Реализаций идей ФГОС дошкольного образования и учет региональной специфики при решении задач дошкольного образования актуализируют исследования, посвященные развитию дошкольного воспитания в региональной историко-педагогической науке.
Проблемы организации дошкольного воспитания и развития педагогических идей в России изложены в диссертационных исследованиях (Е.А.Авилова, Л.М.Волобуева, Б.Г.Головина, А.А.Голдовская, С.В.Жундрикова, И.А.Малашихина, Г.А.Медведева, О.В.Парфенова, Т.В.Скляр, Е.К.Сухенко, О.Г.Чечулина, Е.А.Шкатова и др.), монографиях (P.P. Ветчинкина, Н. Виноградов, З.У. Колокольниковой, Л.Н. Литвин, Н.В. Рябинина и др.) и журнальных публикациях (Л.М. Волобуева, А. Корнеев, Р. Корчина, А. Манухин, Г.А. Медведева, А. Мухин, Л. Попова, Т.Н. Шикалова и др.). Проведенный анализ литературы показывает, что несмотря на обилие работ по становлению и развитию общественного дошкольного воспитания в СССР большинство исследователей рассматривает проблемы по принципу «до и после Октября 1917 г.», в результате чего оказываются слабо раскрытыми особенности организации дошкольной практики в условиях перехода к новым общественным отношениям. Большая часть работ написана до 1986 г., в них дана оценка исторической действительности с позиции того времени, а некоторые исторические факты замалчиваются. Кроме того, отсутствуют обобщающие исследования становления и развития дошкольного воспитания на отдаленных территориях России.
Развитие и становление дошкольного воспитания в Сибири первой трети XX в. представляет особый интерес в региональной историко-педагогической науке. Нужно отметить, что присутствует недостаток работ изучающих историю дошкольного образования в Сибири, и в Приенисейской Сибири в частности. Отдельные аспекты становления образования, школы и системы образования в Сибири дореволюционного и послереволюционного периодов отражены в исследованиях И.Н. Белых, В.В. Бибиковой, Е.В. Ким, З.У.Колокольниковой, О.Б.Лобановой, А.И. Шилова, Н.А. Шумаковой и др.
В начале XX века в Приенисейской Сибири появились первые детские сады, задачей которых в основном была подготовка детей к школе и основу содержания педагогической работы составляли теории Ф. Фребеля, М. Монтессори и др. В изучаемый период в поисках научных методов решения проблем обучения и воспитания детей дошкольного возраста формируются отечественные педагогические теории. Они отражаются в работах Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, А.С. Симонович, Е.Н. Тихеевой, К.Д.Ушинского, Л. К. Шлегер и др. Основными педагогическим идеями дошкольного воспитания начала ХХ в. являлись: идеи народности в воспитании дошкольников, «свободного воспитания детей», общественного дошкольного воспитания детей. Начало ХХ в. в отечественной педагогике характеризуется не только наличием различных идей дошкольного воспитания, но разработкой государственных документов (положений и программ) и мер по расширению сети дошкольных учреждений, усилением роли государства и снижении роли общественной и частной инициативы в организации дошкольного воспитания.
После упразднения Енисейской губернии и до появления Красноярского края, за этой территорией закрепилось название Приенисейская Сибирь. Она вытянута с севера на юг - от Таймырского полуострова, где находится самая северная материковая точка нашей страны и всей Азии, до лежащих почти на 3000 км южнее горных котловин Тувы. Меридиональным стержнем Средней Сибири служит Енисей [5, с. 8]. Нужно отметить, что хронологически Приенисейскую Сибирь, исследователи привязывают к периоду 1918-1934 гг., несмотря на то, что до 1925 года существовала территориальная единица Енисейская губерния, а Красноярский край был образован в 1934 году.
Система детского призрения долгое время была в России единственным институтом (кроме семьи) дошкольного воспитания. Она базировалась в основном на частной благотворительности и деятельности благотворительных обществ, но под контролем государства. До революции дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири было представлено учреждениями детского призрения (приюты, очаги и т. д.) и частными детскими садами и яслями (Баландиной, Грудининой). В Красноярске к 1912 г. было 2 частных детских сада (50 детей), а в 1916 г. – 4, больше на территории края детских садов не было [7, с. 165].
