Содержанием настоящего этапа развития культуры является противостояние двух основных парадигм развития: тенденция универсализации, вызванная процессами глобализации, и тенденция индивидуализации, ориентированность к культурному творчеству каждой отдельной личности.
Первая парадигма отражает развитие потребительской идеологии, пропагандирующей «насаждение гедонистических принципов организации жизни, пропаганду быстрого, немедленного обогащения любой ценой, потребления дорогих престижных вещей, в целом красивой жизни». «Общество потребления» формирует особый тип «усредненной» личности, с атрофированным социально-критическим отношением к действительности. Духовно-нравственные потери общества XXI века проявляются в отчуждении людей друг от друга, отчуждении от морали, добра и справедливости, традиционных нравственных ценностей общества, в национальной обособленности. В результате поколение молодых людей имеет заниженные ценностные ориентации, проявляющиеся в умонастроении, мотивации деятельности, отношению к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. Усиление бездуховности людей привело к падению интеллектуального потенциала общества.
В XXI веке ситуация в России, как и во всем мире существенно изменилась. В ситуации развития глобальных проблем усиливает позиции вторая парадигма развития культуры, ориентированная на человека. Необходимость выживания вынуждает человечество вновь обращаться к вечным человеческим ценностям. Эффективность не может быть главной целью и ценностью общества, необходимо духовное начало: «Чем больше техника определяет нашу жизнь, – пишет П. Козловски, – тем более живыми, одушевленными должны быть основы техники в культуре и общественных науках, тем крепче должна быть духовная связь, соединяющая членов общества друг с другом» [5, с. 50].
Личность связана с обществом системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм. Цели, которые ставит человек, развивая технику, определяются культурными представлениями, т.е. «культура непременно участвует в решении вопроса о выборе целей, для которых техника изобретается и производится» [5, с. 109]. Другими словами, культура выступает в качестве важнейшего критерия общественного прогресса в целом.
В ХХI в. актуализируется идея гуманизации личности и общества. Многими философами, деятелями культуры и науки признается, что путь к развитию человека лежит, прежде всего, через развитие его духовно-нравственных основ. Недавние события на Украине показывают, насколько опасными могут быть последствия забвения духовных ценностей в обществе. Для максимально преодоления отчуждения и одномерности необходимо создать реальные условия. Именно поэтому в становлении и развитии гуманизма в обществе система образования призвана выполнить особую значимую роль.
Тенденции гуманизации современного высшего образования по своему значению оцениваются как основное стратегическое направление высшей школы. Закон Российской Федерации об образовании ориентируется на стратегию гуманизации образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине» [8].
В различных словарях гуманизация образования определяется как совокупность методов и форм в системе образования, ориентированная на распространение идей гуманизма для свободного и всестороннего развития личности, ее активного участия в жизни общества [1].
Цель гуманизации образования – подготовка специалиста не только как профессионала, но и, прежде всего, как творческой личности, гуманиста и патриота. В настоящее время существует очевидный разрыв между образованием и духовной культурой (литературой, искусством, эстетическими ценностями, культурными традициями народа). Это связано с тем, что в наш технократический век забываются особенности гуманитарной сферы. Гуманитарные знания создаются в процессе сопереживания, сочувствия, они требуют не только глубины проникновения, целостности восприятия, но духовности осознания явлений и вещей бытия. Так, особенностью всей русской культуры философ И. Ильин называл «сердечную созерцательность мировосприятия», содержанием которой видел любовь, сострадание, милосердие, веру в добро и т.д. В отличие от материально-технической базы, создание которой возможно в кратчайшие сроки, духовное производство требует системного, продолжительного, творческого подхода.
Средством достижения гуманизации образования (создание материальной базы, духовно-психологических условий для разностороннего развития личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа) становится гуманитаризация. Основная задача гуманитаризации – создать условия для формирования и развития целостного духовного мира человека в условиях техногенной цивилизации XXI века.
