В последние годы в изучении культуры как социального феномена проявляются две тенденции. Смысл первой тенденции состоит в исследовании отдельных сторон, направлений культуры (культура материальная и духовная, культура личности и культура деятельности, культура общения и культура поведения, культура нравственная и культура эстетическая и др.). Вторая тенденция выражается в стремлении интегрировать различные стороны культуры, представить ее единым, целостным образованием. Исследование онтологических характеристик профессионально-педагогической культуры офицера предполагает сочетание двух указанных тенденций.
Для любого исследования, прежде всего, важна система исходных параметров, критериев, показателей и оценок. Педагогическую культуру и механизм ее функционирования можно рассматривать на четырех уровнях:
– на первом уровне она выступает как диалектическое единство материальной и духовной культуры общества, несущее в себе воспитывающее, обучающее и, в конечном итоге, образующее человеческую личность начало;
– на втором – как проявление локальной культуры, опосредующей процесс передачи опыта от одного поколения к другому в отдельных группах людей (социальных классах, этнических сообществах, семьях и т.п.);
– на третьем (в нашем случае) – как часть профессиональной культуры, обусловленная необходимостью выполнения ее носителями определенных воспитывающих и обучающих функций;
– на четвертом – как непосредственно профессиональная культура, присущая специалистам, реализующим педагогическую деятельность на профессиональном уровне.
Обратимся к краткому анализу понятия профессиональная культура. Ее выделение в качестве атрибутивного свойства профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызывающего обособление видов специальной деятельности. Профессия как социально-культурный феномен обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества изменяются и профессии. Так, для того чтобы стать действительно культурной, профессия военного должна была обогатиться за счет освоения знаний из области философии, истории, психологии, антропологии, военного искусства, религии и др.
Высокий уровень профессиональной культуры специалиста, в первую очередь, характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но любому сугубо профессиональному мышлению угрожает опасность догматизма, нарушающего целостность и всесторонность личности. Как раз в этом случае различные компоненты профессиональной и общей культуры становятся средствами, сдерживающими узкий профессионализм. Например, в рамках военной профессии исторически ведущим способом добывания сведений о противнике является допрос пленных и разведка. Однако с развитием профессионально-информационной культуры возможности военнослужащих в этой области существенно возрастают – за счет освоения средств передачи и обработки данных, повышения уровня лингвистической компетентности, приобретения навыков использования различных естественных и искусственных языков и пр.Значение же общей культуры для успешной профессиональной деятельностиофицера достаточно точно выразил генерал Шарль Андре Жозеф Мари де Голль, ставший впоследствии президентом Франции, в своей книге «За профессиональную армию»: «Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура… Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы, в конце концов, всегда находим Аристотеля».
Выявление основ культуры и профессиональной культуры как научных категорий позволяет приблизиться к пониманию феномена педагогической культуры в целом и профессионально-педагогической культуры офицера, в частности.
По утверждению доктора педагогических наук Ирины Евгеньевны Видт, одним из первых термин «педагогическая культура» употребил академик РАО, доктор педагогических наук Геннадий Никандрович Волков в конце 50-х гг. прошлого века: «Это та среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей». Понятие «педагогическая культура» встречается и в работах известного российского педагога Василия Александровича Сухомлинского, конкретно, в его книге «Сердце отдаю детям» (1969). Выделяя в числе наиболее значимых черт учителя привязанность к наставляемым, он отмечал, что основой его высокой педагогической культуры выступает воспитание чувств и эмоциональности, проявляющихся при общении с учениками; овладение необходимыми педагогическими знаниями, исключающими «педагогическое бескультурье». Предпосылки формирования педагогической культуры, как личностной характеристики учителей, родителей и руководителей органов образования, В.А. Сухомлинский видел в создании условий для уютной, «семейной» атмосферы в школьном и классных коллективах.
Первое в отечественной науке исследование профессионально-педагогической культуры с позиций философско-социологического анализа было предпринято доктором педагогических наук Владиславом Львовичем Бениным в работах«Педагогическая культура: ее содержание и специфика» (1994) и «Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры» (1996). Ученый проанализировал ее сущность, структуру и функции, определил место в системах педагогики и культуры, выявил социоисторические детерминанты, исследовал методы развития профессионально-педагогической культуры профильных специалистов.
С помощью философско-социологического анализа В.Л. Бенин установил, что профессионально-педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию, и выступает в качестве интегративной характеристики педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей. Благодаря этому, профессионально-педагогическая культура является сложно организованной системой, обладающей многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия, неким «социальным механизмом, который создан обществом для обеспечения потребностей в прямой и целенаправленной передаче социального опыта от старших поколений младшим за счет локализации ее [культуры] в определенном виде профессиональной деятельности и предназначенным для «производства» членов общества, обладающих определенными общественно-потребными личностными характеристиками».
По мнению В.Л. Бенина, профессионально-педагогическая культура есть совокупность специальных педагогических знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Она продуцирует формирование у специалиста мышления профессионально-педагогического типа, накладывающего специфический отпечаток на весь образ его деятельности и поведения. В связи с этим профессионально-педагогическая культура выступает неизменным атрибутивным признаком и свойством определенного круга лиц, к числу которых, в первую очередь, относятся преподаватели, воспитатели и наставники, работающие в различных образовательных учреждениях, пенитенциарной системе, на производственных предприятиях и т.п. Вместе с тем она «проникает как бы во все «поры» общества, представляя собой его сквозное «сечение»».
В ходе анализа понятия «профессионально-педагогическая культура» В.Л. Бенин определил, что уровень ее развития зависит от того, насколько человек «вживается» в роль воспитателя и педагога, опираясь на присущие ему знания, жизненный опыт и человеческую мудрость, используя навыки и умения передачи собственных представлений об окружающей действительности. Будучи отражением требований, предъявляемых обществом к деятельности по обучению и воспитанию его членов, профессионально-педагогическая культура выступает интегративной характеристикой педагогического процесса в единстве его субъектов, объектов, содержания, механизма и целей.
Весомый вклад в развитие теории профессионально-педагогической культуры внес крупный ученый в области педагогики высшей школы, теории и методики профессионального образования доктор педагогических наук Илья Федорович Исаев – создатель научной школы педагогической культурологии, руководитель постоянно действующего российского семинара по проблемам профессионально-педагогической культуры, автор «Программы развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы», внедренной в ряде вузов России.
Проведенное И.Ф. Исаевым исследование показало, что процесс становления и развития профессионально-педагогической культуры осуществляется наиболее эффективно в условиях:
– направленности личностиспециалиста на усвоение, воспроизводство, создание и развитие педагогических ценностей и технологий;
– органического сочетания общей и педагогической культуры;
– целенаправленного формирования целостной структуры педагогической деятельности специалиста, включенияего в инновационную деятельность посредством создания в вузе инновационной среды;
– развития профессиональной свободы, обеспечивающей творческую самореализацию личности специалиста и ее самоопределение в культуре;
– дифференциации и индивидуализации в процессе реализации рефлексивной программы формирования профессионально-педагогической культуры специалиста.
Пристальное внимание на проблему формирования педагогической культуры обращает в своих научно-педагогических работах доктор педагогических наук Евгения Васильевна Бондаревская. Согласно ее мнению, разработка эффективных способов становления, развития и передачи педагогической культуры составляет одну из фундаментальных функций педагогической науки. При этом совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество, детерминирующее цель и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии – преподаватели, родители и педагогические сообщества. Повышение уровня педагогической культуры данных агентов является условием перехода к личностноориентированному типу образования.
