Гордость и радость испытывают родители, когда их ребенок поступает в зарубежный университет! Но на деле – это большое испытание и для семьи, и для студента. У родителей возникает серьезная нагрузка на бюджет. А перед абитуриентом сразу встает множество вопросов: как наладить жизнь без родителей, как адаптироваться в другой стране? Как жить, когда рядом нет никого близкого – в новом обществе с чужой культурой? Как общаться на чужом языке и привыкать к незнакомым традициям? В данной статье мы рассматриваем общие проблемы психолого-педагогической адаптации иностранных студентов на территории Российской Федерации на примере Уфимского государственного авиационного технического университета.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на начало 2015/2016 учебного года в России село за парту почти 240 тысяч иностранцев – 5 % от общего числа студентов. Большая часть иностранных абитуриентов (79,2 %) – из стран бывшего СССР: Казахстана, Туркменистана, Украины, Белоруссии и т.д. Следом – страны Азии, Африки и Ближнего Востока. Гораздо реже студенты приезжают в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании [1]:
РУДН – лидер среди российских вузов по числу иностранных студентов, тут в 2015-16 учебном году обучалось 5139 человек. В Томском политехническом университете – 2337 студентов. В МГУ имени М.В. Ломоносова – 1 637 человек [1].
В республике Башкортостан больше всего иностранных студентов учится в Уфимском государственном нефтяном техническом университете – 1150 студентов из 60 стран мира [3]. На втором месте – Уфимский государственный авиационный университет: 170 иностранных студентов из 45 стран мира [2]. Один из авторов данного исследования в 2009 году приехал в Уфу из Мадагаскара, чтобы учиться в УГАТУ на специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Сейчас является аспирантом 3-го курса специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника».
Причина, по которой иностранные студенты стараются приехать учиться в Россию – это традиционно высокое качество обучения в российских вузах. Россия занимает 26 место из 50 стран мира по версии британской компании QS «Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования (Топ-50)» – QS SAFE National System Strength 2016 [5].
Важным также является то, что в России иностранные студенты могут не только обучаться бесплатно на бюджетной основе, но и получать стипендию. Это особенно привлекает выходцев из небогатых семей. Кроме этого в руководстве ведущих предприятий многих стран Азии и Африки сегодня находятся люди, получившие в молодости высшее образование в СССР и хорошо относящиеся к России.
Основные проблемы иностранных студентов в РФ можно разделить на два типа: внешние проблемы (физические) и внутренние проблемы (морально-психологические).
Внешние проблемы иностранных студентов в РФ следующие:
1. Климат.
Иностранцам крайне сложно привыкнуть к русской погоде, а самые привлекательные для зарубежных абитуриентов вузы России находятся в регионах с отнюдь не тропическим климатом. Трудности акклиматизации переживают все студенты.
Среднегодовая температура воздуха (среднее арифметическое значение температур за все месяцы года) в Москве и Санкт-Петербурге составляет + 5,8 °С; в Уфе + 3,8 °С; в Новосибирске + 1,8 °С; а в Томске + 0,9 °С [6]. Для сравнения: среднегодовая температура воздуха столиц стран бывшего СССР: Баку + 14,5 °С; Бишкек + 9,8 °С; Минск + 5,5 °С; Астана + 3,1 °С [7].
Большинство же иностранных студентов приехали к нам из стран Азии, Африки и Южной Америки. Вот, к примеру, показатели среднегодовой температуры воздуха разных регионов: юго-западная Азия + 22 °С [8]; Африка – северная + 27 °С, центральная +33 °С, южная + 25 °С [9]; Южная Америка – северная часть + 25 °С, центральная часть + 20 °С, южная часть + 10 °С [10].
2. Языковой барьер.
Считается, что русский язык входит в десятку самых сложных языков мира. Многие из иностранных студентов, приезжая в РФ, практически не имеют знаний по русскому языку. Поэтому первый год обучения посвящается изучению языка и культуры России. Но, как только начинается реальная учеба – вот тут и проявляются основные сложности, поскольку у нас в основном все занятия ведутся на русском языке. Лекции на первом курсе – настоящий кошмар для иностранцев.
Одна из сложностей русского языка – свободные ударения. Например, во французском языке ударения всегда приходятся на последний слог слова, а в русском таких четких правил нет. Кроме этого – обилие омонимов и синонимов, вариативность расположения слов в предложении. Также вызывает сложность и большая смысловая нагрузка знаков препинания: одна запятая может полностью поменять смысл фразы «Казнить нельзя помиловать» [11].