Особо важная роль в гуманитаризации образования принадлежит гуманитарному образованию как составной части всей системы высшего образования. Гуманитарное образование непосредственно влияет на идеологию, состояние межэтнических, социально-классовых и межгосударственных отношений, на гуманизацию общества.
Гуманитарные дисциплины – история, философия, политология, социология, культурология и др. – формируют философскую, правовую, научную, этическую и др. формы общественного сознания учащихся. Поэтому основная функция гуманитарных дисциплин заключается в формировании разносторонне развитой личности, деятельность которой в любой сфере должна быть гуманистична.
Гуманизация и гуманитаризация высшего образования образуют единую, целостную систему подготовки специалиста, преодолевающую отчуждение образования от личности. Проводимая сегодня реформа высшей школы провозгласила своей главной целью формирование человека, ибо «человек – не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели», – в нем самом заложена самостоятельная цель развития» [8]. Реформа нацелена на преодоление разрыва между гуманитарными и негуманитарными дисциплинами и узкой специализацией, переходу от информационной модели учебного процесса к проблемно-аналитической системе обучения.
Отражая происходящие в обществе процессы, система образования может создать модель общественного развития по парадигме, ориентированной на тенденцию индивидуализации развития. Экономический, научно-технический прогресс возможен только на пути движения духовного мира личности от исполнителя к творцу. Сближение и интеграция материальной и духовной культуры на основе современного научно-технического прогресса, гуманизация общества во всех его структурах возможна на основе гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
Эти тенденции проявляются и в сфере военного образования в связи с его интеграцией в общую систему образования. Стратегия общенационального развития в России связана с радикальной трансформацией образовательных процессов высшей военной школы. Модернизация военного профессионального образования означает необходимость профессионализации и гуманитаризации образовательной среды вуза, создание условий нравственного воспитания офицера, формирование его общей и профессиональной культуры. «Военный профессионал должен обладать культурой гуманистической направленности, способностью к творческим и неординарным решениям, саморазвитию, повышению уровня духовно-нравственной моральной компетентности, социальной и профессиональной мобильности» [6].
По мнению ряда авторов, военные учебные заведения могут стать наиболее благоприятной территорией для максимальной реализации тенденции гуманизации современного образования [4; 7]. Действительно, вопросы, которые практически решают военные, с неизбежностью связаны с глобальными проблемами. Деятельность военных нацелена на максимальное предотвращение войны как средства решения международных конфликтов. И успех этой деятельности во многом определяется зрелостью глобального мышления, умением на основе философствования об общем решать злободневные задачи. Работа военного подразумевает осознание высоты ответственности за себя, близких, весь мир. Именно образованные военные самим онтологическим смыслом своей профессии призваны быть в авангарде всех международных процессов борьбы за мир и формирования гуманистических принципов международных отношений.
Военный профессионализм аккумулирует сущность человека едва ли не во всех ее возможных проявлениях: специалист, воспитатель, руководитель и подчиненный, учитель и вечный ученик, субъект и объект социального развития. Подход к подготовке военных кадров требует перемен на пути усиления внимания к общему, к развитию общечеловеческого с одной стороны, и личностного – с другой. Именно система высшего военного образования по определению самой профессии призвана стать одним из центров такой перестройки – гуманизации всей методики преподавания и воспитания в любой специальности и в рамках любого предмета учебной программы [2, с. 44].
В современной научной литературе для адекватного реформирования военного образования по пути его гуманитаризации и гуманизации предлагаются следующие направления деятельности.
1. Гуманитаризация содержания военного образования. Этот процесс подразумевает реформирование по следующим направлениям.
– Прежде всего, речь идет об увеличении числа дисциплин гуманитарного профиля. В основании культуры личности воина лежит общая культура человека (его образованность, воспитанность, нравственные и физические качества, умения и навыки и т.д.), которая формируется не только специальными, но и гуманитарными знаниями. Тенденции гуманизации военного образования заметно просматриваются в ряде военных вузов, где введены обязательные для высшего образования предметы «Русский язык и культура речи», «Культурология», целый ряд дисциплин по правоведению и экономике.
