Сложность профессионального самоопределения обусловливается действием многих разноплановых факторов, которые можно свести в три группы: факторы общественного воздействия, факторы личного характера (склонности, способности, интересы и психофизиологические качества) факторы, связанные с потребностями социума в профессиях (кадрах).
Профориентацию следует рассматривать как систему психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения. В современной профориентации доминируют две идеи. Первая - идея дифференциации, согласно которой профориентационная работа организована в соответствии с возможностями и планами старшеклассников. Дифференциация позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно [1], [11].
Другая идея состоит в том, что выбор профессии обусловлен не столько ориентацией на конкретную профессию, но и выбором желаемого для себя социального положения в обществе, стиля жизни, планами в других сферах жизни — как старшеклассник собирается распределять время между работой, семьей, друзьями, увлечениями; какой уровень дохода хочет иметь; насколько спокойной или рискованной должна быть работа и т. д. В рамках этой идеи, избираемая профессия становится средством достижения всех этих планов. Идея дифференциации является более разработанной, чем идея о выборе профессии как выборе желаемого для себя образа жизни [9].
Рассматривая выбор профессии, как выбор будущего стиля жизни, важно учитывать, что и сама профессия и все, что с ней связано, представлены в сознании в виде образов. Следовательно, выбирая профессию, человек выбирает образ будущей профессии. Под образом профессии в системе самоопределения понимается совокупность представлений о будущей профессии, интегрированных в некий целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание [2], [8].
Цель нашего исследования - выявление особенностей педагогического сопровождения процесса формирования положительного отношения к профессиям как фактора профессионального самоопределения старшеклассников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 10-х классах образовательных организаций Ульяновской области.
На первом пилотном этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цель – определить перечень профессий, наиболее значимых для старшеклассников. Для этого старшеклассникам предлагалось индивидуально написать пять привлекательных профессий и пять непривлекательных профессий. При возникновении затруднений, связанных с формулировкой задания, вносилось уточнение следующего характера: «Напишите профессии, которые вам нравятся и не нравятся».
Профессии фиксировались в соответствующие два списка (привлекательные и непривлекательные профессии) с обозначением числа повторений по каждой профессии. Следует отметить, что в списки не вошли профессии, не требующие профессиональной подготовки (например, дворник, уборщица и т.д.). Число профессий в общем списке варьировалось по классам от 112 до 126. Набравшие наибольшее количество «голосов» (повторений) профессии использовались для дальнейшей работы. Профессии условно были определены нами как «положительные» (привлекательные), «отрицательные» (непривлекательные) и «нейтральные» (отмеченные в равной степени и как привлекательные и как непривлекательные). В итоговый список вошло 15 профессий: «положительные» (экономист, военный, дизайнер, актер), «нейтральные» (психолог, юрист, полицейский, повар, врач, программист), «отрицательные» (инженер, водитель, продавец, учитель, менеджер).
Для использования на основном этапе опытно-экспериментальной работы, возникла необходимость определения вербальных выражений (слов, словосочетаний), связанных в сознании старшеклассников с образом профессии. В качестве таких выражений нами были определены конструкты, полученные путем применения техники репертуарных решеток.
Для составления репертуарной решетки, элементами которой и будут являться профессии, использовался итоговый список профессий. Использование техники репертуарных решеток [6], [11] позволяет выявить слова и фразы, с помощью которых старшеклассники выражают свое отношение к различным профессиям.
Для составления репертуарной решетки (далее РР) необходимо определить элементы РР. В нашем исследовании это профессии, полученные на первом этапе работы. Вторая часть РР - конструкты. Конструкт - «способ истолкования мира» - это особое субъективное средство, «трафарет или шаблон», сконструированный самим человеком на основе собственного опыта, с помощью которого человек воспринимает свое окружение, создает целостный образ мира и определяет в нем свою линию поведения,»… будь она точно сформулированной или безотчетно отыгрываемой, выраженной словесно или совершенно безмолвной,… разумно аргументированной или почувствованной нутром» (Дж. Келли) [6].
Техника репертуарных решеток предполагает поэтапную работу.
Первый этап состоит в выявлении конструктов, необходимых для составления РР. Один из способов выявления конструктов - метод триад, при котором старшеклассника предлагалось три элемента (профессии) и необходимо было определить, чем две из трех профессий сходны между собой и тем самым отличны от третьей.
Слово или короткая фраза, разъясняющая, чем именно эти элементы сходны между собой записывается в отведенной графе. Затем определялся противоположный полюс конструкта. Конструкт всегда биполярен, он имеет два полюса (например, «черный - белый», «веселый - грустный», «с широким кругозором - ограниченный») [4].
