Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЙ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Конева И.А. 1 Солдатова Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
Исследование посвящено изучению психосоциальных особенностей самосознания подростков, склонных к аддиктивному поведению, в сравнении с подростками, не склонными к аддиктивному поведению. Исследование проведено на испытуемых 15-16-летнего возраста. Были применены экспериментальные методики, направленные на изучение склонности к зависимому поведению, особенностей образа Я и системы и уровня самооценок. Доказано, что для подростков, склонных к аддиктивному поведению, характерно расхождение самооценки и уровня притязаний и наличие более негативного образа Я. Выявлены базовые нарушения в сфере самосознания, вызывающих у подростка негативные психоэмоциональные состояния и влекущие за собой употребление психоактивных веществ как средства снятия эмоционального дискомфорта. Обозначаются меры профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде за счет развития продуктивных форм активности подростков, которые на данном возрастном этапе являются оптимальными для благополучного становления личности
аддиктивное поведение
самосознание
самопознание
самооценка
образ Я
1. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2013. – 255 с.
2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. К проблеме профессионального выбора подростков с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9-5. – С. 49-51.
3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1539.
4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 659.
5. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 348 с.
6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-8, с. 1526 - 1528.
7. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6 (1). – С. 1531.
8. Конева И.А., Романова С.В. Развитие творческих способностей учащихся группы риска с целью их адаптации к социуму // Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2014. – С. 325-331.
9. Конева И.А., Рыжова Ю.В. Коррекция волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития продуктивными видами деятельности // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9-5. – С. 53-55.
10. Россова Ю.И. Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Культура и образование. - 2014. - № 12 (16). - С. 17.

Одной из актуальных проблем современной педагогики и педагогической психологии является изучение становления самосознания в подростковом возрасте как яркого феномена социализации человека. Исследования по данной проблематике дают обширный материал для понимания личности подростков, что необходимо для последующего благоприятного интегрирования их в общество.

Современный ученик живет в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и морально-нравственной обстановки. Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих противоречивые идеи и ценности, обострили проблему «детей группы риска» и привели наше общество к увеличению числа детей этой группы.

Попадание учащихся в так называемую группу риска — та область современных реалий, которые существенно усугубились в последнее время и поставили страну перед фактом обострения таких социальных проблем, как детская беспризорность и усиление девиантных, в т.ч. аддиктивных, и делинквентных форм поведения детей. Большая часть из детей группы риска имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического и психического развития, сиротство и другие. Особенно ярко все перечисленные особенности учащихся группы риска проявляются в подростковом возрасте, который является критическим этапом в развитии личности.

В подростковом возрасте отмечаются бурные биологические и социальные изменения, обусловливающие всю психологическую перестройку. Колоссальные изменения происходят в сфере самосознания подростка, в целом оформляется такое сложное образование как Я-концепция: претерпевают изменения и в последствии стабилизируются образ Я, система самооценок подростка и сопряженные с ними формы поведения.

На наш взгляд, исследование особенностей психических новообразований возраста дает наиболее ценную дифференциально-диагностическую информацию, поскольку психические новообразования возраста являются наиболее уязвимыми для влияния вредоносных факторов. В младшем подростковом возрасте для диагностики психологического благополучия развития наиболее обосновано исследование самосознание, в частности, такого базового компонента Я-концепции, как образа Я [3, с. 1540].

Актуальность изучения особенностей самосознания подростков, склонных к аддиктивному поведению, обусловлена следующими факторами:

- исследование специфики самосознания как новообразования подросткового возраста вносит соответствующий вклад в разработку проблем возрастной психологии [5, с. 863];

- насущной потребностью практики: вопросы организации профилактики и психокоррекции девиантных форм поведения применительно к школьным возрастам (особенно средним и старшим) нуждаются в разработке и внедрении в образовательный процесс [4, с. 659];

- благополучие становления самосознания в подростковом возрасте является основой успешной адаптации и интеграции в обществе [4, с. 659].

Негативные особенности психического развития учащихся группы риска особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. В связи с этим у специалистов различных категорий возникает острая потребность в исследовании проблемы становления самосознания и дальнейшем развитии этого личностного новообразования у подростков.

Предметом нашего исследования явились психосоциальные особенности самосознания подростков, склонных к аддиктивному поведению, в сравнении с подростками, не склонными к такому поведению. Исследование проведено на испытуемых 15-16-летнего возраста. Были применены следующие экспериментальные методики: опросник «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич), позволивший сформировать экспериментальную и контрольную выборки (склонных и не склонных к аддиктивному поведению подростков); тест установок личности на себя “Кто Я?” (М.Кун, Т.Макпартлэнд, модификация Т.В.Румянцевой), который выявляет вербальные представления о себе; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан), позволивший определить уровень самооценки.

