В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования, реализация которых возможна за счёт: усиления дифференциации содержания основного образования; демократизации, национализации, интернационализации, гуманизации и диверсификации. Перед Россией стоят глобальные задачи, которые связанны с её интеграцией в мировое экономическое пространство, повышение конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. Как отмечает Ю.П. Похолков, выпускники инженерных вузов должны не только обладать профессиональными компетенциями, но и уметь эффективно реализовывать эти компетенции в профессиональной деятельности, самостоятельно решать инженерные задачи. Они должны уметь работать в команде, быть лидером, брать на себя ответственность. От них требуется и высокой степени «заряженность» на победу в своей сфере деятельности [1]. Все эти качества особенно необходимы выпускникам инженерных программ именно в условиях новой индустриализации. «Работодателей интересуют профессионально-творческие качества специалистов [2, с. 60].
Формирование профессионально-творческих умений у будущих инженеров определяется как основа построения инновационной дидактики инженерного вуза в рамках развивающейся национальной системы квалификаций и позволяет реализовать требования ФГОС ВО по формированию комплекса профессиональных, специальных, общекультурных компетенций [3].
Однако анализ практики подготовки будущих российских инженеров свидетельствует, что современным требованиям не соответствует уровень их подготовки к профессиональной деятельности. Образовательная система, существующая в инженерных вузах, не создает условий, достаточных для формирования профессионально-творческих умений, раскрытия их личностного и профессионального развития, комплексного решения инженерных задач. Таким образом, актуальность данного исследования определяется социальным запросом общества в качественной подготовке инженерных кадров с ярко выраженными профессионально-творческими умениями.
Таблица 1.1
Интерпретация сущности понятия «профессионально-творческие умения»
Автор |
Основная мысль |
1 |
2 |
Е. Торранс |
Для высокого развития творческих умений необходим уровень умственного развития выше среднего |
Б.М. Теплов |
Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному у человека запасу навыков и знаний |
Е.И. Осипов |
Особая роль духовной и этической составляющей в творческом развитии личности |
Л.С. Выготский |
Творчество – деятельность, направленная на создание нового: то ли вещей внешнего мира, или умозаключений, или чувств, свойственных самому человеку |
И.Я. Лернер |
Свойства креативной личности: способность увлекаться работой; стремление к совершенству; эмоциональная установка на поиск нешаблонных путей; упорство. |
Л.А. Большакова |
Творческие умения это сложное личностное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. |
В.Д. Шадриков |
Творческие умения определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности |
С.Ю. Залуцкая С.В. Панина |
Творчество – это активность личности, которая состоит в возможности выхода за пределы заданного |
Д.Б. Богоявленская |
Главное в формировании творчески одаренной личности – это научить её нестандартному мышлению, умению генерировать оригинальные, необычные идеи. |
О.Р. Гарбич-Мошора |
Формированию творческих умений способствуют качества личности: способность к выдвижению гипотез, умение анализировать |
О.И. Мотков |
Творческие умения определяются, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях |
Анализ последних достижений
Глубокое теоретическое обобщение проблем развития творчества личности в техническом образовании освещено в работах Е.И. Осипова, О.Ф. Пираловой, Л.А. Шиленко. Творческую личность изучали психологи Дж. Гилфорд, Б.М. Теплов, И.А. Шаршов и др. Исследованием профессионально-творческого развития личности занимались В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, М.В. Колотилова, Е.А. Шмелёва, И.Н. Семенов, А.П. Сытников и др. Разработкой модели будущего инженера с учётом творческого потенциала занимались Р.М. Горбатюк, О.П. Попова, зарубежные учёные К.Л. Левков, О.Л. Фиговский. Структуру учебной деятельности рассматривали Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Развитие творческой активности студентов при изучении иностранного языка рассматривали Э.Ю. Мизюрова, В.П. Беспалько, М.Н. Скаткина, С.Г. Тер-Минасова и др.
Цель исследования разработка модели формировании профессионально-творческих умений (на примере дисциплины «Иностранный язык») с целью улучшения профессиональной подготовки будущих инженеров.
Изложение основного материала
Процесс глобализации, как один из основных трендов в развитии образования, проявляется сегодня не только в количественном и качественном увеличении контактов между университетами, но и в усилении взаимосвязи и взаимозависимости элементов системы подготовки инженеров по всему миру. Все это определяет необходимость поиска модели учебного процесса в вузе, в котором приоритетные позиции занимает творческая деятельность студентов.
В истории науки существовали разные подходы к этой теме: одни отвергали возможность понимания творчества, считая его бессознательной работой, другие рассматривали творческий процесс самопроизвольным, третьи ссылались на теорию наследственности таланта.
За всю историю научных исследований творчества выделено большое разнообразие умений личности как важных условий для осуществления творческой деятельности, а творчество стало характеризоваться как высшее проявление активности, самостоятельности человека, возможность максимальной реализации его умений. Ретроспективный анализ проблемы показал, что немногие исследователи раскрывают сущность понятия «профессионально-творческие умения» (таблица 1.1).
