Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3]. Образование направлено на всестороннее, полное развитие личности. Высшее медицинское образование, являясь гуманитарным по своей сути, перестает быть только профессиональным, преобразуясь в элемент общей культуры современного общества, поскольку оно непосредственно связано и обращено к проблемам человека, его здоровью и жизни. Основная цель высшего медицинского образования заключается в содействии становлению личности высококвалифицированного специалиста, осознающего высокий уровень ответственности за здоровье и жизнь пациентов, а также необходимость непрерывного процесса профессионализации, который определяется, прежде всего, наличием у студентов медицинского вуза отчетливого Образа профессионального будущего [2]. Для реализации личностно-развивающей функции высшего медицинского образования необходимо создать условия, которые наиболее полно способствуют становлению Образа профессионального будущего.
Именно для студенческого возраста характерны размышления о смысле жизни, проблемы актуализации собственного «Я», вопросы о предназначении человека, наличии жизненной стратегии и развитии ее перспектив. На вузовском этапе существенную роль играет реализация собственного взгляда на жизнь, осознание своей индивидуальности в профессионально ориентированном контексте высшей медицинской школы, присвоение ценностей медицинской профессии, понимание ее значимости и личностного смысла, а также оценка собственных возможностей.
Категория «Образ профессионального будущего» складывается из таких понятий как «образ» и «профессиональное будущее», каждое из которых имеет свое характерное научное содержание.
Рассмотрим специфику понятия «образ» с философской и психолого-педагогической точек зрения.
Проведенное исследование показало, что категория «образ» в философии трактуется как результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека в условиях общественно-исторической практики человека (Н.А. Бердяев, В.П. Кохановский, В.С. Соловьев). В психологии понятие «образ» используется для обозначения субъективной формы результатов целостного отражения действительности в психике человека, обусловленной как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов). В педагогике «образ» представлен как субъективная картина окружающего мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность разворачивающихся событий (А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая).
В научной литературе Образ рассматривается как:
– активное, действующее начало, оказывающее влияние не только на само восприятие, но и на мотивацию личности, а через мотив – на деятельность субъекта; процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, форме сознательного отражения [7];
– результат процесса воображения; субъективная картина мира или же его фрагментов, включая как самого субъекта, так и других людей; пространственное окружение и взаимную последовательность событий [9];
– явление, формирующееся не только в деятельности, но и на основе опыта, накопленного человеком, где субъективное отражение связано с поступающей из внешнего мира информацией, но в соответствии с позицией, которую занимает носитель Образа [6];
По мнению С.Л. Рубинштейна, Образ представляет собой чувственное впечатление, в котором отношения, явления и их свойства служат для субъекта предметами или объектами познания. Ученый отмечает, что Образ в гносеологическом смысле определяется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, которая существует вне его и не исчерпывается его содержанием. Образ выступает регулятором поведения и деятельности субъекта, результатом его познания [8].
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть категорию «образ» как продукт отражения, возникающий в предметной деятельности человека, при этом появление нового Образа у студента медицинского вуза преломляется через прошлый опыт человека, через уже имеющиеся в его памяти Образы ранее отраженных предметов и явлений. Однако необходимо отметить, что Образ не является зеркальным отпечатком, поскольку сам процесс отражения представляет собой активное взаимодействие человека с окружающим его миром [1]. В результате процесса отражения окружающего мира возникают, формируются и развиваются личностные качества человека, его интересы, потребности, жизненный опыт.
Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить что категория «образ» в понятийном поле педагогики весьма многогранна. Образ можно трактовать как психический феномен, возникающий в сознании человека под воздействием впечатлений как внешней, так и внутренней жизни. Он представляет собой невербальное явление, синтезируемое из вербальных (звуковых), зрительных, эмоциональных, моторных и других впечатлений при помощи воображения, как целостная сущность, ставшая предметом умозрения и рефлексии. Образ – это субъективное отражение картины мира в сознании человека, которое возникает и совершенствуется в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, включая самого субъекта, других людей, пространственное отражение и временную последовательность событий. Образ является как продуктом отражения, возникающим в предметной деятельности человека, так и результатом абстрагирующей деятельности субъекта, а также способом репрезентации объекта субъекту. Это внутренний план деятельности, который позволяет студенту медицинского вуза рассматривать основания, изменять замыслы своих действий, играя роль регулятора поведения и психологического стимула.
Зарождение и развитие Образа происходит в ходе освоения и развития деятельности и общения. Образ формируется на базе опыта. Субъективное отражение действительности связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа.
Регулирующая функция Образа относительно деятельности субъекта заключается в возможности обеспечения каждым Образом антиципации. Осуществляя регулирующую функцию, Образ вызывает различные по силе и эмоциональной окраске переживания, побуждая к разнообразным действиям и поведенческой активности, поскольку даже само желание действия подразумевает регуляцию будущего поведения [2].
Не вызывает сомнения тот факт, что процессу получения предметного результата любого вида деятельности предшествует возникновение потребности, представления, цели, создание внутреннего Образа. Объединяющим элементом в данном случае является категория идеального. Наличие идеального Образа собственной деятельности позволяет студенту медицинского вуза изменять замысел действий, контролировать свои желания, чувства, соответствующие определенной ситуации. Все это позволяет назвать идеальный Образ деятельности внутренним планом личности студента медицинского вуза.
Формирование Образа происходит в процессе активной деятельности студента медицинского вуза, вследствие чего, Образ становится всё более адекватным объекту, при этом он вторичен к оригиналу, который всегда ярче и богаче.
При становлении Образа у студента медицинского вуза происходит проектирование контакта с окружающим миром, собственных действий, поведения, деятельности, проникновение идеального в реальное. Взаимодействие между внутренним и внешним происходит при движении встречных информационных потоков в различных сферах реального мира. Первичные (входящие) потоки активны, отраженные же – реактивны. В ощущениях отражаются отдельные свойства предметов и явлений, а комплекс ощущений приводит к целостному восприятию мира. Информационные потоки, усвоенные студентом медицинского вуза, становятся субъективным знанием, сознание совершенствуется и становится средством усвоения новой информации из окружающего мира, меняя внутренний Образ студента.
Анализ теоретических источников позволяет нам предположить, что в структуре любого Образа интегрируются знание о мире, себе как о субъекте профессиональной деятельности, будущей профессиональной деятельности, что выражается в профессиональном самосознании и познании себя как субъекта профессиональной деятельности, приводя к саморазвитию и самосовершенствованию. Совокупность ценностных представлений о мире, себе как субъекте деятельности, будущей профессии проявляется в различных эмоциональных состояниях, связанных с личностной и профессиональной сферой деятельности. Регуляция профессиональной деятельности и поведения личности направлена на реализацию мотивов выполнения профессиональной деятельности, предоставляя возможность профессионального саморазвития. Самоанализ и самооценка деятельности отражают процессуальную сторону познания себя и активизацию всех процессов «самости».
Итак, с одной стороны, Образ является отражением объективной реальности, с другой – это важнейшее звено в системе регуляции деятельности студента. Образ относится к существующим вне зависимости от сознания человека предметам и явлениям, составляющим его содержание. Будучи предметным по своей сути, Образ субъективен по своей форме. Содержание Образа не является статичным, оно постоянно обогащается, корректируется и уточняется. Любой Образ характеризуется многомерностью, многоуровневостью и системностью. Становление Образа представляет собой активный процесс, в ходе которого имеет место получение и переработка более полной информации из окружающей действительности.
С.Д. Смирнов показал, что частные, отдельные представления, Образы – регуляторы поведения и деятельности, возникают в контексте целостного Образа, сформировавшегося к данному моменту у студента, являющегося исходной точкой и результатом любого познавательного процесса [9].
