В Китае есть поговорка «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» [8], поэтому современному педагогу нужно стараться достичь более продуктивной учебной деятельности учащихся. Как заинтересовать и вовлечь школьника в учебный процесс его на уроках истории, чтобы реализовать требования ФГОС? Во многом приходит визуализация материала на уроке для более полного достижения уровня заинтересованности обучающихся.
В начале XXI века в России произошел визуальный поворот, который отразился на современной методике обучения истории. Исходя из собственного педагогического опыта, мы можем делать вывод, что в современных школах активно используются различные методы визуализации материала. Однако эффективность обучения школьников во многом зависит от подачи материала учителем, от организации им познавательной деятельности учащихся. В своих работах Эрвин Панофски писал, что «свойством реальности наделено лишь то, что постигается посредством зрительного представления, … которое ни при каких обстоятельствах не может быть рациональным»[18, c.14].
Визуальная история – это самостоятельное направление в исторической науке. Методом познания является совокупность приемов работы с визуальным источником (фотографией, открыткой, картиной, фильмом, вещью). Визуализация учебной информации рассматривают многие исследователи Р. Арнхейм [1], М. Е. Бершадский [2], Г. В. Лаврентьев [9], Н. М. Ежова [7], С. В. Селевко [12], А. В. Бочаров [3] и др. В методике обучения истории широко известны работы А.А. Вагина [4], П.В. Гора [6] и др. Существует ряд методических рекомендаций, которые помогают учителю грамотно спланировать свою педагогическую деятельность при работе с ними. В первую очередь нам полезны были исследования коллектива авторов кафедры отечественной истории НГПУ (О. М. Хлытиной, Е. К. Лейбовой, О. Н. Сидорчук, Н. Н. Родигиной и др.), опубликовавших свои статьи в сборнике «Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике» [5]. Также в работе Е. К. Лейбовой [10] предлагаются стратегии изучения разных типов источников и наглядно демонстрируют примеры работы с ними на уроках истории. В работах Е. Е. Тихомировой и Л И. Дрёмовой [14; 15], Т. В. Чапли [16; 17] на основе последовательного применения семиотического и аксиологического подходов разработаны теоретические аспекты коммуникации в культуре и искусстве, проанализированы основные модели коммуникации в культуре и искусстве и предложены способы их реализации в образовательной практике.
На уроках по истории Новосибирска без использования визуальных источников не обойтись, ведь именно на этом предмете можно использовать. Известно, что работа с изобразительными средствами наглядности является важным условием развития представлений учащихся о прошлом и настоящем, которые лежат в основе формирования знаний о фактах и понятиях изучаемой эпохи.
Однако не все виды исторических источников представлены равномерно. Мы продемонстрируем на примере темы «Достопримечательности города Новосибирска» методические возможности работы с методами визуализации материала.
Нужно иметь в виду, что иллюстраций не всегда бывает достаточно, чтобы дать полное представление об изучаемой теме и основных достижениях культуры определенного периода. Совершенно новым источником стала авторская карта г. Новосибирска, разработанная В. Н. Сорокиным на кафедре теории, истории культуры НГПУ [13].
Необходимо работать с методами визуализации материалам именно как историческим текстам: комментировать контекст времени, в котором они были созданы, интерпретировать авторскую позицию; выявлять причинно-следственные связи, давать новые интересные задания школьникам и т.п.
Хочется подробнее остановиться на мультимедийных средствах, обеспечивающие лучше по сравнению с другими средствами обучения принцип наглядности. Использование мультимедийной установки на уроках истории определяется необходимостью визуализации материала. В зависимости от темы и объема материала на занятиях можно показывать интерактивные карты, мультимедийные презентации, интерактивные схемы, документальные фильмы или фрагменты, репродукции, фотографии и т.д.
Современные технологии дают возможность успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты документальных и художественных фильмов. То есть эта методика помогает учащимся воспринимать реальные события посредством кино. Фильмы можно использовать в качестве изучения новой темы или в качестве дополнительного и закрепляющего материала.
Так на уроке по теме «Достопримечательности города Новосибирска» можно использовать различные фильмы, например «Рубрика Топ ньюс: рейтинг достопримечательностей Новосибирска». Учащимся по этому сюжету может быть предложен ряд вопросов: 1) Какие достопримечательности вы запомнили? 2) Какие из них вы видели? 3) Какую достопримечательность вы считаете лицом Новосибирска? 4) Почему именно ее вы назвали?
После просмотра фильма школьником может быть предложено задание составить свой рейтинг достопримечательностей Новосибирска, причем они должны указать, почему выбрали именно ее и дали ей такое место.
Кроме фильмов на современном уроке истории Новосибирска мы можем использовать и следующие технологии визуализации, усиливающие концентрацию внимания учащихся, а также ведут к осознанию и выделению главного в содержании:
– Карты (адреса, где расположены достопримечательности, чтобы учащимся было легче сориентироваться в пространстве. При этом можно показать как расширился Новосибирск за 124 года).
– Плакаты, открытки, афиши.
– Диаграмму Исикавы, или причинно-следственная диаграмма (иногда ее называют диаграмма «рыбья кость» применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение. Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу, в нашем случае это достопримечательности Новосибирска. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные названия и понятия темы, причины, факты, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения).
– Коллажи из достопримечательностей.
– Печа – Куча (быстро сменяющие друг друга слайды)
– Облако слов, понятий и названий.
Помимо этих методов визуализации можно использовать экскурсии, потому что именно на уроках истории родного города это сделать наиболее возможно. К тому же за счет этого у учащихся возрастает познавательная и учебная деятельность. Детям может быть предложено разобрать достопримечательности и во время этого небольшого путешествия каждый может рассказать про свой объект.
