В последние десятилетия произошли огромные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед проблемой « человечности» современного человека. Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознания жизни. Он много знает о мире, но мало понимает о своих отношениях с этим миром. Человечество напоминает организм, который не очищается от собственных шлаков. Этот организм или отравится собственными отработками, или начнет усиленное самоочищение для спасения.
Главный урок, преподнесенный человечеству самой всемирной историей и особенно нашей историей (1917-2017гг) заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество-это, по словам Священного Писания дом, построенный на песке, падение которого- падение великое.(Мф.7: 26-27)
Лауреат Нобелевской премии, ученый-нейрофармаколог из Швеции Арвид Карлссон заявил: «Мы рождены с генами, который нам дал Бог. И это естественная форма жизни в отношениях с Богом, в молитве к Богу и в вере в Бога… Религиозный человек - это нормальный человек, а вот человек неверующий - это некая форма инвалидности, неспособности. Я понимаю, почему так много людей религиозных. В действительности, она (религия) является частью наших генов» [9].
А современные ученые физики и биологи доказали, что строение молекулы и ДНК не могли возникнуть сами по себе, т.к. содержат в себе огромную информацию, а её объем для нас невообразим. Деление хромосомов и сложные внутриклеточные процессы заставили ученых задуматься, что эти процессы не могли возникнуть без направленной воли Творца. Британский физик Мартин Джон Рис, лауреат Темплтоновской премии 2016г. указал: «Бог есть и мы можем видеть проявление Его воли». Это мнение многих ученых. Они не просто верят в Создателя, но опираются на современные знания. Математики же просчитали методом случайных чисел, что время, которое было бы затрачено на эволюцию из неорганических соединений в человеке без воли Божией заняло бы возраст, в несколько раз превышающий возраст вселенной, что абсолютно невозможно [10].
Известный славянофил И.С. Аксаков пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает – с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».
Святая Церковь вот уже более двух тысячелетий направляет человечество ко Спасению Промыслом Творца о своем творении. Святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Все управляется Промыслом Божьим ; но одно бывает по допущению Бога, а другое совершается при Его содействии. Бог в одном содействует нам, в другом только попускает: всякое зло только по нашей воли, всякое добро по нашей воли и вместе по его содействию.» При этом светскость не является препятствием для диалога и соработничества Церкви и государства.
Это соработничество стало основой для защиты духовного и культурного наследия нашего народа, ибо все, что происходит и происходило в истории человечества, происходит из нравственной природы человека. Нравственность всегда первична, а закон вторичен, ибо закон признается справедливым или несправедливым только тогда, когда он отвечает нравственному чувству людей. Если это наоборот, то это вызов всему цивилизационному развитию.
Утрата обществом способности критически воспринимать привнесенному извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозных традициях нравственные нормы, ценности дезориентируют человека и общество и начинается абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов морального произвола и потребительства [6].
Решать все названные проблемы в современной России возможно прежде всего через образование. Современное образование делает акцент прежде всего на знание, исключая духовно-нравственное составляющую, особенно в университетах. Утрата же духовных ориентиров делает невозможным любую попытку ориентации и в историческом пространстве. Однако науке не все доступно. Науке нужно отказаться от собственного метода: от претензии на безличную объективность, принудительную доказательность, от сектантского игнорирования ряда важных аспектов общечеловеческого опыта, в том числе и религиозного. Существуют и другие формы познания. Кроме этого, есть ещё и внутренние причины, обусловленные в том числе и теснейшей связью новоевропейской науки с нашей цивилизацией.
Бог создал человека по Своему образу и подобию, наделил его способностью творить. Человек с особым дерзновением и силой раскрыл свои творческие способности. Он не просто подчинил себе природу на основе научных технологий, он стремится создать новую, пытается улучшить существующую природу, он конкурирует с самим Творцом этого мира. Что-то из этого необходимо, что-то удается, но безудержная погоня за комфортом всё более оборачивается своей противоположностью: отравление природы, прогрессирующее уничтожение целых видов биологических организмов, задыхающиеся от отходов своей жизнедеятельности мегаполисы, глобальный экологический кризис.
