Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Захарова Т.В. 1 Казакова Т.В. 1 Колесникова Т.А. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» Лесосибирск
В статье показано, что младший подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка; с целью исследование развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО проведено экспериментальное исследование с целью изучения коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте и описаны его результаты.
коммуникативная компетентность
младший подростковый возраст
ФГОС НОО
универсальные учебные действия
1. Анохина, Н.В. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. /Н.В Анохина //Вестник образования. – 2011. - №11. – С.51-58.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 40 с.
3. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320 с.
4. Муравьева, О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии / О.И. Муравьева // Сибирский психологический журнал. – 2010. - №14-15. – С.21-28.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. : учебник для студ. вузов. – 5-е изд. стереотип.– М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 456 с.
6. Титовой, С.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. – СПб.: Питер, 2009. –176 с.
7. Хилько, М.Е Возрастная психология. Конспект лекций /М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Высшее образование, 2010. -347 с.
8. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. –73 с.
9. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А. В. Хуторской // Школьные технологии. –2012. - № 4. – С. 36-47.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)

Согласно ФГОС НОО одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [1].

Коммуникативная компетентность – одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации. Однако однозначного понимания и чёткой структуры коммуникативной компетентности, её особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски. Коммуникативная компетентность является, несомненно, ключевой, поскольку она действительно необходима без исключения каждому и повышает как качество жизни отдельного человека, так и общества в целом. Для многих видов деятельности (педагога, врача, менеджера, политика, сотрудника полиции, офицера и т.п.) коммуникативная компетентность является также профессионально важным качеством. Поэтому не удивительно, что в ряде работ она рассматривается как важная цель современного образования.

В федеральном государственном стандарте начального общего образования выделяются коммуникативные универсальные учебные действия, которые составляют основу развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте – это готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [10].

Под коммуникативной компетентностью, мы понимаем некую совокупность коммуникативных знаний, умений, склонностей и способностей, которые способствуют эффективному установлению и поддержанию контактов с другими людьми, владению нормами общения, применению своих знаний в изменяющихся условиях коммуникативного прогресса. В структуре коммуникативной компетентности выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые всегда выступают в их тесном взаимовлиянии, взаимопроникновении. А также содержание одного, отдельно взятого компонента, обязательно «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, разнообразно проявляется в них.

Младший подростковый возраст – это один из самых сложных периодов развития школьников. Это связано с переходом от детского возраста к подростковому. Подросток занят поиском своего места в малой социальной группе сверстников, с целью получения их признания. Психологическая задача данного возраста — установление межличностных отношений в группе сверстников, где преобладает стихийно-групповое и интимно-личностное общение.

Выделив в структуре коммуникативной компетентности, следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий – мы определим их проявление в младшем подростковом возрасте.

Мотивационно-ценностный компонент в младшем подростковом возрасте отражает желание детей получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку. Также они проявляют интерес к личности партнера, умеют понимать, уважать и ценить его чувства и способны сопереживать ему.

Когнитивный компонент отражает знания младших подростков о коммуникации. А именно: знание способов вербальной, невербальной коммуникации; знания об эмпатии и рефлексии и их применении в процессе общения между людьми; знание о языке, устной и письменной речи.

Эмоциональный компонент подростков связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником. Эмоциональный компонент создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

В младшем подростковом возрасте поведенческий компонент представляет собой комплекс коммуникативных умений. Подростки умеют понимать и правильно оценивать партнера по общению, оценивать их эмоционально-психологические реакции. Также в подростковом возрасте развиваются умения вступать в общение, устанавливать контакт с собеседником, выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей. Развивается способность подростка ставить себя на место другого участника общения и «смотреть» на происходящее, на самого себя его глазами.

Для определения качественных изменений, происходящих в личности подростков при освоении коммуникативных действий, выражающихся в умениях взаимодействовать и кооперироваться со сверстниками и взрослыми, осмысленно конструировать собственный коммуникативный продукт (текст), мы выделяем пять уровней сформированности коммуникативной компетентности.

- Рецептивный уровень диагностируется, когда ученик способен сориентироваться в коммуникативной ситуации на основе определения предмета, контекста общения, позиции участников, однако степень самостоятельности подростка в коммуникации очень низка, поведение основано на вынужденной адаптации.

- Конформный уровень соответствует доминанте внешних факторов и целей, под влиянием которых и формируются личностные смыслы ученика. Подросток способен адаптироваться в групповой коммуникации на основе определения собственных потребностей и возможностей.

