … (не воин).
Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
При помощи данного упражнения, происходит актуализация знаний учащихся.
Вопросы: Чего еще не хватает нашему дому? (крыши) Для того, чтобы построить крышу, разделите слова на карточках в два столбика: качества которые помогают дружбе и те что мешают (доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора, грубость, драчливость, обиды, упрямство, эгоизм). Вот мы и закончили строительство. В честь кого можно назвать наш домик? Вы славно поработали, а теперь пришло время отдохнуть.
На первом занятии дети работают с самим понятием «дружба». После перерыва дети отработают понятие на анализе мультфильма. В процессе анализа ребята должны выйти на новые незнакомые им понятия и разобрать их в процессе беседы.
2. Просмотр мультфильма «По дороге с облаками» (Советский мультфильм о дружбе, 1984 г.)
Вопросы: Что вы увидели в этом мультфильме? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Вспомните героев разных сказок, мультфильмов, фильмов которые умели дарить тепло. Что значит бескорыстная дружба? Может ли дружба быть корыстной?
После обсуждения дети выполняют творческую работу. Необходимо нарисовать дерево дружбы. Причем сами дети решают в какой форме будет выполнятся работа (кто-то поделится на группы, кто-то поработает индивидуально). После завершения этого этапа, ребята вывешивают свои работы на доску и обсуждают их без участия учителя.
3. Притча о дружбе.
Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его: Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил: Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
- Давайте и мы с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на листе, рвём её и бросаем в мусорное ведро, а радость пишем на камне и приклеиваем на доске).
- Разучивание и исполнение песни «Настоящий друг» Б. Савельева и М. Пляцковского.
- Прослушивание сказки В. Сухомлинского «Девочка и ромашка».
При обсуждении сказки, ребята опираются на полученные знания, следовательно, на данном этапе можно проконтролировать степень усвоения нового знания.
Для сплочения коллектива организовывается совместная прогулка и игры на свежем воздухе. Прямо на прогулке проводится рефлексия.
В качестве домашнего задания детям предлагается написать «письмо дружбы».
Кроме того, дети в течении недели играют в игру «Тайный друг».
Сравним общие результаты до и после формирующего эксперимента (рис.2.)
Рис. 2. Результаты диагностики уровня сформированности компонентов эмоциональной направленности у детей младшего школьного возраста (в%)
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что данная методика подтвердила результаты методики «Ценностные ориентации». Все компоненты находятся на равном уровне. Значительно повысился познавательный компонент.
Хотелось бы отметить, что по результатам констатирующего эксперимента, учащиеся всех классов в конец списка помещали такие ценности как: «Творчество» и «Красота природы и искусства». После формирующего эксперимента картина изменилась, так как данные ценности ставились пусть не на первое, но на второе, третье и четвёртое места. На наш взгляд, это является большим достижением.
Хотелось бы отметить то, как дети проходили методики повторно. Логика их рассуждений изменилась. Они не просто ранжировали ценности, а помещали на первое место «основополагающую» для них ценность (чаще относящуюся к познавательному компоненту), на основании которой строили дальнейшую цепочку рассуждений.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что по результатам методики «Эмоциональная направленность» дети показали высокий уровень сформированности духовных потребностей.
Для подтверждения предыдущих результатов и получения наиболее полного представления о произошедших изменениях, проанализируем результаты первичного и повторного анкетирования. Но не будем касаться некоторых вопросов, так как ответы на них остались неизменными.
Изменения в количестве положительных ответов представлено в диаграмме (рис. 3)
Рис. 3. Результаты анкетирования по вопросу «Как ты считаешь, нужно ли улыбаться собеседнику во время разговора?» (в%)
Таким образом, мы видим значительное увеличение положительных ответов. Дети стали эмоционально более склонны к друг другу, а так же поняли значимость такого, казалось бы, незначительного жеста, следовательно, их общение практически всегда сопровождаются улыбкой (см. рис. 4.)