Наука стремительно движется в новом направлении, развивая информационные и биотехнологии. На их основе человек надеется изменить свой собственный образ, тот антропологический тип в рамках которого человек существовал от создания мира. Везде мы видим одну и ту же проблему: уровень нравственного сознания человечества не соответствует открытым им энергиям и технологиям.
Прогресс остановить нельзя, но остановить нравственную деградацию человека возможно и необходим ради самой жизни .
Православие несет в себе всеобъемлющий идеал переустройства как внутреннего человека, так и всего окружающего человека мира. Очень важно мировоззренческое ценностное и целостное основание, на котором развивался бы человек как Личность. «Просвещение одной только наукой, одного только ума, односторонне и не ведет к добру», -писал В.И.Даль.
К сожалению, студентам высших учебных заведений пытаются представить обобщенную картину мирового историко-культурного пространства, унифицируя под неё культурно-национальные компоненты. В условиях вызовов современного мира в такой трактовке преподавания нет самого главного любви к родной истории и культуре, своим историческим традициям. Нужны новые, нестандартные формы и методы преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Университет призван открыть доступ к многообразию человеческого опыта, создавать возможность приобщаться к избранным сферам знания, в том числе и к религиозному знанию, к теологии. Православное богословие всегда было сферой особой ответственности России, её вкладом в мировую гуманитарную науку. Однако более 70 лет атеизма существенно препятствовало развитию научного поиска.
Формирование целостного мировоззрения в высшей школе возможно только при взаимодействии администрации, профессорско-преподавательского состава, студентов , РПЦ и духовных заведений. Начинать необходимо с разработкой спецкурсов по гуманитарным дисциплинам:
- по истории России определить особенность её в истории человечества следующими факторами:
- геополитический фактор. Россия находится на границах двух великий цивилизаций Востока и Запада и была барьером между ними и предохраняла их от гибельного столкновения друг с другом;
- этнический фактор. В процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим будущий русский народ, который изначально рождался на полиэтнической основе.
И наконец, самый главный - религиозный фактор. В Х веке в России сложилась своеобразная форма христианства - Православие, которое стало связывается в народном сознании с идей национальной независимости, сохранения народа и его культуры. Православие активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и соответственно русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Более того, именно благодаря Православию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромное пространство Евразии. Только через Православие русскому народу был открыт смысл жизни и цель исторического движения.
Русское национальное самосознание не может жить просто ради комфорта и удовольствия, но только тогда, когда четко сформулированы цели и ясно осознанно сердцем, душою и разумом принятого смысла бытия [4].
В философии необходимо разработать спецкурсы «Духовно - нравственная культура России и смена мировоззренческих парадигм», «Современная система просвещения; философия, аксиология, методология, христианская антропология» и др.
В политологии - первичность нравственности и вторичность закона на основе развития различных форм политико-властных отношений, лидерства элит, политических партий и групп давления.
В социологии должны быть разработаны спецкурсы, посвященные проблемам духовно-нравственной составляющей в темах: «Социология личности», «Социология политики», «Социология Православия и общества», «Социология Русской Церкви и её роль в духовном просвещении народа».
В культурологи – подчеркнуть, что отличительными особенностями истории и культуры нашей страны является многовековой опыт добрососедства, межнационального и межрелигиозного диалога, согласия народов, объединенных в историческую Русь. Наша национальная культура немыслима без стремления к народному единению, справедливости и миру. Через познания культурно-религиозных основ Православия, Ислама, Иудаизма, Буддизма не будет ясна основа мировоззрения нашего народа: любовь к ближнему, идеал целомудрия (т.е. целостность человеческой личности в единстве с Божественном замыслом о человеке и мире).
С этой целью организовать для преподавателей духовно-нравственной культуры и просвещения цикл лекций, бесед, встреч, конференций при непосредственном участии духовенства РПЦ, преподавателей духовных Академий и семинарий.
Одним из ключевых тематических направлений может быть «Учение о добродетелях в святоотеческом наследии как система духовного и нравственного воспитания и развитие Личности».