С применением техники репертуарных решеток связан ряд проблем: человек может не быть склонным обсуждать с исследователем свои базовые конструкты; в процессе исследования возможно обнаружение противоречивых базовых конструктов, которые могут оказать определенное травматическое воздействие на сознание испытуемого; рекомендуется по возможности избегать выявления базовых конструктов; различия в однозначности понимания и употребления разными людьми (в том числе испытуемого и исследователя) одних и тех же слов; люди могут иметь сходные конструкты почти на всех уровнях иерархии и все-таки конструировать совершенно различные результаты; конструкты не всегда можно адекватно вербализировать; невозможность полноценного использования техники репертуарных решеток при массовых опросах.
После определения конструктов старшеклассники определяли, отмечая в бланке все другие элементы (профессии), обладающие указанной выше характеристикой (полюс конструкта). Аналогично заполняются оставшиеся строки решетки.
РР представляет из себя матрицу столбцы которой – элементы (профессии), а строки – конструкты (слово или короткая фраза). Биполярность конструкта обязательно отражается при составлении РР.
Всего было выявлено 218 конструктов. При анализе конструктов, были исключены конструкты, не имеющие повторений и некорректно сформулированные (жаргонизмы) конструкты. В результате был определен список, включающий 41 конструкт. После этого старшеклассники определяли, отмечая в бланке все другие элементы (профессии), обладающие соответствующей характеристикой (полюс конструкта). Аналогично заполнялись оставшиеся строки решетки. Таким образом, были получены индивидуальные репертуарные решетки. Дальнейшая работа заключалась в сведения индивидуальных РР в единый вариант. Количественный анализ позволил выявить конструкты, имеющие максимальное количество повторений по каждому элементу (профессии).
Отдельно были зафиксированы конструкты, относящиеся к «положительным», «отрицательным» и «нейтральным» профессиям. Пятнадцать наиболее часто встречающихся (повторяющихся) конструктов, относящихся к «положительным» профессиям, использовались на следующих этапах опытно-экспериментальной работы.
Среди наиболее часто повторяющихся, отмечена большая группа конструктов так или иначе связанная с материальным положением и статусом представителей разных профессий: «работают за деньги», «выше заработок», «стабильный заработок», «много денег», «более престижная», «выше статус в обществе». Но если эта группа конструктов в принципе была достаточно предсказуемая, то группа, связанная со степенью активности в деятельности оказалась менее ожидаемой: «спокойная», «активная деятельность», «ведомые», «создают», «действует», «делают то, что им велят», «более самостоятельная», «ожидают приказа, подчиняются». Важно отметить, что для дальнейшей работы использовалась не корректная интерпретация конструктов, а формулировки, полученные в результате работы самих старшеклассников. Именно эти дословные высказывания-конструкты, полученные при проведении первых этапов опытно-экспериментальной работы, являются ключевыми словами для написания старшеклассниками мини-рассказов.
На основном этапе опытно-экспериментальной работы (формирующий эксперимент) были определены экспериментальная группа и контрольная группа, близкие по значимым признакам индивидуальных различий старшеклассников, поскольку очевидно, что корректность выводов и достоверность результатов исследования во многом определяется характеристиками экспериментальной и контрольной групп.
В качестве основной формы экспериментальной работы со старшеклассниками выбрано занятия внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленными целями на занятиях применялись: беседа; составление мини-рассказов (сочинений); моделирование (проектирование); дискуссия; ролевые пробы; занятие – «пресс-конференция».
Важно отметить, что в заключении каждого из перечисленных занятий предусматривалась рефлексия.
Беседа использовалась как средство активизации умственной работы старшеклассников, поддержания внимания и интереса: каждый вопрос — задача, которую решают обучающиеся. Перед началом беседы старшеклассники индивидуально определяли по 4-5 характеристик каждой профессии из списка (15 профессий). Для поддержания активности в процессе обсуждения старшеклассники отвечали на ряд вопросов: «Какая характеристика наиболее ярко характеризует профессию? У кого отмечена такая же или схожая характеристика? Кто не согласен, что эта характеристика относится к профессии?»
Составление мини-рассказов (сочинений) проводилось в определенной последовательности. Дословные высказывания-конструкты, полученные при проведении пилотного этапа опытно-экспериментальной работы, послужили ключевыми словами для написания старшеклассниками мини-рассказов.
