Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИНЦИПАМ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

Петрова А.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Тайм-менеджмент – динамично развивающаяся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем. Повышение эффективности использования времени открывает студентам возможность более продуктивного его распределения, позволяет выделить время на отдых, без нанесения ущерба учебному (а в перспективе – рабочему) времени. В статье проведен анализ распределения студентами времени, выявлены основные причины нехватки времени, определены используемые средства для планирования времени, выделены основные принципы тайм-менеджмента для студентов ВУЗа. В современных условиях подготовка студентов предполагает максимальную готовность молодых специалистов к вступлению в профессиональное сообщество, к решению возникающих проблем на основе приобретенного учебного и жизненного опыта. Тайм-менеджмент, как совокупность приемов организации времени, позволит студентам с активной жизненной позицией без лишних затрат труда добиваться успехов в учебном процессе, станет основой становления профессиональных компетенций будущего специалиста
тайм-менеджмент
студенты
планирование
1. Абащев Р.Н., Астафьева Н.Е. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Ч. 3 / Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – 136 с.
2. Архангельский Г.А. Организация времени. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
3. Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы: учебное пособие / М.: АиСТ, 2003. – 231 с.
4. Васенин В.А. Российский Интернет и новые технологии в образовании: Докл. на Втором Междунар. конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика». – М., 1996.
5. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: учебное пособие. – М.: Интерэксперт, 1995. – 426 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер с англ. О.И. Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 607 с.
7. Каунт Д. Организуй себя. – М.: Юнион-Групп, 2002. – 136 с.
8. Полат Е.С. Учебное пособие для студентов пеагогических. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
9. Серов Н.К. Время и мы: можем ли мы овладеть искусством пользоваться временем? / Л.: «Лениздат», 1980. – 128 с.
10. Юнусов А.А. Тайм-менеджмент заведующего кафедры // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 99-103.

Формирование личности студента на современном этапе немыслимо без знания будущими успешными специалистами концепций управления временем, позволяющими достичь наибольших успехов в выбранной профессии. Внимание педагогов на данном этапе должно быть направлено на квалифицированную помощь в организации времени, с учетом личностных особенностей субъектов обучения.

В условиях новой экономики, где жизненные циклы товаров исчисляются месяцами и неделями, время становится дороже и важнее денег, оно помогает обеспечить и сохранить конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг. Специалисты по управлению проектами утверждают: сегодня побеждает тот, кто вывел товар на рынок в срок. Специалисты по тайм-менеджменту утверждают: главный враг менеджера наших дней – стресс, вызванный хронической нехваткой времени. Потоки информации растут лавинообразно, знания устаревают еще до того, как их успели усвоить. Организация времени необходима для того, чтобы достигнуть успеха [3].

Знание правил управления временем, независимо от особенностей национального характера и менталитета, помогает лучше распределять свое время. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете писал: «Только знать недостаточно, необходимо также применять свои знания на деле». Решающим фактором для достижения успеха является умение правильно устанавливать приоритеты [5]. Рассмотрение формальных характеристик того или иного временного процесса позволяет выявить связи, зависимости и закономерности между его протеканием, и протеканием объемлющих его процессов, на фоне которых он развёртывается, выявить синергетические эффекты и суперпозиции и т.д. [9].

Тайм-менеджмент – это динамично развивающаяся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем [2, 7]. Повышение эффективности использования времени открывает студентам возможность более продуктивного его распределения, позволяет выделить время на отдых, без нанесения ущерба учебному (а в перспективе – рабочему) времени. Приобретение навыков правильного управления временными ресурсами позволяет увеличивать личную эффективность, учит выделять наиболее важные на текущий момент дела.

Студенческие годы являются временем становления личности, формирования общественных ориентиров, поиска путей самореализации. Однако, именно в это время обучающиеся еще не ценят время, не осознают его быстротечности, в полном объеме не чувствуют необходимости управлять этим процессом. Часто студенты не могут справиться с соблазном отложить выполнение учебных заданий на последний момент, а затем работать уже в спешке, испытывая серьезное эмоциональное напряжение. В этой связи возникает необходимость целенаправленного развития у студентов умения планировать свое время; способностей ориентироваться в огромном потоке учебной информации, безошибочно выделяя наиболее релевантную.

На кафедре технологии переработки сельскохозяйственной продукции НовГУ имени Ярослава Мудрого одной из задач профессорско-педагогического состава ставится формирование у студентов представления о принципах тайм-менеджмента, с целью снижения эмоциональной и физической нагрузки в период обучения в ВУЗе, развития способности в короткий срок находить оптимальные решения конкретных задач, что, в конечном итоге, обусловливает их личностную и профессиональную успешность.

С целью изучения распределения студентами собственного времени нами было проведено анкетирование среди студентов кафедры 2-4 курсов, обучающихся на очном отделении. Среди студентов 19 % совмещают учебу с работой, которая занимает от 16 до 30 часов в неделю. В результате анкетирования установлены основные причины нехватки времени у студентов (рис. 1).

petr1.wmf

Рис. 1. Причины нехватки времени у студентов

Анализ данных, представленных на рис. 1, показал, что основную часть времени студентов отнимают нахождение в социальных сетях и компьютерные игры (эту причину нехватки времени назвали основной 43 %). Современное поколение часто не способно ограничивать время нахождения в предлагаемом динамично развивающимися игровыми и информационными компьютерными технологиями мире, реальное общение с друзьями заменяется общением онлайн, иногда с целью повышения самооценки создается вымышленный образ, наделенный несуществующими личностными особенностями. Применение новых компьютерных технологий способствует возникновению новой модели времени. Некоторые исследователи называют господствующую темпоральность виртуальным или вневременным временем [6]. Виртуальный мир затягивает, отнимая огромное количество времени, которое могло бы пойти на достижение успехов в учебе, спорте, различные увлечения.