- Репродуктивный уровень определяется, когда ученик способен реализовать потребности и возможности самовыражения в групповой коммуникации с учетом его отношений с окружающим миром.

- Продуктивный уровень проявляется в выходе поведения ученика на самостоятельность в коммуникации за счет практического овладения различными способами интерпретации текстов разной коммуникативной направленности.

- Креативный уровень характеризуется способностью подростка продуктивно реализовать свои потребности в социальной коммуникации.

Коммуникативную компетентность необходимо рассматривать как личностное образование, интегративное качество личности, структурными компонентами которого являются когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и поведенческий компоненты, реализация которых в совокупности определяет эффективность коммуникативной деятельности личности, ее общую способность к коммуникации.Для определения качественных изменений, происходящих в личности подростков при освоении коммуникативных действий, выделяем пять уровней сформированности коммуникативной компетентности: рецептивный, конформный, репродуктивный, продуктивный, креативный. Определив уровень сформированности коммуникативной компетентности подростков, можно разработать программу для ее развития. Коммуникативная компетентность формируется в ходе совместной деятельности (сотрудничестве) подростков. Формами сотрудничества, которые способствуют развитию коммуникативной компетентности, являются дискуссии, проектная деятельность, коммуникативные упражнения и игры.

Экспериментальное исследование с целью изучения коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте было организовано в школах Енисейского района Красноярского края. Выборка исследования представлена учениками 5 и 6 классов в возрасте 10-13 лет.

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики:

1. «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина.

2. «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (адаптация Гильбуха Ю.З.)

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Для нашего исследования нам достаточно использовать первую школу данной методики.

Ключ для обработки данных по методике «Коммуникативные и организаторские склонности»

Коммуникативные склонности

(+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(–) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Обработка результатов теста.

Определяются уровень коммуникативных склонностей в зависимости от набранных баллов по данному параметру. Максимальное количество баллов – 20. Подсчитываются баллы по коммуникативным склонностям с помощью ключа для обработки данных «Коммуникативные и организаторские склонности».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Сумма баллов: 4 – Очень низкий (рецептивный); 8 – Низкий (конформный); 12 – Средний (репродуктивный); 16 – Высокий (продуктивный); 20 – Высший (креативный)

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе.

«Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (перевод и адаптация Гильбуха Ю.З.) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Для того чтобы проанализировать эффективность нашей работы, мы разделим учеников 5-6 классов на 2 группы: экспериментальную и контрольную.

Рассмотрим результаты обследования участников экспериментальной группы по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (рис 1). Анализируя полученные данные, можно отметить что, среди учащихся экспериментальной группы ни у одного ученика не выявлен креативный уровень сформированности коммуникативных умений. У одного респондента (11,11%) выявлен продуктивный уровень проявления коммуникативных склонностей. Этот подросток не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится расширить круг своих знакомых.

Репродуктивный уровень развития коммуникативный склонностей выявлен у двух подростков (22,22%), это свидетельствует о том, что они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

zaharova_1.tif

Рис.1. Результаты первичной диагностики уровня развития коммуникативной компетентности младших подростков экспериментальной группы по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина

В ходе исследования было выявлено, что для трех подростков (33,33%) из экспериментальной группы характерен конформный уровень развития коммуникативных склонностей. Данные подростки ограничивают круг своих знакомых, но при этом способны адаптироваться в групповой коммуникации на основе определения собственных потребностей и возможностей.

Также можно отметить, что три подростка из экспериментальной группы (33,33%) имеют рецептивный уровень развития коммуникативных склонностей. Это означает, что ребята предпочитают проводить время с собой, ограничивают свои знакомства.

Результаты первичной диагностики уровня развития коммуникативных склонностей учащихся по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» в контрольной группе представлены на рис 1.

Анализируя результаты, представленные на рисунке 2, мы отмечаем, что большинство подростков контрольной группы имеют рецептивный уровень развития коммуникативной компетентности. Это говорит о том, что данные подростки предпочитают оставаться в одиночестве, боятся новых отношений с другими людьми. Они никогда не подходят первыми знакомится, и не начинают первыми процесс общения. У них слабо развит словарный запас.

Проанализировав полученные данные, можем отметить, что креативный уровень сформированности коммуникативной компетентности характерен для одного респондента, что составляет 10 %. Данный факт свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Татьяна непринужденно ведет себя в новом коллективе, легко и непринужденно устанавливает и поддерживает контакты с другими людьми, владеет нормами общения и поведения в различных коммуникативных ситуациях.

zaharova_2.tif

Рис.2. Результаты первичной диагностики уровня развития коммуникативной компетентности младших подростков контрольной группы по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Проанализировав полученные данные, можем отметить, что креативный уровень сформированности коммуникативной компетентности характерен для одного респондента, что составляет 10 %. Данный факт свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Татьяна непринужденно ведет себя в новом коллективе, легко и непринужденно устанавливает и поддерживает контакты с другими людьми, владеет нормами общения и поведения в различных коммуникативных ситуациях.