В индивидуально-личностном плане Е.В. Бондаревская рассматривает педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, способного к диалогу культур. С ее точки зрения, педагогическая культура на уровне личности – это общение двух индивидов в ходе передачи человеческой культуры. С позиции теории диалога культур педагогическая культура – «это процесс взаимопроникновения «я» в «ты», «ты» в «я» (Основания культурной, духовно-душевной жизни людей не должны противоречить другой основной потребности человека – в особом «климате» своей нравственно-психической жизни, в индивидуализированном начале. Общее должно быть лишь точкой отсчета для определения, развития особенного, а особенное – выступать по отношению к общему специфическим, индивидуально-творческим началом. В этом и состоит основная «моральная трудность»: каким образом достичь нравственных взаимоотношений Я-Ты, одновременно сохранив свободу выбора каждого. Вместе с тем отношения «Я-Ты» не могут не касаться проблемы морали, поскольку именно исключительность и неповторимость каждого Я подвигают Другого на сохранение либо подавление этой исключительности ради сохранения своего Я, а это и есть проблема морального выбора), откровения воспитателя и воспитанника»; «процесс создания педагогического «мира» как среды духовного, эстетического, интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия и т.д.».
Частично проблема педагогической культуры нашла свое отражение в работах А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и других ученых, посвященных анализу особенностей педагогической деятельности, изучению педагогических способностей и педагогического мастерства. Однако особый вклад в ее исследование внесли труды военных педагогов: генерал-майора Александра Васильевича Барабанщикова и полковника Сергея Савельевича Муцынова.
Еще в 1980 г., обобщив накопленный на кафедре военной педагогики и психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина опыт (Данный опыт нашел свое отражение в трех монографиях: «Психолого-педагогические основы руководства воинской частью» (1973), «Педагогическое мастерство советского офицера» (1976) и «Содержание деятельности и личные качества офицера-политработника (к разработке профессиограммы заместителя командира полка по политической части)» (1976), изданных на основе проведенной под руководством преподавательского состава кафедрынаучно-исследовательской работы в 10 военных округах, 2 округах ПВО, 3 флотах, 5 округах пограничных войск и военно-учебных заведениях (14 военных училищах и 6 академиях)), А.В. Барабанщиков и С.С. Муцынов издали первую в СССР монографию о педагогической культуре преподавателя военного вуза: «Проблемы педагогической культуры. О педагогической культуре преподавателя военного вуза». В данной научной работе педагогическая культура с позиции личностно-социально-деятельностного подхода рассматривалась как феномен, «… возникающий под влиянием педагогической деятельности, являющийся необходимым условием ее осуществления и представляющий собой степень совершенства в овладении педагогической деятельностью, достигнутый уровень развития человека как педагога».
В психологическом плане педагогическая культура трактовалась А.В. Барабанщиковым и С.С. Муцыновым как «синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля работы и отношения преподавателя к своему делу». Согласно их мнению, объединяя данные взаимообусловленные компоненты личности, она, в свою очередь, приобретает способность обогащать и развивать каждый из них до уровня высшего порядка.
Выдвинув гипотезу о том, что педагогическая культура является специфической проекцией общей культуры в условиях педагогического процесса, А.В. Барабанщиков и С.С. Муцынов в качестве ее фундаментальных основ выделили:
– коммунистическую идейность преподавателя как сплав знаний, убеждений и практических действий;
– глубокое знание преподавателем соответствующей науки и умение использовать его в практических целях.
Изучение поведения и повседневной деятельности передовых преподавателей высших военно-учебных заведений по обучению и воспитанию курсантов и слушателей позволило ученым установить, что в структурном плане «педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения», в связи с чем в число ее слагаемыхбыли включены:
– твердые педагогические убеждения;
– широкий кругозор, эрудиция и интеллигентность;
– высокая нравственность;
– гармония интеллигентности и нравственной чистоты, рационального и эмоционального, этического и эстетического;
– педагогическая направленность, уважение и любовь к людям, повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников;
– высокое педагогическое мастерство и организованность в повседневной деятельности;
– умение гармонично сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу;
– умение работать целеустремленно, с перспективой;
– повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение ориентироваться в научной и политической информации, последовательно расширять и углублять свое духовное богатство;
– высокая культура общения и поведения и др.
Всем перечисленным структурным элементам педагогической культуры были даны соответствующие характеристики, содержание которых в сжатом виде представлено в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики основных структурных элементов педагогической культуры преподавателя военного вуза
Наименование элемента структуры педагогической культуры |
Содержательная характеристика элемента структуры педагогической культуры |
1 |
2 |
Твердые педагогические убеждения |
Это убеждения, сформировавшиеся на основе марксистско-ленинского мировоззрения, достижений советской психолого-педагогической мысли, являющиеся фундаментом педагогической культуры. Они побуждают педагога к активности и самостоятельности в обучении и воспитании, к творческим поискам и новаторству; лежат в основе экспериментов, дерзаний и педагогического риска. Убеждения представляют собой единство знаний, чувств, стремлений и воли человека. Сформировавшиеся убеждения предполагают потребность преподавателя руководствоваться ими в повседневной практике, быть последовательным, логичным, целеустремленным. Педагогические убеждения создают действенные предпосылки яркой педагогической индивидуальности, самобытности преподавателя, которая на многие годы запоминается его слушателям (курсантам) и становится предметом восхищенных подражаний. Разнообразие педагогических взглядов и убеждений является основой для массового творчества и поисков в учебно-воспитательном процессе, для проявления новаторства. Педагогические убеждения формируются в процессе усвоения психолого-педагогических знаний и овладения опытом учебно-воспитательной работы, когда педагог получает возможность на практике проверить эффективность тех или иных теорий, взглядов и определить свое отношение к ним. В зависимости от того, что лежит в основе усвоения (сознательный анализ фактов и явлений или заучивание выводов в готовом виде), в большой мере зависит не только глубина знаний, но и твердость, стойкость убеждений |
Широкий кругозор, эрудиция и интеллигентность |
Чем сложнее содержание обучения и выше культурный уровень слушателей и курсантов, тем выше требования к научной квалификации и общей эрудиции преподавателя. Наступает эра преподавателя-энциклопедиста, человека широкого кругозора, поистине современного, интересующегося всем, что вершится в мире. При этом особенно важны основательная мировоззренческая и методологическая подготовленность, глубокое знание науки, понимание тенденций и перспектив ее развития, ее практических возможностей. Знания – главное содержание культуры. Только глубокие познания, живой интерес преподавателя к проблемам своей науки способны раскрыть перед обучаемыми притягательную силу знаний. Преподаватель, находясь лицом к лицу с пытливой аудиторией, не всегда может полагаться на справочники и другие печатные источники. В отличие от других специалистов он должен многое держать в памяти, образно выражаясь, иметь «носимый запас знаний», причем немалый. Особое значение имеет знание трудов классиков марксизма-ленинизма, руководящих документов партии и правительства, уставов, приказов и директив МО СССР, Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, а также научных новинок, передового опыта, что позволяет преподавателю быть всегда в центре событий. Интеллигентность преподавателя – это не только его обширные знания, начитанность. Интеллигентность – это умение мыслить широко, изучать и понимать явления в их взаимосвязи, сочетать научный поиск с активным гуманизмом, это уважительно-внимательное отношение к людям, стремление повысить их культуру. Чтобы удовлетворить многочисленные запросы слушателей и курсантов, преподаватель должен быть увлечен передовыми идеями века, любить книги, регулярно читать газеты и журналы, посещать кино, театр, следить за новым в науке, технике, литературе, искусстве, спорте. Интеллигентный педагог постоянно заботится об использовании имеющихся знаний в учебно-воспитательных целях |
Продолжение табл. 1 |
|
1 |
2 |
Высокая нравственность |