Рис. 4. Результаты анкетирования по вопросу «Часто ли ты наблюдаешь удивительные краски неба?» (в%)
Произошли колоссальные изменения по этому вопросу. Ребята научились видеть красоту в повседневных вещах, природе, во всем окружающем мире. Особенно изменения заметны на примере третьего класса, их показатель сменился с 0% до 50% (4 человека) положительных ответов (рис. 5.)
Рис. 5. Результаты анкетирования по вопросу «Можно ли считать счастливым человека, у которого есть все, кроме любви и доброго сердца?» (в%)
По данному вопросу результаты у второго и третьего класса остались неизменными, а у четвертого класса ухудшились. Однако, это удивляет и заставляет подумать над правильность формулировки вопроса (рис. 6).
Рис. 6. Результаты анкетирования по вопросу «Должен ли человек заставлять себя трудиться, если ему совсем этого не хочется?»(в%)
Количество положительных ответов значительно изменилось. Следовательно, ребята поняли важность такого качества, как трудолюбие. Ведь, как говорится: «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда» (рис. 7).
Рис. 7. Анкетирования по вопросу «Можно ли сказать о человеке, который служит (помогает) людям, что он тратит время зря?» (в%)
Таким образом, количество положительных ответов уменьшилось, это является положительным. Ведь важной является потребность в содействии и помощи другим людям (рис.8).
Рис. 8. Результаты анкетирования по вопросу «Ты принес бы домой замершего котенка?» (в%)
Так, мы видим, что результаты улучшились. Практически все дети проявили бы чувству жалость к животному, которое нуждается в помощи. Остальные же учащиеся ответили отрицательно, не указав причину своего поступка.
На вопрос «Какую музыку ты слушаешь?» У детей остались те же ответы. Однако, некоторые учащиеся, чаще девочки, проговаривали что им понравилась «необычная» музыка про зиму и про любовь (П.И. Чайковского «Зимние грозы», Ш. Гуно «Аве Мария»).
Больше вызвали затруднений вопросы: «Каких композиторов ты знаешь?», «Каких художников ты знаешь?». Все ребята указывали, кроме нескольких неуспевающих, указывали композиторов и художников о которых мы говорили на занятиях. Например, Шаинский, Чайковский, Бетховен, Моцарт; Рерих, Саврасов, Левитан, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
Так же расширился и список писателей: Экзюпери, Носов, Драгунский, Аксаков, Пришвин, Михалков, Сухомлинский, Толстой.
Отвечая на вопрос «У тебя есть любимая картина? Какая?», ребята просто указывали одну из картин с которыми мы так же работали. Чаще всего дети называли картину А. Куинджи «Осень». К сожалению дети помнили лишь содержание картины, а автора и название вспомнить не могли.
Хотелось бы отметить, что значительно сократилось количество ответов «не знаю». Так же дети проявили огромный интерес к легендам, которые содержат воспитательные аспекты.
Учителя отмечали, что дети стали проявлять фантазию, отличаются высокой вариативностью сюжетов и композиций, готовы решать любые нестандартные задачи.
На основании результатов формирующего эксперимента можно утверждать, что программа экспериментального курса делает психику ребенка более устойчивой и гармонизирует его внутренний мир, создает положительное отношение к школе, в которой учащийся ценен и значим. Дети стали более дружелюбными, проявляют интерес к коллективной творческой деятельности, значительно улучшилось восприятие произведений искусств. Положительная динамика наблюдалась по отношению к окружающему ее миру: взрослым, сверстникам, животным. Можно с уверенностью сказать, что духовное развитие ребят шагнуло на одну ступеньку вверх.
Таким образом, целенаправленный и систематический воспитательный процесс с активным использованием искусства, как основного способа формирования духовных потребностей у детей младшего школьного возраста, способствует росту их духовно-нравственной воспитанности. Формирование духовных потребностей можно обеспечить только на уровне рефлексивного управления, субъектом которого выступает духовно богатая, нравственно совершенная и творческая личность педагога.
Библиографическая ссылка
Плеханова Е.М., Лобанова О.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 104-113;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1704 (дата обращения: 22.11.2024).