Также один респондент (10 %) имеет продуктивный уровень развития коммуникативной компетентности, это свидетельствует о том, что Тихон Е. не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится расширить круг своих знакомых, помогает близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способен принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

У 30% выявлен репродуктивный уровень сформированности коммуникативной компетентности, это означает, что данные подростки стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они способны реализовать потребности и возможности самовыражения в групповой коммуникации с учетом их отношений с окружающим миром.

Конформный уровень развития коммуникативной компетентности выявлен у 10%. Он не стремится к общению, в коллективе чувствует себя скованно, тяжело переживает обиды. Редко проявляет инициативу, избегает принятия самостоятельных решений.

Далее было проведено исследование типа общения младших подростков по методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Гильбуха Ю.З.)». Результаты экспериментальной группы представлены на рис 3.

Таблица 3

Результаты первичной диагностики типа общения младших подростков экспериментальной группы по тесту «Коммуникативные умения Михельсона (адаптация Гильбуха Ю.З.)»

№ п\п

Имя Ф. респондента

Тип общения

1

Мария М.

Зависимый

2

Вероника Ш.

Зависимый

3

Ирина Г.

Зависимый

4

Денис. Ж

Зависимый

5

Илья А.

Зависимый

6

Роман Л.

Зависимый

7

Андрей Г.

Зависимый

8

Сергей М.

Зависимый

9

Галина П

Агрессивный

Анализируя полученные данные можно отметить, для одного подростка Галины П. (11,11 %) характерен агрессивный тип общения. Это говорит о том, что девочка в различных коммуникативных ситуациях не всегда адекватно реагирует на критику в свой адрес. Игнорирует потребности и интересы партнера, который не согласен с ее точкой зрения. Испытуемая не умеет принимать и оказывать сочувствие и поддержку другим людям. Также у девочки присутствуют трудности вступления в диалог с другими людьми.

Для остальных подростков из экспериментальной группы (88,89 %) характерен зависимый тип общения. Обычно это выражается в пассивности, подчиняемости, внушаемости и конформизме подростков в общении. Они легко соглашаются с мнениями окружающих, принимая точку зрения большинства.

Результаты первичной диагностики типа общения младших подростков по методике «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона» (адаптация Гильбуха Ю.З.) в контрольной группе представлены в таблице 4.

Проанализировав полученные данные, что для всех младших подростков из контрольной группы характерен зависимый тип общения. Данный факт свидетельствует о том, что младшие подростки в коммуникативных ситуациях зависят от мнения окружающих, ориентируются на волю других людей.

Таблица 4

Результаты первичной диагностики типа общения младших подростков контрольной группы по тесту «Коммуникативные умения Михельсона (адаптация Гильбуха Ю.З.)»

№ п\п

Имя Ф. респондента

Тип общения

1

Елизавета К.

Зависимый

2

Анна К.

Зависимый

3

Иван А.

Зависимый

4

Тихон Е.

Зависимый

5

Никита М.

Зависимый

6

Азим К.

Зависимый

7

Иван П.

Зависимый

8

Алексей П.

Зависимый

9

Татьяна С.

Зависимый

10

Александра В.

Зависимый

Таким образом, анализируя полученные результаты по методикам «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина и «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (адаптация Гильбуха А.З.), мы можем наблюдать, что для большинства испытуемых характерен рецептивный и конформный уровниразвития коммуникативной компетентности. Данный факт свидетельствует о том, что подростки предпочитают проводить свободное время наедине с собой, и ограничивают круг своих знакомых. А также в большинстве коммуникативных ситуаций они ориентируются на мнение окружающих.

Так как коммуникативная компетентность в младшем подростковом возрасте находится на стадии активного формирования, мы считаем, что необходимо организовать дальнейшую успешную деятельность по развитию коммуникативной компетентности. Потому что именно коммуникативная компетентность обеспечивает человеку успешность деятельности в современных меняющихся условиях.

Развитие коммуникативной компетентности особенно важно в основной школе, поскольку общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте и основные трудности в обучении учащиеся испытывают из-за недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.

В то же время приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития младшего подростка.

