В настоящее время потребителями наиболее востребованы программы дополнительного профессионального образования, которые разрабатываются и реализовываются в институциональном взаимодействии образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, корпоративных университетов, работодателей и их объединений и организаций, осуществляющих независимую оценку качества [4, 5].
Компании не занимаются профессиональным развитием сотрудников по причине того, что не всегда анализируют собственные потребности в кадрах, и ввиду того, что отсутствуют подходящие предложения от образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Однако востребованность программ повышения квалификации/профессиональной переподготовки у всех субъектов системы ДПО – один из важнейших показателей эффективности деятельности образовательной организации высшего и среднего профессионального образования [7].
Как построить эффективную систему непрерывного образования в России и что нужно сделать, чтобы дополнительные профессиональные программы (далее ДПП) стали востребованными всеми субъектами системы ДПО? Кто и какими инструментами может оценить качество данных программ [1, 2, 3]?
На основе анализа теоретического и практического материала по проблемам оценки качества ДПП, на основе сравнительно-сопоставительного анализа отечественного и зарубежного опыта проведения аккредитационных процедур, учета мнения провайдеров и потребителей, всех заинтересованных сторон системы ДПО, при реализации институционального механизма профессионально-общественной экспертизы и аккредитации ДПП, выявленных лучших практик в системе оценки качества ДПО и технологий его оценивания, с учетом разрабатываемой «Концепции непрерывного образования взрослых в Российской Федерации» попытаемся сформулировать предложения по совершенствованию качества ДПП на основе ценностно-смыслового взаимодействия субъектов системы ДПО [6]. К 2017 году доля работников, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, должна вырасти примерно на 35 % – до 47 %. Особо хочется подчеркнуть необходимость создания на отраслевом и национальном уровне независимых институтов, отвечающих за выработку профессиональных стандартов и экспертных (аккредитационных) процедур, за проведение квалификационных экзаменов и выдачу профессиональных сертификатов [9].
Практика показывает, что наиболее востребованы такие ДПП, которые разработаны и реализованы в тесном сетевом взаимодействии образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, представителей бизнес-сообщества, корпоративного сегмента образования и организаций, осуществляющих независимую оценку качества. Образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, реализующие программы непрерывного образования, должны совершенствовать не только механизмы живого, очного обучения, но и развивать образовательные порталы [8, 10].
Важно формировать у сотрудников образовательной организации, разрабатывающих и реализующих ДПП, единое видение уровня реализации ДПП через постоянное повышение квалификации в системе оценки качества образования и технологий его оценивания, в результате чего сотрудники будут:
- иметь представление о целях и задачах в области оценки качества ДПП, прописанных в нормативно-правовых актах;
- иметь представление о лучших отечественных и зарубежных практиках оценки качества ДПП непрерывного профессионального образования (Болонский и Копенгагенский процессы, Европейские инструменты оценки качества профессионального образования и обучения);
- уметь структурировать свои знания по вопросам оценки качества образования (лицензирование, профессионально-общественная экспертиза и аккредитация, мониторинг и контроль (надзор) качества образования);
- уметь применять теоретические знания по нормативно-правовой и информационно-методической документации по вопросам оценки качества ДПП в практической деятельности;
- изучать и обмениваться практическим опытом по разработке аналогичных ДПП и их реализацией в других образовательных организациях региона, страны.
Сотрудники образовательной организации должны быть активно вовлечены в принятие стратегических решений в процессе разработки и реализации ДПП; участвовать в составе рабочих групп при подготовке к внешней экспертизе качества ДПП; проходить регулярные стажировки в области оценки качества ДПП; повышать уровень информатизации ДПП, достаточности практики использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки специалистов.
Необходимо формирование организационных, методических, аналитических и профессиональных компетенций, которые составляют основу профессиональной подготовленности сотрудников образовательной организации к экспертизе качества программ ДПО, включая соответствие профессионального опыта преподавателей профилю специальности:
- Формирование организационной компетенции предусматривает актуализацию целей, миссии и задач образовательной организации в системе гарантии качества образовательных услуг, подготовку образовательной организации к экспертизе качества образования, разработку внутренней системы качества и обеспечение ее стабильного функционирования.
- Формирование аналитической компетенции предусматривает систематизацию научно-методической, нормативно-правовой и профессиональной информации, подготовку аналитических материалов для управления процессами образовательной деятельности в образовательной организации для совершенствования оценки качества ДПП.
- Формирование методической компетенции предусматривает применение действующей нормативно-правовой документации по оценке качества образования в образовательной организации, разработку методической документации, методического обеспечения и методического сопровождения по оценке качества ДПП.
- Формирование профессиональной компетенции предусматривает знание нормативно-правовой базы, документации по оценке качества ДПП, умение применять теоретические знания в практике экспертной деятельности; обладать экспертным мышлением, комплексными навыками по проведению процедуры экспертизы ДПП.