Необходимо проводить специальный цикл конференций и семинаров, посвященных изучению святоотеческого наследия Василия Великого, преподобного Иоанна Лествичника, Саввы Дорофея, Святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Луки Войно-Ясенецкого и других Отцов и учителей Церкви.
Одной из современных тенденций возрождения исторического облика отечественных вузов является создание университетских православных храмов. Университетский храм является местом особо возвышенного по содержательному и нравственному уровню общения преподавателей и студентов, местом личной встречи с Богом, соприкосновения с живой историей и традицией, культурой и эстетикой. Это способствует воспитанию чувства единения и патриотизма, сопереживая ближнему, погашению внутренних конфликтов внутри вуза, укреплению здоровой мировоззренческой позиции всех участников образовательного процесса.
Другая форма воспитательной работы на основе духовно-нравственной культуры - это организация паломнических поездок с участием студентов и преподавателей, тематических мероприятий и вечеров, посвященных празднованию Рождества, Пасхи, Татьяниного дня, дней памяти преподобного Сергея Радонежского и т.д.
С учетом направленности вуза должна быть осуществлена формула «Образование- служение». Педагогическим идеалом в этом случае является святость. Именно к ней, как к конечной цели личностного становления, ведет преподаватель своих воспитанников.
Само преподавание дисциплины со стороны преподавателя нуждается в определенном переосмысления, в решении следующей методологической задачи - ввести святоотеческий опыт воспитания здоровой в духовно- нравственном отношении личности в образовательный процесс по отношению к конкретному предмету.
Что касается современного студенчества то оно должно заниматься самоорганизацией с целью проявления своей инициативы, воплощения новых идей в русле общей концепции формирования здорового мировоззрения вуза Примером такой работы являются студенческие волонтерские движения. Их участники должны осуществлять адресную помощь нуждающимся, одиноким и пожилым людям, имея особое попечение о сиротах в детских домах, неизлечимо больных в хосписах и больницах и т.д.
Другой формой студенческой самоорганизации являются студенческие клубы такие , как « Доброе кино», « Наука и вера», «Добро в твоей профессиональной деятельности» и другие.
Таким образом, все вышеназванные формы и мероприятия могут способствовать формированию здорового в духовно – нравственном отношении мировоззрения современного студенчества. Но самое главное-знать, понимать и верить, что по словам Спасителя, « из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяние, любодеяние, убийство, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордыня, безумство (Мк-7:21-22). А все это - именно то, что становится движущей силой не только наших личных греховных поступков, но и трагических исторических событий.
Россия, это не просто страна- это отдельная, самостоятельная, самодостаточная часть планетарной цивилизации. Совсем не случайно в нашем Российском гимне появились слова: «Одна ты на свете! Одна ты такая- хранимая Богом родная земля!». Именно в этом заключается смысл стихотворения Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать :
В Россию можно только верить.
А верить в Россию - значит верить в Бога! Мы должны построить цивилизацию Духа, а не цивилизацию Плоти, цивилизация Любви. Проект и Гимн этой цивилизации оставил нам в Первом послании к Коринфянам Святой Апостол Павел в 13 главе:
1.Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
2.Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так,- что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
3. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
4.Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине,
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем,
10. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчеки рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим (как бы) сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу, теперь знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сия три – вера, надежда, любовь, но ЛЮБОВЬ из них больше [11].
Настоящая жизнь (земная) является не самодовлеющей ценностью, но преходящей формой бытия личности, необходимым условием самопознания, реализацией в этом изменчивом мире своей свободы перед лицом совести и признания необходимости Христа: «Бог есть ЛЮБОВЬ, и пребывающий в ЛЮБВИ пребывает в Боге, и Бог с ним» (1 Ин. 4,16)
Но богоподобная Любовь- это не только нравственное и эмоциональное благо человека. Она является совершенным инструментом и познания самой Истины.
Библиографическая ссылка
Акимова Р.С. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 7-11;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1688 (дата обращения: 22.11.2024).