Этнопедагогика – наука о жизненном опыте народа, о воспитании и образовании детей, о морально-этических и экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Он испокон веков вырабатывал самобытный нравственный уклад духовной культуры. У каждого народа множество обычаев, обрядов и традиций, способствующих облагораживанию природно-социальной среды. В произведениях устного народного творчества содержится основные правила воспитания молодого человека. В них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и к окружающей природно-социальной среде. Знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в сказках, легендах, песнях, загадках, пословицах, поговорках, баитах, мунаджатах и др., проверенных семейным и общинным укладом, самой жизнью в течение веков, – ценный педагогический потенциал, оказывающий влияние на формирование экологической культуры школьников. Таким образом, этнопедагогические знания стали основой экологических знаний, навыков и передаются из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций, обрядов, обычаев и праздников.
Этноэкология – это область экологических знаний, в которой отражена специфика культуры этноса в понимании роли природно-социальной среды. Следовательно, в этноэкологии учитывается вся совокупность признаков этноса: единство территории, языка, особенности психического склада характера, самосознания, – выраженных в традициях, праздниках, обычаях, обрядах, фольклоре, педагогическом опыте народа.
Базисом формирования экологической культуры школьников являются систематизированные этнопедагогические знания, которые необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе. Этнопедагогические знания – это результат умственной и познавательной деятельности ученика, выраженной в усвоении основных понятий народной педагогики, отражающиеся в его сознании. К ним относятся такие изречения татарского народа: «Неумело посаженное дерево быстро высыхает», Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец».
Такие этнопедагогические знания отражают основные закономерности и взаимосвязи, существующие в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные необратимые процессы. Этнопедагогические знания предполагают взаимодействие и взаимосвязь общества с природной средой, и научные основы рационального природопользования.
Ученик получает и усваивает этнопедагоические знания на уроке из учебников, дополнительной литературы, из средств массовой информации, Интернета, родителей, окружающих его людей. Психологическая направленность уроков и внеклассных мероприятий по естественным, гуманитарным предметам, видение взаимосвязи человека с природой на основе этнопедагогики, принципа природосообразности, теории естественного воспитания и проблемного обучения позволяют учащимся осознавать, что они сами являются частью природы. Только чувствуя себя компонентом природы, они начинают понимать важность этнопедагогических знаний, значение собственных возможностей в облагораживании природы, а это уже шаг к экологической культуре. При этом учащиеся приобретают навыки бережного отношения к природе и выполняют работы по оптимизации окружающей среды своего района, города, школы, гимназии и т.д.
Закрепленные посредством языка в устной или письменной форме, этнопедагогические знания передавались из рода в род и усваивались молодым поколением. Необходимое требование к этнопедагогическим знаниям, получаемым в процессе целенаправленного обучения, – их систематичность. Эти знания охватывают все основное в экологии, равно как и все существенное для каждого усваиваемого понятия. Этнопедагогические знания взаимосвязаны между собой, имеют определенную логическую структуру, изучаются в определенной последовательности, содержат межпредметные связи и поэтому являются междисциплинарными.
Неотъемлемые качества этнопедагогических знаний – их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным экологическим содержанием, четким представлением и пониманием экологии, явлений в природе, их закономерностей, умение не только назвать и описать экологические факты, но и объяснить изучаемые экологические закономерности и явления, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать изучаемые положения экологии, сделать выводы из них.
Процесс обучения в школе характеризуется глубиной проникновения в сущность экологии, что не исключает необходимости прочного усвоения фактического материала, при учете возрастных возможностей и особенностей учащихся. Наряду с глубиной изучаемого материала, необходима широта и полнота этнопедагогических знаний. Об этом удачно сказал английский юрист и политик Г.П. Брум: «Старайся знать все о чем – нибудь и что – нибудь обо всем» [1, c. 295].
Степень усвоения этнопедагогических знаний может быть разной. Начальный этап овладения этнопедагогическими знаниями – это повышение научного уровня преподавания естественно-научных дисциплин. Экологические знания, передаваемые путем целенаправленного обучения в школе, являются строго научными и основываются на теоретических материалах естественного воспитания, проблемного обучения и принципа природосообразности.