– Увеличение количества зачетных единиц по предметам гуманитарного цикла. Большее количество часов, отводимых на лекционные и практические занятия, позволят индивидуально и потому эффективнее развивать гуманистическое мировоззрение курсантов.
К сожалению, не только знания, но и интерес курсантов военного вуза к художественной культуре, имеющей гуманистическую природу, ограничены. Опрос 33 курсантов третьего курса ТОВВМУ (г. Владивосток) в 2016 году показал степень и характер их приобщения к художественной культуре. 57,5 % предпочитают проводить свободное время, занимаясь спортом, и только 12,1 % досуг проводят с книгой. Наиболее востребованными являются такие жанры художественных произведений, как исторический (39,3 %), фантастика (27,2 %), детективы (12,1 %). Что касается художественной литературы о Великой Отечественной войне, то в 33 анкетах прозвучали имена только двух авторов – М. Шолохова и А. Твардовского, в остальных случаях в качестве названий художественных произведений были даны названия фильмов о ВОВ, например «Диверсанты», «В бой идут одни старики» и т.п.
Безусловно, такие провалы в гуманитарном образовании курсантов обусловлены общей ситуацией в российском среднем и высшем образовании в последние годы («обвал» системы военно-патриотического воспитания, сокращение часов по дисциплинам истории и т.д.). Не случайно проблему гуманитаризации (аксиологизация, культурологизация) образования называют одной из наиболее актуальных в контексте проводимой реформы образования.
– Улучшение качества преподавания предметов гуманитарного цикла. Кроме передачи информации по предмету, необходимо формировать систему ценностей для гуманистического отношения к действительности. Духовно-нравственной основой культуры воина является культура народа. Преданность Родине, верность воинскому долгу воспитывается благодаря знанию и пониманию общечеловеческих ценностей, усвоению отечественных культурных традиций.
– Усиление гуманитарной направленности всех изучаемых дисциплин поможет курсантам ставить моральные цели и реализовывать смысл жизни воина. В каждом предмете можно выделить и акцентировать те аспекты, которые затрагивают общечеловеческие ценности. При постоянном внимании в духовно-нравственным аспектам в течение обучения у курсанта будет происходить интенсивное формирование гуманистического отношения к миру, которое постепенно трансформируется в свойства личности.
Социально-политическая ситуация в России требует формировать у курсантов научное мировоззрение. Но в конечном итоге приобретенные будущими военнослужащими навыки социального-экономического и политического анализа состояния общества, необходимы для практической гуманитарной деятельности, потому что русский воин всегда был и есть защитник Отечества Выполнение профессиональных обязанностей, связанных с защитой общества, обеспечением безопасности воинской, правоохранительной, экологической и других сфер деятельности требует высокого уровня нравственного сознания военнослужащего. Военная культура будущего офицера, получившего гуманитарное образование, будет проявляться и через его отношение к подчиненным (внимание к их нуждам, потребностям и интересам, т.е. усиление внимания к человеческому фактору), и оказывать благоприятное влияние на гуманизацию всей военной службы.
2. Изменения в системе военного образования должны выразиться в отказе преподавателей, курсовых офицеров от чрезмерного «администрирования, назидательности и декларирования, недоверия и неуважительного отношения к слушателям и курсантам как к пассивным объектам воздействия» [6]. Чтобы сформировать благоприятные условия для самореализации личности, основными видами и формами работы с курсантами должны быть следующие: индивидуальный подход, сотрудничество, уважение позиции курсанта, диалогический способ общения, активизация творческого мышления курсантов. Все формы и методы образовательного процесса призваны сформировать особое «гуманистическое пространство», в котором курсанты смогут сформировать особое, основанное на этических принципах, отношение к человеку и миру. Модель понимающего и уважительного отношения преподавателя к курсанту создает алгоритм модели отношений будущего офицера с личным составом.