Но еще до приезда в Россию, абитуриенты сталкиваются с проблемой выбора вуза для обучения, т.к. англоязычные версии сайтов университетов не всегда информативны – зачастую не хватает информации по библиотечным фондам, минимизированы описания перспектив выпускников и не хватает подробного изложения компетенций, приобретаемых во время обучения на специальности [4].
Языковой барьер проявляется и в том, что больше половины россиян говорит только на русском языке, а иностранные студенты его не знают – поэтому их мало кто понимает и может оказать квалифицированную помощь. Но зато многие россияне проявляют желание помочь иностранцам!
3. Социализация.
Социальные факторы – социальные связи, учебные, личные и производственные отношения – являются важнейшими объективными факторами воздействия на человека [13].
В разных странах – разная культура и, естественно, разные точки зрения на социализацию. Все это не только делает наш мир интереснее, но и порождает многие проблемы. Даже родные люди, живущие в одном доме, зачастую отличаются друг от друга поведением, знаниям этикета, манерой общения, восприятием мира и т.д. Что уж говорить о людях, живущих на разных континентах. Не все понимают ценность человеческого равноправия, не принимают людей другой национальности, жителей другой страны. К сожалению, Россия стоит на 20 месте в сводном рейтинге расистских стран мира [4]. Поэтому проблема адаптации иностранных студентов в российском обществе велика. Один из авторов сам несколько раз испытывал проявления агрессии. Но, надо признать, не все население негативно настроено по отношению к приезжим, гораздо больше мы встречали тех, кто лояльно относится к представителям других национальностей. По нашим наблюдениям, большинство неадекватных (агрессивных) русских – это малообразованные люди с низким социальным уровнем жизни, алкоголики, наркоманы. Среди образованных жителей России гораздо больше встречается доброжелательных и душевных людей. Чтобы избежать конфликтов, иностранцам лучше не отвечать на глупые вопросы, стараться быть терпеливыми, не реагировать на провокации. И, ни в коем случае, не использовать принцип «Зеркала» (отвечать на грубость грубостью). Самое главное – быть позитивными, добрыми и открытыми.
4. Кулинарные трудности.
Кулинария – яркий отличительный признак любой страны. Национальные блюда – совершенно разные: по составу, способу приготовления, вкусу. Кухни мира отличаются и по традициям приема пищи: ложкой, вилкой, рукой, стоя, сидя, на полу, на стуле и т.д. Большая проблема иностранцев в том, что не все ингредиенты к своим национальным блюдам они могут найти в магазинах и на рынках РФ, а специально привозить или заказывать с родины – это и долго, и дорого. Поэтому им нелегко адаптироваться к русской кухне. Но в итоге все привыкают и, уехав домой, скучают за украинским борщом, башкирским чак-чаком, русским курником и другими блюдами.
5. Финансы.
Конечно, учеба за рубежом требует немаленьких финансовых затрат – и для студентов, обучающихся на бюджетной основе, и, тем более, для коммерческих. Студенты, живущие вдалеке от дома, быстрее взрослеют – жизнь без родителей вынуждает их становиться более самостоятельными. Они теперь должны сами заботиться о себе, принимать решения, рассчитывать бюджет.
Все иностранцы, обучающиеся за границей, хотя бы раз сталкивались с проблемой нехватки денег. Многие родители регулярно помогают своим детям денежными переводами, но сегодня в России курс обмена валют играет не «на руку» приезжим – он нестабильный и у многих возникают сложности и с отправкой денег, и с их получением.
И как бы студенты ни старались сэкономить – денег часто не хватает, поэтому многим приходится подрабатывать параллельно с учебой. И здесь как раз проявляются новые трудности: по законам РФ студенческая виза не позволяет легально работать – поэтому приезжим приходиться как-то выкручиваться при устройстве на работу.
К внутренним или морально-психологическим проблемам иностранных студентов, приехавших учиться в Россию, относятся:
6. Стресс.
Важным стрессогенным фактором является «кризис первокурсника». Многие и иностранные, и русские студенты приезжают учиться сразу после окончания школы, в период перехода от подросткового возраста в мир взрослых. Но, к сожалению, понятие «взрослый» можно отнести только к очень небольшой части первокурсников, которые соотносят взрослость с социальной зрелостью, ответственностью и самоорганизованностью [12].