Рассмотрим подробнее организацию детских садов в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ века. После революционных событий 1917 г. система образования в новой России претерпела кардинальные преобразования и первые сибирские детские сады были национализированы и продолжали функционировать уже в новых условиях. Такая судьба постигла и первый детский сад в Красноярске (Грудининой), который в 1920 г. как Национализированный детский сад № 1 в Красноярске находился по адресу: Покровский переулок, дом Красикова (ныне ул. Сурикова, 12).
Первой заведующей первого советского красноярского детского сада № 1 после его национализации в 1919 году стала Е. Ф. Зыкова, прослушавшая Фребелевские курсы в Ленинграде. Из воспоминаний Е.Ф.Зыковой: «…В 1919 году была призвана отделом народного образования и назначена работать по специальности - принять детский сад от Грудининой, который был уже национализирован. Я приступила к работе, и сад получил наименование - «Детский сад № 1» [3, с. 528] . Эти и другие воспоминания, копии архивных документов, рабочие записные книжки, старые фотографии - почти столетняя история, которая бережно хранится в методическом кабинете детского сада № 1. Сейчас активно формируются фонды Музея истории образования при Красноярском институте повышения квалификации.
Прежде всего, «детские садовницы» пошли, что называется, в народ, чтобы в числе воспитанников большая часть была детьми рабочих. Многие рабочие близлежащих фабрик и водного транспорта не знали о существовании такого учреждения, но очень скоро оценили по достоинству его возможности. И, если в 1921 году воспитанников было 60 человек, и в основном дети служащих, то в 1925 году уже 90 при трёх руководительницах, а в 1926 году - 128 детей, и 59% из них были из семей рабочих [3, с. 529].
С самых первых шагов детские сады вовлекали в свою деятельность представителей от родителей, женотдела, Союза молодёжи, медицинских учреждений, школы. В ведении педагогического совета и непосредственно коллектива воспитателей был широчайший круг вопросов, начиная от разработки воспитательных программ и проведения занятий и праздников, от экскурсионных посещений близлежащих учреждений, фабрик, заводов до изучения циркуляров Наркомпроса и ГубОНО, начиная с обследования жилищных условий детей и заканчивая необходимым повышением профессионального мастерства и обязательно - политграмоты. Первостепенной задачей тех лет считалось установление связи с внешним миром, воспитание самостоятельных, знающих жизнь «детей коллективистов-реалистов».
В планах работы детского сада № 1 предусматривалось непременное единение теории и практики. Например, в комплекс «Огород», кроме наблюдений о влиянии тепла, воды и света на рост семян, заложены обязательные практические работы по приготовлению земли, грядок, поливке, окучивании; беседы о крестьянском труде, собственности на землю, значении науки и техники для земледелия.
Вот еще выдержки из документов, в которых видно, как насыщен был разнообразными формами и методами образовательно-воспитательный процесс в детском саду № 1 Красноярска: «... разработан комплекс «Река». Здесь дети черпают большой материал по наблюдению за жизнью Енисея. Они исследуют жизнь воды, то, измеряя убыль и прибыль воды, то, занимаясь ужением рыбы... Изучаем труд людей на Енисее... Идут наши мысли в другие государства. Куда бегут воды Енисея? Что там люди делают? Как живут?..» [3, с. 530].
«Было намерение вывезти сад в деревню. Выехать не удалось, тогда решили посещать деревню Торгашино в 7 верстах от города и повести там работу, не столько с деревней, сколько познакомиться с деревней, с видами труда, бытом. А там, если успеется, то перейти к организации игр среди деревенских детей. Лошадей у нас нет, ходим везде пешком, а в деревню далеконько ходить. В Торгашино были только один раз, познакомились только с внешним видом деревни, с аппетитом напились молока...» [3, с. 531].
«Намечен был план ознакомиться с новым бытом Красной Армии, взять шефство над детским садом военного городка. Дети военного городка присутствовали на нашем первомайском празднике. Наши дети приняли маленькое участие в работе на огороде детсада городка: поливали, произвели посадку клубней, полевых ягод (клубники и земляники), уступили часть своей мебели во временное пользование, дали часть своих игрушек. Хотели отдать и небольшой запас наших книг, но тут пришлось порыв детей остановить, ибо книги у нас на счету...» [3, с. 531].