Действенность учебно-воспитательной работы, ее эффективность в решающей степени зависят от нравственных качеств и нравственной позиции воспитателя. Для преподавателя с высокой педагогической культурой это требование является одним из важнейших. Активная жизненная позиция, единство слова и дела, честность, правдивость, добросовестность, скромность, трудолюбие, достойное поведение, точное выполнение уставов – эти и другие нравственные качества у преподавателя должны быть на таком уровне, чтобы они давали моральное право учить и воспитывать личным примером. Анализ деятельности преподавателей, пользующихся у слушателей и курсантов высоким авторитетом, показывает, что им присущи также и такие важные качества, как педагогический оптимизм, глубокий гуманизм, открытая доброжелательность, заинтересованная общительность, доступность, отзывчивость, педагогический такт. Высокая человечность преподавателя создает большую силу педагогического влияния, вызывает ответные симпатии у обучаемых. Нравственно развитой человек чувствует себя спокойно и уверенно в любой обстановке, работает добросовестно, с огоньком и, как правило, высокопроизводительно |
Гармония интеллигентности и нравственной чистоты, рационального и эмоционального, этического и эстетического |
Гармонию интеллигентности и нравственности образно выразил В.А. Сухомлинский следующими словами: «… ум воспитывается умом, совесть воспитывается совестью, преданность Родине – действенным служением Родине! … Гражданственность – это страсть человеческого сердца, и донести до юных душ страсть борьбы можно лишь тогда, когда ты сам предстанешь перед своими воспитанниками как гражданин. Для этого мало твердых идейно-гражданских убеждений воспитателя, его коммунистической партийности. Необходимы педагогическая культура, знание социальных законов, влияние слова на душу воспитанников, великое мастерство видеть человека, ощущать сердцем тончайшие движения его души». Известное педагогическое правило: имей сам то, что хочешь видеть у своих обучаемых, – в данном случае проявляется с особой силой. Нравственная чистота, духовное богатство, идейная убежденность, педагогическая этика в структуре педагогической культуры преподавателя занимают центральное место. Обусловлено это тем, что первейший долг каждого воспитателя – быть образцом для подражания. Вот почему этические нормы являются для преподавателя профессиональными качествами. Педагогическая культура предполагает деятельность преподавателя на высоком уровне эмоционального подъема, сочетаемого с продуманным рациональным началом. Положительные эмоции создают благоприятные условия для эффективного протекания учебно-воспитательного процесса, для внутренней мобилизации накопленных знаний и приобретения новых. Умению вызывать эмоции, адекватные учебным и воспитательным целям занятия, преподавателю следует непрестанно учиться. Каждая встреча преподавателя с курсантами (слушателями) должна освещаться глубокой мыслью и искренним чувством. А для этого желательно занятия строить по определенной эмоциональной кривой, предусматривая, подобно художественному произведению, завязку, развитие сюжета, эмоциональный «пик», развязку. В военно-учебных заведениях предусматривается много занятий, на которых можно создать положительную эмоциональную окраску, доходящую до своеобразного праздничного настроения. Таковы боевые стрельбы, показ новой техники, тактические учения и маневры и т.п. К сожалению, некоторые преподаватели еще недооценивают эмоциональный потенциал, заложенный в учебном материале. Умение управлять своими чувствами, способность формировать у себя и в своем окружении бодрое, приподнятое настроение, оптимизм, жизнеутверждающее начало – важные черты педагогической культуры преподавателя. Педагогическая культура означает также способность утверждать красоту нашей действительности, правильно понимать и оценивать прекрасное в общественной и личной жизни. Эстетическое в вооруженной защите Отечества определяется высокими и гуманными целями борьбы за свободу и независимость Родины, а красота ратного труда – его высокими идейными мотивами, эстетическими началами в службе, в воинской дисциплине и порядке, основанными на требованиях уставов Вооруженных Сил СССР |
Продолжение табл. 1 |
|
1 |
2 |
Педагогическая направленность, уважение и любовь к людям, повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников |
Такая направленность предполагает осознание общественно-политической значимости профессии педагога, интерес к ней, склонность заниматься ею. В основе успешной педагогической деятельности лежит гуманизм, любовь к людям. Не случайно народная мудрость гласит: «Учитель, любящий дело, – хороший учитель. Но учитель, любящий учеников, – совершенный учитель». В полной мере эта мудрость характеризует и преподавателя высшей военной школы. Его любовь к курсантам (слушателям), уважение к ним сочетаются с высокой требовательностью к их работе и поведению и проявляются в способности сопереживать, учить без назидания, воспитывать без нудного морализирования. Педагог высокой культуры так направляет творческие силы и способности курсантов (слушателей), что они сами познают науку и жизнь и сами воспитывают себя. В этом проявляется и величайший гуманизм преподавателя, и его высочайшее мастерство. Истинный педагог заботится о том, чтобы учебный труд был для курсантов интересным, привлекательным, чтобы на занятиях и учениях каждый из них испытывал чувство открытия, духовного роста и внутреннего удовлетворения. Работая с курсантами и слушателями, преподаватель обучает и воспитывает их. Но вместе с тем курсанты и слушатели – один из главных источников движения вперед его самого. Вот почему мудрый наставник всегда испытывает потребность в общении с учениками. Любое занятие для него не повинность, а удовольствие, которое испытывает человек, занимающийся любимым делом |
Высокое педагогическое мастерство и организованность в повседневной деятельности |
Это внутренний стержень педагогической культуры. И поэтому уровень мастерства во многом определяет уровень культуры педагога. Педагогическое мастерство специфично. Оно проявляется в стиле мышления преподавателя, его умении выразить свои мысли, выслушать и понять внутренний мир воспитанника, показать пример беззаветного служения Родине. Педагогическое мастерство проявляется сквозь призму личности преподавателя и вместе с тем предполагает умение выразить свои личные качества в интересах достижения педагогических целей. Главное в педагогическом мастерстве современного преподавателя – творчество. Недовольствоватьсядостигнутым, искать новые пути в обучении и воспитании – такова формула педагогического творчества, открывающего путь к педагогической индивидуальности, развивающего способности и дарования. Творческий педагог из лучших образцов передового опыта извлекает не рецептуру, а идею для последующего трансформирования ее применительно к конкретным условиям не только собственной практики, но и всего педагогического коллектива. В тех коллективах, где культивируется творческий стиль, образуется своеобразный психологический климат новаторства, возникает потребность творчества. Чтобы быть новатором, важно всегда стремиться на практике не только проверить эффективность той или иной новой идеи, но и попытаться внести в нее что-то свое, оригинальное. Но вот интересная идея с успехом реализована и общепризнана. Казалось, преподавателю остается повторять ее на своих занятиях, лекциях. Однако нужно опасаться, чтобы новое сегодня не стало завтра шаблоном. Подлинному творчеству свойственны черты научного исследования, кропотливого обобщения своего труда. Творчество педагога, его поиски и находки, как правило, проявляются в рамках системы и организованности в работе. Точность, пунктуальность, умение распорядиться, организовать и вовремя проконтролировать себя и своих учеников – все это придает работе преподавателя ввуза фундаментальность и ту рабочую деловитость, которая увлекает курсантов (слушателей) и повышает производительность их труда. Педагогическое мастерство невозможно без глубокого знания своего предмета. Причем это знание специфично. Оно включает не только знание соответствующей науки, ее логики, основных законов, понятий, определений, но и того, как те или другие разделы предмета воспринимаются, понимаются и усваиваются слушателями (курсантами), что затрудняет их работу над курсом, что для них легко и интересно. Одним словом, преподаваемые науки перерабатываются в сознании педагога-мастера в интересах педагогического процесса, лучшей подготовки слушателей. Такой же переработке подвергается и соответствующая практическая деятельность, а между теорией и практикой устанавливается своеобразная духовная, идейная и нравственная связь, которая определяет профессиональную направленность преподавания. В этом случае и научно-исследовательская работа преподавателя становится как бы компонентом его педагогического труда |
Продолжение табл. 1 |
|
1 |
2 |
Умение гармонично сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу |
Одной из основных обязанностей преподавателя высшей военной школы является участие в научно-исследовательской работе. При этом НИР рассматривается не в качестве дополнения к педагогической деятельности, а в качестве ее важнейшего внутреннего компонента. Научно-исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень проводимых им занятий. С другой стороны, в большинстве случаев, как показывают исследования, по мере овладения педагогическим мастерством растет научная продуктивность преподавателя. И поэтому не случайно преподаватели, активно участвующие в научно-исследовательской работе, как правило, пользуются большим авторитетом у слушателей и курсантов. Научно-исследовательская работа преподавателя должна отвечать профилю ввуза, учитывать интересы учебно-воспитательного процесса, отражать принципиальную научную направленность, научные интересы кафедрального коллектива. Формы участия преподавателя ввуза в НИР многообразны. Прежде всего, это научная разработка собственного курса. Она предполагает не просто овладение наукой или ее частью, а содержательную и дидактическую переработку науки в педагогических целях. Разработка собственного курса нередко предполагает исследование новых, неизвестных еще разделов науки, а иногда и целых ее отраслей, которые вызваны потребностями профессиональной деятельности офицеров. В дальнейшем в течение всего времени работы преподаватель развивает и укрепляет методологическую и научно-теоретическую основу курса, что также требует разносторонних научных исследований. Многие преподаватели проводят исследования в интересах создания учебников и учебных пособий. Как специалист той или иной науки преподаватель постоянно ведет исследования по отдельным ее вопросам. Результаты этих исследований используются в армейской (флотской) практике, а также в учебном курсе, как самим преподавателем, так и его коллегами. Нередко к исследованию научных проблем преподаватель привлекает слушателей (курсантов) и адъюнктов. Тогда преподаватель выступает также и в роли научного руководителя. При этом педагогические и исследовательские возможности преподавателя расширяются. Характеризуя педагогическую культуру преподавателя, нельзя не вспомнить замечательные слова русского общественного деятеля, военного хирурга и известного педагога Н.И. Пирогова: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность, – только блестит». Благодаря умелому сочетанию учебно-воспитательной и исследовательской работы педагог поднимается в своем развитии на более высокий уровень, расширяется его общий и специальный кругозор, укрепляются идейные и педагогические убеждения |
Умение работать целеустремленно, с перспективой |
Педагог высокой культуры, последовательно решая текущие задачи, всегда действует целеустремленно, с учетом ближайшей и отдаленной перспективы. Этот структурный компонент педагогической культуры обусловлен особенностями учебно-воспитательного процесса, потребностями развития отрасли знаний, специалистом которой является педагог, наконец, интересами идейно-теоретического и методического роста самого преподавателя. Конкретная, развернутая цель подготовки военного специалиста – основной фон педагогической работы. Умение осознать состояние, уровень развития курсантов (слушателей), определить перспективу их роста требует глубокого анализа педагогического процесса, понимания социального смысла своей работы. Это умение отличает и объединяет учебно-воспитательный и исследовательский труд. Адмирал И.С. Исаков советовал офицерам: «... умейте заставить себя каждый день хотя бы пять минут посвящать раздумьям над проблемными вопросами, над тем, что не решено и что надо решить. Их тысячи, таких вопросов... Задумайтесь, взгляните подальше своего сегодняшнего дня, посоветуйтесь с товарищами, оставьте заметку на бумаге. Через месяц накопится страница мыслей, через год может появиться важный труд, а с годами выработается привычка смотреть вперед, приподниматься над текущими делами, находить и решать насущные проблемы». Целеустремленная работа с перспективой основывается на научном предвидении, без которого, по словам В.А. Сухомлинского, «воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство. Нужно научно предвидеть – в этом суть культуры педагогического процесса...». Работая целеустремленно, с перспективой, преподаватель своим примером формирует у курсантов, слушателей профессиональные качества военного специалиста. Такой преподаватель вызывает восхищение у курсантов и слушателей, привлекая их силой воли, настойчивостью, культурой поведения |
Окончание табл. 1 |
|
1 |
2 |
Повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение ориентироваться в научной и политической информации, последовательно расширять и углублять свое духовное богатство |
Преподаватель высокой культуры предъявляет к себе особые требования в отношении поведения и деятельности. Он увлечен своей наукой и работой. Ему несвойственны самодовольство и кичливость. Имея эти отрицательные качества, «многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти – выдать себя за большее, чем они есть» (Ч. Айтматов). Л.Н. Толстой говорил, что человек в той мере действует на других, в какой работает над собой. Это мудрое изречение может служить девизом для любого преподавателя. Ведь если преподавание органически не сочетается со стремлением педагога к знаниям, к самосовершенствованию, то оно превращается для него в обузу, в тяжелейшую повинность. Занятия становятся похожими одно на другое, а это угнетающе действует на курсантов, на их общее и профессиональное развитие. Прививать учащимся всех видов обучения умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации – эта задача может быть успешно выполнена лишь в том случае, если сами преподаватели достигнут высокого уровня работы над собой. Современный преподаватель, стремящийся к высотам педагогической культуры, должен овладеть богатым арсеналом средств духовного развития, быть профессионально мобильным, уметь ставить и решать принципиально новые научно-педагогические задачи, а следовательно, знать и уметь эффективно использовать различные методы исследований в области педагогики и психологии высшей военной школы. С приобретением опыта у преподавателя формируется потребность критически смотреть на свои действия. Искусство самонаблюдения является основой сознательного и целенаправленного накопления фактов, развивает самооценку и самокритичность – важные компоненты познания человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми и окружающей действительностью. Но чтобы критически относиться к определенным фактам, воззрениям, надо быть хорошо ориентированным в области знаний, к которой они принадлежат. С опытом формируется педагогическая интуиция, позволяющая быстро применять адекватные педагогические средства в любой непредвиденной ситуации. Однако всякие интуитивные решения без последующего научного анализа ведут к порочной самоуверенности и самодовольству. Все преподаватели высокой педагогической культуры отличались и отличаются высокой работоспособностью. Для них нет занятий «легких и трудных», «ответственных и менее ответственных». Каждое занятие, каждая лекция для них трудны и важны. Постоянным принципом их работы является: «На каждом занятии выкладывайся полностью, используй все свои возможности максимально». И именно это ведет их к мастерству, к высокому уровню культуры педагогического труда |
Высокая культура общения и поведения |
В воспитании и обучении курсантов (слушателей) важная роль принадлежит общению и поведению преподавателя. Выступая важнейшим компонентом педагогической культуры, общение и поведение преподавателя вместе с тем являются и формой проявления многих ее других компонентов. Кроме того, общение и поведение образно и конкретно выражают личность педагога в целом. Именно этим и обусловливаются высокие требования к поведению педагога и его общению с разными людьми, особенно с питомцами. Преподаватель ввуза – активный поборник строгого воинского порядка, точного выполнения норм нравственности. Всем своим видом, формой одежды, манерами разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим он утверждает уставные отношения. Но при этом преподаватель высшей военной школы не педант, не формалист и не сухой ментор. Это общительный человек. Он умеет найти правильный тон в общении с другими, прост и доступен, на свою популярность смотрит трезво, оценивает себя самокритично, умеет понять и оценить мысль ученика. Проявляя воспитанность и деликатность, может требовать качественного и в срок выполнения задания. Естественность, чуткость и доброжелательность характеризуют общение и поведение лучших ввузовских преподавателей. Но при всем этом они умеют придать своему поведению педагогическую целесообразность, в самых трудных условиях сохраняют спокойствие, выдержку, хладнокровие. Спокойный и внимательный взгляд, приветливость, доброжелательный тон, внутренняя готовность к совместной кропотливой работе привлекают слушателей и курсантов, мобилизуют их внутренние силы для активной работы, учат их культуре общения и поведения |
Исходя из содержания таблицы, можно прийти к выводу о том, что педагогическая культура рассматривалась А.В. Барабанщиковым и С.С. Муцыновым не только как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, но и как цель и программа педагогического совершенствования военного преподавателя, а также характеристика его развития в педагогическом плане. Однако, интерпретируя педагогическую культуру как определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом, степень его совершенства в педагогическойдеятельности, а также достигнутый уровень развития его личности как педагога, ученые не уделили должного внимания собственно личности педагога, являющегося субъектом педагогической деятельности, а также таким макросистемам, как педагогическая культура общества, педагогическая культура социально-профессиональной группы, их влиянию на педагогическую культуру офицера.
