Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Зверев С.М. 1 Латышев О.Ю. 1
1 ФБГОУ ВПО «Московский государственный институт культуры (МГИК)»
Данная статья посвящена рассмотрению характера и результатов научно-педагогического сотрудничества вузов и культурно-просветительских учреждений в области художественного краеведения. Для ряда федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования это стало ещё и темой многолетнего экспериментального исследования. Цель исследования - разработать и апробировать механизм социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения. Объект исследования – пути социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения. Задачи эксперимента, представляемого в данной работе, подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические. В работе также приведены методы проведенного исследования и его планируемые результаты. В результате научно-педагогического сотрудничества и опытно-экспериментальной деятельности университетов на международном, федеральном и региональном уровне коллективами учреждений накоплен многогранный опыт. Это позволило существенно повысить общие результаты в формировании кадрового потенциала. Рассмотрен перечень показателей, достигнутых коллективами университетов в результате научно-педагогического сотрудничества и опытно-экспериментальной работы. Наглядно представлено, как возрастал кадровый потенциал университетов, институтов и исследовательских центров, а также сотрудничающих с ними культурно-просветительских учреждений. Статья приглашает к конструктивному научному диалогу и организации совместной исследовательской деятельности.
художественное краеведение
вуз
культурно-просветительская деятельность
музей
выставочный центр
социализация
студент
профессор
учёный
1. Латышев, О. Ю., Байер Е. А. Социализация учащихся, студентов и учёных в глобализующемся мире. Saarbrukken :PalmariumAcademicpublishing, 2015. 181 c.
2. Латышев, О. Ю., Ильин, В. Н., Макарова, Л. Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации учащихся. Saarbrucken : LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2013. 96 с.
3. Латышев, О. Ю., Петрова, Е. В., Демура, С. П. Единая информационно-образовательная среда социализации учащихся, студентов и учёных. Saarbrucken : LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2013. 211 с.
4. Латышев, О. Ю., Спирина Г. Е., Черных Е. В. Модернизация университета в социализации учащихся, студентов и учёных. Saarbrukken :Palmarium Academic publishing, 2015. 115c.
5. List of scientists and universities / researchgate.net. [Электронныйресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication/305488374_List_of_scientists_and_universities_Ucenye_i_universitety (датаобращения: 18.10.2016).
6. Черноусова, И. И., Латышев, О. Ю. Краеведческая составляющая социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения в условиях логопедической поддержки [Текст] / И.И. Черноусова, О. Ю. Латышев // Медиаобразование, – №3. – 2013. – С.38-48.
7. Латышев, О. Ю., Петрова, Е.В., Демура, С. П., Байер, Е. А. Медиабезопасность в социализации студентов средствами экологического и историко-художественного краеведения, туристско-краеведческой деятельности // Медиаобразование, №1. – 2013. – С.86-98. – URL: www.mediagram.ru/netcat_files/.../h_ba84ff9af4634cd23cb24dd688b26f9...
8. Латышев, О. Ю. Интернет-телевидение как модель дистанционного обучения // Медиаобразование. – 2009. – Т. 3. – С. 20–25.
9. Латышев, О. Ю. Развитие художественного краеведения в интернатных учреждениях // Медиаобразование. 2008. N 2. – С.33–41.
10. Латышев, О. Ю. Задачи журналистики в медиаобразовании студентов // Медиаобразование. 2008 N 1. – С. 52–61.
11. Ильин, В. Н., Латышев, О. Ю. Основное и дополнительное образование студентов с использованием информационных технологий / Медиаобразование. 2008. № 1. – С. 62–66.
12. Чайкина, Л. П., Латышев, О. Ю. Литературное краеведение средствами художественного краеведения как путь социализации студентов // Проблемы современного образования. Сетевое научно-педагогическое сообщество [Электронный ресурс] - URL: http://predu.livejournal.com/195263.html
13. Мудрик, А. В. Социально-педагогические механизмы социализации. [Электронный ресурс] - URL: http://studme.org/47272/pedagogika/sotsialno-pedagogicheskie_mehanizmy_sotsializatsii (дата обращения: 29.12.2016).