«Стараемся построить жизнь сада так, чтобы дети сами свою жизнь улаживали. Приходят дети в сад, нужно осмотреть здание, двор, работать на кухне, нужно идти на рынок за молоком, творогом, редиской, в кооперативную лавочку за солью, кур кормить, цветы полить... мытьё полочек, столов, чистка кошек, кормление их и т.д. Все работы наталкивают детей на мысль: одному не справиться, коллектив создавай. Работы много, но и нас много... Дети старшей группы обслуживают малышей и среднюю группу, помогая им в раздаче материалов, сборе работ, уборке рабочей комнаты, помогают руководительнице следить за бегунцами - малышами...» [3, с. 531].
Действует принцип помощи групп группе: старших - средним, средних - младшим. По словам руководительниц, они даже и не замечали иногда, как и когда тот или иной ребёнок начинал читать: научился сам от старшего. Роль руководительницы - только направляющая. Ей предписывалось воздерживаться от вмешательства в работу детей, давать возможность им самостоятельно организовать работу и осуществлять контроль, отстаивать свои начинания и проводить их в жизнь до конца. В воспитательном процессе присутствуют физкультурные занятия, музыкальные и художественные, по развитию речи, игры. Приветствовались сюжетно-ролевые игры, создаваемые самими детьми, как, например, «Кооператив», «Пожарники», «Фотограф».
Из годового отчёта 1924-1925 гг. Е.Ф. Зыковой о работе детского сада: «...это маленькое государство, претерпевшее все этапы всех войн, и, как ослабевшее и имеющее стихии несчастий-болезней, до сих пор не может встать на твёрдые ноги. Маленькие коллективисты - не коллективисты, а волчата, старающиеся друг у друга всё отнять, присвоить себе... Педсовет прилагает все усилия, чтобы изжить эти ненормальности, влить в детей струю новой коллективной жизни...» [3, с. 528]. «...Большинство родителей люди весьма малообеспеченные, самая высокая ставка родителей от 30-40 рублей, и таковых немного. По постановлению родительского собрания родители должны вносить 4% с получаемого жалования свыше 20 рублей на содержание педперсонала и горячие завтраки. Освобождаются от оплаты все, получающие ставку ниже 20 рублей, безработные и лица, получающие ставку 20 рублей, но имеющие семью в 6-8 человек... Уклад жизни среди родителей мещанский. Сами дети несут в семьи новый быт...» [3, с. 529].
Из воспоминаний детей: «Нас в 1928 году детский сад торжественно проводил в школу, подарив каждому по пеналу, на крышке которого были наклеены три картинки. Хорошо остались в памяти воспитатели Вера Романовна Ильина, Мария Ивановна Масленникова и всеми любимая Елизавета Ивановна Брагина, музыкальный работник. Как сейчас помню её слова: «Дети, послушайте, нам Клавочка споёт песенку «Петушок», а потом споём все». Зал у нас в детском саду был отдельный, и мы в него входили с большой радостью... Ели мы в отдельной комнате, в столовой. Ну а спали... Каждый ребёнок приносил по маленькой подушечке, их клали на большой ковёр, и мы все подряд, не раздеваясь, ложились на правый бок и засыпали. … Очень часто вспоминаю воспитательницу (имя-отчество не помню, так как ходила в младшую группу)... Внешний облик, её ласковые, нежные, красивые руки, которыми она показывала, как делать игрушки, умываться - от внимания детей ничего не уходит, остаётся на всю жизнь...» [3, с. 532].
Первая заведующая детским садом Е. Ф. Зыкова была направлена на открытие новых «очагов» и вскоре уехала в Москву. А детский сад № 1 приняла от неё Варвара Петровна Михайлова, участница IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. «Маленькое государство» жило в режиме всей страны.
Енисейский губернский отдел народного образования активно работал над развитием сети образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. С 1919 по 1929 г. в Красноярске было открыто 6 постоянно действующих детских садов: №№ 1, 2, 3, 4 – гороно, детский очаг для детей железнодорожников, который с 1926 г существовал без номера, детский сад № 11 – Министерства водного транспорта [9, с. 174].