Результаты проведенного опросника «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич) показали, что 37 % подростков не склонны к алкогольной зависимости, а 63 % в сумме по трем показателям склонны к употреблению алкоголя, при этом у 14% из них ярко выражены признаки высокой вероятности. В исследуемой выборке наибольшее число подростков находится в группе риска по предрасположенности к зависимому поведению: в большей степени к наркозависимости, чем к алкогольной зависимости.

В результате анализа показателей оценивания себя по шкалам методики Дембо-Рубинштейн были выявлены следующие различия:

Не склонные к зависимому поведению подростки оценивают себя высоко по всем предложенным шкалам, отмечая уровень своего состояния на шкале больше половины.

Среди склонных к зависимому поведению подростков около 20% оценивают себя отрицательно по следующим шкалам: «авторитетен у сверстников — презирается сверстниками» и «уверенный в себе — не уверенный в себе». Т.е. данные испытуемые в группе сверстников занимают положение отвергаемых, при этом у них наблюдается наличие неуверенности в себе. Это является благоприятным условием для приобщения подростка к употреблению психоактивных веществ. Около 10% испытуемых оценивают себя низко по шкалам «умный-глупый» и «хороший характер, плохой характер».

Анализ результатов проведения методики «Кто Я?» показал, что у не склонных к аддиктивному поведению подростков наиболее ярко выражены деятельностное Я (увлечения, интересы), рефлексивное Я (личностные качества, философские утверждения, описание поведения) и коммуникативное Я (отношения со сверстниками, дружба и общение).

У склонных к аддиктивному поведению подростков наиболее ярко выражено: коммуникативное Я.

Важно отметить тот факт, что у склонных испытуемых в самоописаниях появляется категория отвержения («ненавижу наглость», «раздражает тупой смех», «не люблю тупых», «не уважаю плохих людей»). Можно предположить, что подобные высказывания являются следствием неприятия подростка значимыми людьми (семья, группа сверстников) или сложностью во взаимоотношениях с ними, следствием чего и является наличие достаточно агрессивных реплик. Среди склонных к зависимости подростков встречаются такие, чье количество самоописаний не превышает 9-ти, что может быть связано с такими личностными особенностями, как замкнутость, не уверенность в себе, трудности самопознания. Тогда как количество самоописаний подростков, не склонных к аддиктивному поведению, приближается к 20.

Математические расчеты показали, что статистически значимые различия у склонных и несклонных к аддиктивному поведению испытуемых выявлены в таких категориях самоописаний, как «увлечения, интересы», «личностные качества, связанные с взаимодействием с окружающими», «половая принадлежность», «семейные и дружеские роли», «личностные качества, связанные с интеллектуальными способностями».

Различия в категории «увлечения, интересы» связаны с недоразвитием деятельностного компонента образа Я у склонных к аддиктивному поведению подростков. Данные испытуемые не способны в полной мере оценивать и контролировать свое поведение и поступки, опираясь на нравственное поведение и общепринятые нормы, а также принимать санкции в случае его нарушения.

Значимые различия в категории «личностные качества, связанные с взаимодействием с окружающими» говорят о недоразвитии в полной мере коммуникативного компонента образа Я. Это означает, что склонные к аддиктивному поведению подростки имеют недостаток тех личностных качеств, которые способствуют благоприятному общению со сверстниками, расширению коммуникативных связей. Испытывая большую потребность в общении со сверстниками, такие подростки не имеют хорошо развитых оптимальных коммуникативных навыков. Вследствие этого испытуемые не воспринимают себя членом группы друзей, не ощущают субъектом общения, что должно в полной мере развиваться в подростковом возрасте. Эмоциональный дискомфорт от этого в дальнейшем может привести к уходу от реальности путем употребления психоактивных веществ.

Значимые различия в категории «личностные качества, связанные с интеллектуальными способностями» свидетельствуют о том, что склонные к аддиктивному поведению подростки – это чаще всего неуспевающие в усвоении школьной программы, что условно является маркером возникновения аддиктивного поведения.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию разных продуктивных форм активности подростков, в т.ч. учебной, общественно-полезной, интеллектуально-творческой, спортивной деятельности (в комплексе), ведут к росту и развитию самосознания и самопонимания подростков [10, с. 17]. Такое развитие обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. А полноценное личностное развитие подростков – лучшая профилактика аддиктивных форм поведения.

Таким образом, полученные результаты убедительно показывают нам необходимость оптимизации процесса социализации подростков, склонных к аддиктивному поведению, в частности, нормализации процесса самосознания подростка, трудности в становлении которого обусловлены социальным влиянием. Оптимизация процесса самосознания в подростковом возрасте является одним из главных условий формирования гармоничной личности.


Библиографическая ссылка

Конева И.А., Солдатова Ю.А. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЙ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 91-93;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1670 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674