Достаточно длительное время понятия «педагогическая культура» и «профессионально-педагогическая культура» описывались в общей и военной педагогике в категориях обыденного сознания и не претендовали на строгое научное объяснение, предполагающее высокий уровень абстракции, что явственно усматривается из характеристик элементов педагогической культуры, представленных в табл. 1. Под педагогической культурой различными учеными подразумевалась совокупность норм и правил поведения; проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства; педагогическая грамотность и образованность. Обыденный подход к осмыслению сущности педагогической культуры затрагивал в основном ее воспитательную функцию, направленную на формирование качеств личности, оценку и регуляцию ее поведения.
Практически до начала 90-х гг. прошлого века работы А.В. Барабанщикова и его соратников, посвященные вопросам педагогической культуры, оставались единственными в отечественной педагогике. Они широко обсуждались и апробировались секциями педагогики высшей школы Педагогического общества Российской Федерации, служили концептуальной основой для развития данного научного направления. Однако, как и любое иное новое научное знание, знание о педагогической культуре, транслируемое кафедрой психологии и педагогики Военно-политической академии им. В.И. Ленина, не могло быть признано универсальным. Последующие исследования выявили в изначально предложенной модели педагогической культуры отсутствие связей между слагаемыми разного порядка (педагогическим мастерством и умением сочетать научную и педагогическую деятельность, педагогической направленностью личности и потребностью в самосовершенствовании и др.), сосредоточение внимания только на профессионально-личностных характеристиках при выпадении из поля зрения непосредственно педагогической деятельности, фактическое отождествление педагогической культуры с педагогическим мастерством за счет расширенного толкования последнего и др. В качестве подтверждения данных недоработок достаточно проанализировать содержание табл. 2, в которой представлены элементы педагогического мастерства военного педагога и их сущностные характеристики в интерпретации А.В. Барабанщикова и коллектива возглавляемой им кафедры.
Таблица 2
Характеристики основных структурных элементов педагогического мастерства преподавателя военного вуза
Наименование элемента структуры педагогического мастерства |
Содержательная характеристика элемента структуры педагогического мастерства |
1 |
2 |
Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе педагогической деятельности и отражает ее особенности. Поэтому структурные компоненты профессионального педагогического мастерства общие у всех преподавателей. И в то же время педагогическое мастерство всегда индивидуально, так как обусловлено особенностями конкретной личности преподавателя |
|
Психолого-педагогические знания |
В структуре педагогического мастерства преподавателя важное место занимают психолого-педагогические знания. Прежде всего, это знания о сущности психики человека и закономерностях ее развития в условиях высшей военной школы. Особенно важны преподавателю знания о личности современного слушателя (курсанта), о его направленности, мотивах деятельности, характере, способностях и наклонностях, о тех реальных психических процессах, которые составляют ум, чувства и волю человека, о психических состояниях, возникающих у офицера (курсанта) как в боевых условиях,так и в процессе учебы, практической деятельности в мирное время. Эффективные педагогические воздействия преподавателя на слушателей (курсантов) немыслимы без знания им природы и сущности психологии слушательского (курсантского) коллектива, т.е. общественного мнения и настроений, системы взаимоотношений и традиций, авторитета и других явлений социально-психологического характера. Психологические знания органически сочетаются и переплетаются с педагогическими знаниями: о сущности и закономерностях педагогического процесса ввуза, о содержании и характере обучения, воспитания, развития и психологической подготовки слушателей (курсантов), о принципах, в соответствии с которыми они осуществляются, о методах, формах и средствах педагогического воздействия. Немаловажное значение имеют знания о способах интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития слушателей (курсантов), о сущности, путях и условиях их самообразования и самовоспитания, о функциях преподавателя и его профессиональной деятельности и др. Психолого-педагогические знания являются своеобразным компасом в практической деятельности преподавателя. Они выступают основой творчества преподавателя и дают ему возможность целеустремленно изучать слушателей (курсантов), выявлять индивидуальные особенности каждого из них, определять наиболее эффективные меры педагогического воздействия, как на отдельных слушателей, так и на коллектив в целом |
Продолжение табл. 2 |
|
1 |
2 |
Психолого-педагогические умения и навыки |
Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя не ограничивается только овладением определенной суммой знаний. На практике встречаются факты, когда педагог до тонкостей знает свой предмет, а интересно, методически грамотно передать знания слушателям не может. Важно, чтобы на базе усвоенных знаний формировались необходимые навыки и умения. Из всего многообразия навыков и умений, характеризующих высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, можно выделить следующие: умение изучать каждого слушателя и коллектив в целом, замечать те изменения, которые происходят в объекте педагогического воздействия; умение быстро и правильно анализировать и оценивать педагогические ситуации; умение интересно и логически последовательно, доходчиво и на высоком идейно-научном уровне излагать учебный материал, передавать знания по предмету обучения; умение добиваться прочной и органической связи знаний с практическими действиями, формировать на этой основе необходимые профессиональные качества; умение использовать разнообразные приемы активизации внимания и познавательной деятельности слушателей (курсантов) на занятиях, грамотно и эффективно использовать наглядные пособия и технические средства, методически правильно использовать различные тренажеры, оружие и боевую технику; умение устанавливать и постоянно поддерживать контакт с аудиторией, своевременно и педагогически целесообразно влиять на поведение слушателей (курсантов); умение комплексно решать педагогические задачи как на занятиях, так и во внеучебное время; умение педагогически грамотно использовать методы воспитания, сочетать единство слова и дела; умение применять на практике психолого-педагогические знания; умение объективно оценивать работу слушателей (курсантов) и самокритично относиться к своему труду и др. Среди умений, входящих в структуру педагогического мастерства, особо важное место занимают умения точного, ясного и интересного изложения своих мыслей. При этом следует иметь в виду, что преподаватель не просто передает информацию, хотя это само по себе важный элемент его деятельности. Для педагога важно уметь раскрыть смысл науки или научной мысли, убедить слушателей в истинности ее выводов и рекомендаций, сформировать у них научное мировоззрение. Поэтому в его словах и действиях должны быть выражены эрудиция и логика мысли, эмоциональное отношение к излагаемому материалу и убежденность в его истинности. К основным и практически очень важным умениям преподавателя относятся также умения слушать и понимать курсантов и слушателей. Каждое из перечисленных умений содержит в себе различные умственные и практические навыки, элементарные умения. Так, сложное умение анализировать и оценивать педагогическую ситуацию включает в себя такие навыки: своевременно подмечать новые явления и события, сравнивать их между собой, обобщать, выделять основные тенденции, делать заключения о характере необходимых воздействий и т.д. Педагогическое мастерство проявляется сквозь призму личности преподавателя и вместе с тем предполагает его умение выражать свои личностные качества в интересах достижения педагогических целей. Личные качества педагога частицами входят в фундамент мировоззрения, в морально-боевой облик офицера-профессионала |
Личностные качества педагога, отражающие уровень развития педагогического мастерства |
|
Идейная убежденность, верность идеалам коммунизма, политическая зрелость, партийная принципиальность, умение разбираться во внутренней и международной жизни, способность руководствоваться в своих действиях, в отношениях с людьми интересами партии и народа. Данная группа качеств служит внутренней основой всех других свойств и качеств личности педагога, и от уровня их развития, проявления в значительной мере зависит идейно-политическая направленность учебно-воспитательного процесса ввуза, каждого занятия, проводимого преподавателем |
|
Военно-профессиональные и морально-боевые качества |