Научно-педагогическое сотрудничество вузов и культурно-просветительских учреждений в области художественного краеведения рассматривается нами как одна из важнейших тем эксперимента Международного телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М. Д. Шаповаленко» (далее – МТОП). Организаторы экспериментального исследования понимают, что научно-педагогическое сотрудничество вузов и культурно-просветительских учреждений в области художественного краеведения нуждается в полноценной диверсификации с целью дальнейшего повышения эффективности работы и создания серьёзных предпосылок для формирования достойной культурной элиты страны [2].

В той или иной форме в эксперименте начали принимать участие 798 учёных, представляющих 584 института, университета и научно-исследовательских центра из 232 стран мира. В их числе – действительные члены и члены-корреспонденты отечественных, зарубежных и международных академий, профессора, заведующие кафедрами вузов. Помимо этого, 76 лауреатов Нобелевской Премии любезно позволили нам стать их последователями в избранных областях науки.

Тема многолетнего экспериментального исследования «Социализация учащихся, студентов и учёных средствами художественного краеведения» нашла должное понимание и поддержку в лице научных и культурно-просветительских учреждений различных городов России и зарубежья. Необходимо отметить, что, если для одних из них пропаганда художественных ценностей является основным уставным видом деятельности, для других – одним из рядоположенных, то учреждения, никаким образом не связанные с данной работой, но пассионарно подходящие к нашей работе, способны также составить продолжительный перечень. Практически уже десятилетнее содружество работников МГИК и «Мариинской галереи им. М. Д. Шаповаленко» насчитывает немало весомых и желанных плодов научно-педагогической и опытно-экспериментальной деятельности.

В лице коллег из Российской Академии образования мы получили достойную поддержку нашим многочисленным инициативам. Так, сотрудники Института художественного образования и культурологии РАО академик МАНВШ, д.п.н., профессор А. Ю. Бутов, к.п.н. К. А. Полянский, к.п.н. А. В. Фоменко и другие учёные активно способствуют проведению нами экспериментальных исследований в области художественного краеведения. В свою очередь, сотрудники Центра средств обучения Института стратегии развития образования РАО способствуют поддержанию контекста социализации в области художественного краеведения при использовании ИКТ. Прежде всего, это заведующий центром, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Т. С. Назарова, к.п.н., с.н.с. К.М. Тихомирова, к.п.н., с.н.с. И. Ю. Кудина и к.п.н., с.н.с. Д. Н. Кожевников. Ранее данная группа коллег представляла в нашем научном содружестве Институт содержания и методов обучения РАО, а до 2004 года – Институт общего среднего образования РАО. Данные учреждения в лице зав. лабораторией координации экспериментальных исследований Центра общих проблем среднего образования, к.п.н., члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России С. И. Гудилиной стали инициаторами Федерального эксперимента по социализации средствами ИКТ, автором и бессменным научным руководителем которого является академик МАС, МАЕ и МОО АДЮТК, член-корр. МАПН, п.д.н., к.филол.н., профессор О. Ю. Латышев. С 2007 года инициатива получила надлежащую поддержку со стороны МТОП и обрела международное звучание, актуальное и по сей день. Приведём лишь отдельные примеры позитивного взаимодействия для достижения цели эксперимента и решения предусмотренных его программой задач.

Значительную методическую поддержку нашему эксперименту оказал отдел Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества», и в первую очередь – его заведующий, д.п.н, профессор Б.А. Столяров. По приглашению О. В. Платоновой, зав. сектором социально-культурных программ и проектов отдела социокультурных коммуникаций Русского музея, мы приняли участие в арт-терапевтических мероприятиях для воспитанников детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и приобрели при этом бесценный неповторимый опыт организации волонтёрской работы студентов с воспитанниками учреждений господдержки детства. Наибольший интерес в данном отношении у нас вызвало мероприятие «Сны старого фонтана» для детей-сирот, прошедшее в знаменитом Летнем саду.

По любезному приглашению руководителя Школьного центра Государственного Эрмитажа к.п.н. И. В. Дюбановой мы приняли участие в двух круглых столах на базе данного учреждения в июне и декабре 2012 года по проблеме социализации средствами художественного краеведения. С чувством глубокой признательности и искреннего уважения мы отнеслись к инициативам н.с. Школьного центра ГЭ к.п.н. О. Ю. Атамановой по работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и пациентами онкологических клиник в области художественного творчества и краеведения.