Следовательно, мы можем определить категорию Образ как результат целостного отражения окружающей действительности, субъективное явление, формирование которого происходит в процессе деятельности, предметно-практической, мыслительной и чувственной активности. Образ способен вызывать ценностные переживания и характеризуется не только степенью и силой переживания, но и эмоциональной заряженностью и субъективной значимостью. Именно внутренний мысленный Образ представляет собой результат абстрагирующей деятельности субъекта, проявляясь через взаимодействия субъекта и объекта, через преобразующее и активное отношение субъекта к объекту. В более широком смысле Образ рассматривается как субъективная форма отражения реальности, в узком же – понятие Образ используют для обозначения чувственных форм отражения. Как видно, характеристики понятия Образ не только многогранны, но и глубоко индивидуальны для каждого человека. Одной из его особенностей является временная направленность, устремленность в будущее [2].
Поскольку любой Образ подразумевает временную направленность, то мы можем определить будущее как становление настоящего в качестве возможности, которое представляется реализованной целью единичного действия или же целым комплексом действий, как совокупность возможностей для удовлетворения потребностей (С.А. Аскольдов, М.Д. Ахунов, В.И. Вернадский, Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Будущее зависит от студента, его установок, прошлого и настоящего, и является главным опосредующим звеном развития личности. Движение от прошлого и настоящего к будущему происходит через постановку цели и реализуется с помощью волевого акта, ядром которого является осознание ценностного содержания и личностно значимой цели. Сопоставление результата достигнутой цели с проектом дает возможность человеку либо повышать уровень требований к себе и выдвигать более сложные цели, либо развивать в себе качества, необходимые для реализации поставленных, но еще не реализованных целей, т.е. они придают деятельности личностный, субъективно-значимый характер. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, определение путей и средств достижения поставленной цели, но и достижение ее идеального результата. Цель жизни конструирует деятельность и определяет то, какой она будет. Цель представляет собой идеальный или мысленно созданный конечный результат деятельности. Таким образом, цель всегда означает прогноз.
Не вызывает сомнения тот факт, что, от того к какому будущему стремится человек, какой Образ будущего он создает, зависит то, какие решения он принимает в настоящем. Теоретический анализ научных источников (Е.С. Заир-Бек, В.И. Слободчиков, И.С. Кон) позволил нам выделить следующие этапы процесса самопроектирования:
– формирование Образа желаемого будущего. На данном этапе возникает то, что И.С. Кон назвал мечтой. Этот Образ разделяется на две составляющих: «идеальное», т.е. то, чего человек хотел бы достичь в идеале, и «достаточное» – то, чем человек, в целом, будет удовлетворен [6];
– определение и оценка средств достижения поставленных целей и соотнесение данных средств со своими ресурсами и собственными возможностями. В результате формируется представление о том, чего человек желает и надеется достичь и каким образом он планирует это сделать;
– формирование конкретных представлений о конкретных действиях, направленных на достижение желаемого и сроках реализации данных намерений.
Другими словами, процесс самопроектирования Образа будущего включает: анализ и синтез ситуации; определение проблем для ее решения; постановку целей и определение критериев оценки их достижения, а также вариантов организуемых процессов; выбор наиболее эффективного варианта; конкретизацию целей, условий и средств; реализацию процесса самопроектирования в общей модели деятельности; обобщение результатов самопроекторования и рефлексию.
Таким образом, при проектировании своего будущего студент проходит путь от создания мысленного Образа (здесь важно отметить проектную функцию самосознания, определяемую как особую линию саморазвития личности, непосредственное выражение потребности в самореализации, именно эта потребность поднимает на более высокий уровень процесс регуляции и развития личности как самоорганизующейся системы) через концентрацию сил на выполняемом действии к осуществлению деятельности, нацеленной на достижение конкретного результата.