Старшеклассникам предлагалось сначала написать по 3-5 предложений о двух «положительных» профессиях. Затем необходимо было выполнить это же задание относительно «нейтральных» профессий. В заключении проводилась аналогичная работа с «отрицательными» профессиями. Такая последовательность предполагает постепенное усложнение, т.к. при написании мини-сочинения обязательным условием было использование в каждом предложении конструктов (слов и словосочетаний) связанных только с «положительными» профессиями. Обоснованность последовательности написания мини-сочинений подтвердилась на рефлексивном этапе. Старшеклассники отмечали сложности, возникшие при выполнении той части работы, которая была связана с «отрицательными» профессиями.
Следует отметить, что при составлении предложений с использованием конструктов нельзя было употреблять отрицательную частицу «не».
Моделирование образа жизни «Профессия»
Для моделирования были специально подготовлены карточки с названиями «нейтральных» и «отрицательных» профессий. Старшеклассники разделились на группы и каждая группа нарисовала на ватмане «образ жизни» представителя выбранной профессии. Распределение профессий было организовано в случайном порядке. Никаких дополнительных инструкций по форме и содержанию моделирования не давалось.
После завершения работы каждая группа презентовала свой проект. В заключительной части в результате обсуждения определялись общие черты и различия в «образе жизни» разных профессий, которые фиксировались в общий список.
Дискуссия «Профессия «Учитель»
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Включение дискуссии в процесс формирования положительного образа профессии связано с тем, что эта форма взаимодействия стимулирует инициативность обучающихся, развивает рефлексивное мышление. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссия это обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. В ходе дискуссии обучающие формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом дискуссии может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
В процессе организации дискуссии нами отслеживались основные признаки дискуссии:
- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;
- соответствующая организация места и времени работы;
- процесс общения протекает как взаимодействие участников;
- взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
- направленность на достижение поставленных целей.
Взаимодействие в дискуссии строилось не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении старшеклассников друг к другу и к ведущему для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждало участников искать различные способы для выражения своей мысли, повышало восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализовывались на обсуждаемой в группах информации.
В рамках нашего исследования для дискуссии была выбрана профессия «Учитель». Это связано с тем, что, во-первых эта профессия относится к «отрицательным», во-вторых вопрос повышения статуса (изменения отношения) этой профессии является одним из актуальных для современного общества.
После того как старшеклассники разделились на две команды, одна команда готовила аргументы, говорящие о привлекательности профессии, другая – о возможных отрицательных моментах. Обязательное условие: все высказывания должны быть аргументированы. Важная роль в организации дискуссии принадлежит ведущему (педагогу). В ходе дискуссии не раз возникали эмоциональные вспышки, требующие своевременного сглаживания адекватной репликой или примером.
По результату дискуссии старшеклассники составили обобщенный образ профессии «Учитель». Необходимо отметить, что во всех классах большинство характеристик, входящих в обобщенный образ профессии, можно определить как положительные.
Ролевые пробы
Ролевые пробы предполагают включение поведенческого компонента.
В ходе ролевых проб старшеклассники:
- моделируют основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
- моделируют образ жизни представителя профессии;
- выражают свое отношение к профессии вербальными и невербальными средствами.
Для проведения ролевых проб, старшеклассники разделились на команды по 5-7 человек. Каждой команде была предложена профессия (случайный выбор из списка отрицательных и нейтральных профессий, но профессия «Учитель» обязательно). Каждая команда готовила сценарий и постановку миниатюры о выбранной профессии (как сцена из фильма или спектакля).
В роли «жюри» выступали остальные команды. После просмотра представители команд задавали вопросы на понимание и уточнение. Так же после представления каждой профессии происходило обсуждение. И хотя на постановку разработанного сценария временные рамки не устанавливались, каждая команда использовала не более пяти минут. Гораздо больше времени было использовано на дальнейшее обсуждение увиденного. Следует отметить, что обсуждение тех профессий, представители которых присутствуют в повседневной жизни старшеклассников (учитель, врач, продавец), происходило активней и эмоциональней по сравнению с остальными. Можно предположить, что образы этих профессий более четко представлены в связи с большим опытом взаимодействия.
Пресс-конференции обычно используются для повторения какой-либо темы или для обсуждения какой-то интересной проблемы. Главное отличие, и это важно, состоит в том, что в нашем исследовании не проводилось подготовительной работы. Т.е. старшеклассники не имели возможности заранее подготовить выступление или вопросы для пресс-конференции.