Сложился и ещё один необыкновенный ракурс организации студенческой волонтёрской работы в области художественного краеведения. В данном случае речь шла уже о работе студентов среднего специального учебного заведения, планировавших продолжить своё образование в вузах Санкт-Петербурга. Народный музей «Дети и дошкольные работники осаждённого Ленинграда»создан на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж №8». Его многоопытный директор Л.П. Иванова благосклонно отнеслась к предложению научного руководства нашего эксперимента об организации в музее колледжа «Школы юного экскурсовода» для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Заведующая музеем Е. Н. Дмитриева безупречно и весьма инициативно провела большую работу со своими студентами, а также воспитанниками детских домов №№ 13 и 26 г. Санкт-Петербурга по подготовке экскурсий в зале музея. Она вместе со студентами регулярно посещала детские дома и проводила занятия с их воспитанниками и педагогами по подготовке экскурсий. Подобная практика была продолжена и непосредственно в музее. Некоторых юных экскурсоводов требовалось бережно переносить на руках от одной витрины к другой для продолжения их усердной и серьёзной работы с посетителями музея. Вместе с научным руководителем эксперимента О. Ю. Латышевым зачётное занятие «Школы юного экскурсовода» посетила писатель и историк, специализирующийся на истории Северной столицы, Н. В. Бабуркина. И взрослые, и дети выразили участникам работы ШЮЭ глубокую признательность за титанический и благородный труд по увековечению памяти о детях и дошкольных педагогах осаждённого Ленинграда, и в невыносимо трудные блокадные дни не перестававших рисовать, лепить, делать поделки в различных стилях декоративно-прикладного искусства.

В Воронежском областном краеведческом музее (директор Е. А. Вычерова) по нашей инициативе и поддержке отдела культурно-массовой работы была организована «Школа юного экскурсовода» для воспитанников интернатных учреждений. По существу, она и стала прообразом наших дальнейших Санкт-Петербургских инициатив. Руководителем ШЮЭ в Воронеже стала почётный член коллектива «Мариинской галереи» Е.В. Пилюгина. ШЮЭ работала на протяжении двух лет, вплоть до перехода её руководителя на повышение по службе [11]. Данный вид работы помог организации подготовки студентов Воронежского филиала Российского Государственного Социального университета по профилю нашей экспериментальной деятельности.

В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского (директор – почётный академик Российской Академии Художеств, заслуженный деятель искусств Воронежской области В. Д. Добромиров) успешно прошли занятия «Школы юного журналиста» с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе данной работы были взяты интервью у руководства музея, сделаны презентации, сняты фильмы, что также создало базу для работы со студентами РГСУ, филиала в г. Воронеже.

Материалы родственных исследований достаточно широки и разнообразны по своей жанровой палитре научного творчества. Согласно убеждению В. Н. Ильина, научно-педагогическое сотрудничество вузов и культурно-просветительских учреждений в области художественного краеведения способно принести значительные плоды социализации - как студентов, так и профессорско-преподавательского состава вузов, а также сотрудников музеев, выставочных центров и других учреждений культуры [11]. Следуя данной точке зрения, мы стремимся определить условия, в которых представители профессорско-преподавательского состава вузов смогут использовать ресурсы художественного краеведения в социализации указанных категорий граждан.

Е. А. Байер доказывает приоритет художественного краеведения в процессе реализации различных форм высшего профессионального образования как одного из важнейших факторов социализации [7]. С. П. Демура подтверждает данное положение на материале как историко-художественного краеведения, так и туристско-краеведческой деятельности в целом [7].

И. И. Черноусова, в свою очередь, принимает во внимание краеведческую составляющую социализации в условиях логопедической поддержки, столь необходимой многим из представителей избранной нами целевой аудитории [6]. Л. П. Чайкина полагает, что надлежащие результаты социализации целесообразно ожидать от органической связи художественного и литературного краеведения [12]. Нам видится справедливым остановиться на приведённых выше точках зрения специалистов, уделивших достойное внимание изучению различных аспектов данной научной проблемы, осознавая при этом, что круг таких учёных значительно шире. Это убеждает нас в необходимости создания программы экспериментального исследования, которое позволило бы принципиально усилить подготовку студентов в вузах на материале художественного краеведения. Логичным звеном является при этом соответствующая подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава, обучающего будущих специалистов в области художественного краеведения. Это же имеет прямое касательство и коллективов академий (институтов) повышения квалификации и переподготовки работников образования, переподготавливающих нынешних сотрудников культурно-просветительских учреждений.