Из протокола общего собрания коллектива Детского сада - очага имени 3-го интернационала (г. Красноярске), состоявшегося 24 февраля 1924 г. в можно понять, что Детский сад - очаг посещали дети от 3 до 7 лет. Детский сад посещали: круглые сироты - 4 чел; дети, семьи которых находятся в исключительных условиях - 5 чел; а так же дети, имеющие отца и мать. Из «Сметы на январь 1921 г.» мы видим, что для работы с детьми и для их питания было «необходимо: ниток катушечных, вышивальных - 10 м.; ножниц; глины - 2 п.; карандашей - 25 шт.; красок - 25 шт.; ножей перочинных - 10 шт.; кисточек для акварели - 20 шт.; палок для гимнастики - 25 шт.; верёвка для гимнастики - 10 арш.; вожжей для игр - 5 шт.; картон или старых коробок; открыток старых - 30 шт.; клею столярного - 1 ф.; блесток для игрушек; блесток для ёлки - 5 нит.; цветного шелкового старья для аппликаций; часы; кубики; куклы; туалетных вещей - 30 шт.; спичек - 5 кор» [1]. «Продукты на 80 чел. детей и 17 чел. взрослых: хлеба -; колбасы - ; чаю или кофе - ; сыр - ; сахар -мука -; мяса -; крупа разная -; соль -; перец -; яйца -; картофель -; капуста -.....» [1]. Из сметы мы видим, что «детей в детском саду кормили, проводили с ними занятия по рисованию, труду, вышиванию, занимались физическим воспитанием детей, организовывали их досуг, проводили праздничные мероприятия, обеспечивали необходимыми предметами личной гигиены» [Там же]. Процесс приготовления пищи на кухне должен производиться в присутствии дежурных. Продукты выдаются детям несколько раз в день. Как - то хлеб, масло, сахар и др. В каждую отдельную выдачу производятся с веса и в присутствии дежурных и на действительное количество детей.
В состав педагогического и хозяйственного персонала «детского сада - очага имени 3-го интернационала» входили: «завед. детским садом с 18.11.1924 г - М. К. Карелина; руководители детского сада - Л. В. Воробьева, А. В. Левицкая, Л. С. Лубошева; Так же «имелись завхоз, помощник завхоза, экономка, кухарка, посудница, истопник, сторож, няня, поломойка». «Технический персонал (няня, сторож) живет при доме. Няня очага Самойлова несет обслуживание детей: помогает маленьким раздеваться и поит их чаем, убирает по нескольку раз в день уборную и производит уборку дома с двух часов дня. Работает с 8 часов утра до 12 часов дня, с 14.00 до 18.00 убирает дом. С 12.00 до 14.00 время в ее распоряжении» [1]. В детском саду-очаге каждый день воспитатель отмечал присутствие детей. Ведется работа по профилактике заболеваний: «2 апреля 1920 г. 31 ребенок был привит предохранительной оспой» [1].
В 1920 г. организуется первый детский сад в г. Енисейске, который был расположен в здании мужской гимназии. «В объявлении, подписанном заведующим отделом народного образования Савицким, заведующей секцией «дошкольного» воспитания Заболотской детский сад определяется как «первая ступень детского образования, подготовительная школа, где дети получат начатки знания грамоты, приучатся к полезному труду, обучатся какому-либо ремеслу». В детский сад принимались дети от 6 до 8 лет. В детском саду дети проводили время с утра до 2-3 часов в разумных развлечениях и занятиях. Детей в летнее время вывозили в деревню на оздоровительные площадки «на молоко, ягоды, мед, овощи» [8, с. 22]. Информация о развитии дошкольного воспитания в Енисейске скудная, Енисейский архив имеет только подборки газет.
В г.Ачинске к декабрю 1921 г. функционирует 3 детских сада со 180 детьми. В детский сад принимались дети от 3 до 8 лет. Примерный режим дня был таким: с 9 до 11 общие занятия (приход детей, осмотр по части опрятности, общие уроки пения и гимнастики); с 11 до 13 занятия по группам (умственные упражнения, вольные игры, игры под руководством, пение, ручной труд (лепка, плетение, рисование и т. д.), уборка комнат, беседа или чтение); с 13 до 14 общие занятия (пение, игры, лепка и рисование); с 14 до 15 обед и выполнение работ по столовой [2, с. 2]. Во вторую половину дня осуществлялись игры, беседы, чтение и прогулки. В каждом саду ведутся дневники занятий и наблюдений за детьми.