Руководство образовательной организации должно вести постоянную работу по развитию внутренней экспертной среды через:
- Создание внутренней экспертной среды, которая положительно мотивирует сотрудников на все изменения в образовательной среде (внутренняя экспертиза программы на предмет отраслевой ориентации, учета отраслевой специфики в структуре и содержании программы;
- Формирование мотивации у сотрудников к нововведениям, способствующим совершенствованию качества образовательных услуг;
- Создание информационной открытости и прозрачности процедуры экспертизы программ (внутренней и внешней) для сотрудников организации (официальный сайт вуза, электронные рассылки, реестры аккредитованных программ, курсы подготовки экспертов в вузе);
- Рассмотрение путей и средств независимой и добровольной проверки/аккредитации предоставляемых услуг в области образования и обучения;
- Развитие сотрудничества образовательной организации с компаниями-работодателями по направлениям подготовки (целевая подготовка специалистов, участие работодателей в учебном процессе на уровне проведения теоретических и практических занятий, организации стажировок, трудоустройстве, участие в разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин, участи в экспертизе и аккредитации программ);
- Проведение мониторинга востребованности выпускников ДПП на рынке труда;
- Развитие институциональных механизмов в системе гарантии качества ДПП с участием потребителей;
- Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации.
Аккредитующая организация, уполномоченная работодателями, их объединениями, должна поддерживать официальное признание в стране и за рубежом; иметь высокую деловую репутацию и пользоваться доверием широкой общественности; иметь независимый статус и автономную ответственность за экспертную деятельность; за качество и результаты экспертизы; соблюдать условия, при которых никакие третьи стороны (государственные органы, образовательные организации, министерства и другие заинтересованные лица) не могут повлиять на процедуру и результаты экспертизы (рекомендации, заключение и Отчет внешней комиссии и т.д.); обеспечивать информационную открытость (регулярно обновляемый официальный сайт аккредитующий организации, СМИ и т.д.); доступность информационно-методических материалов, регулирующих экспертную деятельность (Показатели и критерии для экспертизы ДПП ДПО, Положения, Руководства, Методические рекомендации, Программы подготовки экспертов и т.д.); прозрачность процедуры экспертизы ДПП.
Организация должна иметь адекватные материально-технические, финансовые и человеческие ресурсы, которые позволяют обеспечить эффективную и результативную работу аккредитующей организации; внутреннюю политику гарантии качества; независимый орган для принятия решения по признанию уровня и качества ДПП (Аккредитационный совет, Экспертный совет и т.д.); обеспечивать функционирование системы обратной связи и системы последействия со всеми заинтересованными сторонами по процедуре и результатам экспертизы; вырабатывать механизмы институционального сотрудничества между органами, занимающимися обеспечением качества.
Профессионально-общественная экспертиза ДПП предполагает необходимость создания мотивационных механизмов участия работодателей в оценке качества ДПП.
Государственные механизмы включают: совместную разработку нормативной базы; привлечение работодателей к социальному партнерству; предоставление государственных субсидий работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте; создание корпоративных университетов; создание базовых кафедр при предприятиях; предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников; выделение государственных дотаций на обучение на рабочем месте; налоговые льготы предприятиям.
Социальные (общественные) механизмы включают: включение работодателей в состав рабочих групп по разработке программ; привлечение работодателей к согласованию и экспертизе программ и учебных планов на этапе их разработки и апробации; участие работодателей в учебном процессе образовательной организации; участие в работе аттестационных и экзаменационных комиссий; привлечение работодателей к оценке профессиональных и общекультурных компетенций выпускников программы; проведение образовательными организациями опросов работодателей по специально разработанным анкетам; создание специализированной экспертной среды; отбор, обучение и сертификация работодателей; институциализация деятельности экспертов-работодателей.
Кроме того, необходимо формировать мотивационные механизмы, которые учитывали бы как материальную, так и нематериальную (моральную) мотивацию участия работодателей в оценке качества образования. Мотивационные механизмы должны основываться на потребностях рынка труда и рынка образовательных услуг и обеспечивать максимальное их совпадение; сочетать материальную и нематериальную заинтересованность представителей рынка труда в качестве образования; содействовать конкурентоспособности, востребованности образовательных программ на рынке труда; стимулировать работодателей финансировать программы непрерывного профессионального обучения (программы повышения квалификации, программы профессионального обучения и др.); обеспечивать активное участие работодателей в Попечительских советах образовательных организаций и др.
Участие работодателей в процедурах оценки качества образования повышает их престиж и уважение на рынке труда и в обществе; предоставляет уникальную возможность непрерывно совершенствоваться и быть вовлеченным как в производственный процесс, так и в образовательный; предоставляет возможности продвижения по карьерной лестнице через обучение по программам подготовки экспертов и дальнейшую сертификацию. Немаловажно получение морального удовлетворения от профессионально выполненной экспертизы, которое подкреплено признательностью и благодарностью образовательной организации.
Таким образом, потребителями наиболее востребованы программы непрерывного профессионального образования, которые разрабатываются и реализовываются в институциональном взаимодействии образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, корпоративных университетов, работодателей и их объединений и организаций, осуществляющих независимую оценку качества. Необходимо совершенствовать мотивационные механизмы участия работодателей в оценке качества образования, вырабатывать у работодателей чувство ответственности и стремление к активному участию в оценке качества образования, формировать убежденность в том, что их участие целесообразно и значимо как для рынка труда, так и для образовательной организации. Чем активнее работодатели будут участвовать в разработке и оценке программ на этапе подготовки специалистов, тем качественней будет подготовлен специалист, меньше потребуется усилий работодателя его в доучивании или переучивании, а значит, налицо экономия времени и средств работодателя.
Библиографическая ссылка
Аносова Н.А. КАК ПОСТРОИТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ? // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 7-10;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1634 (дата обращения: 23.11.2024).