Цель исследования - разработать и апробировать механизм социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения.

Объект исследования – пути социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения.

Задачи исследования подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.

К нормативно-правовым и организационным задачам относятся: создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое сотрудничество федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования (далее – ФГОУ ВПО) в процессе социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; совершенствование механизма функционирования МТОП, направленного на реализацию модели социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в названном образовательном проекте, использующих дистанционные образовательные технологии; организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций; формирование системы мониторинга работы в рамках МТОП с целью оптимизации работы по социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы ФГОУ ВПО, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея им. М. Д. Шаповаленко»; совершенствование управления вовлечённых в экспериментальную работу ФГОУ ВПО в условиях планомерного пополнения научно-методических ресурсов «Мариинской галереи».

К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся: освоение профессорско-преподавательским составом нового информационно-образовательного пространства, организованного в рамках деятельности учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея им. М. Д. Шаповаленко», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; освоение профессорско-преподавательским составом практики составления и использования программ социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов; освоение профессорско-преподавательским составом новых форм организации образовательного процесса; внедрение в практику его работы открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование процесса социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания качества социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения для унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта; освоение профессорско-преподавательским составом методов комплексного оценивания работы студентов, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения; разработка психологическими службами ФГОУ ВПО методов максимально эффективного функционирования проектов для студентов и профессоров в рамках телекоммуникационного образовательного пространства.

К финансово-экономическим задачам относятся: эффективное использование ресурсов ФГОУ ВПО, участвующих в реализации МТОП в условиях дистанционного обучения; определение экономических индикаторов эффективности работы ФГОУ ВПО в условиях сетевого взаимодействия; разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов [3]; проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования процесса социализации; улучшение учебно-методической и материально-технической базы ФГОУ ВПО, участвующих в работе по данному эксперименту [1].

План поэтапной реализации эксперимента

Первый этап – диагностико - ориентировочный - 2016 г.

- Проведение комплексного сопоставительного анализа образовательных потребностей и ресурсов ФГОУ ВПО – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.

- Определение модели сетевого взаимодействия базового учреждения высшего профессионального образования с другими образовательными учреждениями.

- Конструирование единой региональной системы мониторинга качества управления учреждением высшего профессионального образования средствами ИКТ.

- Разработка содержания метапрограмм повышения качества социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения.

- Проведение мониторинга образовательных потребностей студентов и их преподавателей.

- Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).

- Мониторинг внутренних кадровых ресурсов.

- Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений.

Второй этап – проектировочно - организационный – 2017 г.

- Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения.

- Завершение комплексного анализа образовательных возможностей и потребностей студентов.

- Подготовка рекомендаций вузам по организации сетевого взаимодействия.

- Освоение психолого-педагогической диагностики уровня качества социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения в условиях сетевого взаимодействия.

- Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях приемов открытых образовательных технологий.

- Отбор критериального аппарата, единого для всех участников МТОП, реализации метапредметных программ.

- Выявление ФГОУ ВПО, готовых к обмену ресурсами в социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения посредством метапрограмм.

Третий этап – аналитико-корректировочный – 2018-2021 гг.

- Подведение итогов деятельности учреждений-участников МТОП по реализации проблемы исследования.

- Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

- Проведение оценки эффективности использования ресурсов МТОП в решении проблемы социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения.

В предпринимаемом нами исследовании видится значительный инновационный потенциал. И, соответственно, получение следующих результатов. Это построение и реализация модели, а также разработка технологии социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания качества социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения; формирование системы мониторинга работы Международного телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея имени Марии Шаповаленко» по совершенствованию процесса социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения [4].