Рассматриваем «профессионально-творческие умения» как новообразование, которое оказывается в стремлении личности достигать положительных самоизменений в профессиональной подготовке, успешной реализации личностно-профессионального потенциала в разных видах деятельности, которая направлена на создание чего-то нового, обусловливающие быстроту и легкость обучения способам и приёмам.
Технология формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка определяется как одна из технологий построения дидактики инженерного вуза, позволяющей реализовать требования ФГОС ВО по формированию комплекса профессиональных, специальных, общекультурных компетенций. Для реализации поставленной нами цели исследования мы разработали структуру деятельности обучающихся по овладению профессионально-творческими умениями.
Деятельность учения – это деятельность по самоизменению путем присвоения социального опыта. Цель – присвоение социального опыта. Продукт учебной деятельности – изменение самого себя. За основу структуры деятельности обучающихся по овладению профессионально—творческими умениями взяли структуру учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова [3]:
Важными структурными компонентами подготовки будущих инженеров с профессионально-творческими умениями являются следующие:
– мотивационный
1. Осознание будущим специалистом личной значимости овладения профессионально-творческими умениями;
2. Установка на овладение профессионально-творческих умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности;
– когнитивный:
3. Понимание обобщенных правил и актуализация знаний, которые лежат в основе формируемых профессионально-творческих умений;
4. Раскрытие содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций его составляющих;
– действенный;
5. Организация практической деятельности и упражнений по овладению профессионально-творческими умениями;
– рефлексивный:
6. Контроль за уровнем сформированности профессионально-творческих умений;
7. Учёт и оценка хода и результатов деятельности.
Социальный заказ |
Требования ВГОС ВО по направлению подготовки «Радиотехник», профстандартов |
Требования рынка труда |
Целевой блок |
||||
Цель: формирование профессионально-творческих умений у будущего инженера |
|||||||
Задачи: 1) определить методы и формы для формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров; 2) сформировать мотивацию к изучению иностранного языка как средства формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров. |
|||||||
Компоненты модели формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров |
Содержательный блок |
||||||
Мотивационный |
Когнитивный |
Действенный |
Рефлексивный |
||||
Сформированность профессионально-творческих умений у будущих инженеров |
|||||||
Организационно-педагогические условия формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров |
Деятельностный блок |
||||||
Знание дисциплин предметной подготовки |
Компетентностный подход |
Методы и средства иностранного языка (модульная кластерная технология) |
|||||
Критерии сформированности профессионально-творческих умений у будущего инженера |
Контрольно-оценочный блок |
||||||
мотивационный;. когнитивный; действенный;. рефлексивный. |
|||||||
Результат: сформированные профессионально-творческих умений у будущих инженеров |
Результативный блок |
||||||
Уровни сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров |
Рис. 1. Педагогическая модель формирования профессионально-творческих умений в процессе изучения иностранного языка
Организация образовательного процесса для обеспечения полисубъектного взаимодействия обеспечивается посредством приобщения студентов к речевой деятельности в условиях активных форм обучения: инженерных деловых и ролевых игр, «деятельностных» заданий различных видов. Необходимы учебно-методические пособия, включающие упражнения на формирование профессионально-творческих умений у будущих специалистов. Такими могут быть интерактивные методы работы. Совместная деятельность преподавателей и студентов в основном направлена на решение междисциплинарных задач средствами иностранного языка.
Реализация цели нашего исследования была связана с конструированием педагогической модели формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров в соответствии с теоретическими методами исследования и педагогическими условиями (рис. 1). Внедрение данной модели в образовательный процесс современного вуза в период реализации ФГОС ВО позволит повысить эффективность профессиональной подготовки инженеров.
Выводы
В результате комплексного анализа теоретических основ формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров в образовательном процессе вуза рассмотрена степень научной разработанности проблемы исследования в зарубежной и отечественной педагогике. Модель формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров в образовательном процессе вуза в процессе изучения иностранного языка может применяться в практике базового и дополнительного инженерного образования с целью повышения эффективности формирования конкурентоспособного выпускника. Позиционирование студента как субъекта самостоятельной учебной деятельности вырабатывает у него потребность поиска новых знаний по будущей специальности, развивает интерес к языку, повышает уровень познавательной активности и самостоятельности, содействует самоуважению, самокритике, самоанализу, стимулирует потребность студента в профессионально-личностном саморазвитии.
Заключение
В рамках модернизации системы профессионального образования должен быть обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации. В контексте рассмотрения проблемы формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров особую актуальность представляет вопрос подготовки в вузе конкурентоспособного инженера – специалиста, обладающего совокупностью профессионально-личностных качеств, обеспечивающих результативность его деятельности в социуме. Разработанная модель формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка становится универсальным средством в отношении формирования компетентного инженера, поскольку она включает профессионально-творческие умения, не прописанные ФГОС ВО, но являющиеся основными требованиями к инженеру, выдвинутыми концепцией инженерного образования.
Библиографическая ссылка
Михайлова А.Г. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 92-96;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1702 (дата обращения: 24.11.2024).