Следовательно, происходит включенность осознанной цели деятельности в содержание Образа будущего, что обеспечивает психическую регуляцию предметных действий. Цель при становлении Образа будущего детерминирует настоящее, определяя реальное действие и состояние субъекта, выступая в деятельности субъекта в форме будущего результата. На основе существующего Образа строятся планы, формируется стратегия деятельности и совокупность действий и операций. Образ будущего должен существовать для субъекта так, чтобы он мог видоизменять этот Образ в соответствии с существующими условиями.
Представления о будущем являются неотъемлемой частью жизненного пути человека. Будущее для человека – это именно та сфера, знания о которой конструируются, моделируются и видоизменяются самой личностью студента медицинского вуза. Проектирование рассматривается с одной стороны как процесс, с другой же – как результат деятельности по созданию Образа будущего.
В характеристике Образа будущего значимыми являются два показателя: временная перспектива (временной масштаб ожидаемых событий) и содержательная наполненность. Этот Образ становится обязательным условием творения новой реальности. При этом, Образ будущего не является статичным, он изменяется, подвергаясь переоценке под воздействием внешних факторов, и зависит от внутренних процессов развития личности [1].
Стоит отметить, что важной составляющей Образа будущего является личный профессиональный план, включающий следующие компоненты: главную цель, ближайшие и более отдаленные конкретные цели (жизненную перспективу), пути и средства достижения ближайших жизненных целей, а также запасные варианты целей и средств их реализации при возникновении трудностей.
Также, к содержанию Образа будущего можно отнести следующие параметры:
– насыщенность планируемыми событиями;
– достижимость (средства достижения поставленных планов);
– конкретность, т.е. степень детального представления планируемых событий;
– проспективность, т.е. временной период, к которому относится планируемое событие;
– целостность.
Следовательно, Образ будущего у студента медицинского вуза мы можем рассматривать как системно-ценностное образование, включающее его представление о мире, себе, цели и смысле жизни, ценностное отношение к жизнедеятельности в целом и будущей профессии врача в частности, целеполагание, планирование, прогностические умения и умения строить временную перспективу жизнедеятельности [2].
Таким образом, категория Образ будущего в понятийном поле педагогики неразрывно связано как с личностью будущего специалиста в области медицины, которая является носителем данного Образа, так и с будущей профессиональной деятельностью. Совокупность адекватных представлений о мире будущей профессии врача, о себе, как о будущем профессионале, является важным условием становления Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза, как и планирование ими своей профессиональной жизни и ее реализации.
На становление Образа будущего у студентов медицинского вуза оказывает влияние любая информация, трансляторами которой являются образовательная среда медицинского вуза, средства массовой информации, социальное окружение личности студента будущего специалиста медицинского профиля. Необходимым условием жизни человека, как нам уже известно, является его способность отражать окружающий мир и иметь свой субъективный Образ. Формирование такого Образа, в нашем случае – Образа профессионального будущего, дает возможность студенту медицинского вуза ориентироваться в действительности, организовывать свою деятельность для преобразования объективной реальности в соответствии со своими потребностями, мотивами и интересами, регулировать разнообразные процессы собственной жизнедеятельности.
Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза – это результат ценностных представлений студентов о выбранной профессии и ценностного отношения к ней. Он определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности, сформированностью его Образа Я – профессиональное [6]. Образ профессионального будущего непосредственно связан с обобщенным Образом мира будущей профессии врача. Одним из важнейших условий успешного вхождения студента медицинского вуза в профессию является активное становление Образа мира будущей профессии, расставляющего акценты значимости в мире ценностей, отношений, предметов и явлений [5]. По мере динамики профессионального развития личности студента медицинского вуза изменяется Образ его профессионального будущего в ходе освоения профессии и реального приобщения к ней.
Поскольку мы рассматриваем категорию Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогики, логично отметить, что «профессиональное будущее» трактуется нами – как становление настоящего в качестве возможности, которое представляется реализованной целью профессионально-ориентированных действий по сохранению жизни и здоровья людей;
– как совокупность возможностей для удовлетворения своих профессиональных потребностей в сфере здравоохранения по оказанию качественной и эффективной медицинской помощи.