В результате научно-педагогического сотрудничества и опытно-экспериментальной деятельности университетов на международном, федеральном и региональном уровне коллективами учреждений накоплен многогранный опыт. В частности, нам удалось переосмыслить принципы социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения. К нашему глубокому удовлетворению, они полностью согласуются с хрестоматийными принципами, сформулированными А. В. Мудриком, соратником Г. К. и С. А. Калабалиных, последователей А. С. Макаренко. В новую эпоху мы считаем своим долгом вложить в традиционное звучание приводимых ниже принципов соответствующее поставленным нами задачам развёрнутое содержание [13]:

– принцип гуманистической направленности диктует настолько строгий и целенаправленный отбор образовательных средств, чтобы в их число могли попасть только «ретрансляторы» высших ценностей, сформулированных человечеством в результате всей его социальной истории. Изобразительный ряд, музыкальные произведения и фильмография, подбираемые для ведения курса художественного краеведения, призваны своим изначально позитивным содержанием насколько возможно полно вытеснить из сознания студенческой аудитории весь негативный жизненный опыт. Например, за счёт просмотра кинолент, напитанных идеями гуманизма, их коллективного обсуждения в студенческой группе, написания сочинений с изложением полученных впечатлений существенно возрастает возможность пересмотра студентом своих внутренних ценностей без активного (насильственного, манипулятивного) побуждения со стороны преподавателей. Аналогичным образом способны функционировать другие различные медиаобъекты сферы художественного краеведения.

– принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации может быть также успешно актуализирован в процессе социализации студентов и учёных средствами художественного краеведения. Задача специалиста, реализующего данное направление, состоит в том чтобы со всей наглядностью продемонстрировать, как от твоей собранности, целеустремлённости, доброжелательного отношения к людям зависит твоя успешность в обществе, и в определённой мере – успешность самого данного общества. Как правило – микросоциума вуза, музея, выставочного центра. Наиболее подходящими средами для корректного и своевременного решения данной задачи мы предлагаем считать социальные сети. С одной стороны, необходимо обеспечить сохранность нравственного, психического и физического здоровья студента при обращении к социальным сервисам, подразумевая, что на первом курсе вузов учится значительное количество несовершеннолетних граждан. С другой стороны, нужно приучить его ответственно и избирательно относиться к возможностям такого общения. Только в этом случае ему можно будет продемонстрировать себя так достойного уважения пользователя сетей, и вследствие этого ожидать удовлетворения своих прав и социальных запросов.

– принцип толерантности убедительно реализуется на примере художественного краеведения в сфере виртуального туризма и краеведческой практики. Раз от раза в сознании студентов складывается всё более чёткая и недвусмысленная картина мира как единства непохожих. И если Аристотель рассуждал так о вполне реальном, осязаемом городе со всеми его рельефными противоречиями и разнообразием потребностей жителей, то в эпоху развития наших студентов таким «городом» для них будет, например, лист контактов в фейсбуке. С другой стороны, видеофильмы о жизни и традициях различных стран и континентов будут призваны показать представителям отечественного студенчества, насколько у разных людей может быть разное телосложение, цвет кожи, причёска или её полное отсутствие, выражение лиц. И уже совершенно неожиданным для многих юных зрителей способно оказаться наличие на них посторонних предметов тотемного, амулетного, ритуального характера, а также выражающих кастовую принадлежность или конкретную общественную роль индивида. Умение уважать каждого человека и признавать его право быть совершенно непохожим на тебя самого станет наибольшим эффектом образовательной деятельности в данном направлении, равно как и скрупулёзной работы каждого студента над присущими ему чертами внутреннего мира.

– принцип субъектности также эффективно способствует формированию ответственного отношения студента к результатам своей работы в интернете, равно как и другого использования медиаобразовательных технологий. Примат субъект-субъектных отношений находит здесь своё логическое продолжение, и способен постулироваться едва ли не с удвоенной силой. В частности, это можно объяснить тем, что студент, стесняющийся выйти на реальное общение и поделиться с окружающими своей точкой зрения по какому-либо вопросу, либо желающий также задать вопрос, быстрее и лучше сможет сделать это в интернете, чем в повседневной обстановке. Правильно и тактично поддержать студента в решении данного вопроса – для профессора означает принять существенное участие в судьбе его позитивной социализации.