Мастерство преподавателя как военного человека определяется уровнем развития его военно-профессиональных и морально-боевых качеств. Речь идет не только о хорошем знании военного дела, современной техники и оружия, но и о наличии у педагога таких качеств, как дисциплинированность, целеустремленность, решительность, инициативность, мужество, настойчивость, самообладание, и т.п. Если же преподаватель ведет один из предметов военного или военно-технического цикла, то требования к его военно-профессиональной подготовке значительно возрастают |
Нравственные качества |
Необходимой предпосылкой успеха в учебно-воспитательной работе и проявления педагогического мастерства являются высокие нравственные качества преподавателя. Высоконравственный педагог всегда может со спокойной совестью предъявить слушателям (курсантам) высокие требования в области нравственного поведения и своим образом жизни, своими поступками закрепить эти требования в их сознании и поведении |
Продолжение табл. 2 |
|
1 |
2 |
Общая эрудиция и культура |
Исключительное влияние на педагогическое мастерство преподавателей ввузов оказывают их общая эрудиция и культура. Дело в том, что слушатели академии и курсанты военного училища – это люди с большими духовными запросами и разносторонними интересами. Чтобы удовлетворить их многочисленные запросы, преподавателю самому необходимо быть человеком, увлеченным передовыми идеями века, любить книги, регулярно следить за периодической печатью, быть в курсе новинок кино, театра, выставок и т.п. |
Организаторские качества |
Каждое педагогически целесообразное действие преподавателя, в конечном счете, представляет собой какой-то организаторский акт, который оказывает влияние на решение и дидактических и воспитательных задач. Поэтому педагогическое мастерство в сильной степени зависит от организаторских качеств: плановости, распорядительности, умения осуществлять контроль, правильно оценивать и корректировать свои действия и действия слушателей. Очень важны в организаторской деятельности педагога способности организовать свои действия, правильно распределить свое время, организовать индивидуальную и коллективную деятельность слушателей (курсантов) и др. |
Личностные качества педагога, прямо и непосредственно обусловливающие уровень совершенства его педагогического мастерства |
|
Склонность к педагогической работе, интерес к ней, любовь к профессии педагога |
Мастеров педагогического труда характеризуют ярко выраженная склонность к педагогической работе, интерес к ней, любовь к профессии педагога. И это понятно. Человек только тогда творчески относится к своей деятельности, когда любит свою профессию, глубоко понимает и ценит ее пользу, общественную необходимость. Тогда он испытывает удовлетворение в труде, наслаждается им, труд для него становится основной формой проявления способностей и в целом личности |
Психолого-педагогическое мышление |
Центральным компонентом педагогического мастерства является развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Труд педагога по своей сущности интеллектуален. Он связан с решением многообразных и многочисленных педагогических задач. А каждая педагогическая задача – это сложная, противоречивая педагогическая ситуация, объективно требующая изменения сознания, поведения или деятельности курсанта (слушателя). Она обязательно включает в себя «сознание конечной цели своей деятельности и способов ее достижения через решение многих соотнесенных между собой стратегических и тактических задач по воспитанию и перевоспитанию, решаемых в процессе учебной и внеучебной деятельности. В процессе решения педагогической задачи усилия педагога всегда направлены на новообразования в личности другого человека (образование новой системы знаний, формирование и укрепление положительных черт личности)» |
Педагогическая наблюдательность, «психолого-педагогическая прозорливость» и творческое воображение |
Психолого-педагогическое мышление преподавателя выступает и составным элементом его профессионального мастерства, и важнейшим условием успешного решения учебно-воспитательных задач. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность, на своеобразную «психолого-педагогическую прозорливость» и творческое воображение, являющиеся важной основой предвидения, без которого невозможно педагогическое творчество |
Речь преподавателя |
В единстве с педагогическим мышлением выступает речь преподавателя. Многочисленные наблюдения показывают, что высокая культура речи военного педагога, ее выразительность и содержательность помогают убедить, доказать, разъяснить выдвигаемые на занятиях теоретические положения, дают возможность глубже влиять на сознание и чувства слушателей (курсантов). Для мастера педагогического труда характерны высокая культура речи, содержательность и гармоничная развитость ее во всех видах и нюансах. Характерно высокоморальное отношение к слову: верность данному обещанию, ответственность высказываний и поступков, единство слова и дела |
Педагогическая требовательность |
Важным элементом педагогического мастерства преподавателя ввуза является педагогическая требовательность. Как многогранное, обобщенное качество педагога она проявляется, прежде всего, в постоянном требовательном отношении его к учебе и поведению слушателей (курсантов), а также к самому себе. Данное качество выступает как внутреннее свойство личности (в виде потенциальной силы для успешной педагогической деятельности) и как непосредственное выражение уровня развития педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. В требовательности педагога проявляется вера в человека, в его возможности, реальная помощь в развитии способностей слушателя (курсанта), выражается подлинный гуманизм, забота о всесторонней подготовке офицерского состава |
Окончание табл. 2 |
|
1 |
2 |
Духовная чуткость к человеку, искреннее уважение его личности |
Гуманизм педагогической профессии выражается в духовной чуткости к человеку, искреннем уважении его личности, в постоянном интересе и внимании к его делам и жизни. К деятельности педагога любой школы относятся слова В.А. Сухомлинского о том, что «нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не дает почувствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя». Духовная чуткость к слушателям (курсантам), «гуманное начало» в педагогической деятельности преподавателя проявляются в постоянной потребности общаться с ними, в заботе о их знаниях и навыках, в оказании конкретной помощи им в преодолении трудностей, в доброжелательности и др. |
Педагогический такт |
Наиболее полно нравственная сторона деятельности преподавателя выражается в педагогическом такте – составном элементе профессионального мастерства и педагогической этики. Педагогический такт, как и другие специфические профессиональные качества преподавателя, выступает и фактором и условием повышения эффективности педагогического труда. Это фактор морально-психологического характера, связанный со словом и поведением педагога, с его влиянием на сознание, чувства, волю, настроение и активность слушателей и курсантов. Педагогический такт позволяет прикоснуться к самому сложному «механизму» учащихся – к их внутреннему миру. Не случайно говорят, что «такт – это грация ума» и что «педагог без такта – человек без слуха» |
Педагогическая техника |
Педагогические навыки, умения, приемы, способы воздействия в совокупности образуют педагогическую технику, с помощью которой преподаватель решает многочисленные учебно-воспитательные задачи. Педагогическая техника охватывает все сферы педагогической деятельности преподавателя и оказывает непосредственное влияние на решение любой задачи. Она, например, проявляется в умении тесно и «тонко» увязывать учебный материал с жизнью войск, с конкретными явлениями общественной жизни, с задачами, которые решают или предстоит решать слушателям, с реальными фактами в их деятельности по обучению и воспитанию подчиненных. При этом мастер-педагог, анализируя факты, умело показывает через них тенденции развития того или иного явления, прививает слушателям любовь к теории, показывает, как превращать идеи в «рабочий инструмент» деятельности офицера. По мере овладения педагогической техникой в работе преподавателя появляются легкость, простота и естественность в действиях, без чего немыслим высокий уровень мастерства. Однако педагогическая техника только тогда эффективна, когда преподаватель творчески подходит к обучению и воспитанию |
В 90-е гг. XX в. и в начале XXI в., благодаря активной разработке культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии, были проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам педагогической культуры (А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), так и ее отдельным аспектам:
– методологическому (В.А. Сластенин, В.В. Краевский, А.Н. Ходусов);
– гуманитарному (Г.И. Гайсина, Е.Н. Шиянов);
– этнопедагогическому (В.А. Николаев, В.К. Шаповалов);
– политехническому (В.А. Комелина, В.Д. Симоненко);
– историко-педагогическому (А.К. Колесова, З.И. Равкин);
– нравственно-эстетическому (Е.Н. Богданов, Н.Б. Крылова);
– коммуникативному (В.С. Грехнев, Ш.А. Магомедов, А.В. Мудрик);
– технологическому (М.М. Левина, Н.Г. Руденко);
– духовному (Е.И. Артамонова, Н.Е. Щуркова, Е.Г. Силяева);
– физическому (М.Я. Виленский).