В современной методике преподавания истории в школе появляются новые интересные задания для учащихся, которые помогают разнообразить урок и вовлечь учащихся в учебный процесс. Одним из подобных задания является кроссенс. Это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Значение слова «кроссенс» – это «пересечение смыслов», по своей сути он аналогичен со словом «кроссворд», которое с английского языка переводится как «пересечение слов».
Наши соотечественники писатель, педагог и математик Сергей Федину и докторуъ педагогических наук, философ и художнику Владимиру Бусленко впервые опубликовали идею кроссенса в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс являет собой цепочку ассоциаций из девяти изображений, которые замкнуты в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики» [11]. Развивающий метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Учащимся нужно объяснить, что такое кроссенс, как составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Школьники должны понять, что девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Картинки расставлены таким образом, что каждая картинка имеет смысл с предыдущей и последующей, а центральная связывает сразу несколько картинок. Главной задачей школьника найти ассоциативную связь между соседними картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Разгадывать кроссенс можно начинать с любой картинки, которую узнали, но стоит помнить, что центральным является квадрат под номером пять. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Но обычно нужно установить связи по цепочке изображений первое – второе, второе – третье, третье – шестое, шестое – девятое, девятое – восьмое, восьмое – седьмое, седьмое – четвертое («основа»). Центральным является пятый квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Также можно постараться установить связи по принципу центрального креста между квадратами второе – пятое, шестое – пятое, восьмое – пятое, четвертое – пятое («крест»).
Стоит отметить, что ответ не всегда однозначен, но в большинстве случаев отгадывающий находит одну и ту же цепочку ассоциаций.
При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Определить тематику (общую идею).
2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3. Найти связи между элементами.
4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» или «основа».
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками [11].
Для того, чтобы было легче при создании кроссенса, нужно сначала каждый квадрат заполнить словом (словосочетанием) по данной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Главная идея кроссенса – это решение загадка, ребус, головоломка, поэтому он прекрасно выступает как форма инновационной, нетрадиционной проверки знаний по предмету. Кроссенс на уроке можно приметить:
– при определении темы и цели урока;
– при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
– при закреплении и обобщении изученного материала;
– при подведении итога работы на уроке, включая как рефлексию.
Кроме того, кроссенс можно предложить ученикам в качестве творческого домашнего задания. Для учителя кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.
С помощью кроссенса можно понять, насколько обучающиеся усвоили изучаемую тему. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.
Поэтому мы предлагаем свой вариант кроссенса на уроках истории родного города по теме «Достопримечательно сти города Новосибирска».
Школьникам предлагается изображения девяти достопримечательностей Новосибирска, где они связаны по принципу «основа». На первой фотографии представлен собор Александра Невского, знаменитый тем, что даже во время революции не был разрушен. На второй картинке изображена часовня Святого Николая. По преданию, она является центром России, но на самом деле это не так, а центр смещен восточнее. Два этих изображения объединяет то, что они относятся к храмам Новосибирска.
На третьей фотографии изображен Краеведческий музей. Ранее он был Городским торговым корпусом, который был построен в 1910 – 1911 году. У этого здания большая и интересная история, но с часовней его связывает то, что они находятся рядом территориально. Кроме того возможен и тот вариант ответа, что их построил один архитектор.
На шестой картинке изображен стоквартирный дом, одно из самых известных архитектурных работ А. Д. Крячкова, потому проект этого здание получило диплом первой степени, золотую медаль и гран – при на Международной выставки искусств и техники в Париже в 1937 г. С предыдущим изображением Городского торгового корпуса эта картинка связана тем, что их построил один архитектор.
На девятой фотографии показан памятник А. Д. Крячкову. И эта ассоциация вполне ясна. Здесь главной задачей детей является узнать в скульптурном изображении архитектора. Но если это вызовет затруднение, то возможным ответом может послужить то, что оде достопримечательности находятся на площади Свердлова.
На восьмом изображении перед нами памятник лабораторной мыши, которая плетет нить ДНК. Стоит отметить, что у школьников всегда вызывает интерес именно этот памятник, они всегда с удовольствием расспрашивают про него и сами про него рассказывают. Тут связь тоже очевидная, эти два объекта оба памятники.
На седьмой фотографии представлено здание Технопарка. Его по праву можно считать достопримечательностью Новосибирска, потому что он демонстрирует инновационные технологии нашего города. С лабораторной мышкой его связывает то, что они находятся в Академгородке.
На четвертой картинке мы видим здания ГПНТБ. Из моей практики хочется отметить то, что школьники достаточно много знают об этом здании. Эта библиотека является самой большой за Уралом. ГПНТБ и Технопарк – это научные достопримечательности Новосибирска.
На пятом центральном изображении – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. По праву считается главной достопримечательностью Новосибирска. Его всегда изображают на открытках, магнитах и т.д. Театр по праву зовется «Сибирским Колизеем» за счет своих размеров.
Этот кроссенс школьники с удовольствием разгадывают, причем особых трудностей с эти у них не возникает.
Домашним заданием может послужить создание визуальной экскурсии, где дети подберут фотографии, интересную информацию и поделятся ей на следующем уроке. Одним из вариантов задания на дом может стать мини – сочинение про любой наиболее запомнившейся объект, используя фотографии и знания, полученные на уроке.
В заключении хочется отметить, что применение на уроках истории Новосибирска методов визуализации материала способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока в целом. Все школьники включаются в деятельность, обсуждают и выдвигают свои версии, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления и творческого подхода к решаемым проблемам. В наше время появляются все новые требования к процессу обучения школьников. Но слова Л. Н. Толстого остаются до сих пор актуальными: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».
Библиографическая ссылка
Храпова В.В. НОВЫЕ МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 178-182;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1685 (дата обращения: 21.11.2024).