– принцип индивидуального подхода требует от профессора, читающего курс художественного краеведения, особой виртуозности, глубоких разносторонних знаний и полной самоотдачи в работе. Это тем более важно, когда на занятие приходит религиозно разнонаправленная группа студентов. Также это актуально, когда у представителей группы присутствуют гендерные, этнические, любые другие принципиальные различия, которые приходится учитывать одновременно без ущерба, для какой бы то ни было стороны. Ещё одним немаловажным акцентом может являться инклюзивный характер группы, куда относительно недавно приглашены студенты с ограниченными возможностями здоровья. Однако, пожалуй, наибольшую сложность в образовательной деятельности профессора со студентами будет наличие в их группе носителей нескольких психических статусов в том числе - и психически травмированные студенты. Они могли пережить теракты, межнациональные конфликты, землетрясения и подвергнуться иным факторам деструкции психики, не затрагивающим напрямую интеллектуальной сферы. Это потребует от профессора уже не только чрезвычайно гибкой стратегии управления образовательным процессом. Что в той же мере важно и для реализации иных принципов социализации посредством художественного краеведения. Но в последнем из упомянутых выше случаев потребуется ещё и существенный пересмотр дидактических установок каждого семинарского занятия, лекции либо спецкурса.

– принцип осознанности находится в режиме акселерации. Это обусловлено тем, что изначально будущего студента, как правило, никто не учил мыслить критически, выстраивать корректные и доброжелательные отношения с окружающими, вкладывая в собственные мысли, слова и поступки всё своё великодушие и природную доброту. Поэтому для реализации данного принципа потребуются особые усилия совокупности лиц и ускоренный характер развития событий. Помимо профессоров, призванных тактично и внимательно относиться к студентам, их личного жизненного примера – образа мыслей, стиля поведения, оставляемого за собой эмоционального шлейфа, особая роль здесь также должна быть отведена и медиаспециалисту. Опять-таки, профессору следует найти совокупность многогранных, но однозначно позитивно трактуемых кинообразов. Именно они в данном случае смогут стать для таких студентов основой для моделирования недостающего опыта выплеска эмоций, чувств и ощущений. О высокой значимости которых для формирования личностного потенциала студентов говорить совершенно излишне.

– принцип сочетания дифференциации и интеграции в ситуации художественного краеведения обретает наиболее объёмное звучание наряду с ранее озвученным принципом индивидуального подхода. Для медиаспециалиста с его многогранными возможностями разносторонней убедительности здесь, на наш взгляд, наиболее важно перейти от зыбкого к стабильному балансу реализации студентом присущих ему одному во всей группе свойств и качеств. И в то же самое время – стать необходимым членом группы, с неповторимой социальной ролью в ней, желанным участником общения, автором свежих идей, конструктивных решений в коллективном творческом деле. Широта возможностей художественного краеведения в данном аспекте также не требует сиюминутных обширных комментариев. Скорее – добросовестно проработанных алгоритмов развития творческого процесса, всё же неповторимого и единственного по своей сути.

– принцип педагогического сопровождения процесса социализации в ряду перечисленных принципов является заключительным торжественным мажорным аккордом, призванным сформировать внятное и общее впечатление о судьбе студентов трудной судьбы посредством их социализации посредством художественного краеведения. В свою очередь, судьба его реализации зависит от качества согласованности усилий всех сотрудников университета.

В данный момент представляется необходимым сказать несколько слов также и о результативности исследования в плане «донорской» группы – тех институтов, университетов и научно-исследовательских центров, которые способствуют повышению квалификации и формированию профессионального облика профессора университета. Участие обширной группы ФГОУ ВПО в экспериментальной деятельности позволило существенно повысить общие результаты подготовки будущих сотрудников культурно-просветительских учреждений, а также повышения квалификации обучающего их профессорско-преподавательского состава. Рассмотрим перечень показателей, достигнутых коллективами университетов в результате научно-педагогического сотрудничества и опытно-экспериментальной работы, и отражающих, как возрастал кадровый потенциал университетов, институтов и исследовательских центров.

1. Доля научных и педагогических работников, имеющих действующий документ о повышении квалификации, в общем числе научных и педагогических работников учреждения. Активное участие 798-ми научных и педагогических сотрудников в экспериментах с участием университетов позволило учёным и профессорам успешно повысить свою квалификацию и получить соответствующий документ установленного образца.

2. Доля научных и педагогических работников, эффективно использующих современные медиаобразовательные технологии в профессиональной деятельности в общем числе научных и педагогических работников учреждения, начала существенно возрастать уже на первом году эксперимента. В настоящий момент каждый учёный и педагог-экспериментатор активно использует педагогические и информационно-коммуникационные технологии в повседневной работе.