После деления на группы по 4-6 человек, каждая группа выбирала профессию (случайный выбор из списка отрицательных и нейтральных профессий, но профессия «Учитель» обязательно). Каждая группа отвечала на вопросы от лица представителей определенной профессии. Установка была на максимальное, с точки зрения старшеклассников, сходство не только в содержательном плане ответов, но и в поведении, проявлении эмоций; обязательное условие – это удержание линии своей профессии (образ жизни, профессиональная деятельность, профессиональный рост и т.д.).
Во время пресс-конференций отмечалась различная активность и включенность участников, но в среднем она была выше, чем во время дискуссии и значительно выше, чем во время беседы.
Для анализа результатов опытно-экспериментальной работы по формированию положительного образа профессии у старшеклассников использовался метод семантического дифференциала [3], [6], [7] и номинальное шкалирование.
Поскольку отношение, по определению, биполярно (т. е. может быть представлено на биполярном континууме с нейтральной точкой), имеет разную интенсивность и потенциально опосредует собою какое-либо оценочное поведение, оно является элементом семантической структуры личности, а следовательно, может быть измерено при помощи семантического дифференциала. Семантический дифференциал, как правило, используется там, где требуется количественно описать субъективное, эмоциональное отношение испытуемого к каким-либо обстоятельствам его окружения или внутреннего мира. С помощью его можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, о явлениях культуры, о физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений. Методика состоит в том, что испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору шкал. Каждая шкала — это отрезок прямой с 7 делениями. Полярные точки обычно представлены прилагательными-антонимами. Серединная, или нейтральная, позиция означает либо признание, либо отрицание обеих характеристик («и.. .и» или «ни. ..ни»). Такие шкалы, по мнению Осгуда, можно представить как оси, проходящие через начало координат (оно соответствует нейтральной шкальной позиции) и задающие таким образом многомерное пространство, которое исследователь называет «семантическим». Оценка значения понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства [3].
Положение точки в семантическом пространстве характеризуется двумя показателями: 1) направленностью от начала координат, т. е. от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика), и 2) удаленностью от начала координат («интенсивность», «поляризация»— количественная характеристика). Чем больше точка семантического пространства удалена от начала координат, или, иначе, чем длиннее вектор, тем интенсивнее реакция и, следовательно, тем более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Естественно, что значение понятия определяется тем точнее, чем большее число осей семантического пространства задано, т. е. чем больше число шкал, по которым это понятие оценивается. Однако на практике для определения семантического пространства вполне достаточно знать его основные измерения. Утверждая, что СД выделяет именно аффективные компоненты значения, Осгуд объясняет это тем, что, за редким исключением, шкалы употребляются в метафорическом смысле, причем для психологов именно метафоричность шкал делает СД предпочтительнее таких прямых методов, как, скажем, «полярные профили». Cемантический дифференциал — это инструмент, и главное назначение факторов — служить параметрами точки в пространстве аффективных значений. Поэтому основной интерес представляет практика измерения значения. Выбор понятий определяется конкретными целями исследования, в нашем случае – это профессии [6], [17].
В нашем исследовании, метод семантического дифференциала применялся в начале и в конце формирующего эксперимента. Полученные результаты трех факторов задали семантическое пространство, в котором размещен, упорядочен и описано субъективное отношение испытуемых (старшеклассников) к профессиям. При этом индивидуальные различия испытуемых, при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом.
Выявление корреляционной «близости» профессий друг к другу осуществлялся путём расчета евклидова расстояния между ними в семантическом пространстве. Вторым этапом исследования смысловой сферы является сравнение семантического дифференциала разных понятий (профессий) между собой. Для этого нам необходимо определить базовый стимул-объект, относительно которого будет строиться анализ результатов. В качестве такого стимула-объекта нами определено понятие «Экономист». Основанием для этого послужили результаты пилотного эксперимента, подтвержденные на начальном этапе формирующего эксперимента. Профессия экономист является единственной профессией, которую старшеклассники, принимавшие участие в пилотном эксперименте (214 человек), относили определенно к группе положительных профессий. Другие профессии, отнесенные к группе положительных (актер, дизайнер, военный) не имели такой стабильности в аспекте привлекательности для старшеклассников. Исходя из этого, удаленность от базового понятия «Экономист» в семантическом пространстве определено нами как мера отношения к остальным понятиям (профессиям). Если определить понятие «Экономист» как базовое, то, следовательно, чем больше показатель евклидова расстояния между базовым понятием и исследуемым понятием (профессией), тем менее привлекательна эта профессия. Близость относительно базового понятия, напротив, может трактоваться, как положительное отношение к профессии.
Для определения результатов формирующего эксперимента также был применен метод номинального шкалирования.