Таким образом, значение коммуникативной компетентности в развитии младших подростков велико, так как именно от уровня ее развития зависит благополучие личностного развития младшего подростка.

Нами была разработана программа «Мастер общения», направленная на развитие коммуникативной компетентности младших подростков. Задачи программы: сформировать у младших подростков систему коммуникативных знаний; сформировать коммуникативные умения вступать в контакт,устанавливать контакт с собеседником, завершить общение, а также умения выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей; развивать умение общаться в различных коммуникативных ситуациях, в различных жанрах, также владение приемами беседы, дискуссии, убедительной речи и т.п.; развивать способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание, способность к сопереживанию; совершенствовать рефлексивные способности; актуализировать у группы желание и стремление к активной продуктивной работе.

Условия проведения: развивающая программа рассчитана на 8 занятий длительностью 1 час каждое, по 2 занятия в неделю в течение месяца.

Структура занятий:

1. Приветствие. Назначение: представление себя, приветствие участников. Выявление ожиданий от занятия. Самочувствие на данный момент.

2. Основная часть. Назначение: динамические упражнения, направленные на синхронизацию группы, создание доброжелательной, безопасной, непринуждённой атмосферы, способствующей организованному и оперативному принятию решения.

3. Заключительная часть. Назначение: получить ответы на вопросы: Что сейчас чувствуешь? Что нового выяснил? Пожелания себе, группе. Прощание.

Правила протекания совместной работы:

– Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившейся для группы, субординации. Каждый несёт ответственность, как за свои решения, так и за групповые.

– Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.

– Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

– Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».

– Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.

– Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности.

Содержание развивающей программы:

Занятие 1. Цели занятия: установление положительного социально-психологического климата в группе, постановка и осмысление целей предстоящей работы, формирование знаний о коммуникации. Мероприятия: беседа «Коммуникация и общение: общее и различное»; упражнения «Путаница» (развитие навыков общения, снятие эмоционального напряжения) и «Подарок» (развитие умений невербального общения, а также умение анализировать невербальные сигналы).

Занятие 2. Цели занятия: установление психологического контакта между участниками, развитие умения чувствовать и понимать других людей, а также формирование умений поиска общего и отличного. Мероприятия: упражнение «Комплименты» (формирование позитивного настроя на работу, умение говорить друг другу комплименты), упражнение «Мы с тобой одной крови! Ты и я!» (формирование умений поиска общего и отличного), упражнение «Я тебя пониманию» (формирование умений «считывания» состояния другого человека), упражнение «Зеркало» (развитие умения чувствовать и понимать собеседника, установление психологического контакта между участниками).

Занятие 3. Цели занятия: формирование знаний о том, что такое самопрезентация, развитие умений самопрезентации, формирование умения вести дискуссии. Мероприятия: упражнение «Его сильная сторона» (разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты), беседа «Понятие самопрезентация» (формирование знаний о том, что такое самопрезентация), упражнение «Ищу друга» (развитие умений самопрезентации), упражнение «Список качеств, необходимых для общения» (развитие рефлексивных умений младших подростков, а также формирование навыков ведения дискуссии).

Занятие 4. Цели занятия: формирование знаний о том, что такое активное слушание, развитие умений активного слушания. Мероприятия: упражнение «Спички» (развитие вербальных умений – говорения и слушания), беседа «Активное слушание» (формирование знаний о том, что такое активное слушание), упражнение «Испорченный телефон» (овладение умениями активного слушания), упражнение «Мудрый слушатель» (развитие умений активного слушания).

Занятие 5. Цели занятия: формирование знаний о том, что такое убеждающая речь, развитие умений убедительной речи, также развитие умения корректно выражать отказ, умения правильно высказывать свою точку зрения. Мероприятия: беседа «Убеждающая речь» (формирование знаний о том, что такое убеждающая речь), упражнение «Дар убеждения» (развитие умений убедительной речи), упражнение «Защитная речь» (развитие умения выстраивать убеждающую речь, изменение мнения окружающих), упражнение «Расставание» (развитие умения корректно выражать отказ, умения правильно высказывать свою точку зрения).

Занятие 6. Цели занятия: формирование знаний о том, что такое дискуссия, развитие умения аргументировать в процессе дискуссии, умения быть уверенным в себе, отработка навыков поведения в дискуссии. Мероприятия: беседа « Что такое дискуссия?» (формирование знаний о том, что такое дискуссия), упражнение «Потерпевшие кораблекрушение» (развитие умения аргументировать в процессе дискуссии, умения быть уверенным в себе, отработка навыков поведения в дискуссии), упражнение «Марионетка» (снятие мышечного напряжения).