В них педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, выражающаяся в системе его профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности (см. рисунок).
Походы к определению понятия «профессионально-педагогическаякультура»
Она соотносится с феноменами педагогического мастерства, педагогической техники, педагогических знаний, педагогического мышления, но при этом не сводится ни к одному из них, ни к их общей совокупности.
В качестве системных или структурных элементов педагогической культуры ученые выделяют:
– педагогические знания (Т.Ф. Белоусова, Е.Ф. Логинова, И.Н. Невский и др.);
– педагогические умения (О.З. Краснова, А.И. Лобач, И.А. Нейштатд и др.);
– личностные качества педагога (С.Б. Елканов, М.Н. Скаткин и др.);
– педагогическое мастерство (А.В. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Левков и др.);
– стремление к самосовершенствованию (В.М. Галузинский, Н.Е. Воробьев, Т.В. Иванова и др.);
– педагогическое творчество (Т.Ф. Белоусова, Н.Е. Воробьев, И.Ф. Исаев, Л.А. Нейштатд и др.);
– педагогический опыт (А.В. Барабанщиков, А.М. Герасимов, В.А. Мартынов, В.П. Фоменко и др.).
В современной военно-педагогической науке проблема профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей военной школы и офицеров раскрывается в исследованиях В.И. Вдовюка, В.П. Давыдова, А.М. Герасимова, В.Б. Кочергина, М.А. Лямзина, В.А. Новикова, Д.А. Солоницына, Г.А. Шабанова и др. В работах этих авторов сформулировано общее понимание сущности данной категории, требования к умениям и навыкам педагогической деятельности военных специалистов в ракурсе профессионально-педагогической культуры:
– диагностирование уровня подготовленности обучающихся;
– целеполагание;
– организация и планирование учебно-познавательной деятельности слушателей и курсантов;
– организация собственной деятельности;
– использование современных педагогических технологий и др.
Суммируя данные проведенных исследований, доктор педагогических наук Владимир Петрович Давыдов определяет, что профессионально-педагогическая культура военного преподавателя – это высокая степень овладения профессионально-педагогической деятельностью, соответствующей областью знаний, способностями как учителя и воспитателя. К числу ее главных составляющих он относит:
– военно-профессиональную компетентность;
– высокий уровень психолого-педагогической подготовленности;
– профессионально-педагогическую направленность;
– культуру познавательной деятельности;
– развитую педагогическую технику;
– высокий уровень профессионально-педагогического мастерства, как показатель профессионально-педагогической культуры и офицерского менталитета (Менталитет представляет собой некий специфический социально-культурный синтез мироотношения, мировосприятия и мироощущения того или иного общества, народа, той или иной социально-культурной группы, имеющий свои механизмы воспроизводства и «горизонты» влияния во времени и пространстве на других индивидов, другие культуры и общества. Можно говорить о менталитете европейца и представителя Востока. В определенной мере можно говорить о менталитете профессиональной группы (врачей, юристов, педагогов, военных)).
В различных военно-педагогических исследованиях профессионально-педагогическая культура офицера представляется как сложное, динамичное и целостное личностное образование, характеризующее военного руководителя как субъекта военно-педагогического труда, обязанного и мотивированного вести обучение и воспитание личного состава на высоком профессиональном уровне. Она включается в структуру такого сложного социокультурного образования, как педагогическая деятельность командиров и начальников, определяется в качестве атрибута офицерского корпуса как профессиональной группы.
По мнению большинства военных педагогов, формирование различных компонентов профессионально-педагогической культуры офицера связано с его самообразованием: самовоспитанием и самообучением. При этом самостоятельная работа командиров и начальников по совершенствованию собственной педагогической культуры выражается:
– в тщательной проработке содержания и методики проводимых занятий;
– самоконтроле и самокритичном анализе результатов своей практической военно-педагогической деятельности;
– использовании передового опыта;
– постоянной работе над расширением своего психолого-педагогического кругозора.
Феноменологический анализ педагогической культуры, существующей вне рамок профессионального педагогического сообщества, позволяет выделить несколько ее специфических типов: реликтовый, актуальный и потенциальный. Дифференциация данных типов педагогической культуры обусловлена особенностями ее эволюции, сферой применения, составляющими базовое содержание того или иного типа культуры научными либо житейскими знаниями и опытом, а также направленностью на решение текущих или перспективных задач.
Реликтовая (от лат. Relictum – остаток, память) педагогическая культура представляет собой совокупность передаваемых из поколения в поколение педагогических установок, норм, способов и форм организации и реализации процесса воспитания и обучения людей, вызванных к жизни предшествующими эпохами. Будучи продуктом традиционной культуры, она воспроизводится как бы «по памяти», поскольку основывается на эмпирическом опыте, накопленном определенным этническим сообществом или социальной группой. Как правило, реликтовая педагогическая культура обнаруживается в воспитательно-обучающей деятельности, воплощаемой непрофессиональными «педагогами»: родителями по отношению к детям, руководителями, не обладающими психолого-педагогическими компетенциями или не умеющими применить их на практике, относительно подчиненных.
Актуальная педагогическая культура базируется на требованиях социального заказа общества, существующего здесь и сейчас. Она обеспечивает реальное функционирование педагогической среды какого-либо учреждения, организации и подчиняется жестким корпоративным нормам, позволяющим выстраивать процесс воспитания и обучения сотрудников в соответствии с принципом ограничения содержания их образования минимумом компетенций, необходимых для выполнения строго алгоритмизированных задач. Данный тип педагогической культуры обнаруживается в деятельности руководителей, использующих исключительно директивный, авторитарный стиль управления, стремящихся к поддержанию эффективной работы организации с учетом личностных и деловых качеств сотрудников, но в то же время не приветствующих каких-либо инновационных изменений не только в структуре производства, но и в уровне профессионального развития подчиненных. Подобные руководители в целом не отвергают проблему самосовершенствования и творческой активности персонала, но ограничивают его инициативу, исходя из собственного опыта и мировоззрения, отрицательного отношения к риску и приверженности проверенным практикой правилам.
Потенциальная педагогическая культура – это тип педагогической культуры, присущий руководителям новаторского склада. Она представляет собой педагогическую инноватику, проявляющуюся в разработке образовательных программ, методов и средств воспитания и обучения подчиненных, обусловливающих своевременную адаптацию их индивидуальной и коллективной деятельности не только к реалиям текущего момента, но и возможным требованиям завтрашнего дня. Педагогическая культура данного типа не может существовать в рамках статичного сообщества, члены которого не способны видеть перспективы дальнейшего развития или в силу сложившегося в организации стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений.
Военные педагогические системы ориентированы на офицера, который является центральным субъектом процесса обучения и воспитания личного состава. «Военное сословие разделяется на две части: одна – специально отдавшаяся военной службе по призванию, другая – переходящая масса, обязательно проходящая через ряды армии и периодически изменяющаяся в составе, – писал в начале прошлого века военный историк и аналитик, генерал от инфантерии Эдмунд-Леопольд ФердинандовичСвидзинский. – Успех деятельности армии в достижении ею боевых качеств вполне зависит от первой половины – офицеров. Лица, специально отдавшиеся военному делу, во-первых, развивают и совершенствуют начала военного искусства и способы ведения боя, во-вторых, обучают и ведут в дело подчиненные массы. Как то, так и другое требует с их стороны много знаний и много труда». Сегодня офицер тактического звена обучает личный состав одновременно по 15-20 предметам боевой подготовки, непрерывно решая воспитательные задачи и задачи по боевому предназначению подразделения. Он несет личную ответственность за обучение и воспитание подчиненных и, как показывает практика, не может успешно реализовывать педагогические функции такой сложности без сформированных глубоких личностных оснований профессионализма.