На начальном этапе формирующего эксперимента старшеклассники экспериментальной и контрольной группы выразили свое отношение к заданным профессиям. Необходимо было заполнить номинальную шкалу отметить соответствующий полюс признака «нравится - не нравится».
Для анализа результатов отдельно по каждой группе (экспериментальной и контрольной) и в дальнейшем для сравнительного анализа был использован Критерий Фишера. Значимость различий на 1% уровне были получены по профессиям: инженер, экономист, актер, водитель, продавец, учитель, менеджер, дизайнер и военный. Все перечисленные профессии относятся к «положительным» и «отрицательным» профессиям, что подтверждает правильность их выбора и результатов пилотного эксперимента в целом. Значимость различий по другим профессиям находится либо в зоне неопределенной значимости либо в зоне незначимости. Результаты значимости различий в контрольной группе несколько отличаются от экспериментальной, но незначительно.
В конце проведения формирующего эксперимента нами были применены те же методики, что и в начале – семантический дифференциал и номинальное шкалирование отношения к профессиям. Результаты, полученные при использовании метода номинального шкалирования в конце эксперимента в экспериментальной группе показали, что, согласно Критерия Фишера, по ряду профессий изменилась значимость результатов. Так значимость результатов на 1% уровне отмечены по профессиям психолог, экономист, водитель, повар, продавец, дизайнер и военный. То есть, можно предположить, что профессии: психолог и врач из группы «нейтральных» перешли в группу «положительных» профессий, профессии учитель, инженер и менеджер из группы «отрицательных» профессий перешли в группу «нейтральных».
В тоже время, в конце эксперимента в контрольной группе, если принять за основу интерпретации результатов идею, связанную с тем, что значимость результатов на 1% уровне может трактоваться как основание для отнесения профессии в группу «положительных» или «отрицательных» профессий в зависимости от направленности изменений, зафиксирован ряд изменений. Без изменений по значимости результатов остались профессии: инженер, экономист, психолог, актер, полицейский, водитель, продавец, учитель, менеджер, программист. По всем остальным профессиям изменение уровня значимости результатов произошел в сторону снижения привлекательности. Заметных сдвигов в сторону улучшения отношения к профессиям в контрольной группе не отмечено в отличие от результатов экспериментальной группы.
Для проверки эффективности формирующего эксперимента нами также был проведен анализ методом семантического дифференциала. Для количественного и качественного анализа использовались показатели изменения евклидова расстояния от каждой из профессий до профессии «Экономист» в семантическом пространстве старшеклассников. Разница результатов евклидова расстояния в начале и в конце эксперимента трактовались нами как изменение отношения к образу профессии. Уменьшение расстояния является показателем сдвига отношения в положительную сторону, увеличение – снижение привлекательности профессии.
Уменьшение евклидова расстояния в экспериментальной группе отмечено для профессий: инженер (-1,28), психолог (-0,54), юрист (-1,00), продавец (-0,08), менеджер (-0,85). Наибольшие изменения произошли относительно профессий учитель (-1,75) и врач (-1,42). Все вышеперечисленные профессии относятся к группе «отрицательных» или «нейтральных».
По остальным профессиям изменение евклидова расстояния имеет положительное значение, т.е. можно говорить об, хоть и незначительном, но увеличении расстояния относительно профессии экономист в семантическом пространстве и, следовательно, о снижении привлекательности этих профессий для старшеклассников экспериментальной группы. Это, возможно, объясняется тем, что при реализации программы формирующего эксперимента не использовались положительные профессии (экономист, актер, дизайнер, военный), другие профессии (водитель, повар, программист) не использовались старшеклассниками. Максимальный сдвиг по профессии учитель, на наш взгляд, связан с тем, что эта профессия единственная в обязательном порядке присутствовала на каждом этапе формирующего эксперимента.
В контрольной группе также произошло как уменьшение, так и увеличение евклидова расстояния, но в большинстве случаев незначительное.
Для статистического подтверждения предварительных выводов был применен метод парного t-критерия Стьюдента. Безусловно, полученные результаты нельзя расценивать как связанные исключительно с программой экспериментального исследования. Необходимо принимать во внимание комплексное воздействие разных факторов, включая процессы саморазвития и самообразования. Вместе с тем, установленная положительная динамика в экспериментальной группе, заметно превышающая динамику в контрольной группе может являться основанием для общего вывода об эффективности разработанной нами теоретико-экспериментальной модели формирования положительного образа профессии у старшеклассников.
Библиографическая ссылка
Кривцова Н.С. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 94-100;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1671 (дата обращения: 21.11.2024).