Занятие 7. Цели занятия: актуализация знаний участников относительно понятия конфликта, формирование умений успешного разрешения конфликтов. Мероприятия: упражнение «Мое представление о конфликте» (актуализация знаний участников относительно понятия конфликта), информационное сообщение «Конфликт» (выяснение сущности понятия «конфликт»), упражнение «Ящик недоразумений» (формирование умений успешного разрешения конфликтов), упражнение «Выход из контакта» (развитие умения выходить из конфликтных ситуаций).

Занятие 8. Цель занятия: закрепление и отработка полученных навыков. Мероприятия: упражнение «Вверх по радуге» (содействие расслаблению и саморегуляции психического состояния подростков), упражнение «Контрабандисты» (формирование умений убедительной речи, распознание правды и лжи), упражнение «Вспомним…» (совершенствование способности к рефлексии, тренировка умений публичного выступления).

После реализации программы «Мастер общения» была проведена повторная диагностика. В повторном диагностическом обследовании участников экспериментальной и контрольной групп использовались те же методики, что и при первичной диагностике.

Анализируя результаты представленные на рисунке 5, можно отметить, что после проведения развивающей работы заметна положительная динамика результатов. Так в результате повторной диагностикив экспериментальной группе по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина можно заметить, что возросло количество подростков с продуктивным уровнем развития компетентности на 22,22% и с креативным уровнем развития коммуникативной компетентности на 11,11%.

zaharova_3.tif

Рис. 5. Сопоставление результатовпервичной и повторной диагностикиразвития коммуникативной компетентности младших подростков экспериментальной группе по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Количество учащихся с рецептивным уровнем уменьшилось на 22,22%, это связано с переходом их на более высокие уровни развития коммуникативной компетентности.

Полученные диагностические данные в контрольной группе младших подростков, с которой развивающая работа не проводилась, динамика развития коммуникативной компетентности практически не заметна.

zaharova_4.tif

Рис. 6. Сопоставление результатовпервичной и повторной диагностики развития коммуникативной компетентности младших подростков экспериментальной группе по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Таким образом, сравнение результатов диагностики по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина до и после проведения программы психолого-педагогических мероприятий для развития коммуникативной компетентности, позволяет говорить о том, что коммуникативные способности младших подростков после проведения развивающей работы оказались на более высоком уровне.

Далее было проведено сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группе по показателям методики «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Гильбуха Ю.З.)».

Преобладание показателей зависимого, агрессивного или компетентностного типа общения у младших подростков экспериментальной группы первичной и повторной диагностики представлены на рисунке 11.

zaharova_5.tif

Рис.7 Сопоставление результатовпервичной и повторной диагностики коммуникативной компетентности младших подростков экспериментальной группы по методике «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (адаптация Гильбуха Ю.З.)

Анализируя результаты, представленные на рисунке 7 можно проследить динамику показателей ведущего типа общения младших подростков в экспериментальной группе. Отметим тот факт, что после проведения развивающей работы у большинства подростков (44 %) изменился тип общения с зависимого на компетентный, что свидетельствует о развитии коммуникативных умений. Данные подростки стали более коммуникабельными и дружелюбными, они научились выражать собственное мнение, и уважать мнение других людей.

Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики в контрольной группе по методике «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (адаптация Гильбуха Ю.З.) можно отметить, что только один человек (10 %) изменил свой тип общения с зависимого на коммуникативный.

Принимая во внимание полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что в результате организованной нами развивающей работы произошла значительная динамика развития коммуникативной компетентности у младших подростков. Подростки стали более инициативны, коммуникабельны, они могут слышать и слушать собеседника, стали в большей степени учитывать особенности собеседников, проявлять эмпатию. Кроме того, подростки, с которыми была проведена развивающая работа, стали в большей степени владеть нормами общения, применять свои знания в различных коммуникативных ситуациях. У них повысился уровень развития коммуникативной компетентности.

zaharova_6.tif

Рис.8. Сопоставление результатовпервичной и повторной диагностики коммуникативной компетентности младших подростков контрольной группы по методике «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (адаптация Гильбуха Ю.З.)

Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики развития коммуникативной компетентности, можно отметить динамику развития коммуникативной компетентности в экспериментальной группе. Это свидетельствует о том, что разработанная нами программа психолого-педагогических мероприятий для развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте способствует повышению развития уровня коммуникативной компетентности у детей младшего подросткового возраста.

В заключении еще раз подчеркнем, что младший подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.


Библиографическая ссылка

Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колесникова Т.А. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 51-59;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1696 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674