18 % опрошенных студентов указали, что часто начатые дела оказываются не доведенными до конца по различным, чаще всего несущественным, поводам, что приводит к накоплению массы невыполненных дел. Необходимости выполнять задания в последний момент в определенные периоды учебы занимает большую часть времени у 7 % студентов, причинами откладывания заданий и нерациональной потери времени обучающиеся назвали лень, нежелание браться за выполнение заданий до тех пор, пока не требуют обстоятельства, постоянное желание поспать (особенно актуальное для иногородних студентов, проживающих в общежитии). В этой связи педагогами кафедры проводятся разъяснительные беседы о важности грамотного распределения временного потенциала каждого человека. При выполнении сложных объемных заданий весь объем работ делится преподавателем на этапы, организуются контрольные точки с целью проверки выполнения работ. Таким образом, задание выполняется постепенно, не вызывая авралов и стрессовых ситуаций.

Большую учебную нагрузку назвали причиной нехватки времени 17 % студентов. При этом наибольшее количество времени, согласно данных анкетирования, занимают подготовка курсовых проектов, научно-исследовательская работа, поиск информации для выполнения различного рода работ. В результате иногда создается ситуация, при которой чрезмерная нагрузка в одной области приводит к недостаточному вниманию студента в других. Обучающийся, выделяя для себя какое-то одно, наиболее важное, по его мнению, занятие, не может успешно заниматься другими (по причине лени, усталости, стресса). Проблемой распределения времени в данном случае является накопление мелких невыполненных заданий, которые, в результате, превращаются в одну большую трудноразрешимую задачу.

С целью снижения учебной нагрузки студентам рекомендуется использование интернет-технологий. Это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий элементы [8]. Интернет-технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Использование Интернет-технологий позволяет обеспечить многозадачность и разноуровневый подход к обучению студентов различных специальностей [4].

Применительно к обучению можно рекомендовать следующие Интернет-технологии:

1. компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

2. обучающие системы на базе мультимедиа-технологий;

3. интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

4. распределенные базы данных по отраслям знаний;

5. средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными;

6. электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы [1].

Далее нами проводилось выявление средств, применяемых анкетируемыми студентами для планирования своего времени (рис. 2).

petr2.wmf

Рис. 2. Средства планирования времени студентами

Планирование занимает ведущее место в тайм-менеджменте. Анализируя данные, представленные на рис. 2, установлено, что основная масса обучающихся (53 %) используют с этой целью гаджеты. Целью педагогов в этом случае становится обучение студентов умению разделять задачи на приоритетные (важные) и второстепенные (мелкие на 15–20 минут). Знатоки тайм-менеджмента рекомендуют разделять рабочее время по принципу 60 на 40, то есть при планировании оставлять себе свободным 40 %. Это даст возможность грамотно оценить фактическое значение затрачиваемого времени и выделить время для подготовки к новым мероприятиям [10].

33 % от общего числа опрошенных студентов пользуются планингом. Внедрение в студенческую среду планингов как одного из средств тайм-менеджмента проводится под руководством преподавателей кафедры. Современная молодежь живет в очень динамичном ритме, при котором сложно помнить все, полагаясь только на свою память, в этой связи обучающимся предлагается ежемесячно составлять план, в котором отмечаются все аудиторные занятия, задания для самостоятельных работ, общественные мероприятия, личные встречи и др. Таким образом, перед глазами студентов появляется общая картина загруженности на ближайший месяц и наглядно отображается свободное время для личной жизни и увлечений. Использование планинга существенно облегчает жизнь студента, помогает определить список наиболее важных дел на ближайшее время, выделить время для отдыха без ущерба учебному процессу.

Таким образом, обучение студентов принципам тайм-менеджмента, способствует оптимизации процесса обучения в ВУЗе. Основными принципами эффективного управления временем для студентов можно выделить следующие:

– планирование времени с целью управления им;

– развитие самооценки личности, выявление собственных возможностей и ограничений;

– ограничение времени для нахождения в социальных сетях и компьютерных игр;

– выделение приоритетных задач на конкретном временном этапе;

– ежедневное выделение времени для решения второстепенных задач;

– использование современных интернет-технологий в учебном процессе.

В современных условиях подготовка студентов-технологов предполагает максимальную готовность молодых специалистов к вступлению в профессиональное сообщество, к решению возникающих проблем на основе приобретенного учебного и жизненного опыта. Тайм-менеджмент, как совокупность приемов организации времени, позволит студентам с активной жизненной позицией без лишних затрат труда добиваться успехов в учебном процессе, станет основой становления профессиональных компетенций будущего специалиста.


Библиографическая ссылка

Петрова А.С. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИНЦИПАМ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 124-127;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1650 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674