В Образе профессионального будущего у студентов медицинского вуза находят свое отражение представления о ценностях врачебной деятельности и врачебного сообщества, развитие ценностных ориентаций будущего врача;
– знания о личности врача – профессионала, профессионально значимых качествах, профессиональных мотивах и намерениях;
– профессионально ориентированные знания о целях и способах деятельности по сохранению жизни и здоровья пациентов;
– наличие практических умений и навыков по оказанию профилактической, диагностической и лечебной помощи;
– владение рефлексивными умениями.
Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза отражает динамику развития их представлений о сути врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи на основе создания интегрального Образа врача, который, в свою очередь, формируют собирательные Образы выдающихся врачей прошлого и настоящего (Гиппократ, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, Н.М. Амосов, Л.А. Бокерия и многие другие).
Образ профессионального будущего определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности. В своем становлении Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза проходит следующие этапы:
1. Представление о сути профессии.
2. Корректировка представлений
3. Задача соответствовать.
Не вызывает сомнения тот факт, что Образ профессионального будущего необходимо рассматривать во временном континууме. В этом отношении он выступает одной из составляющих прогнозирования будущего. Предполагаемое будущее представляется в виде сложного образования, имеющего смысловые и эмоциональные составляющие, а также ценностные ориентации. Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза представлен в сознании и самосознании личности студента системой внутренних средств отражения, включающей Образы, важную роль в которых играет представление личности о себе как о субъекте профессиональной деятельности в ретроспективе и перспективе.
Вовлеченность субъекта в различные системы связей с окружающим миром позволяет нам сделать вывод о диалогичности Образа профессионального будущего. Отсюда, основными ценностными характеристиками Образа профессионального будущего студентов медицинского вуза являются: последовательность Образов и событий, длительность, реализация этих событий и аксиологичность. Образ профессионального будущего аккумулирует в себе цель будущей профессиональной деятельности, представления о ней, систему Образов, а также конкретные планируемые события, т.е. Образ профессионального будущего созидается благодаря личности студента медицинского вуза и его деятельности.
Одним из важнейших факторов становления Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза является отдаленная ориентация человека, подчеркивая, таким образом, зависимость поведения от отдаленной цели.
Не менее важным является и вопрос взаимоотношения и взаимовлияния Образов в процессе профессионального развития личности. Е.А. Климов при изучении системы регуляторов профессионального поведения субъекта выделяет следующие группы:
1. Образ объекта – предмет, средства и условия проявления профессиональной деятельности;
2. Образ субъекта – включающий актуальный Образ Я (знание о своих возможностях и способностях, функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных отношений); обобщенный Образ Я (Я в прошлом, настоящем и будущем, Я среди других людей, Я как индивидуальность, как член общества и представитель профессиональной общности);
3. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений – направленность личности, система устойчивых отношений к разным сторонам профессиональной деятельности, потребности (Образ профессионального будущего) [5].
Проблема взаимодействия и взаимоотношения Образов интересна с позиций аксиологической концепции А.В. Кирьяковой [4]. Согласно данной концепции особое значение имеет ориентация студентов (в нашем исследовании – студентов медицинского вуза) в мире ценностей профессионального сообщества, представление о себе самих, своих возможностях и своей жизненной перспективе. Проведенное нами исследование показывает, что жизненные ориентации, которые существуют в виде предельных ценностей (терминальных Образов) обращены в будущее, выполняя функцию перспективных регуляторов жизнедеятельности. В вопросе о прогнозировании и проектировании личностью своего будущего, организации жизни, А.Н. Леонтьев указывает на наличие у субъекта представлений, намерений, мысленных планов, схем или «моделей» построения будущего [7].