Научный уровень обучения определяется не только суммой и содержанием этнопедагогических знаний, но и методами добывания этих знаний. Повышение научного уровня усвоения этнопедагогических знаний учащимися обеспечивается двумя способами:
– усиленное объяснение учителем; теория объяснения в дидактике слабо разработана; исследования показали, что в национальной школе в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин учителя, вместо объяснения описывают фактический материал; это обусловлено тем, что в программе подготовки педагогов нет специального курса логики;
– изменение соотношения изучения путем разумного ограничения объясняющей функции учителя и расширения исследовательской деятельности, учащихся по самостоятельному раскрытию и объяснению новых понятий путем решения учебных экологических проблем; в процессе проблемного обучения сущность новых экологических понятий раскрывают сами учащиеся в ходе творческой деятельности, а экологические знания приобретаются их собственными усилиями.
Поиск путей активизации учебного процесса привел к развитию и становлению нового типа сообщения этнопедагогических знаний учителем – проблемного изложения. М.И. Махмутов пишет: «Сущность его заключается в том, что вместо полного объяснения учебного материала, сообщения готовых выводов, правил, формулировок, учитель сообщает лишь фактический материал, сущностные же признаки, свойства изучаемых явлений и закономерности формулирует в виде проблемных вопросов или задач. Таким образом, создаются проблемные ситуации в ходе сообщения нового материала» [4, С. 462]
В приобретении этнопедагогических знаний учащимися многое зависит от учителя и его осведомленности в этой области. Это необходимое условие достижения высокого уровня экологических знаний. «Наилучшим учителем бывает тот, кто пробуждает в нас желание учиться и доставляет нам средства к этому» [2, C. 573]. В интеллектуальном развитии школьника этнопедагогические знания играют важную роль. Умственное развитие ученика не сводится только к приобретению экологических знаний, но наличие этих знаний и оптимальный путь их усвоения является предпосылкой умственного развития. Познавательная активность ученика на уроках и внеклассных мероприятиях, приемы и методы работы над экологическим материалом, которые складываются в процессе усвоения этнопедагогических знаний, способствуют интеллектуальному развитию личности и не теряют своего значения, когда эти знания иногда забываются. «Знания – это не просто результат механической проекции тех или иных понятий в голову слушающего или читающего человека. Знания, понятия должны еще выступать как знания, актуальные для него, то есть должны приобрести личностный субъективный смысл» [3, С. 35].
Рассмотрим данный вопрос в другом аспекте. Этнопедагогические знания являются составной частью мировоззрения личности, они в большей мере определяют ее отношение к окружающей природно-социальной среде, моральные взгляды и экологические убеждения, волевые черты и характер. По этому поводу А.П. Чехов писал: «Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас» [2, C. 266]. Экологическое мировоззрение – это продукт образования, и его становление происходит поэтапно в течение многих лет жизни и учения человека. Одновременно оно является источником интереса, необходимым условием развития способностей. Экологическое поведение ученика может расходиться с имеющимся у него экологическим знанием. Этнопедагогические знания не гарантируют экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей и взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения. «…Виды деятельности школьников надо считать педагогическим инструментом формирования у них социальных и нравственных мотивов. …Важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения – это превращение знаний в убеждения» [5, С. 291]. Убеждение – основа мировоззрения, представляет собой сложившееся на основе народной педагогики, которое позволит определить тот минимум рассудительности и нравственности при воздействии на природу. Само по себе наличие этнопедагогических знаний не обеспечивает прагматизма, но полученные знания играют роль в направленности и характере экологического поведения личности и, в конечном итоге, очень важны в формировании экологической культуры учащихся.
Следовательно, педагог, умеющий вооружать учащихся этнопедагогическими знаниями, формирующий их экологическую культуру, выступает как наставник, с помощью которого школьники сознательно осуществляют облагораживание природно-социальной среды.
Библиографическая ссылка
Хусаинов З.А. РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 123-125;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1631 (дата обращения: 24.11.2024).