3. Реалии гуманизации военного образования требуют перехода к новой модели взаимодействия преподавателя с курсантом. В административной модели отношений мотивационной основой деятельности курсанта выступала система стимулирования и наказания. В новой модели военного образования целью станет нравственное воспитание офицера. Чем более нравственно воспитана личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества. Особыми критериями культуры личности воина выступают мужество, стойкость, благородство, жертвенность, нравственность. Все эти качества в словаре В.И. Даля определяет понятие «воинская доблесть» – нравственная категория, означающая высший уровень нравственной культуры воина, способного самоотверженно и искусно выполнить воинский долг. Гуманизация образования предполагает формирование у курсантов особой, внутренней мотивации, когда будущий офицер сам себе отдает приказ. Профессиональное развитие курсанта требует самоконтроля личности, добросовестного отношения к своему долгу и обязанностям – нравственного должествования. Процесс формирования мировоззрения долженствования невозможен без педагогического влияния, в нем должны участвовать все участники образовательно-воспитательной деятельности.
Процесс гуманитаризации подразумевает повышение уровня культуры курсантов. Главная цель гуманитаризации военного образования заключается в формировании не пассивного «человека в культуре», а «человека культуры», т.е. личности, способной к преобразованию реалий. Гуманитарные дисциплины образовательного процесса формируют ценностные ориентации, морально-нравственные установки. Полученные курсантами гуманитарные знания экстраполируются на реальные жизненные ситуации. В результате военный профессионал сможет не только воспринимать и сохранять традиционные ценности, но и творчески мыслить, проявлять инициативу, быть многогранной, самобытной личностью, высококвалифицированным специалистом.
Гуманитаризация и гуманизация образования влияют на систему ценностей, убеждений, нравственно-эстетические качества личности, определяют ее поведенческую систему. Таким образом, гуманитарные знания, полученные курсантами военных институтов, способствуют приобретению гуманистических навыков и умений, которые будут реализованы в будущей военной деятельности.
Культура личности воина является основой всей военной культуры. Как специфический вид культуры военная культура представляет собой исторически определенный уровень развития военной сферы жизни общества, характеризуется готовностью и практической деятельностью людей по вооруженной защите общественных интересов [3, c. 27]. В основе культуры армии лежат материальные и духовные ценностей, которые способствуют военнослужащим выполнять свой долга по защите Oтечества. Поэтому состояние армии во многом определяется степенью образованности и ценностной ориентацией воина.
Несмотря на то, что военные вузы находятся в ведении Министерства обороны, которое устанавливает и регламентирует для них правила и порядки, в настоящее время уделяется особое внимание формированию социально значимых качеств личности будущего воина. Духовный фактор в жизни армии является основополагающим, от нравственных принципов зависят личные убеждения будущего воина, определяющие выполнение моральных и нравственных требований. По словам заместителя министра обороны РФ Н. Панкова: «Гуманитарная подготовка должна стать важной составляющей в вузе», мы уверены, что зацикливаться на одной только профессиональной подготовке, если мы говорим о будущих офицерах, не стоит. Военная служба – это не просто профессия. Это призвание, образ жизни» [7].
Система образования является важнейшей составляющей культуры. Следовательно, вузы, в том числе и военные, становятся колыбелью духовной культуры, местом, где субъект культуры сохраняет и создает ценности культуры. Культура оказывает непосредственное воздействие на все сферы воинской деятельности, обусловливающие военную мощь России. Использование и применение современной техники и оружия напрямую зависит от уровня военно-технической культуры военнослужащих. Отношение к воинскому долгу зависят от системы нравственных ценностей военнослужащего. Следовательно, качество кадров Вооруженных Сил находятся в прямой зависимости как от специальных знаний, так и от общей культуры. Гуманизации и гуманитаризации образования обеспечат повышение специальных знаний, совершенствование нравственно-духовных качеств курсантов военных вузов, необходимых для военного могущества России.
Библиографическая ссылка
Царева Н.А. ГУМАНИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 150-154;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1654 (дата обращения: 23.11.2024).