Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Кударинова А.С. 1 Ашимханова Г.С. 1 Туганбекова К.М. 1 Рахметова А.М. 1 Сериков Т.Ш. 1
1 РГП на правах хозяйственного ведения «Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова» Министерство образования и науки Республики Казахстан Караганда
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.
движение
активность
физическая культура
адаптация
умения
двигательная сфера
возможности
ребенок с ограниченными возможностями
1. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 363-365.
2. Авдеева П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста. Физическая культура. – 2005. – 395 с.
3. Шебеко В.И., Ермак А.А., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогич. учебн. завеедений. - 3-е изд, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.
4. Игнатов Л.В., Волик О.И., Кулаков В. Д., Холюкова Г. А. Программа укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
5. Гусева Т.А. Эстетико-физическое воспитание детей. Монография. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2013. – 215с
6. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре: Н. Г. Соколова — Москва, Феникс, 2010 г.- 448 с.
7. Руководство по спортивной медицине: — Санкт-Петербург, СпецЛит, 2012 г.- 488с.
8. Лечебная физическая культура: Учебник / Под ред. С.Н. Попова – М.: Академия, 2004.
9. Новиков Ю. А. Физкультура или спорт. – М.: Атлетика, 2002.

Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Данное отражают главную мысль: богатство человеческой жизни – здоровье. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. В раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Проблема исследования и оценки двигательной активности остается актуальной, т.к. двигательная активность находиться на низком уровне и не соответствуют возрастным нормам. Таким образом, движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение двигательной активности может привести к ЗПР, снижению иммунитета и замедлению роста. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Двигательная активность является важным средством полноценного развития детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлениям природы. Движение с ранних времен привлекает к себе внимание видных ученых различных направлений (И. Сеченов, И. Павлов; Б. Теплов, А. Лурия, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский).

Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И., 2001).

Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим функциональному развитию организма, его совершенствованию. Чем больше степень активности скелетных мышц, тем лучше.

Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, его удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Применительно детям с ограниченными возможностями снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате чего могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный и физический тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, более слабо работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Следовательно, ослабляется организм ребенка в целом.

В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией в режиме дня современных дошкольников отмечается снижение двигательной активности, и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов). Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивается выполнением двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в режиме дня детского учреждения и дома. Режим очень важен особенно для детей, так как все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Режим дня дошкольника предусматривает определенную продолжительность учебных и не учебных занятий, сна и отдыха, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Значение режима в том, что он создает благоприятные условия для своевременного развития. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, помимо режима жизнедеятельности ребенка в течение дня необходимо особое внимание уделять двигательному режиму, включенному в общий режим дня детей. Как правило, двигательный режим отличается разнообразием форм физического воспитания. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной деятельности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдение рационально организованного двигательного режима позволяет не допустить развития у ребёнка умственного перенапряжения и создать условия для формирования всех систем и функций организма.

Решение проблем рационального двигательного режима становится важным гигиенически-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Огромное значение имеет формирование у детей адекватной самооценки, развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. Родители должны умело формировать мотивационную сторону поведения и интерес к занятиям по овладению речевыми и двигательными навыками, другими видами деятельности. Формирование активных качеств личности в условиях семьи следует начинать с таких видов деятельности, как игра и элементарный труд. При организации игровой и трудовой деятельности нужно разъяснять ребенку их значение и смысл, наглядно демонстрировать их конечный результат.

Знания физических и умственных возможностей детей поможет воспитателю правильно подобрать для них ту или иную игру. Несколько упростить или же усложнить ее к силам играющих.

Для формирования двигательной активности деятельности детей рекомендуется проводить утреннюю зарядку, гимнастику после сна, физминутки на занятиях и физкультурные паузы, психологические игры с движениями и речевками, новое введение релаксации, основные самые активные и интересные для детей подвижные игры на прогулке, малоподвижные игры, которые также можно проводить в группах, спортивные праздники с сюжетно – подвижными играми с крупными гимнастическими пособиями, игры – упражнения для детских выступлений. Они хорошо помогают в воспитании целого ряда положительных двигательных и морально – волевых качеств детей с ограниченными возможностями. При правильной организации и содержании занятий по формированию двигательной активности у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

В процессе игровой и трудовой деятельности дети учатся выполнять требования и инструкции взрослых, считаться с интересами окружающих, доводить начатое дело до конца. Если ребенок не хочет выполнять то или иное действие, важно добиться от него осознания цели выполняемого действия путем подсказки со стороны взрослых.

В ходе усвоения нового действия должна постоянно оказываться ребенку помощь. Варианты помощи меняются в зависимости от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте показывается, как надо выполнять действия или задания. Так, при обучении складывать целое изображение из частей взрослые сначала могут сами сложить картинку, а затем предложить ребенку собрать изображение по образцу. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется сопровождать показ действия словесной инструкцией, побуждая ребенка подумать, каким способом лучше выполнить то или иное задание.

Постепенно требования к ребенку повышаются, предъявляемые задачи усложняются, что способствует развитию у него волевых качеств. Переход к решению более сложных заданий возможен лишь при условии, что ребенок поверил в свои возможности и его не останавливают отдельные временные неудачи. Для формирования у детей адекватной самооценки взрослые должны постоянно оценивать результаты их деятельности, особенно в случаях, когда ребенок очень старался и приложил много усилий.

Существует также необходимость включения ребенка в повседневную жизнь семьи. Ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности. Оптимально организованные условия жизни в семье и в учебном учреждении создадут ребенку с отклонениями в развитии предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.

Таким образом, реабилитационный потенциал выше, если с умственно отсталым ребёнком начать систематические занятия с первых месяцев жизни сначала в семье, затем в дошкольных и школьных (коррекционных) учреждениях. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий.

Ограничение или отсутствие двигательной активности приводит к гиподинамии со всеми его отрицательными последствиями для организма ребёнка: снижению естественной потребности в движении, низкому уровню затрат на мышечную деятельность, функциональному расстройству всех систем организма, атрофическим изменениям опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника и стопы, снижению жизненно важных физических качеств.


Библиографическая ссылка

Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Туганбекова К.М., Рахметова А.М., Сериков Т.Ш. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 105-107;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1673 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674