Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мусабекова Г.Т. 1
1 Университет «Сырдария»
В статье речь идет об инновационной деятельности учителя, о применении педагогами информационных технологий. Анализируются труды ученых, в которых исследованы проблемы формирования информационной культуры учителей. Выделяется структура инновационной деятельности учителя в аспекте применения информационных технологий. Определяются три основных уровня компьютерной грамотности: элементарная грамотность, функциональная грамотность, системная грамотность. Вывод: современный учитель должен, как минимум, владеть навыками работы с программными средствами на среднем уровне. Средний уровень готовности будущего учителя к применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности предполагает наличие систематических знаний и навыков работы на компьютере и как следствие самостоятельное использование программных средств в учебном процессе.
инновационная деятельность
учитель
применение информационных технологий
компьютерная грамотность
готовность будущего учителя к применению средств информационных технологий
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. – Алматы,1997. – 45 с.
2. Александрова Л.Н. Формирование готовности учителя к применению информационно-коммуникационных технологий в непрерывном профессиональном образовании: автореферат дисс. ... к.п.н. – Елецк, 2016. – 18 с.
3. Кручинина Г.А., Исакова С.Н. Готовность студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: монография. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – 180 с.
4. Джусубалиева Д.М. Теоретические основы формирования информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения: автореферат дисс. ... д.п.н. – Алматы, 1998. – 50 с.
5. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 223 с.

От того, каких специалистов готовят вузы, зависит будущее Республики Казахстан. Эта позиция убедительно прозвучала в послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева: «Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал» [1]. В связи с этим перед казахстанскими вузами стоит задача поднять образование до уровня мировых стандартов, чтобы дипломы выпускников были признаваемы во всем мире.

Соответственно, сегодня необходима более качественная разработка преподавателями конкурентноспособных педагогических технологий, методик обучения, развивающих потенциальные возможности учащихся, их стремление к знаниям, новаторству, реализации творческого потенциала и профессионализму.

Общепризнано, что смещение акцентов с формирования знаний на развитие способностей – это не случайность, а отражение требований тех реалий, которые имеют место сегодня в мире, характеризующиеся высоким динамизмом всех инновационных процессов и связанная с этим непосредственность, диктующая наличие у креативной личности умений осуществлять выбор; переход к информационному обществу; усиление роли человеческого фактора. Несомненно, все это изменяет статус образования, которое сегодня должно стать приоритетной сферой государственных интересов, потому как система образования из транслятора знаний превращается в механизм развития способностей растущего человека.

Общеизвестно, что способность и умения формируются в деятельности. В связи с чем, закономерно, что возрос интерес к механизмам включения учащихся в деятельность способствующего развитию их творческих способностей. В качестве таких механизмов мы считаем инновационные технологии обучения.

Актуальность рассмотрения вопроса о педагогических инновациях в связи с развитием потенциала креативной личности учителей определяется тем, что инновации в образовательном процессе, их качество становится, с одной стороны, проявлением уровня квалификации, компетенции учителей, результатом их инновационной деятельности, а с другой, действенным средством, условием ее совершенствования.

Гуманизация выступает как основополагающая характеристика инновационных концепций, она становится важнейшей предпосылкой и характеристикой человеческих отношений между поколениями.

Педагогическая инноватика – область научного знания, интенсивно развивающаяся в мире, создает принципиально новые возможности для осмысления педагогических реалий. Инновация предполагает нетрадиционные подходы и может быть рассмотрена как альтернативная традиционному. Различие между новацией и инновацией – в глубине масштабности и перспективе этих преобразований: первая в чем-то совершенствует устоявшийся процесс, а вторая – предполагает его коренную перестройку.

Мы считаем, что принципиальным отличием инновационной педагогики от нормативной является их отношение к будущему. Инновационная педагогика видит свое назначение в выявлении и максимальном развитии личностного потенциала для подготовки к совместным действиям в новых условиях. Другая – человека на основе установленных правил в повторяющихся ситуациях.

В настоящее время в рамках стратегии дальнейшего развития образования в республике одним из основных направлений выделяется подготовка и переподготовка педагогических кадров. Современное общество выдвигает новые требования к знаниям, умениям и навыкам будущих учителей. Следовательно, учитель сегодня должен быть способен не только к реализации на практике учебно-методического материала, но и должен быть готов к работе со средствами информационных технологий, эффективно применяя их в учебно-воспитательном процессе школы. Проблеме формирования готовности учителей к инновационной деятельности обучения по применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности было посвящено ряд работ (М.М. Буняев, Л.И. Долинер, Э.И. Кузнецов, Г.А. Кручинина, Н.В. Сафронова, Д.М. Джусубалиева и др.).

В современных педагогических исследованиях, определяя содержание готовности учителя к применению средств информационных технологий, выделяют три основных уровня компьютерной грамотности:

– элементарная грамотность, т.е. преобладание теоретическими знаниями о возможностях обучающего аспекта современных информационных технологий;

– функциональная грамотность, предполагает формирование практических навыков работы со средствами информационных технологий,

– системная грамотность, характеризуется наличием у учителя нового стиля мышления, так называемого компьютерного мышления [2].

В трудах Г.А. Кручининой, посвященных проблеме формирования компьютерной грамотности педагога, выделены следующие ее компоненты [3]:

– знание научной и научно-методической литературы, учебно-методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров;

– знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем;

– умение проанализировать содержание всего курса, темы, отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания, пригодные для выполнения (с учетом дидактических возможностей компьютера);

– умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов;

– умение оценивать соответствие подготовленной программистом обучающей программы предложенному заданию; способность оценить программное обеспечение учебного процесса с точки зрения профессионала в области обучения;

– умение учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении с использованием компьютерной техники;

– умение разрабатывать конспекты уроков с включением обучающих программ различных типов в систему деятельности «учитель – компьютер – учебник – ученик»;

– умение проводить урок в компьютерном классе;

– умение разрабатывать тему по предмету специализации с использованием обучающих программ различных типов.