После стресса вступительных волнений и смены страны проживания, многие первокурсники-иностранцы имеют повышенный уровень тревожности и, зачастую, пониженную самооценку. Все это вызвано сменой обычного образа жизни. Приезжие студенты вынуждены привыкать к новым условиям. Смена учебного коллектива, а тем более страны проживания, каждому дает шанс проявить себя по-новому. Бывают ситуации, когда студента с отличным аттестатом отчисляют за неуспеваемость – он был морально не готовым к тому, что в вузе ему необходимо заново доказывать свои знания. А бывает и наоборот: тот, кто не подавал блестящих надежд, неожиданно становится «звездой» факультета и ярко проявляет себя на научном поприще.
Как следствие перечисленных внешних проблем, у многих иностранцев наблюдается невысокая успеваемость в учебе. У «южных» студентов – частые пропуски занятий по болезни из-за акклиматизации, кто-то даже вынужден уезжать долечиваться домой. Некоторых иностранцев по совокупности причин даже отчисляют. Есть и такие студенты, которые пропускают учебу, поскольку нет денег, и они вынуждены много работать.
7. Свобода.
Российская вузовская система обучения отличается от привычной школьной и организационно, и методически, и содержательно: поточные лекции до 150 человек, непривычное расписание, учебный материал, излагаемый в непривычной манере на чужом языке, и, главное, – отсутствие ежедневного контроля. Это ещё одна большая проблема иностранных студентов – свобода. Свобода от всех и от всего. Концепция «я делаю то, что хочу и когда хочу» моделирует у многих приезжих неправильное направление жизни. Нет рядом родителей, которые вовремя разбудят и заставят идти учиться. Нет никого близкого, с кем можно посоветоваться, что можно делать, а чего не стоит. Отсюда проистекают многие негативные факторы: пьянство, загулы, пропуски занятий, грубость и наглость. Нельзя не отметить, что в факторе пьянства негативную роль играет и наш отечественный менталитет, когда многие иностранные студенты попадают в «питейные ловушки» традиционного гостеприимства русских людей.
Проблема адаптации иностранных студентов – тема важная, сложная, но решаемая и очень индивидуальная. Тут должны подключиться преподаватели и администрация вуза. Вот рекомендации, выполнение которых обеспечивает безболезненный и комфортный адаптационный процесс иностранных студентов:
- качественная и четко продуманная организация учебной деятельности в вузе;
- обучение преподавателей работе с иностранными студентами;
- эффективная и слаженная деятельность международного и воспитательного отделов высшего учебного заведения;
- участие в процессе адаптации иностранных студентов органов студенческого самоуправления, студсовета, профкома;
- включение в расписание студентов предметов, изучение которых повышает лояльность российского общества к приезжим, людям другой расы и национальности;
- предоставление иностранным студентам возможности психологического сопровождения и консультирования в период адаптации;
- вовлечение иностранных студентов в активную внеучебную деятельность: научная работа, художественное творчество, спортивные занятия, знакомство с профильными предприятиями;
- назначение (по желанию) персональных тьюторов всем иностранным студентам;
- квалифицированная подготовка кураторов к работе с интернациональной группой;
- принятие мер по обеспечению безопасности иностранных студентов;
- организация воскресных мероприятий и экскурсий для ознакомления с регионом обучения;
- оказание содействия иностранным студентам в трудоустройстве для подработки во время обучения.
Но, необходимо помнить, что никакая внешняя помощь не окажется действенной, если в нее не включится сам студент:
- в первую очередь иностранные студенты сами должны понять, что они находятся в чужой стране, в чужом обществе, и они обязаны соблюдать законы РФ, общепринятые правила и традиции российского общества;
- иностранные студенты должны помнить, что они гости, поэтому необходимо ограничить проявления своей свободы;
- иностранные студенты должны учиться избегать конфликтов, а не вступать в них;
- иностранные студенты должны быть ко всему подготовленными (морально, физически, психологически, финансово), раз решили приехать в другую страну;
- иностранные студенты обязаны быть «взрослыми» в жизни и серьёзно относиться к учебе.
Многие иностранные студенты теряют свою самооценку в другой стране, как в физическом, так и в психологическом плане. Необходимо помочь приезжим влиться в новый учебный коллектив, и это нужно осуществлять комплексно всеми подразделениями вуза: учебными, научными, общественными [14]. Именно в этом коллективном воздействии реально достичь положительных изменений в профессиональной (учебной), общественной, межличностной и личностной адаптации иностранных студентов.
Иностранные студенты в РФ [1]
Библиографическая ссылка
Иванова А.Д., Раэриндзатуву Ж.С. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 57-61;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1641 (дата обращения: 24.11.2024).