3. Доля научных и педагогических работников, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общем числе научных и педагогических работников учреждения. Учёные и педагоги-экспериментаторы не только регулярно получают своевременную и полноценную поддержку со стороны профессиональных сетевых сообществ, но и инициативно оказывают её своим коллегам – как в родной стране, так и за рубежом. Календарно-тематическим планом эксперимента на каждый учебный год предусмотрена «Среда консультаций», позволяющая на регулярной основе получать безвозмездные высокопрофессиональные консультации у выдающихся деятелей современной педагогической науки, как правило – лауреатов Нобелевской Премии.

4. Доля научных и педагогических работников, участвующих в деятельности профессиональных саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общем числе научных и педагогических работников учреждения. Каждый учёный и педагог-экспериментатор с 2007 года является членом профессиональной саморегулируемой системы – международного телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея имени М. Д. Шаповаленко». В частности, именно под патронатом данного проекта развивается международная экспериментальная деятельность университетов.

5. Доля педагогических и руководящих работников, представивших опыт работы в мероприятиях различного уровня, общей численности педагогических и руководящих работников. Каждый сотрудник администрации и педагог-экспериментатор является участником учреждения и проведения международных конференций, симпозиумов и конгрессов в области науки, культуры и образования под патронатом международной общественной организации «Информация для всех». Регулярно издаются монографии, авторами которых являются представители администрации и научно-педагогического коллектива университетов. Наряду с этим, педагогический опыт работников университетов регулярно отражается на страницах научных и научно-методических журналов различных стран, сборников докладов научно-практических конференций, крупнейших в мире научных социальных сетей, институциональных репозитариев.

6. Научные, педагогические и руководящие работники, ставшие победителями и лауреатами международных конкурсов. Значительно количество международных конкурсов научной, научно-методической и научно-популярной литературы, фестивалей педагогического мастерства, призёрами и лауреатами которых являются сотрудники администрации и педагоги университетов, представители которых участвуют в наших экспериментах.

Распределение сотрудничества с учреждениями высшего профессионального образования, послевузовской переподготовки, а также научными организациями представлено отдельно для каждой страны [5].

Заключение. Учреждения договорились осуществлять научно-педагогическое сотрудничество, направленное на совершенствование образовательного процесса каждого учреждения в области экспериментального исследования. Оно предполагает диверсификацию всех сфер деятельности учреждений в области экспериментального исследования, включая повышение квалификации педагогического состава учреждений, совершенствование системы мониторинга эффективности их работы. Также стороны договорились совместными усилиями участвовать в развитии методологических основ экспериментального исследования при научно-методической и информационной поддержке со стороны МТОП «Мариинская галерея им. М. Д. Шаповаленко». По общему мнению, наибольшую эффективность данные процессы приобретут при существенном увеличении интенсивности совместных выступлений сотрудников экспериментальных учреждений в научных, научно-методических и научно-практических журналах, бюллетенях по теме художественного краеведения, собственно экспериментального исследования.

Выводы и перспективы исследования.

1. Художественное краеведение позволяет эффективнее и полнее реализовать принципы социализации студентов и учёных.

2. Включение художественного краеведения в процесс диверсификации работы вузов, научных и культурно-просветительских учреждений позволяет достичь более глубоких и разносторонних результатов.

3. Выпускаемые вузами специалисты в лице художественного краеведения приобретают гармонично настроенный набор инструментов для нахождения подходов к наиболее сложным условиям социализации.

Перспективы развития данного исследования, на наш взгляд, не ограничиваются только обозначенными здесь четырьмя предстоящими годами. Художественное краеведение с каждым годом занимает всё более уверенные позиции в мире науки, культурно-просветительской деятельности и собственно образования. На этом основании мы полагаем, что и в дальнейшем оно также станет одним из наиболее значительных поводов предстоящих нам исследований.

Благодарности. Позвольте воспользоваться замечательной возможностью для того чтобы выразить нашу глубокую признательность Н. А. Алексеевой, О. Ю. Атамановой, А. Ю. Бутову, С. Н. Гаврову, С. И. Гудилиной, А. А Демидову, Е. Н. Дмитриевой, И. В. Дюбановой, А. Д. Жаркову, Л. П. Ивановой, С. М. Оленееву, Н. Д. Соколовой, Б. М. Столярову, А. В. Фёдорову, Е. Б. Ярцевой, Е. Н. Ястребцевой и всем другим нашим замечательным коллегам.


Библиографическая ссылка

Зверев С.М., Латышев О.Ю. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 71-79;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1667 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674