В диссертационном исследовании Д.М. Джусубалиевой достаточно глубоко изучается проблема формирования информационной культуры студентов, в том числе и будущих педагогов. По мнению автора, изменение представлений о структуре профессиональной деятельности современного учителя, вызванное реалиями открытого информационного общества, актуализировало постановку задач формирования информационной культуры педагога [4].

В исследуемом аспекте особый интерес вызывает труды Н.В. Софроновой, которая разработала блочно-модульную структуру деятельности учителя в технологии применения программных средств учебного назначения, где выделила три уровня: начальный, основной и перспективный, и рассмотрела деятельность учителя в компьютерном классе в трех аспектах: гносеологическом, деятельностном и психологическом [5].

Опираясь на проведенный анализ исследований по проблеме формирования готовности учителей к применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности, мы выделяем следующую структуру инновационной деятельности учителя в аспекте применения информационных технологий, представленную на рисунке.

mus1.tif

Структура инновационной деятельности учителя в аспекте применения информационных технологий

Исходя из предложенной структуры инновационной деятельности учителя в аспекте применения информационных технологий, можно подчеркнуть, что инновационная деятельность учителя на уроке понимается как сформированные у него знания, умения и навыки моделирования и реализации учебного процесса с использованием информационных технологий. В нашем видении этап моделирования учебного процесса требует от учителя аналитических и проектировочных умений, характеризующиеся нами как компоненты его готовности к данной деятельности, а этап реализации – организационный, коммуникативный и экспертный компоненты. При этом на этапе моделирования доминирующую роль имеет проектировочный компонент, как путеводитель его дальнейшей деятельности, а на этапе реализации организационный компонент, который является основанием учебного процесса педагога.

Хотелось бы отметить, что предложенная структура предполагает наличие обратной связи, т.е. на этапе реализации деятельность учителя не заканчивается и сопровождается тремя процессами:

1) учитель как бы заново возвращается к аналитическому компоненту и там отслеживает отдельные составляющие моменты;

2) учитель анализирует соотношение собственных возможностей и внешних условий;

3) учитель анализирует соответствие модели урока и его практической реализации.

Таким образом, принцип обратной связи позволяет систематизировать поиск путей совершенствования учебного процесса и стремление повысить эффективность обучения.

Все выделенные компоненты структуры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Главной особенностью использования информационных технологий в педагогическом процессе является наличие информационно-образовательной среды, включающей на современном уровне базы информации, банки данных, мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, коммуникационные сети, экспертные, поисковые системы и др.

За время обучения в педагогическом вузе студенту необходимо овладеть информационными технологиями применительно к трем сферам деятельности: учебной, педагогической и исследовательской. При этом высокий уровень овладения информационными технологиями становится залогом успешности этих видов деятельности и во многом определяет их эффективность в инновационной деятельности. Следовательно, информационные технологии открывают доступ к информации, т.е. к знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний, творчества. Относительно представленной нами структуры учитель должен быть готов к решению следующих задач: формирование адекватной мотивационно-ценностной структуры обучения, т.е. ученикам надо разъяснять, что компьютер не самоцель, а средство, которое позволяет лучше познать и совершенствовать себя; изменение собственно учительской позиции в учебном процессе, включающее организацию новых форм представления учебного материала; моделирование деятельности учащихся при внедрении информационных технологий; выстраивание образовательного маршрута обучаемого с учетом ценностных мотиваций, сообразных развитию информационного общества; построение процесса обучения с учетом современных достижений в области информационных технологий и в педагогике.

При рассмотрении необходимых для реализации предложенной структуры знаний учителя нам хотелось бы выделить систему оценки уровней их готовности к применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности, которая предполагает наличие трех уровней:

– низкий уровень готовности будущего учителя к применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности характеризуется наличием только теоретических знаний накопленных вследствие полученной информации из книг, журналов, средств массовой информации, частных бесед и пр., которые носят случайный, фрагментарный характер и не способны обеспечить полноценную работу педагога со средствами информационных технологий. На данном уровне готовности учитель может действовать только по образцу, так как он не в состоянии самостоятельно спроектировать учебный процесс с применением программных средств. В реальных условиях образовательного процесса такому учителю может оказать помощь специалист в области информационных технологий;

– средний уровень готовности будущего учителя к применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности предполагает наличие систематических знаний и навыков работы на компьютере и как следствие самостоятельное использование программных средств в учебном процессе. Такие знания и навыки обеспечиваются на специальных занятиях: в вузах, курсах повышения квалификации и переподготовки учителей и пр. Учитель данного уровня характеризуется творческой активностью, применимой для разработки сценариев и обучающих программ, реализации проблемных методов обучения.

– высокий уровень готовности будущего учителя к применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности предполагает умения модифицировать или разрабатывать программные средства учебного назначения в соответствии со своим видением методики изложения учебного материала, создает собственные методики применения программных средств в учебном процессе, разрабатывает программы со встроенными технологиями обучения. Наибольшие требования к творческим способностям учителя предъявляются именно на данном уровне, поскольку разработка модели урока и его реализация требуют неординарных решений, творческого поиска.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный учитель должен, как минимум, владеть навыками работы с программными средствами на среднем уровне, а учебный процесс вуза должен предполагать необходимость постоянного освоения будущими учителями новых программных продуктов, осмысления их дидактического назначения и поиска справедливого места в образовательном процессе.


Библиографическая ссылка

Мусабекова Г.Т. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 67-70;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1624 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674