Деятельность дошкольных учреждений, открываемых в 1920-е гг. строилась на опыте дореволюционных частных детских садов, работавших по системе Ф. Фребеля, М. Монтессори, А. Симонович и др. «Цели и задачи дошкольного воспитания: воспитание физически здорового ребенка, коллективистически и советски направленного, обладающего необходимыми для того времени навыками и умениями» [6:1]. Дети получали доступные им сведения об окружающей жизни, политических событиях. Обязательным было проведение революционных праздников, демонстраций, бесед о В. И. Ленине, Н. К. Крупской, о значении Октябрьской революции. В целом можно заметить, что в 20-е годы ХХ века на организацию жизнедеятельности детского сада оказывают влияние не только идеология коммунистического воспитания, но и идеи свободного и гуманистического ненасильственного воспитания.
Анализ архивных материалов, документов по дошкольному воспитанию изучаемого периода, позволил выдедить основные формы и методы работы с детьми в детском саду в Сибири в 20 – е гг. ХХ века:
1. Беседы с детьми. Чтение детям маленьких рассказов на тему бесед, разучивание с детьми стихотворений и песен на тему бесед. Беседы организуются применительно ко временам года, попутно затрагивается близкий детям мир животных, птиц, растений.
2. Занятия ручным трудом. Сюда входят лепка, рисование, работы из картона, бумаги. Все эти работы находятся в тесной связи с беседами и большей частью являются их иллюстрациями. Бывают и свободные работы, когда каждый ребенок делает то, что ему хочется. Сюда же входит приготовление игрушек из бросового материала.
3. Наблюдения за окружающей природой и животными.
4. Игры и гимнастика.
5. Пение.
6. Детские праздники.
7. Занятия для усвоения грамоты и счета [4].
Из вышесказанного видно, что содержание воспитания в саду включало в себя физическое, эстетическое и умственное воспитание. Целенаправленное обучение не являлось задачей, но могло присутствовать, если дети проявляли к изучению грамоты интерес.
В соответствии с постановлениями первых Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию (апрель, ноябрь 1921 г., октябрь 1924 г., декабрь 1928 г.) и указаниями Наркомпроса, коллективами детских садов велась пропаганда общественного дошкольного воспитания, проводилась разъяснительная работа с населением, т.к. жители, особенно в сельской местности, к дошкольному воспитанию относились с недоверием. Коллективы детских садов были связаны с женотделами и проводили совместную работу по пропаганде общественного дошкольного воспитания детей.
Организаторы дошкольных учреждений сталкивались с целым рядом проблем: отсутствие специальных помещений и слабая материально-техническая база; нехватка средств на необходимый инвентарь, питание и выплату заработной платы; отсутствие учебно-методической базы для работы с детьми дошкольного возраста [9, с. 166].
Открытие дошкольных учреждений требовало подготовки педагогических кадров. В Красноярске в педтехникуме, где специальные дисциплины вели пионеры дошкольного воспитания Зыкова Е. Ф., Брагина Е. И., Михайлова В П. с этой целью было организовано дошкольное отделение [9, с. 178]. На местах ежедневно организуются собрания с анализом работы прошедшего дня, недельные семинары и месячные курсы по подготовке руководителей и воспитателей. Например, на организованных с 15 июня по 1 августа 1921 г. в Ачинске курсах курсисткам читаются лекции по истории культуры, естествознанию, гигиене и оказанию первой помощи, подготавливаются доклады: «Организация детского сада», «День в детском саду», «Дом ребенка Марии Монтессори» [9, с. 166].
Таким образом, дошкольные учреждения в Приенисейской Сибири возникают гораздо позже, чем в Европейской части России, и это отставание вполне закономерно. Учреждения дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в. представлены разнообразными типами (ясли, площадки, очаги, детские сады и т. д.) и создавались как учреждения, воспитывающие физически здорового, самостоятельного и дисциплинированного ребенка. Организаторами детских садов обращалось внимание на трудовое воспитание и воспитание в коллективе. Все дошкольные учреждения в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX века создавались как учреждения для помощи семье в развитии ребенка, способствовали охране материнства и детства, помогали внедрять в жизнь элементы нового социалистического быта. По причине недостатка квалифицированных кадров и денежных средств воспитательная работа с дошкольниками проводилась далеко не на должном уровне. Еще одной существенной проблемой было то, что дошкольные учреждения не располагали учебно-методической базой для работы с детьми дошкольного возраста.
Библиографическая ссылка
Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Мищенкова С.С. ТИПЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-Е ГГ. XX ВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 63-68;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1698 (дата обращения: 22.11.2024).