Прогнозирование, целеполагание и проектирование профессионального будущего обеспечивают формирование Образа профессионального будущего. Одновременно с этим происходит систематизация и выстраивание иерархии собственной шкалы ценностей, формируется жизненная перспектива. Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза является ядром в развитии индивидуального профессионального поля личности будущего специалиста в области медицины и представляет завершающую фазу ориентации личности в мире ценностей [2].
Исследование Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза как педагогического явления, позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: аксиологический, гносеологический, праксиологический и рефлексивный.
Аксиологический компонент включает систему ценностных ориентаций личности студента медицинского вуза, жизненных установок, ценностного отношения жизни и здоровью человека; принятие таких ценностей как «профессиональные знания, умения и навыки», «жизнь», «здоровье», «человек», «милосердие», «сострадание» в качестве личностно-значимых. Под профессионально значимыми качествами мы понимаем такие индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность и успешность профессиональной деятельности: отношение к себе, людям, труду; определенную систему мотивов, форм и способов профессионального поведения специалиста в области медицины.
Гносеологический компонент предполагает совокупность медико-биологических и клинических знаний по проведению профилактической, диагностической и лечебной работы, а также знания о профессионально-значимых качествах специалиста в области медицины.
Праксиологический компонент подразумевает овладение будущими специалистами в области медицины практическими умениями и навыками сохранения жизни и здоровья людей (тактические приемы и методы оказания профилактической, диагностической и лечебной помощи).
Рефлексивный компонент означает способность к самоанализу и самооценке своей профессионально ориентированной деятельности и ее результата, предполагая овладение рефлексивными умениями.
Следовательно, Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза – это интегративное, профессионально-личностное образование, самопроектируемое в процессе профессионального развития личности при подготовке в профильном вузе и характеризующееся совокупностью ценностных представлений о будущей профессиональной деятельности, на основе наличия медико-биологических и клинических знаний, практических умений и навыков профилактики заболеваний, сохранения жизни и восстановления здоровья людей, рефлексии [1].
Именно образная сфера обладает огромным значением в познании окружающего мира, развитии ценностного потенциала личности студента медицинского вуза, постижении духовных смыслов жизни. Она соединяет прошлое с настоящим и будущим, способствуя приобретению опыта и определяя, во многом, развитие личности студента, ее профессиональные и жизненные цели и перспективы.
Становление Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза представляет собой процесс и результат представлений студентов о целостной и ценностной системе врачебной деятельности, себе и других непосредственных участниках данного процесса. Деятельность по самопроектированию Образа профессионального будущего представляет собой процесс соединения знаний с опытом. Становление Образа профессионального будущего в процессе самопроектирования предоставляет личности студента медицинского вуза возможность развития и осуществления своей жизнедеятельности определенным, а не хаотичным способом, позволяя студенту-медику определить цель и свое место в будущей профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, выработать стратегию и тактику реализации поставленной цели.
В ходе настоящего исследования установлено, что Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогической науки представляет собой интегративное профессионально-личностное образование, самопроектируемое в процессе профессионального развития личности студента-медика при подготовке в профильном вузе и характеризующееся совокупностью ценностных представлений о будущей профессиональной деятельности в области медицины на основе наличия медико-биологических и клинических знаний, практических умений и навыков профилактики заболеваний, сохранения жизни и восстановления здоровья людей, рефлексии.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что становление целостного и ценностного Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза, осуществляемое в ходе профессионального развития личности будущего специалиста в области медицины представляет собой управляемый поэтапный процесс, происходящий в профессионально ориентированном контексте жизни. Данный процесс основан на присвоении ценностей медицинской профессии, аккумулировании медико-биологических и лечебно-диагностических знаний, совершенствовании практических умений и навыков оказания квалифицированной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и здоровья человека, а также самооценки и самоанализа.
Библиографическая ссылка
Заболотная С.Г. ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПОНЯТИЙНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 49-56;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1640 (дата обращения: 23.11.2024).