Российский офицерский корпус, будучи специфической социально-профессиональной группой, является средой развития офицера как субъекта воинского труда. Эта среда обладает собственными педагогическим традициями, уникальным педагогическим опытом, образцами выполнения своего долга, т.е. определенной субкультурой, постепенное освоение которой и есть процесс развития офицера как педагога. Кроме того, на данный процесс оказывают влияние и тенденции, характерные для педагогической культуры российского общества, современной педагогической науки и практики. Проблема эффективности педагогической деятельности офицера, оставаясь проблемой его личностного развития, переводится в культурную плоскость и может быть рассмотрена с позиций культурологического подхода.
На наш взгляд, ориентируясь на существующие педагогические и военно-педагогические исследования, для построения модели (Построение модели предполагает материальное или мысленное создание аналогов реально существующей системы, в которых воспроизводятся принципы ее организации и функционирования. Такой подход позволяет оценивать и соответствующим образом интерпретировать имеющийся конкретный материал, переходить от феноменологического описания к построению научной теории. При этом исследование теоретико-методологических проблем не следует понимать как уход от практических вопросов, поскольку вопросы боль-шой теории неразрывно связаны с практикой. В свое время известный отечественный психолог и педагог Сер-гей Леонидович Рубинштейн отмечал: «По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы – это значит видеть их в соответствии с конкретными вопросами жизни») профессионально-педагогической культуры офицера необходимо исходить из следующих методологических посылок:
1) культура является основной категорией в изучении и понимании личности, ее мировоззрения и деятельности;
2) содержание культуры составляют различные материальные и идеальные элементы: знания, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, идеи и гипотезы, верования, социальные цели и ценностные ориентации, технологии, средства труда, смыслы и представления, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение;
3) фактором развития культуры является исторически накапливаемый обществом социальный опыт;
4) культура может быть представлена в виде непрерывных социальных отношений, в которых человек живет, развивается и осуществляет свою деятельность;
5) человек, группа, общество являются одновременно творцами и субъектами культуры;
6) военно-педагогическая культура – это универсальная характеристика военно-педагогической действительности (военно-образовательной среды);
7) профессионально-педагогическая культура офицера представляет собой специфическую проекцию военно-педагогической культуры на сферу его индивидуальной военно-педагогической деятельности, осуществляемой в рамках военно-педагогического процесса, организуемого в воинской части;
8) профессионально-педагогическая культура офицера – это системное образование, избирательно взаимодействующее с окружающей военно-образовательной средой (в стремлении дезавуировать ее отрицательные и актуализировать положительные факторы), включающее в себя ряд системообразующих и структурно-функциональных компонентов, поэтому ее интегративные свойства несводимы к свойствам отдельных частей;
9) единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе военно-педагогическая деятельность офицера, основанная на его ценностно-смысловом отношении к военно-педагогической действительности, личностных качествах, умениях решать различные по направленности и содержанию педагогические задачи, реализуемая за счет традиционных и инновационных педагогических методов, приемов и средств;
10) особенности развития и формирования профессионально-педагогической культуры обусловливаются направленностью, индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками и способностями офицера, сложившимся личным социально-педагогическим опытом и педагогическим мастерством, а также стремлением к постоянному самообразованию и саморазвитию.
С учетом выделенных методологических подходов системную структуру профессионально-педагогической культуры офицера следует рассматривать с позиции трех ведущих аспектов: аксиологического, деятельностно-технологического и личностно-творческого.
Аксиологический аспект профессионально-педагогической культуры офицера проявляется в совокупности интериоризируемых им входе психолого-педагогической подготовки в военном вузе и военно-педагогической деятельности в войсках педагогических ценностей – знаний, идей и концепций, обладающих в данный момент времени наибольшей значимостью, как для всей системы общественного, так и специфической системы военного образования (военно-профессиональной подготовки военнослужащих). Офицер становится мастером военно-педагогического труда, профессионалом в области обучения и воспитания подчиненных по мере того как он осваивает чужую и развивает свою собственную военно-педагогическую деятельность, служащую средством передачи личному составу всех составляющих военно-профессиональной культуры.
История педагогической мысли – это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном увидеть новое и по достоинству его оценить составляет непреложный компонент профессионально-педагогической культуры офицера. К сожалению, формирование его личности как преподавателя и воспитателя в большинстве случаев проходит за пределами освоения опыта отечественной и зарубежной военной педагогики, поэтому область историко-педагогической культуры военного образования представляется ему чем-то абстрактным и малополезным. Данная тенденция может быть изменена в процессе командирской и профессионально-должностной подготовки, организуемой непосредственно в воинской части или военном учреждении.
Деятельностно-технологический аспект профессионально-педагогической культуры обнаруживается в способах и приемах реализации офицером военно-педагогической деятельности. Ценности педагогической культуры общества и специфической субкультуры офицерского корпуса осваиваются и создаются личностью именно в ее процессе, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность технологической характеристики профессионально-педагогической культуры подразумевает удовлетворение многообразных духовных потребностей личности (в общении, получении новой информации, передаче накопленного индивидуального опыта).
Военно-педагогическая деятельность по своей природе технологична, поэтому ее операциональный анализ позволяет рассматривать деятельностно-технологическую составляющую профессионально-педагогической культуры офицера как процесс решения многообразных педагогических задач: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих и пр. Говоря иначе, категория «военно-педагогическая технология» раскрывает исторически изменяющиеся способы и приемы трансляции знаний и опыта, объясняет ту или иную парадигмувоенно-педагогической деятельности в зависимости от складывающихся в обществе и его вооруженных силах социальных отношений.
Личностно-творческий аспект профессионально-педагогической культуры офицера отражается в механизме овладения ею и последующего самостоятельного воплощения в творческом акте. Процесс присвоения офицером педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, он, как преподаватель и воспитатель, может преобразовывать, интерпретировать их с точки зрения его личностных особенностей, характера военно-педагогической деятельности. Например, изучая какую-либо педагогическую теорию, состоявшийся офицер или курсант вскрывает метод ее создателя, становясь как бы со-творцом ценностей. Именно в творческой деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности офицера. Педагогическое творчество требует от офицера наличия инициативы, способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.
Исходя из сказанного выше, становится очевидным, что профессионально-педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей офицера. В педагогических ценностях он опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений. Иначе говоря, реализуя себя в военно-педагогической деятельности, воздействуя на других и взаимодействуя с ними, офицер творит собственное педагогическое «Я»,педагогическую самость, определяет направление и способы дальнейшего развития своей педагогической компетентности.
Выделенные и кратко охарактеризованные аспекты профессионально-педагогической культуры офицера можно рассматривать в качестве ее базовых компонентов, которые специфически преломляются в ее структурных и функциональных элементах: гносеологическом, гуманистическом, коммуникативном, учебном, воспитательном, нормативном и информационном, образуя целостную систему.
Таким образом, профессионально-педагогическая культура офицера – это мера и способ его творческой самореализации в разнообразных видах военно-педагогической деятельности, направленной на освоение, производство и передачу накопленного профессионального опыта, а также формирование и развитие личности будущих военных специалистов; системное, глубоко личностное, научно обоснованное, ценностное и творческое отношение к реализации специальных военно-педагогических функций собственной профессиональной деятельности. Данная трактовка позволяет вписать понятие профессионально-педагогической культуры в категориальный ряд: культура военно-педагогической деятельности > культура военно-педагогического общения > культура личности офицера как преподавателя и воспитателя.
Профессионально-педагогическая культура, будучи отражением совокупности взаимосвязанных между собой профессионального педагогического самосознания, педагогического опыта и педагогических убеждений, предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов военно-педагогической деятельности офицера, требующих от него сформированности определенных педагогических способностей, умений, интересов, ценностных ориентаций и личностных качеств, а также стремления к их постоянному развитию и совершенствованию в целях выработки собственной профессионально-педагогической позиции.
Библиографическая ссылка
Караванов А.А., Устинов И.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 62-79;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1642 (дата обращения: 03.12.2024).